Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования кузбасский институт
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ
Отдел по работе с личным составом
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ
С РАБОТНИКАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ФСИН РОССИИ
Методическое пособие
Новокузнецк - 2012
Организация и проведение культурно-досуговой работы с работниками ФСИН России. Методическое пособие / Под общ. ред. А.Б.Туманова – ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2012. – 138с.
Составители:
Степанова О.Н., начальник отдела по работе с личным составом ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, подполковник внутренней службы;
Кулик Р.А., заместитель начальника отдела по работе с личным составом ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, подполковник внутренней службы;
Шубникова Н.Г., начальник отделения воспитательной и культурно-массовой работы отдела по работе с личным составом ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, подполковник внутренней службы.
Методическое пособие разработаны с целью оказания практической помощи в организации досуга работников уголовно-исполнительной системы как компонента системы воспитательной работы, а также освещают положительный опыт и практику организации культурно-досуговых мероприятий в ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России в 2011-2012 учебном году.
Пособие предназначено для организаторов культурно-досуговых мероприятий с работниками территориальных органов и образовательных учреждениях ФСИН России.
ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2012
Содержание
Введение | 4 |
Организация культурно-досуговой работы в территориальных органах и образовательных учреждениях ФСИН России | 7 |
Виды культурно-досуговых программ | 10 |
Оформление организационной документации | 43 |
Литература | 49 |
Приложение 1. «Папа, мама, я – спортивная семья» | |
Положение | 50 |
Сценарий | 52 |
Фото отчет | 61 |
Приложение 2. «Звездные судьбы» | |
Положение | 63 |
Сценарий | 65 |
Фото отчет | 78 |
Приложение 3. «Соревнования на личное первенство по спортивной ловле рыбы со льда» | |
Положение | 80 |
Фото отчет | 83 |
Приложение 4. «Дары осени» | |
Положение | 85 |
Сценарий | 87 |
Фото отчет | 95 |
Приложение 5. День работников уголовно-исполнительной системы | |
Сценарий | 98 |
Фото отчет | 106 |
Приложение 6. День учителя | |
Сценарий | 109 |
Фото отчет | 115 |
Приложение 7. «Конкурс детского рисунка «Миру-мир» | |
Положение | 117 |
Фото отчет | 119 |
Приложение 8. Фестиваль театрального искусства «Планета молодых» | |
Положение | 121 |
Сценарий | 122 |
Фото отчет | 127 |
Приложение 9. День России - «Россия многонациональная» | |
Сценарий | 130 |
Фото отчет | 135 |
Введение
В настоящее время социокультурная ситуация в стране характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых. Деятельность работников УИС протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах. Поэтому организации для них разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий самореализации в сфере досуга позволит не только развить их социальную активность и творческий потенциал, но и повысить трудовую деятельность, так как путем активного отдыха происходит восстановление процессов, снимающих интенсивные физические и психические нагрузки. Ведь досуг привлекает различными формами, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в себе физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.
Для многих сотрудников организация культурно-досуговых мероприятий являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации, а также предоставленной возможности быть участником важных событий.
В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года разработана Программа мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников уголовно-исполнительной системы на 2011-2015 годы (далее - УИС), которая направлена на формирование профессионально компетентных, инициативных, высоконравственных сотрудников, способных решать стоящие перед учреждениями и органами УИС оперативно-служебные и производственно-хозяйственные задачи; формирование и развитие сотрудника на основе общечеловеческих ценностей; развитие творческих, духовных и физических возможностей личного состава, создание прочных основ нравственности и здорового образа жизни.
Проведенные мероприятия показывают высокую степень их влияния на дальнейшее формирование у работников УИС качеств и отношений гражданина-патриота, профессионала и высоконравственной личности, повышение престижа службы в УИС, уровня морально-психологического состояния сотрудников.
Организация культурно-досуговой работы в территориальных органах и образовательных учреждениях ФСИН России
Культурно-досуговая работа - это система мероприятий, проводимых во всех видах служебной и повседневной деятельности учреждений и органов УИС по организации отдыха и воспитанию личного состава средствами культуры. Она организуется и осуществляется в целях формирования у личного состава средствами культуры и искусства высоких моральных качеств, поддержания на должном уровне духовно-эмоционального состояния и физических сил личного состава, мобилизации его на успешное решение задач.
Основной целью культурно-досуговой работы является позитивная социализация личности сотрудников УИС, формирование у них профессионально значимых качеств посредством организованного педагогического и творческого воздействия.
Основные задачи культурно-досуговой работы:
- воспитания средствами культуры и искусства у сотрудников УИС высоких духовных и нравственных качеств, патриотизма, гордости за свое Отечество и службу в УИС;
- обеспечение условий для организации досуга и полноценного отдыха личного состава с учетом обстановки;
- воспитание у личного состава верности служебному долгу и отечественным традициям, мужества, смелости и отваги, утверждение в их сознании оптимизма и уверенности в своих силах;
- развитие высокого уровня дисциплинированности и исполнительности, чести и достоинства как основы профессионально значимых качеств;
- формирование общей и профессиональной культуры;
- содействия формами и методами культурно-досуговой работы формированию у сотрудников УИС и членов их семей морально-психологической и профессиональной готовности к успешному решению задач, поставленных государством перед уголовно-исполнительной системой;
- снятие стрессовых состояний и морально-психологическая реабилитация личного состава;
- поддержание в служебных коллективах здоровой морально-психологической обстановки;
- взаимодействие с государственными и муниципальными учреждениями культуры для организации совместных культурно-досуговых мероприятий в учреждениях и органах УИС.
Культурно-досуговая работа предполагает:
- воспитание у личного состава средствами культуры и искусства преданности своему народу и Отечеству, верности Конституции Российской Федерации и служебному долгу;
- духовную мобилизацию личного состава на успешное решение задач и неуклонное выполнение требований служебной дисциплины;
- приобщение сотрудников и членов их семей к национальным и общекультурным ценностям, самодеятельному творчеству.
Основные формы культурно-досуговой работы:
- телерадио-, киновидео-, фотообслуживание личного состава, обеспечение литературой и периодическими изданиями;
- организация выступлений профессиональных и самодеятельных коллективов, деятелей культуры и искусства, агитационных и культурно-художественных бригад и других творческих коллективов;
- проведение спортивных, досуговых игр и других культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих отдыху и поднятию морального духа личного состава;
- методическая работа, работа с активом учреждений и органов УИС;
- сбор материалов для музеев (уголков истории);
- выставочная работа.
Эффективность решения задач культурно-досуговой работы достигается: постоянной готовностью к применению сил и средств культурно-досуговой работы и их согласованным применением; четким планированием, организацией и сосредоточением основных усилий культурно-досуговой работы на приоритетных направлениях; разнообразием форм и методов культурно-досуговой работы.
Виды культурно-досуговых программ определяются направлениями воспитательной работы учреждения и включают:
Культурно-досуговые программы общественно-патриотической направленности:
- круглый стол;
- флешмоб.
Культурно-досуговые программы интеллектуальной направленности:
- дебатный турнир;
- конференция;
- интеллектуальная игра;
- интеллектуальные конкурсы и олимпиады.
Культурно-досуговые программы творческой направленности:
- концерт;
- театрализованное представление;
- фольклорный праздник;
- шоу-программа;
- творческие конкурсы и фестивали;
- чемпионаты и фестивали КВН;
- конкурс красоты;
- презентация.
Культурно-досуговые программы спортивно-оздоровительной направленности:
- спартакиада;
- фестиваль здоровья.
Культурно-досуговые программы общественно-патриотической направленности
Круглый стол
Характеристика | Круглый стол – форма организации культурно-досуговой программы, предусматривающая беседу, обсуждение «за круглым столом» некоторого вопроса с целью обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы. |
Цель, задачи | Организация досуга сотрудников, курсантов; формирование у них основ общественно-политической грамотности; формирование и развитие умений участвовать в дискуссии, формулировать свою точку зрения по обсуждаемой проблематике. |
Субъекты | Все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников). Все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения. |
Содержание | Круглый стол проводится в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции) или как самостоятельное мероприятие. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений. |
Виды деятельности субъектов | Интеллектуально-познавательная; беседа, диалог. |
Условия проведения | Помещение – конференц-зал. Атрибуты: стол (желательно овальный или круглый), за которым собираются участники. |
Флешмоб
Характеристика | Флешмоб (флеш-моб, флэш-моб) (от англ. flash mob; flash – вспышка; миг, мгновение; mob – толпа; переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее оговорённые действия (по подготовленному сценарию) и затем одновременно быстро расходится в разные стороны, как ни в чём не бывало. Главный принцип: «Флешмоб вне политики и экономики». Флешмобы не могут проводиться как рекламные или общественно-политические акции. |
Цель, задачи | Организация досуга сотрудников, курсантов; привлечение внимания к какой-либо общественно значимой проблеме; развитие креативного мышления, способностей нестандартно мыслить; создание условий для самореализации. |
Субъекты | Организаторы – инициативные сотрудники, руководители творческих объединений. Зрители – случайные прохожие и пр. |
Содержание | Флешмоб – это представление, рассчитанное на случайных зрителей. Содержание флешмоба заключается в следующем: мобберы действуют по заранее разработанному сценарию, создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней, как будто для них это вполне нормально и естественно: серьёзные лица, никто не смеётся. Флешмоб вызывает неоднозначные чувства и эмоции: от полного непонимания до интереса и пр. Правила флешмоба: - флешмоб вне рекламы, вне политики (никто из участников не платит и не получает денег); - действие должно казаться спонтанным (участники не собираются в месте события до акции); - точное время начала и конца проведения (каждый моббер должен точно выполнить указанное в сценарии временное условие, часы должны быть синхронизированы); - должно сложиться впечатление, что мобберы – такие же случайные прохожие, как и все (не общаться друг с другом до, во время и после акции в месте проведения); - сценарий должен иметь абсурдный характер (действия моберов не должны поддаваться логическому объяснению); - точное следование сценарию (креативный подход только в оговоренных случаях); - флешмоб не должен вызывать негативных эмоций, агрессивной реакции случайных зрителей; - действия мобберов не должны пересекаться с чертой дозволенного законодательством. После акции не должно оставаться мусора; - флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех; - после акции нужно мгновенно разойтись с места действия в разные стороны, не подавая виду, что произошло что-то необычное; - запрещена фото-видео съемка сторонними лицами с целью афиширования (акция может быть снята самими мобберами при условии, что информация не выйдет за пределы их круга). |
Виды деятельности субъектов | Организационно-творческая: разработка идеи и сценария; участие в реализации сценария. |
Условия проведения | Площади вуза, города; стадионы; концертные и сценические площадки и пр. |
Культурно - досуговые программы интеллектуальной направленности
Дебатный турнир
Характеристика | Дебатный турнир. Дебаты (англ. debate или debating) – это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т.д.). |
Цель, задачи | Организация досуга сотрудников, курсантов и групп. Дебатные турниры как форма культурного досуга решают задачи развития кругозора и интеллектуального уровня него участников (и зрителей), способствуют формированию лидерских качеств, умению выступать публично, логически выстраивать свою речь, аргументировано отвечать на выступления соперников, отстаивать свою точку зрения, ориентироваться в незнакомой ситуации, расширять уровень самостоятельности своих суждений, развивают умения работать в команде, свободно ориентироваться в широком информационном пространстве и пр. |
Субъекты | Дебаты как форма культурно-досуговой программы адресована, в первую очередь, руководителям всех уровней. Высокий уровень интеллектуальности является своеобразным ярлыком дебатёров и дебатного турнира Как правило, дебатное сообщество является достаточно компактным. Большинство его участников хорошо знают друг друга и поддерживают дружеские отношения. |
Содержание | Дебаты, как форма ведения спора, отличается от просто логической аргументации, которая лишь проверяет вещи на предмет последовательности с точки зрения аксиом, а также от спора о фактах, в котором интересуются только тем, что произошло или не произошло. Хотя и логическая последовательность, и фактическая точность, как впрочем, и эмоциональная апелляция к публике являются важными элементами убеждения, в дебатах одна сторона зачастую превалирует над другой посредством представления более качественного «смысла» или структуры рассмотрения проблемы. Дебаты, дебатный турнир – это яркая, интеллектуальная игра; перспектива для руководителей. Дебаты готовят к ответственному принятию решений, самостоятельности и другими навыкам, необходимым в пенитенциарном учреждении. |
Виды деятельности субъектов | Игровая, информационно-поисковая, ораторско-дискуссионная, аналитическая. В каждом раунде дебатов выступают две команды: Утверждения (Пропозиции) и Отрицания (Оппозиции), по три спикера каждая, которые в общей сумме произносят восемь речей. Первые шесть речей продолжительностью по восемь минут, после которых каждая команда завершает дебаты произнесением 4-х минутной заключительной речи (англ. Reply Speech). Команда Утверждения должна защитить определенную резолюцию (тему для дебатов, англ. Motion), команда Отрицания должна ее опровергнуть. |
Условия проведения | Для проведения дебатного турнира необходимо помещение, зал и т.п., трибуны для выступающих, стол для судей и др. |
Конференция
Характеристика | Конференция – форма организации деятельности, при которой ее участники собираются для обсуждения вопросов, посвященных какой-либо определенной теме. Научная конференция – форма организации научной деятельности, при которой ее участники собираются для обсуждения вопросов, посвященных какой-либо определенной теме, имеющей научную значимость. Пресс-конференция - организованная встреча журналистов с представителями компаний, организаций или отдельными персонами. Пресс-конференции организуются с целью предоставления СМИ проблемной и комментирующей информации; дают возможность получить информацию из первых рук (пресс-релиз). Зрительская конференция – собрание зрителей для обсуждения просмотренного фильма, спектакля, деятельности театра. Телеконференция – вид конференции, в котором групповая коммуникация осуществляется между территориально распределенными участниками с помощью специального оборудования (технологии телеконференций), на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей. Видеоконференция – телеконференция, обеспечивающая передачу аудиоинформации, изображений и видеофильмов. Видеоконференция использует технологию видеоконференцcвязи. Интернет-конференция – конференция, организуемая и проводимая с помощью Интернет-технологий (в виртуальном режиме). |
Цель, задачи | Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы сотрудников, курсантов. Развитие интеллектуального творчества, привлечение к исследовательской деятельности; выявление наиболее способных и талантливых. |
Субъекты | Организаторы – оргкомитет; участники (докладчики, журналисты); техническая группа. |
Содержание | Структура проведения конференций: - определение темы конференции; - создание оргкомитета по проведению конференции; - подготовка и рассылка информационных писем; - прием заявок для участия; - подготовка программы конференции на основе собранных заявок; - регистрация участников с предоставлением программы конференции или пресс-релиза; - открытие и пленарное заседание с выступлением организаторов конференции; - работа по секциям или круглым столам с заслушиванием докладов и последующим обсуждением; - кофе-брейк в середине работы конференции; - культурные программы, экскурсии для участников и гостей; -публикация сборника трудов. |
Виды деятельности субъектов | Исследовательская; подготовка материала для доклада и публикации; участие в работе конференции – выступление с докладом, участие в обсуждении докладов других участников. |
Условия проведения | Специально оборудованный для проведения конференции зал со столом президиума, звуковой аппаратурой, техническим обеспечением (мультимедийный видеопроектор, экран и пр.); конференц-зал; пресс-центр; Интернет-залы и др. |
Интеллектуальная игра
Характеристика | Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта (от лат. intellectus – понимание, познание) или эрудиции (от лат. eruditio – ученость, познания; глубокие всесторонние познания, широкая осведомленность). |
Цель, задачи | Организация досуга сотрудников, курсантов; стимулирование познавательной деятельности и творческой инициативы; развитие интеллекта, эрудиции, кругозора, пытливости ума, логичности, доказательности, критичности, широты мышления; развитие личностных качеств – порядочности, целеустремленности, внимательности к окружающим, умений работать в команде, лидерских качеств и др. |
Субъекты | Организатор (автор, разработчик, сценарист), который разрабатывает условия игры, предопределяющие сюжет и характеры героев, создает игровые ситуации; водящий (водящие); игроки, обладающие знаниями, эрудицией; зрители (болельщики). |
Содержание | Интеллектуальные игры часто строятся в форме викторины: как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни и областей знания. При отборе заданий и вопросов для интеллектуальных игр необходимо учитывать следующее: придумывать и подбирать такие, для решения которых недостаточно только знаний, пусть даже и обширных. Вопросы должны иметь секрет, тайный, невидимый на первый взгляд смысл, чтобы их расшифровка была невозможна без остроумного и нешаблонного подхода. Игры отличаются друг от друга правилами, определяющими очередность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, а также вознаграждение за правильно данный ответ. Смысл игры – в выявлении главного героя – лидера (индивидуального или командного). По итогам игры победитель, как правило, награждается призами. Разновидность интеллектуальных игр – виртуальные игры: игры через Интернет, состоящие из решения предложенных заданий на различную тематику. Участие в них виртуальное, а призы – могут быть реальными. |
Виды деятельности субъектов | Игровая, познавательная, организационная и др. |
Условия проведения | Помещение – комната, актовый или игровой зал. Игровые атрибуты: колесо рулетки, волчок, черный ящик, карточки для жеребьевки и др. Эти атрибуты помогают заострить интригу, вызвать сильные эмоциональные поступки игроков, повысить интерес к игре, как у игроков, так и у болельщиков. |
Интеллектуальные конкурсы и олимпиады
Характеристика | Конкурс (от лат. concursus) – соревнование, соискательство нескольких лиц в какой-либо области с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта – претендента на победу. Соревнование – противоборство и конкурентная борьба между несколькими сторонами за достижение превосходства (выигрыша, признания и т.п.). Олимпиада – командный чемпионат или соревнования в личном первенстве в спорте, науке, образовании. Интеллектуальные конкурсы и олимпиады – это соревнование в знаниях конкретной предметной сферы и умении решать логические задачи. |
Цель, задачи | Организация досуга курсантов; создание условий для интеллектуального развития, поддержка или пробуждение интереса к той или иной области знания, интереса к решению логических задач, развивающих мышление. |
Субъекты | Организаторы (вуз; педагоги, руководители научных кружков, объединений); участники; жюри (конкурсная комиссия); зрители (болельщики). |
Содержание | Интеллектуальные конкурсы, олимпиады проходят в соответствии с разработанным Положением. Конкурсы, олимпиады проходят, как правило, в несколько этапов (отборочный, основной и финальный). Основное содержание интеллектуальных конкурсов и олимпиад заключается в соревновании на лучшее выполнение конкурсных заданий, выборе лучшего конкурсанта (конкурсантов), правильно выполнившего все задания, набравшего большее количество очков (баллов). |
Виды деятельности субъектов | Познавательная, предметно-исследовательская. |
Условия проведения | Специально отведенные аудитории, при необходимости оборудованные столами и пр. |
Культурно-досуговые программы творческой направленности
Концерт
Характеристика | Концерт (с лат. concertо – состязаюсь) – массовое зрелищное мероприятие, проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе (площади, стадионы и т.п.). |
Цель, задачи | Организация досуга сотрудников, курсантов; создание условий для творческой самореализации; приобщение к различным видам художественного творчества; развитие культурного кругозора. |
Субъекты | Организаторы; режиссер; сценарная и постановочная группа; исполнители – солисты, творческие коллективы; зрители. |
Содержание | Публичное выступление солистов, творческих коллективов. В концерте могут участвовать один коллектив или исполнитель (сольный концерт); различные исполнители – солисты и коллективы, представители различных жанров художественного творчества (хореографические, эстрадные коллективы, оркестры, ансамбли и пр.). |
Виды деятельности субъектов | Деятельность субъектов концертной программы (организаторов, исполнителей, зрителей) имеет свои особенности. В целом она носит художественно-творческий характер и заключается в исполнении и восприятии художественных (музыкальных, хореографических, литературных, цирковых и др.) произведений. |
Условия проведения | Концертный зал или специально оборудованная концертная площадка. Обязательным условием является наличие сцены (или подиума), оборудованного микрофонами, звуковоспроизводящей и (по возможности) световой аппаратурой. |
Театрализованное представление
Характеристика | Театрализованное представление – вид массового зрелища, построенного по законам драматургии, на основе разработанного сценария. |
Цель, задачи | Организация досуга сотрудников, курсантов; создание условий для развития творческих способностей, самореализации. |
Субъекты | Организаторы; режиссер; сценарная группа; постановочная группа; исполнители; зрители. |
Содержание | Театрализованное представление как форма организации культурного досуга может включать и объединять различные виды художественного творчества – театрально-драматического, музыкального, танцевального, инструментального, поэтического, циркового и др. Разновидности театрализованного представления: инсценировка, мини-театрализация и пр. |
Виды деятельности субъектов | Деятельность каждого из субъектов театрально-драматического представления имеет свое содержание и особенности. Но в целом, деятельность субъектов театрализованного представления как формы организации досуга носит художественно-творческий характер. |
Условия проведения | Специальный (театральный, концертный) зал, театрализованная площадка, имеющая сцену (подиум), художественно-декоративное оформление, места для зрителей, |
Фольклорный праздник
Характеристика | Фольклор (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего устное и передаваемое из поколения в поколение; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы в создаваемой им поэзии (предания, песни, сказки, эпос), музыке (песни, инструментальные наигрыши, пьесы), театре (драмы, сатирические пьесы, театр кукол и пр.), танце, архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Праздник – день торжества, радости и веселья, установленный в честь какого-либо события. В праздник, по традиции, принято радостно проводить время, устраивать церемонии. Праздники делятся на официальные (государственные, профессиональные) и неофициальные (дня рождения, новоселье, корпоративные праздники и т.п.). Фольклорный праздник – форма организации культурного досуга, основное содержание которого заключается в торжественном, радостном и веселом времяпрепровождении, организуемого в народных художественных традициях, с использованием произведений народного художественного творчества (песни, игры, театрализации и пр.). |
Цель, задачи | Организация досуга сотрудников, курсантов; создание условий для эмоционально-положительного восприятия национальной художественной культуры, национальных культурных традиций. |
Субъекты | Организаторы; режиссер; сценарная группа; постановочная группа; исполнители – участники творческих коллективов, солисты и пр.; зрители как активные участники праздника. |
Содержание | Массовое мероприятие, основанное на народных традициях, включающее театрализованное представление, концерты, конкурсы художественного творчества, спортивные состязания и пр. |
Виды деятельности субъектов | Деятельность субъектов фольклорного праздника (организаторов, исполнителей, зрителей) имеет свои особенности. В целом она носит художественно-творческий характер и заключается в участии в традиционных обрядах, исполнении и восприятии произведений художественного фольклора (музыкальных, хореографических, литературных, цирковых и др.). |
Условия проведения | Открытые площадки с установленными атрибутами праздника – сценой, юртой, качелями, праздничными столами с традиционными угощениями, спортивными площадками и пр. Необходимо наличие звукоусиливающей аппаратуры, сценического реквизита. |
Шоу-программа
Характеристика | Шоу (с англ. show – показ, демонстрация; зрелище; пышность, парадность) – форма культурно-досугового мероприятия, отличающаяся особой зрелищностью, яркостью, красочностью. |
Цель, задачи | Организация досуга сотрудников, курсантов; создание условий для творческого развития, приобщение к художественному творчеству. |
Субъекты | Организаторы; режиссер; сценарная группа; постановочная группа; исполнители – участники творческих коллективов, солисты и пр.; зрители как активные участник праздника. |
Содержание | Различают: - реалити-шоу – разновидность развлекательной программы, в которой в течение определённого времени показывается якобы естественная жизнь группы персонажей в специально созданной для них обстановке; - ток-шоу (от англ. talk – говорить) – разновидность шоу, в котором участники ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем. Как правило, при этом присутствуют зрители, которым предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение; - игровое шоу – разновидность шоу, в основе которого лежит игра, проводимая по определённым правилам; - концерт-шоу – вид шоу-программы, в основе которой особо яркий, зрелищный концерт (гала-концерт); - танцевальное шоу – вид шоу-программы, основанное на использовании хореографии; - спортивное шоу – разновидность шоу, основанное на демонстрации какого-либо вида спорта; - фэшн-шоу (с англ. fashion – стиль, мода)–модное шоу, показ модной одежды; выступление театра моды и др. |
Виды деятельности субъектов | Деятельность субъектов шоу-программы зависит от целей, задач и содержания программы. В целом она носит художественно-творческий характер и заключается в подготовке и проведении массового зрелищного мероприятия на высоком художественном уровне. |
Условия проведения | В зависимости от разновидности шоу-программы: концертный зал, актовый зал, спортивный зал и пр. Необходимо наличие звукоусиливающей аппаратуры, сценического реквизита. |
Творческие конкурсы и фестивали
Характеристика | Творчество – в общем смысле процесс создания качественно нового в какой-либо деятельности. Различают художественное, научное и техническое творчество. Художественное творчество – это процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения; деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации. Творческая деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество всегда предполагает наличие субъекта творческой деятельности (творца). Творческий конкурс (от лат. concursus) – соревнование в какой-либо области художественного творчества, на лучшее исполнение художественного произведения, с целью выявления наиболее ярких и талантливых исполнителей, выдающегося (или выдающихся) конкурсанта – претендента на победу. Фестиваль (от лат. festivus – праздничный), массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Фестиваль отличается от конкурса большими размерами – большим количеством участников, конкурсных номинаций, большей продолжительностью и пр. Может включать не только конкурсную, но и другую развлекательную (экскурсионную, концертную и пр.) программу для его участников и зрителей. |
Цель, задачи | Организация досуга сотрудников, курсантов; создание условий для творческого развития, приобщение к художественному творчеству, выявление и поддержка наиболее ярких исполнителей. |
Субъекты | Организаторы; участники (исполнители-солисты или творческие коллективы); жюри (конкурсная комиссия); зрители (болельщики). |
Содержание | Творческие конкурсы и фестивали проводятся в соответствии с разработанным Положением и проходят, как правило, в несколько этапов (отборочный, основной и финальный). Основное содержание творческих конкурсов и фестивалей заключается в демонстрации творческих достижений, соревновании на лучшее исполнение художественных (музыкальных, танцевальных, поэтических, драматических и др.) произведений, выборе лучшего конкурсанта-исполнителя (конкурсантов). Обычно конкурс и фестиваль является соревнованием, участники которого выделяются специальными жюри в результате предварительных отборочных просмотров. Часто фестивали проводятся в форме смотра достижений и могут не иметь конкурсной (соревновательной) основы. При этом все участники фестиваля получают специальные дипломы, призы и пр. |
Виды деятельности субъектов | Художественно-творческая. |
Условия проведения | Специально отведенные залы, наличие сцены, музыкальных инструментов, звукоусиливающей аппаратуры. |
Чемпионаты и фестивали КВН
Характеристика | КВН (Клуб Веселых и Находчивых) – популярные юмористические игры, в которых команды различных коллективов соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д. |
Цель, задачи | Организация досуга сотрудников, курсантов; создание условий для творческого развития, пропаганда КВН-овского движения, активизация творческой инициативы, выявление и поддержка наиболее ярких представителей пенитенуиарных учреждений. |
Субъекты | Организаторы; игроки (команды-участники со своими капитанами); жюри; зрители. |
Содержание | Содержание игр определяется правилами, которые делают КВН узнаваемой игрой: - КВН – командная игра (команда должна содержать не менее двух игроков и быть возглавляемой капитаном); - команды выступают в оригинальных костюмах, отличающих ее от других игроков и команд; - игра делится на конкурсы: «Приветствие» – играется в начале игры; команды-участники представляют себя; приветствие состоит, в основном, из текстовых шуток и миниатюр; «Разминка» – конкурс, в котором команды за тридцать секунд должны придумать смешной ответ на вопросы, которые задаются другими командами, залом, жюри и/или ведущим; «СТЭМ» (студенческий театр эстрадных миниатюр) – короткий конкурс, основной принцип которого – на сцене не должно быть одновременно более трех игроков; «Музыкальный конкурс» – конкурс, в котором оценивается музыкальное выступление – песня, танец, игра на инструментах; «Биатлон» – конкурс, в котором участники «стреляют» шутками, а жюри после каждого круга снимает с дистанции менее понравившуюся команду. Победитель получает 1 балл; «Фри-стайл» – свободный конкурс, в котором командам разрешается играть в любом стиле и показывать любые номера; «Кино-конкурс» – конкурс, в котором нужно снять клип или озвучить известный фильм. «Конкурс капитанов» – индивидуальный конкурс для капитанов соревнующихся команд; «Домашнее задание» – играется в конце игры. Иногда играется как «Музыкальное домашнее задание»; - игра в целом и каждый конкурс получают оригинальное название, определяющее общую тему игры; - каждый конкурс оценивает жюри во главе со своим председателем. |
Виды деятельности субъектов | Игровая, юмористическая, творческая. |
Условия проведения | Специальный (театральный, концертный) зал, с соответствующим художественно-декоративным оформлением, звуковым оборудованием, местами для жюри, зрителей и пр. |
Конкурс красоты
Характеристика | Конкурс красоты – шоу, в котором принимают участие красивые девушки; мероприятие заканчивается выбором лучшей и награждением призами. |
Цель, задачи | Организация досуга сотрудников, курсантов; пропаганда в красоты и здорового образа жизни, стремления к всестороннему и гармоничному развитию личности; стимулирование культурной и творческой деятельности, выявление победительницы конкурса, символизирующей собой единство внутренней и внешней красоты. |
Субъекты | Организаторы; сценарная группа; участницы конкурса; жюри; зрители, болельщики. |
Содержание | Конкурсы красоты проводятся в соответствии с разработанным Положением и проходят, как правило, в несколько этапов (отборочный, основной и финальный). В Положении указаны цели и задачи проведения конкурса, конкурсные номинации, условия участия. Главными критериями участия в конкурсе является единство внешней и внутренней красоты. |
Виды деятельности субъектов | Художественно-творческая. |
Условия проведения | Специальный (театральный, концертный) зал, с соответствующим художественно-декоративным оформлением, звуковым оборудованием, местами для жюри, зрителей и пр. |
Презентация
Характеристика | Презентация (с англ. presentation – представление, показ) – официальное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного. |
Цель, задачи | Организация досуга сотрудников, курсантов; развитие творческого мышления и творческих способностей; предоставление возможности для творческой реализации самостоятельно разработанного проекта. |
Субъекты | Организаторы; сценарная группа; авторы представляемого продукта; участники программы презентации; техническая группа (программисты и пр.); зрители. |
Содержание | Презентация в отличие от других рекламных мероприятий носит более непринужденный характер; обычно сопровождается выступлениями общественных деятелей, известных актеров, встречей с прессой, фуршетом. Нередко презентация является самостоятельной рекламной акцией, но может проходить и в рамках выставки или других рекламных мероприятий, например аукцион, дегустация и пр. |
Виды деятельности субъектов | Организаторская; творческая. |
Условия проведения | В зависимости от презентуемого продукта (книга, песня, прибор, специальность и пр.) условия проведения могут быть различны: актовый или конференц-зал, пресс-центр, сценическая площадка, компьютерный зал, спортивный зал и пр. Обязательно наличие звукоусиливающей аппаратуры, компьютерной техники (видеопроектор, экран и пр.). |
Культурно-досуговые программы спортивно-оздоровительной направленности
Спартакиада
Характеристика | Спартакиада – массовые спортивные соревнования, названные по имени предводителя восстания римских рабов Спартака. Спартакиада – вид организации культурного досуга спортивно-оздоровительной направленности. |
Цель, задачи | Организация досуга сотрудников, курсантов; пропаганда физической красоты и здорового образа жизни; привлечение к движению за здоровый образ жизни, развитие массовой физической культуры и спорта; выявление и поддержка наиболее одарённых в спортивном плане. |
Субъекты | Организаторы; участники (команды и индивидуальные участники по видам спорта); судейство; зрители (болельщики). |
Содержание | Соревнования по видам спорта |
Виды деятельности субъектов | Спортивно-состязательная. |
Условия проведения | Спортивные залы или открытые спортивные площадки, стадионы, катки, треки, трассы и пр. |
Фестиваль здоровья
Характеристика | Фестиваль здоровья – широкомасштабная массовая акция, направленная на привлечение широких слоев населения и общественного внимания к движению за здоровый образ жизни, развитие массовой физической культуры и спорта. |
Цель, задачи | Организация досуга сотрудников и курсантов; пропаганда в здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта. |
Субъекты | Организаторы; участники (команды и индивидуальные участники по видам спорта); судейство; зрители (болельщики). |
Содержание | Яркое, зрелищное массовое мероприятие, включающее одновременное участие большого количества спортсменов и любителей физической культуры. Может включать спортивную и другую развлекательную (конкурсную, концертную и пр.) программу для его участников и зрителей. |
Виды деятельности субъектов | Спортивно-оздоровительная деятельность; участие в массовых забегах, марафонах, соревнованиях и пр. |
Условия проведения | Спортивные залы или открытые спортивные площадки, стадионы, залы и пр. |
Оформление организационной документации
Организация культурно-досуговых мероприятий требует разработки и ведения соответствующей документации, регулирующей деятельность клубов, творческих коллективов, спортивных секций:
- план;
- проект;
- положение;
- сценарий.
План – документ, фиксирующий намеченную на определенный период работу с указанием ее целей, содержания, последовательности, сроков выполнения, ответственных лиц. Различают планы подготовки и планы проведения культурно-досугового мероприятия. План оформляется в виде таблицы.
Проект – документ, формулирующий проблему, сферу проектирования, целевую аудиторию, цель и задачи, форму, содержательное оснащение, ресурсное обеспечение, сроки реализации, ожидаемые результаты.
Структура проекта:
Вводная часть – паспорт, отражающий атрибуты заказчика и исполнителя, фамилии разработчиков, консультантов, рецензентов, сроки проектирования.
Первый раздел – сфера проектирования – включает характеристику проблем, сложившиеся противоречия, недостатки, сложности в той или иной сфере культурной жизни, на решение которых направлен данный проект; определяет приоритетные направления и виды социально-культурной деятельности (дает ответ на вопрос «почему необходима разработка данного проекта?»).
Второй раздел – аудитория проекта – дает характеристику категории или социальной группы, которой адресована программа, включает социально-демографические характеристики, образ жизни типичного представителя группы, его положение в обществе, круг интересов и др. (ответ на вопрос «для кого разрабатывается проект?»).
Между первым и вторым разделом проекта существует не только прямая, но и обратная связь. В частности, специфические социально-культурные проблемы аудитории могут уточнить приоритетные области проектирования и существенно скорректировать содержательную часть проекта.
Третий раздел – цели и задачи проекта – раскрывает цели как желаемое состояние конкретной ситуации, которого необходимо достичь в результате реализации проекта, и задачи – более конкретные шаги, которые в содержательной части проекта можно решить соответствующими мероприятиями (дает ответ на вопрос «зачем разрабатывается проект?»).
Четвертый раздел – форма реализации проекта. В зависимости от замысла проекта, содержания деятельности и имеющихся ресурсов, формой реализации проекта может быть: создание культурного центра, общественного объединения, фонда, клуба; отдельное мероприятие или цикл мероприятий (диспутов, дискуссий, конференций, аукционов), конкурсная программа, фестиваль и др. (дает ответ на вопрос «что представляет собой проект?»).
Пятый раздел – содержание проекта – характеризует направления и содержание деятельности, базу реализации, исполнителей, сроки реализации (ответ на вопрос «как?» может быть реализован проект).
Шестой раздел – сумма затрат и источники финансирования. В данном разделе предоставляется смета расходов, распределение финансовых затрат с указанием источников и доли бюджетного и внебюджетного финансирования тех или иных разделов проекта.
Седьмой раздел – ожидаемые результаты. В данном разделе необходимо отразить результаты, которых предполагается достичь. Ожидаемые результаты должны находиться в преемственности с целью проекта.
Положение – документ, регулирующий основные правила организации и порядок проведения конкурса, фестиваля и пр.
В Положении необходимо отразить следующую информацию:
- название и статус культурно-досугового мероприятия (конкурса, фестиваля и пр.);
- цель и задачи культурно-досугового мероприятия;
- учредители и организаторы мероприятия;
- участники культурно-досугового мероприятия;
- даты и содержание этапов конкурса (фестиваля и пр.);
- конкурсные номинации;
- критерии оценки участия в конкурсе (фестивале и пр.);
- состав экспертной комиссии – жюри конкурса (фестиваля и пр.);
- условия награждения участников и победителей;
- справочная информация (адрес, телефон оргкомитета и пр.).
Сценарий – документ, представляющий схему, краткое изложение культурно-досугового мероприятия, строящегося по законам драматургии – композиционного построения (театрализованного представления, спектакля, концерта, конкурса, фольклорного праздника и пр.).
В сценарии необходимо отразить:
- название мероприятия;
- дату, время и место проведения;
- концептуальную идею;
- цель;
- главные моменты действия.
Сценарий определяет канву мероприятия, предоставляя определённую свободу творчества при его воплощении.
Документирование организации досуга позволяет контролировать качество осуществления данной деятельности на каждом этапе – от выбора проблематики, определения темы, цели, задач до реализации культурно-досуговой программы – степени участия в досуговой деятельности сотрудников и курсантов, результативности проведенной работы.
Список литературы:
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.Особенности и типы культурно-досуговых программ. Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. – 288 с.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // распоряжение от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
Методические рекомендации по организации досуга студентов / Сост. С. Кентбек, К.Г. Гаркуша. – Караганды: Изд-во КарГУ, 2009. – 84 с.
Морозов А.А. Оптимизация алгоритма культурно-досуговой работы в подразделении. IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». Сборник статей.
Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития. Омский государственный университет, кафедра социально-культурной деятельности.
Письмо ФСИН России от 25.07.2006 № 10/8/1-390 «Об утверждении методических рекомендаций по морально-психологическому обеспечению в учреждениях и органах УИС».
Письмо ФСИН России от 18.01.2011 № 7-416-02 «О программе мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников УИС на 2011-2015 годы».
Приказ ФСИН России от 28 декабря 2010 г. N 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы».
Приложение 1. «Папа, мама, я – спортивная семья»
Положение конкурса
1. Цели и задачи
1.1. Формирование здорового образа жизни.
1.2. Воспитание физической культуры и нравственной сплочённости семьи.
1.3. Развитие спортивных и двигательных навыков у детей и взрослых.
1.4. Воспитание чувства любви, уважения и гордости за свою семью.
2. Организаторы
2.1. Отдел по работе с личным составом.
2.2. Кафедра боевой, тактико-специальной и физической подготовки.
3. Участники соревнований
3.1. К участию в соревнованиях допускаются семейные команды.
3.2. Состав команды: папа, мама, 1 ребенок.
4. Сроки, место, условия проведения соревнований
4.1. Дата проведения соревнований: ……………………….
4.2. Начало соревнований: …………….
4.3. Место проведения соревнований: площадка, хоккейная коробка на территории института.
4.4. Форма одежды участников: верхняя одежда для улицы.
4.5. Соревнования состоят из 10 эстафет.
4.6. Команда победительница определяется по наибольшей сумме набранных очков.
5. Подготовка к празднику
5.1. Оборудование: санки, лыжи с мягкими креплениями, клюшки, шайбы, швабры, фишки, мячи, обручи, веревки (длиною 3 метра).
5.2. Реквизит: дипломы, судейские протоколы.
6. Жюри
6.1. Председатель – …………………...
6.2. Члены жюри: ……………………..
6.3. Работа с жюри:
– систематизация оценочной шкалы;
– подсчет результатов.
7. Взаимодействие со специалистами
7.1. Ведущие: ………………………….
7.2. Ответственный за музыкальное сопровождение соревнований – ………....
7.3. Ответственный за подсчет результатов - …………………..
7.4. Ответственные за обеспечение инвентарем спортивных этапов: ………….
7.5. Медицинское обеспечение: ……………………………...
8. Конкурсный состав
8.1. Визитная карточка (название команды, девиз, эмблема).
8.2. Разминка.
8.3. Перевозка команды.
8.4. Керлинг.
8.5. Лыжники.
8.6. Сороконожка.
8.7. Гольф на снегу.
8.8. Гонки.
8.9. Хоккеисты.
8.10. Вперед, к победе!
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: