NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования кузбасский институт



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ


Отдел по работе с личным составом


ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ

С РАБОТНИКАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ФСИН РОССИИ
Методическое пособие

 

 

  Новокузнецк - 2012

Организация и проведение культурно-досуговой работы с работниками ФСИН России. Методическое пособие / Под общ. ред. А.Б.Туманова – ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2012. – 138с.

Составители:

Степанова О.Н., начальник отдела по работе с личным составом ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, подполковник внутренней службы;

Кулик Р.А., заместитель начальника отдела по работе с личным составом ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, подполковник внутренней службы;

Шубникова Н.Г., начальник отделения воспитательной и культурно-массовой работы отдела по работе с личным составом ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, подполковник внутренней службы.

Методическое пособие разработаны с целью оказания практической помощи в организации досуга работников уголовно-исполнительной системы как компонента системы воспитательной работы, а также освещают положительный опыт и практику организации культурно-досуговых мероприятий в ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России в 2011-2012 учебном году.

Пособие предназначено для организаторов культурно-досуговых мероприятий с работниками территориальных органов и образовательных учреждениях ФСИН России.

 

ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2012

Содержание

Введение

4

Организация культурно-досуговой работы в территориальных органах и образовательных учреждениях ФСИН России

7

Виды культурно-досуговых программ

10

Оформление организационной документации

43

Литература

49

Приложение 1. «Папа, мама, я – спортивная семья»




Положение

50

Сценарий

52

Фото отчет

61

Приложение 2. «Звездные судьбы»




Положение

63

Сценарий

65

Фото отчет

78

Приложение 3. «Соревнования на личное первенство по спортивной ловле рыбы со льда»




Положение

80

Фото отчет

83

Приложение 4. «Дары осени»




Положение

85

Сценарий

87

Фото отчет

95

Приложение 5. День работников уголовно-исполнительной системы




Сценарий

98

Фото отчет

106

Приложение 6. День учителя




Сценарий

109

Фото отчет

115

Приложение 7. «Конкурс детского рисунка «Миру-мир»




Положение

117

Фото отчет

119

Приложение 8. Фестиваль театрального искусства «Планета молодых»




Положение

121

Сценарий

122

Фото отчет

127

Приложение 9. День России - «Россия многонациональная»




Сценарий

130

Фото отчет

135


Введение

В настоящее время социокультурная ситуация в стране характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых. Деятельность работников УИС протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах. Поэтому организации для них разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий самореализации в сфере досуга позволит не только развить их социальную активность и творческий потенциал, но и повысить трудовую деятельность, так как путем активного отдыха происходит восстановление процессов, снимающих интенсивные физические и психические нагрузки. Ведь досуг привлекает различными формами, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в себе физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.

Для многих сотрудников организация культурно-досуговых мероприятий являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации, а также предоставленной возможности быть участником важных событий.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года разработана Программа мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников уголовно-исполнительной системы на 2011-2015 годы (далее - УИС), которая направлена на формирование профессионально компетентных, инициативных, высоконравственных сотрудников, способных решать стоящие перед учреждениями и органами УИС оперативно-служебные и производственно-хозяйственные задачи; формирование и развитие сотрудника на основе общечеловеческих ценностей; развитие творческих, духовных и физических возможностей личного состава, создание прочных основ нравственности и здорового образа жизни.

Проведенные мероприятия показывают высокую степень их влияния на дальнейшее формирование у работников УИС качеств и отношений гражданина-патриота, профессионала и высоконравственной личности, повышение престижа службы в УИС, уровня морально-психологического состояния сотрудников.

Организация культурно-досуговой работы в территориальных органах и образовательных учреждениях ФСИН России
Культурно-досуговая работа - это система мероприятий, проводимых во всех видах служебной и повседневной деятельности учреждений и органов УИС по организации отдыха и воспитанию личного состава средствами культуры. Она организуется и осуществляется в целях формирования у личного состава средствами культуры и искусства высоких моральных качеств, поддержания на должном уровне духовно-эмоционального состояния и физических сил личного состава, мобилизации его на успешное решение задач.

Основной целью культурно-досуговой работы является позитивная социализация личности сотрудников УИС, формирование у них профессионально значимых качеств посредством организованного педагогического и творческого воздействия.

Основные задачи культурно-досуговой работы:

- воспитания средствами культуры и искусства у сотрудников УИС высоких духовных и нравственных качеств, патриотизма, гордости за свое Отечество и службу в УИС;

- обеспечение условий для организации досуга и полноценного отдыха личного состава с учетом обстановки;

- воспитание у личного состава верности служебному долгу и отечественным традициям, мужества, смелости и отваги, утверждение в их сознании оптимизма и уверенности в своих силах;

- развитие высокого уровня дисциплинированности и исполнительности, чести и достоинства как основы профессионально значимых качеств;

- формирование общей и профессиональной культуры;
- содействия формами и методами культурно-досуговой работы формированию у сотрудников УИС и членов их семей морально-психологической и профессиональной готовности к успешному решению задач, поставленных государством перед уголовно-исполнительной системой;
- снятие стрессовых состояний и морально-психологическая реабилитация личного состава;

- поддержание в служебных коллективах здоровой морально-психологической обстановки;

- взаимодействие с государственными и муниципальными учреждениями культуры для организации совместных культурно-досуговых мероприятий в учреждениях и органах УИС.

Культурно-досуговая работа предполагает:

- воспитание у личного состава средствами культуры и искусства преданности своему народу и Отечеству, верности Конституции Российской Федерации и служебному долгу;

- духовную мобилизацию личного состава на успешное решение задач и неуклонное выполнение требований служебной дисциплины;

- приобщение сотрудников и членов их семей к национальным и общекультурным ценностям, самодеятельному творчеству.

Основные формы культурно-досуговой работы:

- телерадио-, киновидео-, фотообслуживание личного состава, обеспечение литературой и периодическими изданиями;

- организация выступлений профессиональных и самодеятельных коллективов, деятелей культуры и искусства, агитационных и культурно-художественных бригад и других творческих коллективов;

- проведение спортивных, досуговых игр и других культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих отдыху и поднятию морального духа личного состава;

- методическая работа, работа с активом учреждений и органов УИС;

- сбор материалов для музеев (уголков истории);

- выставочная работа.

Эффективность решения задач культурно-досуговой работы достигается: постоянной готовностью к применению сил и средств культурно-досуговой работы и их согласованным применением; четким планированием, организацией и сосредоточением основных усилий культурно-досуговой работы на приоритетных направлениях; разнообразием форм и методов культурно-досуговой работы.

Виды культурно-досуговых программ определяются направлениями воспитательной работы учреждения и включают:

  1. Культурно-досуговые программы общественно-патриотической направленности:

- круглый стол;

- флешмоб.

  1. Культурно-досуговые программы интеллектуальной направленности:

- дебатный турнир;

- конференция;

- интеллектуальная игра;

- интеллектуальные конкурсы и олимпиады.

  1. Культурно-досуговые программы творческой направленности:

- концерт;

- театрализованное представление;

- фольклорный праздник;

- шоу-программа;

- творческие конкурсы и фестивали;

- чемпионаты и фестивали КВН;

- конкурс красоты;

- презентация.

  1. Культурно-досуговые программы спортивно-оздоровительной направленности:

- спартакиада;

- фестиваль здоровья.

Культурно-досуговые программы общественно-патриотической направленности

Круглый стол

Характеристика 

Круглый стол – форма организации культурно-досуговой программы, предусматривающая беседу, обсуждение «за круглым столом» некоторого вопроса с целью обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой про­блемы.

Цель, задачи

Организация досуга сотрудников, курсантов; формирование у них основ общественно-политической грамотности; формирование и развитие умений участвовать в дискуссии, формулировать свою точку зрения по обсуждаемой проблематике. 

Субъекты

Все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников). Все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Содержание

Круглый стол проводится в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции) или как самостоятельное мероприятие.

В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.

Виды деятельности субъектов

Интеллектуально-познавательная; беседа, диалог.

Условия проведения

Помещение – конференц-зал. Атрибуты: стол (желательно овальный или круглый), за которым собираются участники.

Флешмоб

Характеристика 

Флешмоб (флеш-моб, флэш-моб) (от англ. flash mob; flash – вспышка; миг, мгновение; mob – толпа; переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее оговорённые действия (по подготовленному сценарию) и затем одновременно быстро расходится в разные стороны, как ни в чём не бывало.

Главный принцип: «Флешмоб вне политики и экономики». Флешмобы не могут проводиться как рекламные или общественно-политические акции.

Цель, задачи

Организация досуга сотрудников, курсантов; привлечение внимания к какой-либо общественно значимой проблеме; развитие креативного мышления, способностей нестандартно мыслить; создание условий для самореализации.

Субъекты

Организаторы – инициативные сотрудники, руководители творческих объединений.

Зрители – случайные прохожие и пр.

Содержание

Флешмоб – это представление, рассчитанное на случайных зрителей. Содержание флешмоба заключается в следующем: мобберы действуют по заранее разработанному сценарию, создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней, как будто для них это вполне нормально и естественно: серьёзные лица, никто не смеётся. Флешмоб вызывает неоднозначные чувства и эмоции: от полного непонимания до интереса и пр.

Правила флешмоба:

- флешмоб вне рекламы, вне политики (никто из участников не платит и не получает денег);

- действие должно казаться спонтанным (участники не собираются в месте события до акции);

- точное время начала и конца проведения (каждый моббер должен точно выполнить указанное в сценарии временное условие, часы должны быть синхронизированы);

- должно сложиться впечатление, что мобберы – такие же случайные прохожие, как и все (не общаться друг с другом до, во время и после акции в месте проведения);

- сценарий должен иметь абсурдный характер (действия моберов не должны поддаваться логическому объяснению);

- точное следование сценарию (креативный подход только в оговоренных случаях);

- флешмоб не должен вызывать негативных эмоций, агрессивной реакции случайных зрителей;

- действия мобберов не должны пересекаться с чертой дозволенного законодательством. После акции не должно оставаться мусора;

- флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех;

- после акции нужно мгновенно разойтись с места действия в разные стороны, не подавая виду, что произошло что-то необычное;

- запрещена фото-видео съемка сторонними лицами с целью афиширования (акция может быть снята самими мобберами при условии, что информация не выйдет за пределы их круга).

Виды деятельности субъектов

Организационно-творческая: разработка идеи и сценария; участие в реализации сценария.

Условия проведения

Площади вуза, города; стадионы; концертные и сценические площадки и пр.


Культурно - досуговые программы интеллектуальной направленности

Дебатный турнир

Характеристика 

Дебатный турнир. Дебаты (англ. debate или debating) – это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т.д.).

Цель, задачи

Организация досуга сотрудников, курсантов и групп. Дебатные турниры как форма культурного досуга решают задачи развития кругозора и интеллектуального уровня него участников (и зрителей), способствуют формированию лидерских качеств, умению выступать публично, логически выстраивать свою речь, аргументировано отвечать на выступления соперников, отстаивать свою точку зрения, ориентироваться в незнакомой ситуации, расширять уровень самостоятельности своих суждений, развивают умения работать в команде, свободно ориентироваться в широком информационном пространстве и пр.

Субъекты

Дебаты как форма культурно-досуговой программы адресована, в первую очередь, руководителям всех уровней. Высокий уровень интеллектуальности является своеобразным ярлыком дебатёров и дебатного турнира

Как правило, дебатное сообщество является достаточно компактным. Большинство его участников хорошо знают друг друга и поддерживают дружеские отношения.

Содержание

Дебаты, как форма ведения спора, отличается от просто логической аргументации, которая лишь проверяет вещи на предмет последовательности с точки зрения аксиом, а также от спора о фактах, в котором интересуются только тем, что произошло или не произошло. Хотя и логическая последовательность, и фактическая точность, как впрочем, и эмоциональная апелляция к публике являются важными элементами убеждения, в дебатах одна сторона зачастую превалирует над другой посредством представления более качественного «смысла» или структуры рассмотрения проблемы.

Дебаты, дебатный турнир – это яркая, интеллектуальная игра; перспектива для руководителей. Дебаты готовят к ответственному принятию решений, самостоятельности и другими навыкам, необходимым в пенитенциарном учреждении.

Виды деятельности субъектов

Игровая, информационно-поисковая, ораторско-дискуссионная, аналитическая.

В каждом раунде дебатов выступают две команды: Утверждения (Пропозиции) и Отрицания (Оппозиции), по три спикера каждая, которые в общей сумме произносят восемь речей. Первые шесть речей продолжительностью по восемь минут, после которых каждая команда завершает дебаты произнесением 4-х минутной заключительной речи (англ. Reply Speech). Команда Утверждения должна защитить определенную резолюцию (тему для дебатов, англ. Motion), команда Отрицания должна ее опровергнуть.

Условия проведения

Для проведения дебатного турнира необходимо помещение, зал и т.п., трибуны для выступающих, стол для судей и др.


Конференция

Характеристика 

Конференция – форма организации деятельности, при которой ее участники собираются для обсуждения вопросов, посвященных какой-либо определенной теме.

Научная конференция – форма организации научной деятельности, при которой ее участники собираются для обсуждения вопросов, посвященных какой-либо определенной теме, имеющей научную значимость.

Пресс-конференция  - организованная встреча журналистов с представителями компаний, организаций или отдельными персонами. Пресс-конференции организуются с целью предоставления СМИ проблемной и комментирующей информации; дают возможность получить информацию из первых рук (пресс-релиз).

Зрительская конференция – собрание зрителей для обсуждения просмотренного фильма, спектакля, деятельности театра.

Телеконференция – вид конференции, в котором групповая коммуникация осуществляется между территориально распределенными участниками с помощью специального оборудования (технологии телеконференций), на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей.

Видеоконференция – телеконференция, обеспечивающая передачу аудиоинформации, изображений и видеофильмов. Видеоконференция использует технологию видеоконференцcвязи.

Интернет-конференция – конференция, организуемая и проводимая с помощью Интернет-технологий (в виртуальном режиме).

Цель, задачи

Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы сотрудников, курсантов.

Развитие интеллектуального творчества, привлечение к исследовательской деятельности; выявление наиболее способных и талантливых.

Субъекты

Организаторы – оргкомитет;

участники (докладчики, журналисты);

техническая группа.

Содержание

Структура проведения конференций:

- определение темы конференции;

- создание оргкомитета по проведению конференции;

- подготовка и рассылка информационных писем;

- прием заявок для участия;

- подготовка программы конференции на основе собранных заявок;

- регистрация участников с предоставлением  программы конференции или пресс-релиза;

- открытие и пленарное заседание с выступлением организаторов конференции;

- работа по секциям или круглым столам с заслушиванием докладов и последующим обсуждением;

- кофе-брейк в середине работы конференции;

- культурные программы, экскурсии для участников и гостей;

-публикация сборника трудов.

Виды деятельности субъектов

Исследовательская; подготовка материала для доклада и публикации; участие в работе конференции – выступление с докладом, участие в обсуждении докладов других участников.

Условия проведения

Специально оборудованный для проведения конференции зал со столом президиума, звуковой аппаратурой, техническим обеспечением (мультимедийный видеопроектор, экран и пр.); конференц-зал; пресс-центр; Интернет-залы и др.

Интеллектуальная игра

Характеристика 

Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта (от лат. intellectus – понимание, познание) или эрудиции (от лат. eruditio – ученость, познания; глубокие всесторонние познания, широкая осведомленность).

Цель, задачи

Организация досуга сотрудников, курсантов; стимулирование познавательной деятельности и творческой инициативы; развитие интеллекта, эрудиции, кругозора, пытливости ума, логичности, доказательности, критичности, широты мышления; развитие личностных качеств – порядочности, целеустремленности, внимательности к окружающим, умений работать в команде, лидерских качеств и др.

Субъекты

Организатор (автор, разработчик, сценарист), который разрабатывает условия игры, предопределяющие сюжет и характеры героев, создает игровые ситуации;

водящий (водящие);

игроки, обладающие знаниями, эрудицией;

зрители (болельщики).

Содержание

Интеллектуальные игры часто строятся в форме викторины: как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни и областей знания.

При отборе заданий и вопросов для интеллектуальных игр необходимо учитывать следующее: придумывать и подбирать такие, для решения которых недостаточно только знаний, пусть даже и обширных. Вопросы должны иметь секрет, тайный, невидимый на первый взгляд смысл, чтобы их расшифровка была невозможна без остроумного и нешаблонного подхода.

Игры отличаются друг от друга правилами, определяющими очередность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, а также вознаграждение за правильно данный ответ.

Смысл игры – в выявлении главного героя – лидера (индивидуального или командного).

По итогам игры победитель, как правило, награждается призами.

Разновидность интеллектуальных игр – виртуальные игры: игры через Интернет, состоящие из решения предложенных заданий на различную тематику. Участие в них виртуальное, а призы – могут быть реальными.

Виды деятельности субъектов

Игровая, познавательная, организационная и др.

Условия проведения

Помещение – комната, актовый или игровой зал.

Игровые атрибуты: колесо рулетки, волчок, черный ящик, карточки для жеребьевки и др. Эти атрибуты помогают заострить интригу, вызвать сильные эмоциональные поступки игроков, повысить интерес к игре, как у игроков, так и у болельщиков.

Интеллектуальные конкурсы и олимпиады

Характеристика 

Конкурс (от лат. concursus) – соревнование, соискательство нескольких лиц в какой-либо области с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта – претендента на победу.

Соревнование – противоборство и конкурентная борьба между несколькими сторонами за достижение превосходства (выигрыша, признания и т.п.).

Олимпиада – командный чемпионат или соревнования в личном первенстве в спорте, науке, образовании.

Интеллектуальные конкурсы и олимпиады – это соревнование в знаниях конкретной предметной сферы и умении решать логические задачи.

Цель, задачи

Организация досуга курсантов; создание условий для интеллектуального развития, поддержка или пробуждение интереса к той или иной области знания, интереса к решению логических задач, развивающих мышление.

Субъекты

Организаторы (вуз; педагоги, руководители научных кружков, объединений);

участники;

жюри (конкурсная комиссия);

зрители (болельщики).

Содержание

Интеллектуальные конкурсы, олимпиады проходят в соответствии с разработанным Положением. Конкурсы, олимпиады проходят, как правило, в несколько этапов (отборочный, основной и финальный). Основное содержание интеллектуальных конкурсов и олимпиад заключается в соревновании на лучшее выполнение конкурсных заданий, выборе лучшего конкурсанта (конкурсантов), правильно выполнившего все задания, набравшего большее количество очков (баллов).

Виды деятельности субъектов

Познавательная, предметно-исследовательская.

Условия проведения

Специально отведенные аудитории, при необходимости оборудованные столами и пр.

 

Культурно-досуговые программы творческой направленности

Концерт

Характеристика 

Концерт (с лат. concertо – состязаюсь) – массовое зрелищное мероприятие, проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе (площади, стадионы и т.п.).

Цель, задачи

Организация досуга сотрудников, курсантов; создание условий для творческой самореализации; приобщение к различным видам художественного творчества; развитие культурного кругозора.

Субъекты

Организаторы;

режиссер;

сценарная и постановочная группа;

исполнители – солисты, творческие коллективы;

зрители.

Содержание

Публичное выступление солистов, творческих коллективов. В концерте могут участвовать один коллектив или исполнитель (сольный концерт); различные исполнители – солисты и коллективы, представители различных жанров художественного творчества (хореографические, эстрадные коллективы, оркестры, ансамбли и пр.).

Виды деятельности субъектов

Деятельность субъектов концертной программы (организаторов, исполнителей, зрителей) имеет свои особенности. В целом она носит художественно-творческий характер и заключается в исполнении и восприятии художественных (музыкальных, хореографических, литературных, цирковых и др.) произведений.

Условия проведения

Концертный зал или специально оборудованная концертная площадка. Обязательным условием является наличие сцены (или подиума), оборудованного микрофонами, звуковоспроизводящей и (по возможности) световой аппаратурой.

Театрализованное представление

Характеристика 

Театрализованное представление – вид массового зрелища, построенного по законам драматургии, на основе разработанного сценария.

Цель, задачи

Организация досуга сотрудников, курсантов; создание условий для развития творческих способностей, самореализации.

Субъекты

Организаторы;

режиссер;

сценарная группа;

постановочная группа;

исполнители;

зрители.

Содержание

Театрализованное представление как форма организации культурного досуга может включать и объединять различные виды художественного творчества – театрально-драматического, музыкального, танцевального, инструментального, поэтического, циркового и др.

Разновидности театрализованного представления: инсценировка, мини-театрализация и пр.

Виды деятельности субъектов

Деятельность каждого из субъектов театрально-драматического представления имеет свое содержание и особенности. Но в целом, деятельность субъектов театрализованного представления как формы организации досуга носит художественно-творческий характер.

Условия проведения

Специальный (театральный, концертный) зал, театрализованная площадка, имеющая сцену (подиум), художественно-декоративное оформление, места для зрителей,

Фольклорный праздник

Характеристика 

Фольклор (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего устное и передаваемое из поколения в поколение; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы в создаваемой им поэзии (предания, песни, сказки, эпос), музыке (песни, инструментальные наигрыши, пьесы), театре (драмы, сатирические пьесы, театр кукол и пр.), танце, архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Праздник – день торжества, радости и веселья, установленный в честь какого-либо события. В праздник, по традиции, принято радостно проводить время, устраивать церемонии. Праздники делятся на официальные (государственные, профессиональные) и неофициальные (дня рождения, новоселье, корпоративные праздники и т.п.).

Фольклорный праздник – форма организации культурного досуга, основное содержание которого заключается в торжественном, радостном и веселом времяпрепровождении, организуемого в народных художественных традициях, с использованием произведений народного художественного творчества (песни, игры, театрализации и пр.).  

Цель, задачи

Организация досуга сотрудников, курсантов; создание условий для эмоционально-положительного восприятия национальной художественной культуры, национальных  культурных традиций.

Субъекты

Организаторы;

режиссер;

сценарная группа;

постановочная группа;

исполнители – участники творческих коллективов, солисты и пр.;

зрители как активные участники праздника.

Содержание

Массовое мероприятие, основанное на народных традициях, включающее театрализованное представление, концерты, конкурсы художественного творчества, спортивные состязания и пр.  

Виды деятельности субъектов

Деятельность субъектов фольклорного праздника (организаторов, исполнителей, зрителей) имеет свои особенности. В целом она носит художественно-творческий характер и заключается в участии в традиционных обрядах, исполнении и восприятии произведений художественного фольклора (музыкальных, хореографических, литературных, цирковых и др.).

Условия проведения

Открытые площадки с установленными атрибутами праздника – сценой, юртой, качелями, праздничными столами с традиционными угощениями, спортивными площадками и пр. 

Необходимо наличие звукоусиливающей аппаратуры, сценического реквизита.  

Шоу-программа

Характеристика 

Шоу (с англ. show – показ, демонстрация; зрелище; пышность, парадность) – форма культурно-досугового мероприятия, отличающаяся особой зрелищностью, яркостью, красочностью.

Цель, задачи

Организация досуга сотрудников, курсантов; создание условий для творческого развития, приобщение к художественному творчеству.

Субъекты

Организаторы;

режиссер;

сценарная группа;

постановочная группа;

исполнители – участники творческих коллективов, солисты и пр.;

зрители как активные участник праздника.

Содержание

Различают:

- реалити-шоу – разновидность развлекательной программы, в которой в течение определённого времени показывается якобы естественная жизнь группы персонажей в специально созданной для них обстановке;

- ток-шоу (от англ. talk – говорить) – разновидность шоу, в котором участники ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем. Как правило, при этом присутствуют зрители, которым предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение;

- игровое шоу – разновидность шоу, в основе которого лежит игра, проводимая по определённым правилам;

- концерт-шоу – вид шоу-программы, в основе которой особо яркий, зрелищный концерт (гала-концерт);

- танцевальное шоу – вид шоу-программы, основанное на использовании хореографии;

- спортивное шоу – разновидность шоу, основанное на демонстрации какого-либо вида спорта;

- фэшн-шоу (с англ. fashion – стиль, мода)–модное шоу, показ модной одежды; выступление театра моды и др.

Виды деятельности субъектов

Деятельность субъектов шоу-программы зависит от целей, задач и содержания программы. В целом она носит художественно-творческий характер и заключается в подготовке и проведении массового зрелищного мероприятия на высоком художественном уровне.

Условия проведения

В зависимости от разновидности шоу-программы: концертный зал, актовый зал, спортивный зал и пр. Необходимо наличие звукоусиливающей аппаратуры, сценического реквизита. 

Творческие конкурсы и фестивали

Характеристика 

Творчество – в общем смысле процесс создания качественно нового в какой-либо деятельности.

Различают художественное, научное и техническое творчество.

Художественное творчество – это процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения; деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации.

Творческая деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество всегда предполагает наличие субъекта творческой деятельности (творца).

Творческий конкурс (от лат. concursus) – соревнование в какой-либо области художественного творчества, на лучшее исполнение художественного произведения, с целью выявления наиболее ярких и талантливых исполнителей, выдающегося (или выдающихся) конкурсанта – претендента на победу.

Фестиваль (от лат. festivus – праздничный), массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства.

Фестиваль отличается от конкурса большими размерами – большим количеством участников, конкурсных номинаций, большей продолжительностью и пр. Может включать не только конкурсную, но и другую развлекательную (экскурсионную, концертную и пр.) программу для его участников и зрителей.

Цель, задачи

Организация досуга сотрудников, курсантов; создание условий для творческого развития, приобщение к художественному творчеству, выявление и поддержка наиболее ярких исполнителей.

Субъекты

Организаторы;

участники (исполнители-солисты или творческие коллективы);

жюри (конкурсная комиссия);

зрители (болельщики).

Содержание

Творческие конкурсы и фестивали проводятся в соответствии с разработанным Положением и проходят, как правило, в несколько этапов (отборочный, основной и финальный). Основное содержание творческих конкурсов и фестивалей заключается в демонстрации творческих достижений, соревновании на лучшее исполнение художественных (музыкальных, танцевальных, поэтических, драматических и др.) произведений, выборе лучшего конкурсанта-исполнителя (конкурсантов).

Обычно конкурс и фестиваль является соревнованием, участники которого выделяются специальными жюри в результате предварительных отборочных просмотров.

Часто фестивали проводятся в форме смотра достижений и могут не иметь конкурсной (соревновательной) основы. При этом все участники фестиваля получают специальные дипломы, призы и пр. 

Виды деятельности субъектов

Художественно-творческая.

Условия проведения

Специально отведенные залы, наличие сцены, музыкальных инструментов, звукоусиливающей аппаратуры.

Чемпионаты и фестивали КВН

Характеристика 

КВН (Клуб Веселых и Находчивых) – популярные юмористические игры, в которых команды различных коллективов соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.

Цель, задачи

Организация досуга сотрудников, курсантов; создание условий для творческого развития, пропаганда КВН-овского движения, активизация творческой инициативы, выявление и поддержка наиболее ярких представителей пенитенуиарных учреждений.

Субъекты

Организаторы;

игроки (команды-участники со своими капитанами);

жюри;

зрители.

Содержание

Содержание игр определяется правилами,  которые делают КВН узнаваемой игрой:

- КВН – командная игра (команда должна содержать не менее двух игроков и быть возглавляемой капитаном);

- команды выступают в оригинальных костюмах, отличающих ее от других игроков и команд;

- игра делится на конкурсы:

«Приветствие» – играется в начале игры; команды-участники представляют себя; приветствие состоит, в основном, из текстовых шуток и миниатюр;

«Разминка» – конкурс, в котором команды за тридцать секунд должны придумать смешной ответ на вопросы, которые задаются другими командами, залом, жюри и/или ведущим;

«СТЭМ» (студенческий театр эстрадных миниатюр) – короткий конкурс, основной принцип которого – на сцене не должно быть одновременно более трех игроков;

«Музыкальный конкурс» – конкурс, в котором оценивается музыкальное выступление – песня, танец, игра на инструментах;

«Биатлон» – конкурс, в котором участники «стреляют» шутками, а жюри после каждого круга снимает с дистанции менее понравившуюся команду. Победитель получает 1 балл;

«Фри-стайл» – свободный конкурс, в котором командам разрешается играть в любом стиле и показывать любые номера;

«Кино-конкурс» – конкурс, в котором нужно снять клип или озвучить известный фильм.

«Конкурс капитанов» – индивидуальный конкурс для капитанов соревнующихся команд;

«Домашнее задание» – играется в конце игры. Иногда играется как «Музыкальное домашнее задание»;

- игра в целом и каждый конкурс получают оригинальное название, определяющее общую тему игры;

- каждый конкурс оценивает жюри во главе со своим председателем.

Виды деятельности субъектов

Игровая, юмористическая, творческая.

Условия проведения

Специальный (театральный, концертный) зал, с соответствующим художественно-декоративным оформлением, звуковым оборудованием, местами для жюри, зрителей и пр. 

Конкурс красоты

Характеристика 

Конкурс красоты – шоу, в котором принимают участие красивые девушки; мероприятие заканчивается выбором лучшей и награждением призами.

Цель, задачи

Организация досуга сотрудников, курсантов; пропаганда в красоты и здорового образа жизни, стремления к всестороннему и гармоничному развитию личности;  стимулирование культурной и творческой деятельности, выявление победительницы конкурса, символизирующей собой единство внутренней и внешней красоты.

Субъекты

Организаторы;

сценарная группа;

участницы конкурса;

жюри;

зрители, болельщики.

Содержание

Конкурсы красоты проводятся в соответствии с разработанным Положением и проходят, как правило, в несколько этапов (отборочный, основной и финальный).

В Положении указаны цели и задачи проведения конкурса, конкурсные номинации, условия участия.

Главными критериями участия в конкурсе является единство внешней и внутренней красоты.

Виды деятельности субъектов

Художественно-творческая.

Условия проведения

Специальный (театральный, концертный) зал, с соответствующим художественно-декоративным оформлением, звуковым оборудованием, местами для жюри, зрителей и пр. 

Презентация

Характеристика 

Презентация (с англ. presentation – представление, показ) – официальное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.

Цель, задачи

Организация досуга сотрудников, курсантов; развитие творческого мышления и творческих способностей; предоставление возможности для творческой реализации самостоятельно разработанного проекта.

Субъекты

Организаторы;

сценарная группа;

авторы представляемого продукта;

участники программы презентации;

техническая группа (программисты и пр.);

зрители.

Содержание

Презентация в отличие от других рекламных мероприятий носит более непринужденный характер; обычно сопровождается выступлениями общественных деятелей, известных актеров, встречей с прессой, фуршетом. Нередко презентация является самостоятельной рекламной акцией, но может проходить и в рамках выставки или других рекламных мероприятий, например аукцион, дегустация и пр.

Виды деятельности субъектов

Организаторская; творческая.

Условия проведения

В зависимости от презентуемого продукта (книга, песня, прибор, специальность и пр.) условия проведения могут быть различны: актовый или конференц-зал, пресс-центр, сценическая площадка, компьютерный зал, спортивный зал и пр. Обязательно наличие звукоусиливающей аппаратуры, компьютерной техники (видеопроектор, экран и пр.).

 

Культурно-досуговые программы спортивно-оздоровительной направленности

Спартакиада

Характеристика 

Спартакиада – массовые спортивные соревнования, названные по имени предводителя восстания римских рабов Спартака. Спартакиада – вид организации культурного досуга спортивно-оздоровительной направленности. 

Цель, задачи

Организация досуга сотрудников, курсантов; пропаганда физической красоты и здорового образа жизни; привлечение к движению за здоровый образ жизни, развитие массовой физической культуры и спорта; выявление и поддержка наиболее одарённых в спортивном плане.

Субъекты

Организаторы;

участники (команды и индивидуальные участники по видам спорта);

судейство;

зрители (болельщики).

Содержание

Соревнования по видам спорта

Виды деятельности субъектов

Спортивно-состязательная.

Условия проведения

Спортивные залы или открытые спортивные площадки, стадионы, катки, треки, трассы и пр.

Фестиваль здоровья

Характеристика 

Фестиваль здоровья –  широкомасштабная массовая акция, направленная на привлечение широких слоев населения и общественного внимания к движению за здоровый образ жизни, развитие массовой физической культуры и спорта.

Цель, задачи

Организация досуга сотрудников и курсантов; пропаганда в здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта.

Субъекты

Организаторы;

участники (команды и индивидуальные участники по видам спорта);

судейство;

зрители (болельщики).

Содержание

Яркое, зрелищное массовое мероприятие, включающее одновременное участие большого количества спортсменов и любителей физической культуры. Может включать спортивную и другую развлекательную (конкурсную, концертную и пр.) программу для его участников и зрителей. 

Виды деятельности субъектов

Спортивно-оздоровительная деятельность; участие в массовых забегах, марафонах, соревнованиях и пр.

Условия проведения

Спортивные залы или открытые спортивные площадки, стадионы, залы и пр.


Оформление организационной документации

Организация культурно-досуговых мероприятий требует разработки и ведения соответствующей документации, регулирующей деятельность клубов, творческих коллективов, спортивных секций:

- план;

- проект;

- положение;

- сценарий.

Пландокумент, фиксирующий  намеченную на определенный период работу с указанием ее целей, содержания, последовательности, сроков выполнения, ответственных лиц. Различают планы подготовки и планы проведения культурно-досугового мероприятия. План оформляется в виде таблицы.

Проект – документ, формулирующий проблему, сферу проектирования, целевую аудиторию, цель и задачи, форму, содержательное оснащение, ресурсное обеспечение, сроки реализации, ожидаемые результаты.

Структура проекта:

  Вводная частьпаспорт, отражающий атрибуты заказчика и исполнителя, фамилии разработчиков, консультантов, рецензентов, сроки проектирования.

Первый разделсфера проектирования – включает характеристику проблем, сложившиеся  противоречия, недостатки, сложности в той или иной сфере культурной жизни, на решение которых направлен данный проект; определяет приоритетные направления и виды социально-культурной деятельности (дает ответ на вопрос «почему необходима разработка данного проекта?»).

Второй разделаудитория проекта – дает характеристику категории или социальной группы, которой адресована программа, включает социально-демографические характеристики, образ жизни типичного представителя группы, его положение в обществе, круг интересов и др. (ответ на вопрос «для кого разрабатывается проект?»).

Между первым и вторым разделом проекта существует не только прямая, но и обратная связь. В частности, специфические социально-культурные проблемы аудитории могут уточнить приоритетные области проектирования и существенно скорректировать содержательную часть проекта.

Третий разделцели и задачи проекта – раскрывает  цели как  желаемое состояние конкретной ситуации, которого необходимо достичь в результате реализации проекта, и задачи – более конкретные шаги, которые в содержательной части проекта можно решить соответствующими мероприятиями (дает ответ на вопрос «зачем разрабатывается проект?»).

Четвертый разделформа реализации проекта. В зависимости от замысла проекта, содержания деятельности и имеющихся ресурсов, формой реализации проекта может быть: создание культурного центра, общественного объединения, фонда, клуба; отдельное мероприятие или цикл мероприятий (диспутов, дискуссий, конференций, аукционов), конкурсная программа, фестиваль и др. (дает ответ на вопрос «что представляет собой проект?»).

Пятый разделсодержание проекта – характеризует направления и содержание деятельности, базу реализации, исполнителей, сроки реализации (ответ на вопрос «как?» может быть реализован проект).

Шестой разделсумма затрат и источники финансирования. В данном разделе предоставляется смета расходов, распределение финансовых затрат с указанием источников и доли бюджетного и внебюджетного финансирования тех или иных разделов проекта.

Седьмой разделожидаемые результаты. В данном разделе необходимо отразить результаты, которых предполагается достичь. Ожидаемые результаты должны находиться в преемственности с целью проекта.

Положение – документ, регулирующий основные правила организации и порядок проведения конкурса, фестиваля и пр.

В Положении необходимо отразить следующую информацию:

- название и статус культурно-досугового мероприятия (конкурса, фестиваля и пр.);

- цель и задачи культурно-досугового мероприятия;

- учредители и организаторы мероприятия;

- участники культурно-досугового мероприятия; 

- даты и содержание этапов конкурса (фестиваля и пр.);

- конкурсные номинации;

- критерии оценки участия в конкурсе (фестивале и пр.);

- состав экспертной комиссии – жюри конкурса (фестиваля и пр.);

- условия награждения участников и победителей;

-  справочная информация (адрес, телефон оргкомитета и пр.).

Сценарий – документ, представляющий схему, краткое изложение культурно-досугового мероприятия, строящегося по законам драматургии – композиционного построения (театрализованного представления, спектакля, концерта, конкурса, фольклорного праздника и пр.).

В сценарии необходимо отразить:

- название мероприятия;

- дату, время и место проведения;

- концептуальную идею;

- цель;

- главные моменты действия.

Сценарий определяет канву мероприятия, предоставляя определённую свободу творчества при его воплощении.

Документирование организации досуга позволяет контролировать качество осуществления данной деятельности на каждом этапе – от выбора проблематики, определения темы, цели, задач до реализации культурно-досуговой программы – степени участия в досуговой деятельности сотрудников и курсантов, результативности проведенной работы.

Список литературы:

  1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.Особенности и типы культурно-досуговых программ. Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. – 288 с.

  2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // распоряжение от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

  3. Методические рекомендации по организации досуга студентов / Сост. С. Кентбек, К.Г. Гаркуша. – Караганды: Изд-во КарГУ, 2009. – 84 с.

  4. Морозов А.А. Оптимизация алгоритма культурно-досуговой работы в подразделении. IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». Сборник статей.

  5. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития. Омский государственный университет, кафедра социально-культурной деятельности.

  6. Письмо ФСИН России от 25.07.2006 № 10/8/1-390 «Об утверждении методических рекомендаций по морально-психологическому обеспечению в учреждениях и органах УИС».

  7. Письмо ФСИН России от 18.01.2011 № 7-416-02 «О программе мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников УИС на 2011-2015 годы».

  8. Приказ ФСИН России от 28 декабря 2010 г. N 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы».

Приложение 1. «Папа, мама, я – спортивная семья»

Положение конкурса

1. Цели и задачи

1.1. Формирование здорового образа жизни.

1.2. Воспитание физической культуры и нравственной сплочённости семьи.

1.3. Развитие спортивных и двигательных навыков у детей и взрослых.

1.4. Воспитание чувства любви, уважения и гордости за свою семью.
2. Организаторы

2.1. Отдел по работе с личным составом.

2.2. Кафедра боевой, тактико-специальной и физической подготовки.
3. Участники соревнований

3.1. К участию в соревнованиях допускаются семейные команды.

3.2. Состав команды: папа, мама, 1 ребенок.


4. Сроки, место, условия проведения соревнований

4.1. Дата проведения соревнований: ……………………….

4.2. Начало соревнований: …………….

4.3. Место проведения соревнований: площадка, хоккейная коробка на территории института.

4.4. Форма одежды участников: верхняя одежда для улицы.

4.5. Соревнования состоят из 10 эстафет.

4.6. Команда победительница определяется по наибольшей сумме набранных очков.
5. Подготовка к празднику

5.1. Оборудование: санки, лыжи с мягкими креплениями, клюшки, шайбы, швабры, фишки, мячи, обручи, веревки (длиною 3 метра).

5.2. Реквизит: дипломы, судейские протоколы.
6. Жюри

6.1. Председатель – …………………...

6.2. Члены жюри: ……………………..

6.3. Работа с жюри:

– систематизация оценочной шкалы;

– подсчет результатов.
7. Взаимодействие со специалистами

7.1. Ведущие: ………………………….

7.2. Ответственный за музыкальное сопровождение соревнований – ………....

7.3. Ответственный за подсчет результатов - …………………..

7.4. Ответственные за обеспечение инвентарем спортивных этапов: ………….

7.5. Медицинское обеспечение: ……………………………...
8. Конкурсный состав

8.1. Визитная карточка (название команды, девиз, эмблема).

8.2. Разминка.

8.3. Перевозка команды.

8.4. Керлинг.

8.5. Лыжники.

8.6. Сороконожка.

8.7. Гольф на снегу.

8.8. Гонки.

8.9. Хоккеисты.

8.10. Вперед, к победе!

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: