NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Формирование здорвого образа жизни


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ



Все мы хотим, чтобы наши дети и внуки росли здоро­выми, не имели вредных привычек: не курили, не ста­ли алкоголиками, наркоманами и токсикоманами, не стра­дали от венерических болезней, ВИЧ-инфекции и т.д.

Первые навыки здорового образа жизни ребенок полу­чает в семье. Именно родители учат его мыть руки, чис­тить зубы, делать зарядку. Родители рассказывают ребен­ку о том, что необходимо заботиться о своем здоровье, что вредно курить, пить крепкие спиртные напитки и т.д. В то же время дети часто видят, что взрослые пьют спиртное во время праздничных застолий дома и в гостях, курят и т.д. Даже младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков...

Если родители стараются привить ребенку навыки здо­рового образа жизни, то наше общество не всегда заду­мывается над судьбой подрастающего поколения. Извес­тно, что в античные времена юношам показывали непри­глядное поведение пьяного раба, демонстрируя, как опь­янение может довести человека до состояния свиньи. А в

XXI веке на радио и телевидении, в метро и на улицах размещена реклама, демонстрирующая достоинства но­вых сортов пива, водки, сигарет и т.д.

Как помочь детям устоять, не поддаться соблазнам, не испортить свое будущее? Выход только один: вниматель­но и терпеливо воспитывать у ребенка понимание того, что здоровье - это величайшая ценность, и научить его беречь.

Сегодня в сохранении здоровья человека особенно важную роль играет его поведение. Действительно, ус­ловия жизни большинства людей не идеальны - далеко не у всех благополучные социально-экономические ус­ловия, ухудшается экологическая обстановка, растут пси­хологические нагрузки, стресс становится привычным явлением жизни. Поведение человека способно воздей­ствовать на здоровье, либо улучшая, либо ухудшая его. И как ни был бы велик физический потенциал здоровья че­ловека, но поведение, разрушающее здоровье (употреб­ление алкоголя, наркотиков, неумеренность в еде, мало­подвижный образ жизни и т.д.), способно значительно снизить его. И наоборот, каждому из нас известны слу­чаи, когда благодаря упорству и мужеству люди самосто­ятельно побеждали серьезные болезни.

У молодых людей зачастую еще не сформировано представление о здоровом образе жизни (ЗОЖ). Большин­ство старшеклассников при ответе на вопрос, какие цен­ности для них являются приоритетными, отмечают здо­ровье. Однако значительно меньше старшеклассников отмечают личностную значимость здорового образа жиз­ни, считая, что соблюдение режима, правильное питание, регулярные занятия физической культурой не играют для них слишком большой роли. Многие школьники думают, что незачем заботиться о здоровье, раз оно и так есть.

Обучение ЗОЖ, формирование ценности здоровья в представлениях подрастающего поколения - актуаль­ная задача школы. Школа должна и может помочь ребен­ку понять, что здоровье - это ценность, а главным резер­вом здоровья человека является его образ жизни, а также дать ученику необходимые знания, помочь сформировать навыки ЗОЖ. Задачи школы при подготовке ученика к са­мостоятельной жизни предполагают формирование у школьника культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни. При этом нужно помнить, что это сложный многоэтапный процесс и каждый из эта­пов имеет свои цели, а также формы и методы, позволя­ющие эффективно реализовать поставленные задачи.

Каковы же основные принципы организации работы ОУ по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни в представлениях школьников?

Целостность: воспитание основ здорового образа жизни осуществляется в рамках единого процесса вос­питания и формирования личности.

Комплексность: вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ всех основных институтов социализации школьника (участие школы, семьи, окружения ребенка).

Безопасность: тщательный отбор информации, пре­доставляемой школьнику, и исключение сведений, кото­рые могут провоцировать его интерес к поведению, раз­рушающему здоровье.

Возрастная адекватность: содержание образования в области ЗОЖ базируется на актуальных для конкретно­го возраста потребностях и ценностях и учитывает ре­альные для данного возраста факторы риска.

Социокультурная адекватность: учет свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обы­чаев, традиций, связанных со здоровьем.

Для того чтобы школьник захотел уже сегодня забо­титься о здоровье, он должен понимать, чем ему это по­лезно сейчас и как это может помочь в дальнейшем. Обу­чение ЗОЖ должно учитывать возрастные особенности школьников и опираться на сферу актуальных интересов детей и подростков.

Особенности организации обучения ЗОЖ младших школьников

Основные усилия педагога, работающего с младши­ми школьниками, должны быть сосредоточены на воспи­тании у них понимания важности и необходимости забо­ты о своем организме.

Особенности организации обучения ЗОЖ подрост­ков и юношей

При обучении ЗОЖ нужно учитывать возрастные осо­бенности школьников. Так, в подростковом и юношеском возрасте еще недостаточно сформировано представление о личностной ценности здоровья. Далеко не все школьни­ки осознают здоровье как обязательное условие достиже­ния жизненного успеха, самореализации, могут прогнози­ровать влияние на здоровье последствий своего поведе­ния.

У школьников может быть уже сформировано отноше­ние к той или иной проблеме, нередко расходящееся с оцен­ками и взглядами педагога. Для учащихся большое значе­ние имеет общение со сверстниками и более значимым является мнение товарищей, одноклассников, а не учите­лей и родителей. Школьники часто с недоверием относят­ся к информации, которую они получают от взрослых, счи­тая, что их взгляды «устарели», «не соответствуют» дей­ствительности, «преувеличивают» опасность и т.д.

Учитывая возрастные особенности подростков и юно­шей, педагогу при обучении ЗОЖ можно рекомендовать следующее:

  • избегать «навязывания» учащимся готовых оценок и нормативов. Основное внимание следует уделять созданию условий, стимулирующих активный обмен мнениями меж­ду подростками, обсуждению и анализу различных пози­ций;

  • использовать формы и методы, обеспечивающие са­мим учащимся роль ведущих, организаторов работы. На­пример, антинаркогенная информация, представленная сверстниками, будет иметь более действенный эффект, чем сведения, полученные от педагога;

  • основной акцент следует делать на наиболее значи­мых для школьника факторах. Например, следует показать, что ухудшение здоровья может негативно отразиться на внешности подростка, его спортивных достижениях, при­вести к ограничениям при выборе профессии, затрудне­ниям во взаимоотношениях с окружающими и т.д.

При обучении подростков и юношей основам ЗОЖ ре­комендуется использовать такие формы работы, кото­рые носят преимущественно интерактивный характер и ос­новываются на самостоятельной, творческой де­ятельности самих учащихся.

Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самосто­ятельности, они выступают в роли разработчи­ков и исполнителей проекта. Эта форма работы позволяет удовлетворить одну из главных по­требностей этого возраста - почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности. В результате у школьников фор­мируются универсальные полезные навыки (уме­ние ставить задачи и выполнять намеченное, ра­ционально распределять свою работу, умение со­трудничать и т.д.), а также решаются специаль­ные воспитательные задачи (например, форми­рование негативного отношения к наркотикам).

Дискуссии способствуют формированию личной позиции школьника в отношении той или иной проблемы, которая кажется значимой, интерес­ной. Дискуссия может быть организована в форме «круг­лого стола», ток-шоу, брейн-ринга и т.п. К участию в дис­куссии могут привлекаться родители, а также представи­тели различных профессий - медики, психологи, юрис­ты и т.д. Это сделает дискуссию более интересной и со­держательной. Разновозрастный состав участников помо­жет взрослым и школьникам «услышать» друг друга, по­нять позицию другого.

Игры. Традиционно принято рассматривать игру как ведущую форму деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Между тем игра продолжает сохра­нять свое значение и на последующих возрастных этапах. Так, у старших школьников игра становится формой реа­лизации мотивации достижения и самоопределения. Мож­но использовать ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки конкретных поведенческих схем.

Лекция - самая популярная среди взрослых и самая «нелюбимая» среди учащихся форма работы. Однако при обсуждении ряда тем (например, проблем наркомании) такая форма оказывается необходимой. Как можно увели­чить коэффициент ее полезного действия?

При выборе темы выступления следует учитывать ин­тересы самой аудитории. Предоставляемая информация должна быть объективной и достоверной. Даже из самых лучших побуждений не следует искажать данные, пытаясь предостеречь своих слушателей. Ведь такие «художествен­ные преувеличения» способны вызвать недоверие к лек­тору, сомнения в его компетентности.

Помимо классического варианта лекции могут исполь­зоваться такие формы, как лекция-дискуссия и лекция с обратной связью. Лекция-дискуссия включает не только сообщение материала, но и его обсуждение. При проведе­нии лекции с обратной связью лектор представляет про­блемную информацию, которая затем обсуждается школь­никами в малых группах. Задача групп - не только выска­зать свое отношение к услышанному, но и представить свой вариант решения проблемы.

Таким образом, при обучении школьников основам ЗОЖ необходимо учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения к своемуздоровью на разных этапах возраст­ного развития ребенка.

Результаты мониторинга показа­ли, что образовательная деятельность по формированию ЗОЖ проводится различными методами. Так, элемен­ты обучения ЗОЖ включаются в со­держание уроков по многим школь­ным предметам. Проводятся темати­ческие уроки здоровья, конференции, деловые игры, брифинги, дискуссии. Разработаны методики, предназна­ченные для системы внеурочного об­разования в области ЗОЖ.

Многие школы активно и доволь­но успешно осуществляют образова­тельно-просветительскую деятель­ность посредством разработки комп­лексных программ обучения здоро­вью и здоровому образу жизни. В эти программы входят следующие на­правления работы: рациональный ре­жим учебы и отдыха; оптимальная и систематическая физическая актив­ность; эффективное, научно обосно­ванное закаливание; употребление пищи в соответствии с концепцией адекватного питания; комплекс психологичес­ких и психопрофилактических воздействий; работа по про­филактике алкоголизма, курения, наркомании и токсико­мании; формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, обучение правилам личной гигиены и мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и др.

Многие образовательные учреждения разработали свои комплексные программы обучения здоровью и здоровому образу жизни. К сожалению, их качество не всегда отвеча­ет необходимым требованиям. Самый частый недостаток таких программ - информационная перегруженность без учета того, как полученные знания будут использоваться учащимися, а также использование форм и методов рабо­ты, не учитывающих возрастные особенности фор­мирования личного отношения ребенка к своему здоровью.

Однако, как показывает практика, школе не надо «изобретать велосипед», нужно наиболее целесооб­разно пользоваться программами, прошедшими эк­спертизу и доказавшими высокую эффективность их использования.

Сегодня в школе должны применяться специаль­ные модульные образовательные программы, на­правленные на формирование у детей и подростков представлений о ценности здоровья и ЗОЖ.

Отличительные особенности таких программ:

1. Преобладание интерактивных методов орга­низации воспитания. То есть роль учащихся не ог­раничивается пассивным восприятием готовой ин­формации. Школьники оказываются активными уча­стниками воспитательного процесса, стимулирую­щего их самостоятельность, творческую актив­ность.

    1. Практическая значимость со­держания программы. Формируе­мые оценки, приемы и навыки дол­жны быть актуальными для конк­ретной возрастной группы детей, востребованными в их повседнев­ной жизни.

    2. Модульность структуры и со­держания, обеспечивающая вари­ативность при выборе вариантов реализации (учебная, внеучебная деятельность и т.д.), сроков реали­зации (выбирает сам педагог в за­висимости от особенностей детс­кой аудитории).

    3. Обеспечение активного уча­стия семьи в воспитательном про­цессе. Взрослые члены семьи дол­жны осознавать важность и значи-

мость результатов, на достижение которых направлена программа, участвовать в ее реализации.

Примером использования мо­дульных программ в образователь­ных учреждениях различного вида стали программы «Разговор о правильном питании» и «Все цвета, кроме черного», которые освоены в работе школ многих регионов России.

Программа направлена на формирование у детей пред­ставлений об основах рационального питания как состав­ной части здорового образа жизни. Программа ориенти­рована на детей 6-11 лет и состоит из двух частей: «Разго­вор о правильном питании» (для детей 6-8 лет) и «Две недели в лагере здоровья» (для детей 8-10 лет). Програм­ма снабжена специальным учебно-методическим комплек­том - красочными рабочими тетрадями для детей, брошю­рами для родителей, плакатами и методическими пособи­ями для педагогов.

Содержание программы соответствует используемым формам и методам обучения, а также психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Весь процесс обучения построен в игровой форме, наиболее интересной и привлекательной для младших школьников. В содержании программы большое внимание уделяется работе с родителями - приведено большое число заданий, предполагающих совместную работу детей и взрослых. Взрослые члены семьи участвуют в праздниках, виктори­нах, конкурсах и т.д.

Реализация тем программы может осуществляться в рамках как внеклассной работы, так и дополнительной на уроках по предметам базового учебного плана, а также возможен комбинированный подход: часть тем включает­ся во внеклассную работу, а часть - рассматривается в ходе уроков.

Педагогу рекомендованы различные формы организа­ции занятий: сюжетно-ролевые игры; чтение по ролям; рассказ по картинкам; выполнение самостоятельных зада­ний; игры по правилам - конкурсы, викторины; мини-про­екты; совместная работа с родителями.

За последние годы отмечается активное включение в программу учреждений, занимающихся образованием и воспитанием детей с особыми нуждами - воспитанников коррекционных школ и детских домов. Педагоги адапти­руют материал программы, разрабатывают свои методи­ки обучения, наиболее эффективные для работы с боль­ными, ослабленными детьми, детьми с социальными про­блемами.

Программа «Все цвета, кроме черного» направлена на формирование культуры здоровья и профилактику вред­ных привычек у детей и подростков 2-11-х классов.

Программа «Все цвета, кроме черного» ориентиро­вана не на запрещение и запугивание учащихся послед­ствиями употребления наркотических веществ, а на раз­витие у них умений и навыков, обеспечивающих эф­фективную социальную адаптацию. Программа обес­печивает вытеснение из сферы интересов детей и под­ростков форм поведения, связанных с употреблением наркогенных веществ. Учитывая, что сегодня первый опыт употребления наркотиков приобретается уже в младшем возрасте, профилактическая работа начина­ется заблаговременно, охватывает несколько возраст­ных групп, обеспечивая преемственность воспитатель­ного процесса.

Обучение по программе «Все цвета, кроме черного» способствует формированию у школьников личностных свойств и качеств, обеспечивающих им успешную соци­альную адаптацию и позволяющих избежать приобщения к наркогенным веществам. Просветительская работа с ро­дителями, их участие в работе, проводимой в школе, по­могают семье создавать благоприятный психологический климат, прививать детям навыки здорового образа жизни.

Педагогу рекомендованы следующие формы реализа­ции программы:

  • внеклассная работа (классные часы, коллективная творческая деятельность, реализация проектов, работа объединений, клубов и т.д.);

  • интеграция в содержание базовых учебных предме­тов;

  • комбинированный подход (часть материала програм­мы интегрируется с учебным материалом, часть использу­ется во внеклассной работе).

Программа «Все цвета, кроме черного» может быть ис­пользована в различных образовательных учреждениях, уч­реждениях дополнительного образования (центров, подрос­тковых объединений, домов школьников и т.д.), в семьях.

Поскольку именно школа является одним из важных инструментов воспитания культуры здоровья, то прежде всего необходимо обучение самих педагогов. Важно, что­бы они владели знаниями в области ЗОЖ, умели научить детей, сами применяли эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Обучение самих учителей основам ЗОЖ помогает им квалифициро­ванно организовать воспитательный процесс и служит ос­новой эффективного образования учащихся.

Безусловно, школа не может обойтись без помощи ро­дителей. Ведь именно родители должны стать для своих детей положительным примером в сфере сохранения и ук­репления здоровья. Кроме того, просвещение родителей в области ЗОЖ поможет семье правильно организовать для школьника режим дня, питание, двигательную активность, досуг и т.д. В этом родителям могут помочь научно- популярные брошюры, список которых прилагается.

Таким образом, успешность формирования пред­ставлений о ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся зависит как от педагогов, так и от родителей. При этом воспитательная работа по фор­мированию понятий ценности здоровья и здорового образа жизни может быть эффективной лишь в тех формах, которые интересны и привлекательны для школьников.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1. Каковы задачи школы при подготовке ученика к самостоятельной жизни?

2. Насколько важно обучение педагогов знаниям и навыкам в области ЗОЖ?

3. Необходимо ли просвещение родителей в об­ласти ЗОЖ?

4. Помогают ли педагогу знания основ ЗОЖ квалифи­цированно организовать учебный процесс?

5. С какого возраста целесообразно начинать работу по профилактике алкоголизма, табакокурения, употребления наркотиков и т.д.?

6. В чем преимущество специальных модульных об­разовательных программ, направленных на формирова­ние у детей и подростков основ культуры здоровья и ЗОЖ?

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методические пособия для учащихся, педаго­гов и родителей:

Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цве­та, кроме черного. Учебно-методический комплект для начальной школы. - М.: Вентана-Граф, 2002.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Учебно-методический комплект «Разговор о правильном питании». - М.: Олма- Пресс, 1999-2003.

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Учебно- методический комплект «Две недели в лагере здоровья». - М.: Олма-Пресс, 2002.

Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Про­грамма «Путешествие во времени» (методические реко­мендации по курсу профилактических занятий для под­ростков). - М., 2000.

Здоровье. Учебно-методическое пособие для учите­лей 1-11 классов / Под ред. В.Н. Касаткина, Л.А. Щепля- гиной. - М., 2001.

Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Первичная профилакти­ка наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. - М., 2002.

Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнев Д.О. Руководство по работе с подростками «Смотри по жизни вперед». - СПб.: АПКиПРО, 2001.

Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного. Учебно-мето­дический комплект для 7-11 классов. - М.: Просвеще­ние, 2004.

Макеева А.Г., Лысенко И.В. Учебно-методический комплект «Волшебные уроки в стране Здоровье». - СПб., Образование и культура, 1999.

Макеева А.Г. Учебно-методический комплект «Не до­пустить беды». - М.: Просвещение, 2003.

Подростковая наркомания. Комплект нагладно-мето- дических пособий. - М.: Центр Планетариум, 2002.

Серия «Работающие программы». Составители серии Чечельницкая С.М., Родионов В.А. - М., 2000.

Брошюры для родителей:

Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. Режим дня младшего школьника. - М.: Вентана-Граф, 2002.

Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2003.

Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Кмитъ Г.В., Руб­лева Л.В., Шарапов А.Н. Как сохранить сердце ребенка здоровым. - М.: Вентана-Граф, 2002.

Безруких М.М. Чему и как учить до школы. - М.: Вен- тана-Граф, 2003.

Безруких М.М. Пора ли в школу? - М.: Вентана-Граф, 2002.

Дружинина В.Р., Параничева Т.М. Режим дня ребен­ка-дошкольника. - М.: Вентана-Граф, 2003.

Зайцева В.В. Зачем учиться физкультуре. - М.: Вен- тана-Граф, 2002.

Зайцева В.В. Полные и худощавые дети. - М.: Вента- на-Граф, 2003.

Лапицкая Е.М. Как выбрать спортивную секцию для ребенка.- М.: Вентана-Граф, 2003.

Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. - М.: Вентана-Граф, 2002.

Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и зна­комства с алкоголем. - М.: Вентана-Граф, 2002.

Савватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хо­рошее зрение. - М.: Вентана-Граф, 2003.

Сонъкин В.Д. Секреты правильного питания.- М.: Вен- тана-Граф, 2003.

Сонъкин В.Д., Анохина И.А. Как правильно закаливать ребенка. - М.: Вентана-Граф, 2002.

Фарбер Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательной деятельности. - М.: Вентана-Граф, 2002.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: