Программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Творческое объединение «Культура зож» 2011год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7
муниципального образования «город Бугуруслан»
Программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Творческое объединение «Культура ЗОЖ»
2011год
Программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «Школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процессе в школе.
Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний на практике.
Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Задачи:
-Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
-Профилактика вредных привычек.
-Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
-Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
-Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
На занятиях кружка ребята не только получают знания по отдельным темам, но и привлекаются к пропаганде навыков ЗОЖ среди учеников школы. Они участвуют в организации и проведении Дней Здоровья, спортивных соревнований, конкурсов рисунков, листовок, плакатов, фотографий, подготовке и проведении классных часов, викторин, социологических опросов и анкетировании учащихся школы.
Время реализации данной программы – 4 года.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года.
Занятия проводятся с детьми в возрасте 6,5 – 11 лет.
Количество занятий в год:
1 класс – 33 часа
1 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Общее количество - 135 часов.
Основные формы кружковой работы: тематические беседы, рассказы, заучивание стихотворений, практические занятия, сюжетно-ролевые игры, составление проектов.
Важным условием проведения занятий являются разучивание и применение физминуток.
В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:
- актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;
-принцип доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предлагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
- положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;
- последовательности. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
- системности. Определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знаний, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
- сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
В уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков.
Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у школьников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребенка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.
Основные направления просветительской и мотивационной работы
Направление деятельности | Задачи | Содержание |
Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни | 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни. 2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности. 3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни | - Проведение уроков здоровья, проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности |
Профилактическая деятельность | 1.Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья. 2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояния здоровья. 3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу. 4. Профилактика травматизма | - Система мер по улучшению питания детей; режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье. - Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований. - Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми. - Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха. |
Физкультурно- оздоровительная, спортивно-массовая работа | 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта. 2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму. | - Увеличение объема и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе: организация подвижных игр; соревнования по отдельным видам спорта; спартакиады, дни здоровья, … - Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей. |
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются разнообразные методы:
-объяснительно-иллюстративный;
-репродуктивный;
-эвристический;
-проблемный;
-частично-поисковый;
-метод проекта.
Приёмы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, исследовательские
Каждое занятие включает в себя теоретическую часть (беседа, рассказ, поиск правильного выхода из ситуации) и практическую часть (разучивание стишков, отгадывание загадок, инсценировка, разыгрывание ситуаций, составление памяток, меню, проектов).
Реализация программы:
-проведение занятий, направленных на профилактику вредных привычек;
-санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
-организация питания учащихся;
-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
-организация и проведение мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
-организация и проведение профилактической работы;
-организация встреч учащихся с медицинскими работниками;
-организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
-проведение физминуток, утренней зарядки, организация игр.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и назначение в жизни выпускник начальной школы.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы по утрам и вечерам, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. А также пробуждать желание прийти на занятие снова.
На занятиях кружка учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями, проводить классные часы, организовывать и проводить спортивные соревнования. Таким образом, раскрываются все способности ребят.
Личностно-ориентированные технологии, позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
1 год обучения
Девиз работы: «Узнал сам – научи других!»
Задачи:
1. Рассмотреть основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, опорно-двигательной системы.
2. Способствовать формированию навыков, необходимых для принятия разумных решений по поводу иммунитета, вредных привычек, питания;
3. Обучить конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, сигарет.
4. Научить применять коммуникативные и презентационные навыки.
5. Сформировать навыки анкетирования.
Учебно-тематический план
Раздел, тема | Теория | Практика | Итого |
1.Гигиена организма | 4 | 5 | 9 |
2. Профилактика заболеваний | 4 | 6 | 10 |
3. Вредные привычки | 3 | 3 | 6 |
4. Наша пища | 4 | 4 | 8 |
Итого | 15 | 18 | 33 |
2 год обучения
Задачи:
1. Рассмотреть основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, онкологических заболеваний.
2.Способствовать формированию навыков, необходимых для принятия разумных решений по поводу иммунитета, вредных привычек, питания;
3.Обучить конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, сигарет, наркотиков.
4. Научить применять коммуникативные и презентационные навыки.
5. Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности, анкетирования.
Учебно-тематический план
Раздел, тема | Теория | Практика | Итого |
1. Иммунитет на страже здоровья | 4 | 5 | 9 |
2. Вредные привычки | 3 | 3 | 6 |
3. Движение – жизнь | 4 | 6 | 10 |
Наша пища | 4 | 5 | 9 |
Итого | 15 | 19 | 34 |
3 год обучения
Задачи:
1. Рассмотреть основные вопросы безопасности.
2.Формировать навыки безопасного поведения в экстремальных случаях.
3.Обучить способам выхода из стрессовых ситуаций.
4. Вооружить ребят знаниями, умениями и навыками, необходимыми для оказания первой доврачебной помощи;
5. Способствовать формированию навыков, необходимых для принятия разумных решений в экстремальных ситуациях.
Учебно-тематический план
Раздел, тема | Теория | Практика | Итого |
1.Безопасность | 5 | 6 | 11 |
2.Ушки на макушке | 3 | 3 | 6 |
3. Оказание первой помощи | 6 | 4 | 10 |
4. Страхи | 3 | 4 | 7 |
Итого | 17 | 17 | 34 |
4 год обучения
Задачи:
1.Рассмотреть основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики некоторых видов заболеваний.
2. Обучить способам выхода из стрессовых ситуаций.
3.Способствовать формированию навыков учебно-исследовательской деятельности;
4. Вооружить ребят знаниями, умениями и навыками, необходимыми для оказания первой доврачебной помощи;
5. Способствовать формированию навыков, необходимых для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.
Учебно-тематический план
Раздел, тема | Теория | Практика | Итого |
1.Экология города | 3 | 6 | 9 |
2.Береги зрение смолоду | 3 | 3 | 6 |
3. До приезда скорой помощи | 6 | 4 | 10 |
4. Жизнь без стресса | 4 | 5 | 9 |
Итого | 16 | 18 | 34 |
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Содержание программы
1 год обучения
1. «Гигиена организма»
Работа по этой теме проводится в течение 1 четверти (9 часов)
Теоретические знания: гигиена, «дружба с водой», забота о глазах, ушах, зубах, уход за руками и ногами, волосами, забота о коже. Правила безопасности при уходе за телом.
Практикум: исследования, подготовка и проведение открытых занятий, оформление стенда «Чистота – залог здоровья!», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.
Практическая работа:
«Оценка состояние здоровья ребят своего класса»
Темы работ:
Исследовательские:
Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма.
Влияние микробов на организм человека.
Реферативные:
«Воздух, солнце и вода – наши верные друзья!»
Творческие:
Создание сценария классного часа по теме «Друзья Мойдодыра».
2. «Профилактика заболеваний»
Работа проводится во 2 четверти (10 часов)
Теоретические знания: аллергия, ветрянка, вирусы, ОРЗ, ОРВИ, грипп, причины и профилактика заболеваний.
Практикум: анкетирование, исследования, подготовка и проведение открытых занятий, оформление стенда «Осторожно – простуда!», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций
Практическая работа:
«Оценка состояние здоровья ребят своего класса»
Темы работ:
Исследовательские:
Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма
Влияние времени года на заболеваемость вирусными болезнями
Прививка: «за» и «против» (опрос учащихся школы)
Реферативные:
Грипп.
Профилактика вирусных болезней.
Влияние лекарственных растений на организм при простудах.
3. «Вредные привычки»
Работа проводится во 3 четверти (6 часов)
Теоретические знания: вредные привычки человека, пагубные пристрастия. Табакокурение, алкоголизм. Правила пожарной безопасности. Влияние вредных веществ на организм человека.
Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение открытых занятий, подготовка и проведение конкурса рисунков, плакатов, листовок, оформление стенда «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!», создание презентаций, проведение акции «Дети против курения!».
Темы работ:
Исследовательские:
Анкетирование учащихся своего класса «Я и вредные привычки»
Реферативные:
История табакокурения
Влияние никотина (алкоголя) на организм
Творческие:
Создание сценария классного часа
Листовка «Брось курить!»
4.«Пища наша»
Работа проводится в 4 четверти (9 часов)
Теоретические знания: Витамины. Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами. Рациональное питание. К чему приводят излишества? Культура питания. Диета. Безопасность в еде. Сервировка стола.
Практикумы: анкетирование, сервировка стола, подготовка и проведение конкурса «Вкусняшки», оформление стенда «Здоровая пища », сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.
Практическая работа «Эстетичность в оформлении блюда»
Темы работ:
Исследовательские:
Определение интенсивности обмена веществ в состоянии покоя и дозированной нагрузки
Соцопрос «Диета: «за» и «против»
Анализ самонаблюдения «Мой режим питания»
Реферативные:
Блюда национальной кухни
Диета и здоровье
Режим питания моей семьи
Творческие:
Конкурс блюд «Вкусняшки»
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация Power Point.
2 год обучения
1.«Иммунитет на страже здоровья»
Работа по этой теме проводится в течение 1 четверти (9 часов)
Теоретические знания: иммунитет, виды иммунитета, значение и механизм иммунитета, онкологические заболевания, профилактика онкологических заболеваний, аллергия, аллергены, вирусы, ОРЗ, ОРВИ, грипп, причины и профилактика заболеваний.
Практикум: анкетирование, исследования, подготовка и проведение открытых занятий, оформление стенда «Осторожно – грипп!», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций
Практическая работа:
«Оценка состояние противоинфекционного иммунитета»
Темы работ:
Исследовательские:
Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма
Влияние времени года на заболеваемость вирусными болезнями
Прививка: «за» и «против» (опрос учащихся школы)
Реферативные:
Грипп.
Профилактика вирусных болезней
Лекарственные растения на страже иммунитета
Творческие:
Создание сценария классного часа по теме
2.«Вредные привычки»
Работа проводится во 2 четверти (6 часов)
Теоретические знания: вредные привычки человека, пагубные пристрастия, эйфория, наркогенные вещества. Правила дорожного движения. Табакокурение, алкоголизм, наркомания. Правила пожарной безопасности. Влияние вредных веществ на организм человека.
Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение открытых занятий, подготовка и проведение конкурса рисунков, плакатов, листовок, оформление стенда «Я выбираю здоровье!», создание презентаций, проведение акции «Листовка в подъезд».
Темы работ:
Исследовательские:
Анкетирование учащихся своего класса «Я и вредные привычки»
Соцопрос «Почему я начинал курить?»
Реферативные:
История табакокурения
Влияние никотина (алкоголя, наркотиков) на организм
Как бросить курить?
Творческие:
Создание сценария классного часа
Листовка «Брось курить!»
3.«Движение – жизнь»
Работа проводится в 3 четверти (10 часов)
Теоретические знания: опорно-двигательная система человека, условия ее формирования, болезни ОДС, меры профилактики искривления позвоночника и плоскостопия, анаболики, стероиды, гормоны. Влияние двигательной активности на организм, гиподинамия.
Практикумы: анкетирование, опросы, исследования, оформление стенда «Движение – жизнь!», проведение конкурса фотографий «Спорт и моя семья», подготовка и проведение общешкольного Дня Здоровья, создание презентаций.
Практические работы:
Действие нагрузки на работу сердца
Рефлекторный приток крови к мышцам
Определение правильности осанки, наличия плоскостопия
Темы работ:
Исследовательские:
Анкетирование «Спорт в моей жизни и жизни моей семьи»
Оценка состояния физического здоровья.
Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой.
Оценка общего состояния здоровья с помощью тестов.
Реферативные:
Польза движений в судьбах великих людей
Влияние двигательной активности на организм
Гиподинамия – болезнь века
Правила тренировки
Творческие:
Разработка комплекса упражнений для различных групп учащихся.
4.« Наша пища»
Работа проводится в 4 четверти (9 часов)
Теоретические знания: питательные вещества, вкусовые компоненты, природные пищевые компоненты и вредные вещества пищи. Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами. Рациональное питание. Культура питания. Диета. Безопасность в еде.
Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение общешкольного конкурса «Пир горой», оформление стенда «Есть, чтобы жить», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.
Практическая работа «О чем расскажет упаковка»
Темы работ:
Исследовательские:
Определение интенсивности обмена веществ в состоянии покоя и дозированной нагрузки
Определение энергозатрат
Соцопрос «Диета: «за» и «против»
Анализ самонаблюдения «Мой режим питания»
Реферативные:
Блюда национальной кухни
Диета и здоровье
Режим питания моей семьи
Вкусовые и пищевые добавки
Творческие:
Общешкольный конкурс «Пир горой»
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация Power Point.
3 год обучения
1.«Безопасность »
1 четверть (11 часов)
Теоретические знания: Безопасность. Наказание. Ответственное поведение. Правила поведения в транспорте. Светофор. Регулировщик. Правила поведения на улице. Правила дорожного движения.
Пожарные. Правила пожарной безопасности.
Практикумы: инсценировки, ролевые игры, конкурсы рисунков, просмотр фильмов по ПДД, ППБ.
Практические работы:
Конкурсы рисунков: «Спичка- не игрушка!»,
«»Берегись автомобиля!»
Темы работ:
Исследовательские: анализ дорожно-транспортных происшествий за неделю ( вырезки из газет)
Изучение количества правонарушений со стороны водителей и пешеходов за месяц; изучение причин возникновения пожаров.
Реферативные:
«Огонь – друг и враг человека»
«Азбука безопасности»
Творческие:
Подготовка и проведение мероприятий «Путешествие в страну дорожных знаков», «Светофор – наш верный друг»,
« Ушки на макушке…»
2 четверть (6 часов)
Теоретические знания: значение слуха. Строение органа слуха. Повреждения органа слуха. Глухота. Первая помощь при повреждении уха. Профилактика болезней органа слуха.
Практикумы: анкетирование, опросы, исследования, подготовка и проведение конференции «Береги орган слуха», оформление стенда «Здоровый образ жизни».
Практические работы:
Темы работ: Влияние шума на слух»
Анкетирование учащихся
Исследование «Уровень слуха учащихся начальной школы»
Реферативные:
Гигиена органов слуха
3.«Оказание первой помощи» 3 четверть (10 часов)
Теоретические знания: Первая доврачебная помощь. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах.
Нахождение выхода из стрессовых ситуаций . Сохранение и улучшение безопасной и здоровой среды обитания.
Темы работ:
Исследовательские:
Анкетирование учащихся школы «Умею ли я оказать первую помощь»
Реферативные:
Профессия – врач.
Это должен знать каждый.
Творческие:
Оформление стенда «Уголок безопасности»
4.»Страхи». 4 четверть (7 часов)
Теоретические знания: Страхи, поведение человека в экстремальных ситуациях. Учение о страхе, устойчивость к факторам среды, эмоции. Правила безопасного поведения.
Практикумы: опросы, анкетирование, подготовка и проведение классных часов, оформление стенда «Чрезвычайные ситуации», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.
Темы работ:
Исследовательские:
Изучение поведения людей в экстремальных ситуациях.
Анкетирование учащихся «Мои страхи»
Реферативные:
Жизнь без страха
Пути выхода из экстремальных ситуаций.
Творческие:
Участие в организации и проведении общешкольного Дня Здоровья
4 год обучения
«Экология города» 1 четверть (9 часов)
Теоретические знания: Методы исследования. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Основные загрязнители. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм. Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв. Компоненты и общие физические свойства почв. Химическое загрязнение почв.
Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение конференции «Загрязнения микрорайона школы», оформление стенда «Город, в котором мы живем». Проведение фотоконкурса «Боль природы», создание презентаций. Написание статьи в газету.
Практические работы:
Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы;
Определение шумового загрязнения территории города и микрорайона школы;
Определение наличия соединений свинца в воде в микрорайоне школы.
Определение наличия соединений свинца в почве в микрорайоне школы
Темы работ:
Исследовательские:
Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.
Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта
Учебно-исследовательские проекты (долгосрочные)
Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.
Экологическая характеристика родников
Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.
Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев.
Определение состояния древесных растений в разных зонах города
Реферативные:
Экологический мониторинг. Методы исследования
Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека
Творческие:
Написание заметки о проведенных исследованиях в газету «Приволжская новь»
«Береги зрение смолоду» 2 четверть (6 часов)
Теоретические знания: значение зрения. Строение органа зрения, зрительный анализатор. Слепое пятно, желтое пятно. Близорукость, дальнозоркость, конъюктивит, проникающее ранение глаза, катаракта, глаукома. Первая помощь при повреждении глаз. Фотоэпилепсия. Профилактика болезней органа зрения
Практикумы: анкетирование, опросы, исследования, подготовка и проведение конференции «Береги зрение смолоду», оформление стенда. Подготовка и проведение открытых занятий.
Практические работы:
Сужение и расширение зрачка
Принцип работы хрусталика
Обнаружение «слепого пятна»
Мигательный рефлекс
Темы работ:
Исследовательские:
Анкетирование учащихся
Исследование «Уровень зрения учащихся начальной школы»
Реферативные:
Гигиена органов зрения
Фотоэпилепсия. Что это такое?
Режим работы на компьютере.
Гимнастика для глаз на каждый день.
Не верь своим глазам – иллюзия
«До приезда скорой помощи» 3 четверть (10 часов)
Теоретические знания: Травмы. Вывих, растяжение, перелом, шина. Кровотечение, жгут, закрутка, давящая повязка. Грипп, туберкулез, рак, отек, электротравма, обморок,
реанимация. Ожог, обморожение. Терморегуляция, тепловой и солнечный удар.
Первая помощь при травмах, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, отравлении, кровотечении. Оформление стенда в кабинете биологии «Уголок безопасности».
Конференция «Это должен знать каждый», игра «До приезда скорой помощи»
Темы работ:
Исследовательские:
Анкетирование учащихся школы «Умею ли я оказать первую помощь»
«Лекарства – «за» и «против»
Реферативные:
«Помоги себе сам»
«Служители медицины»
Творческие:
Оформление стенда «Уголок безопасности»
4.«Жизнь без стресса» 4 четверть (9 часов)
Теоретические знания: Стресс, поведение человека. Закономерности работы головного мозга, работоспособность, режим дня, учение о стрессе, устойчивость к факторам среды, эмоции. Конфликты, перенапряжение, нейтрализация эмоционального стресса, релаксация.
Практикумы: опросы, анкетирование, подготовка и проведение классных часов, оформление стенда «Осторожно – стресс!», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций. Организация и проведение общешкольного Дня здоровья.
Темы работ:
Исследовательские:
Определение стрессоустойчивости организма;
Анкетирование учащихся «Стресс и я»
Реферативные:
Стресс – проблема 21 века
Пути выхода из стресса
Жизнь без стресса
Творческие:
Участие в организации и проведении общешкольного Дня Здоровья
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация Power Point.
План работы кружка
1класс
1.Режим дня – основа жизни человека. (Беседа-игра)
2.Гигиена тела. Не только платье красит человека. (Беседа)
3. Как сохранить зрение? Уход за глазами.(Тематическая беседа, практикум)
4. Чистота – залог здоровья.(Кукольное представление)
5.Как сохранить улыбку здоровой? (Беседа, практикум)
6.Уход за волосами. (Беседа, практикум)
7.Воздух, солнце и вода – наши верные друзья! (Игра)
8.Друзья Мойдодыра. (Праздник) Викторина «Школа Мойдодыра»
9. Если хочешь быть здоров, закаляйся! (Беседа, практикум)
10.Что такое аллергия? (беседа)
11. Уход за комнатными растениями. (Беседа, практическая работа)
12. Наш друг – пылесос.
13.Внимание- вирусы! Профилактика вирусных заболеваний.
(беседа, практикум по профилактике заболеваний)
14. Осторожно – ГРИПП! (Беседа, практикум)
15.Витамины.(Беседа, презентация)
16.Нужны ли прививки?(Беседа, игра)
17.Лекарственные растения нашего края.(Беседа, игра)
18. Как уберечься от гриппа. (Тематическая беседа, викторина)
19.Чтение литературного произведения
К.Чуковского «Добрый доктор Айболит»
20.Вредные привычки.(беседа, конкурс рисунков)
21.Правила пожарной безопасности «Не играй со спичками!»
22.Курение вредит здоровью. (Беседа)
23.Создание листовки «Брось курить!»
24. Просмотр фильма «Вредные привычки».
25.Акция «Дети против курения!»
26. Витамины.
27.Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами.
Как справиться с инфекцией?
28.Рациональное питание.
29.К чему приводят излишества?
30.Культура питания. Режим питания моей семьи.
31.Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! (Беседа, презентация)
32.Конкурс блюд «Вкусняшки»
33.Диета.
2 класс
1.Иммунитет на страже здоровья.
2.Онкологические заболевания. Их профилактика.
3.Аллергия. Аллергены.
4.Инфекционные болезни. Прививки от болезней.
5.Почему мы болеем? Профилактика заболеваний.
6.Как правильно вести себя на воде? Правила безопасности на воде.
7.Лекарственные растения на страже иммунитета.
8.Как организм помогает себе сам? Здоровый образ жизни.
9.Как защититься от насекомых?
10.Вредные привычки. (презентация)
11.Правила обращения с огнём.
12.Злой волшебник ТАБАК.(беседа. Создание листовок «Брось курить!»
13.Злой волшебник АЛКОГОЛЬ.(беседа, просмотр клипов)
14.Наркотик – тренинг безопасного поведения.
15.Волевое поведение. Оформление стенда «Я выбираю здоровье!»
16.Красен человек статью.(беседа, практикум)
17.Опорно-двигательная система человека.
18.Экскурсия в школьный мед.кабинет.
19.»В поликлинике доктора Пипеткина» (игра)
20.Комплекс физминуток. Оформление стенда «Движение-жизнь!»
21.Анаболики, стероиды, гормоны.
22.Гиподинамия. Что это такое? 23. Конкурс фотографий «Спорт и моя семья»
24.Влияние двигательной активности на организм.
25. Комплекс физических упражнений на профилактику опорно-двигательной системы.
26.Питательные вещества. Вкусовые компоненты.
27.Природные вкусовые компоненты и вредные вещества пищи.
28.Первая помощь при отравлении ядовитыми веществами.
29.Рациональное питание.
30.Конкурс «Пир горой».
31.Культура питания.
32.Диета.
33.Безопасность в еде. О чём расскажет упаковка?
34.Оформление стенда «Есть, чтобы жить»
3 класс
1.Азбука безопасности.
2.Как пешеходы и водители поделили улицу?
3.Путешествие в страну дорожных знаков.( беседа, практикум)
4.Как правильно переходить дорогу? Ответственное поведение.
5.Наказание за нарушение правил дорожного движения.
6.Светофор - наш верный друг. Регулировщик.
7.Правила поведения в транспорте. Просмотр фильма.
8.Что я знаю о труде пожарных? Просмотр фильма.
9.Как справиться с утечкой газа? (практикум)
10.Огонь –друг и враг человека.
11.Пожар – стихийное бедствие. Конкурс рисунков «Спичка- не игрушка!»
12.Значение слуха. Строение органа слуха.
13.Повреждения органа слуха. Глухота.
14.Первая помощь при повреждении уха.
15.Профилактика болезней органов слуха.
16.Оформление стенда «Здоровый образ жизни»
17.Беседа с медиком школы на тему «Береги орган слуха».
18.Первая доврачебная помощь.
19.Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
«Если из раны течёт кровь…»
20.Оказание первой доврачебной помощи при удушении, утоплении.
21.Оказание первой доврачебной помощи при обморожении, ожоге.
22.Почему случаются травмы? Оказание первой доврачебной помощи
при травмах.
23.Тепловой и солнечный удары. Оказание первой доврачебной помощи
при тепловом и солнечном ударах.
24.Нахождение выхода из стрессовой ситуации.
25.Анкетирование учащихся школы «Умею ли я оказать первую помощь?»
26.Отравление пищей. Оказание первой доврачебной помощи
при отравлениях.
27.Профессия – врач.
28. Оформление стенда «Уголок безопасности»
29.Страхи. Поведение человека в экстремальных ситуациях.
30.Учение о страхах, устойчивость к факторам среды, эмоции.
31.Умение преодолеть страх.
32.Правила безопасного поведения.
33.Оформление стенда «Чрезвычайные ситуации».
34.День Здоровья.
4 класс
1.Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути
их распространения.
2.Основные загрязнители среды.
3.Экологическая опасность.
4.Естественные воды и их состав.
5.Питьевая вода. Источники загрязнения воды.
6.Почва и её экологическое значение.
7.Загрязнения почвы.
8.Мы – друзья природы.
9.Оформление стенда «Город, в котором мы живём».
10.»Береги зрение смолоду»
11.Близорукость и дальнозоркость.
12.Конъюктивит. Проникающее ранение глаза.
13.Катаракта, глаукома.
14.Первая помощь при повреждении глаза.
15.Профилактика болезней органа зрения.
16.Почему случаются травмы?
17.Вывих, растяжение, перелом, шина.
18.Если из раны течёт кровь…
Жгут, закрутка, давящая повязка.
19.Осторожно, ГРИПП. Профилактика гриппа.
20.Туберкулёз – очень опасен!
21.Рак – смертельная болезнь человечества XXI века.
22.Отёк. Обморок.
23.Игра «Помоги себе сам»
24.Лекарства «за» или «против»?
25. Спешите делать добро (Служители медицины.)
26.Оформление стенда «Уголок безопасности»
27. Режим дня человека.
28.Стресс. Поведение человека во время стресса.
29.Конфликты, перенапряжение.
Нейтрализация эмоционального стресса, релаксация.
30.Оформление стенда «Осторожно – стресс!»
31.Стресс – проблема 21 века.
32.Учимся находить причину и последствия событий.
Пути выхода из стресса.
33.Учись быть здоровым.
34. КВН «Наше здоровье»
Предполагаемый результат реализации программы
- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
- рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
- высокий уровень сплочения детского коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
- способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние: учитель физкультуры, школьная медсестра, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь.
Внешние: детская библиотека, спортивные секции, ДЮСШ.
Критерии результативности:
- автоматизм навыков личной гигиены;
- эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс - диагностика показателей здоровья первоклассников; анкеты дл родителей «Здоровье ребенка»), «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»
Литература.
1. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.: Медицина, 1990.
2. Книга о здоровье: Сборник // Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н. Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. – М.: Медицина, 1988.
3. В.Михайлов, А.Палько. Выбираем здоровье! – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1987.
4.Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4класс. – М.:ВАКО,2004.
5.А.В.Гостюшин. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 1-4 классов. – М.: ООО «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2003
страница 1
скачать
Другие похожие работы: