NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования



Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0302 Русский язык и литература при очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:

  • теоретическое обучение, включая лабораторные работы,

практические занятия, выполнение курсовых работ

(курсовое проектирование) 91 неделя;

  • профессиональная практика 18 недель;

  • промежуточная аттестация 5 недель;

  • итоговая государственная аттестация 6 недель;

  • резерв времени образовательного учреждения 4 недели;

  • каникулярное время 23 недели.


4. Общие требования к разработке основной профессиональной

образовательной программы, обеспечивающие реализацию

образовательными учреждениями Государственных требований

к минимуму содержания и уровню подготовки

выпускников по специальности 0302 Русский язык и литература
4.1. Общие положения

4.1.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу по специальности.

4.1.2. Основная профессиональная образовательная программа по специальности разрабатывается на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0302 Русский язык и литература (далее – Государственные требования) и включает в себя требования к уровню подготовки выпускника, учебный план, программы учебных дисциплин, программу профессиональной практики, программу итоговой государственной аттестации. При разработке учебного плана образовательное учреждение использует примерный учебный план по специальности. При формировании пояснений к учебному плану применяются положения данного раздела с учетом специфики организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

4.1.3. Основная профессиональная образовательная программа по специальности в части теоретического обучения состоит из дисциплин федерального компонента (в том числе дисциплин по выбору студента), дисциплин национально-регионального (регионального) компонента, а также факультативных дисциплин и консультаций.

4.1.4. Содержание национально-регионального (регионального) компонента основной профессиональной образовательной программы по специальности (включая распределение по циклам дисциплин) устанавливается субъектом Российской Федерации или образовательным учреждением самостоятельно.

Объем времени, отведенный на дисциплины национально-регионального (регионального) компонента, может быть использован в том числе и на увеличение объема времени на дисциплины федерального компонента.

4.1.5. Объем практической подготовки студента: профессиональная практика, лабораторные и практические занятия, выполнение курсовых работ (курсовое проектирование), выполнение выпускных квалификационных работ должен составлять 50 – 60% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.
4.2. Требования к организации и обеспечению образовательного процесса

4.2.1 Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса.

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее, как правило, профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели дисциплин предметной подготовки, как правило, должны иметь опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

4.2.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам (библиотечным фондам, компьютерным базам данных и др.), по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы, наличием учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовому и дипломному проектированию и др., этапам практики, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Обеспеченность студентов учебной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу – 0.5 экз. на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально ориентированных периодических изданий.

4.2.3. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.

Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей реализацию Государственных требований и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечивать выполнение студентом лабораторных и практических работ, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

кабинетов, лабораторий, мастерских и др.

по специальности 0302 Русский язык и литература
Кабинеты:

социально-гуманитарных дисциплин,

педагогики,

психологии,

русского языка и методики обучения,

литературы и методики обучения,

математики,

иностранного языка.
Лаборатории:

технических средств обучения,

информатики и вычислительной техники,

медико-социальных основ здоровья.
Спортивный комплекс:

спортивный зал,

открытый стадион широкого профиля.
4.2.4. Требования к организации производственной (профессиональной) практики.

Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности, должно обеспечить планирование, организацию и проведение производственной (профессиональной) практики в соответствии с Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования и Рекомендациями по производственной (профессиональной) практике студентов по специальностям среднего педагогического образования.

4.2.5. Требования к промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации выпускников.

Количество экзаменов в учебном году не должно превышать 8, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.
Виды итоговой государственной аттестации:

1 вариант:

  • итоговый экзамен по педагогике и психологии;

  • итоговый экзамен по современному русскому литературному языку с методикой преподавания;

  • итоговый экзамен по истории русской литературы с методикой преподавания;

  • выпускная квалификационная работа;


2 вариант:

  • итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;

  • выпускная квалификационная работа.


Количество итоговых экзаменов сокращается, если выпускная квалификационная работа включает содержание одного из итоговых экзаменов по дисциплине. При этом в приложении к диплому оценка по этой дисциплине проставляется по результатам защиты выпускной квалификационной работы.

4.2.6. Общие нормативы по организации образовательного процесса.

4.2.6.1. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения для лиц, обуча­ющихся на базе основного общего образования, увеличивается на 104 недели (2 года) из расчета:

- теоретическое обучение

(при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)


78 недель;

- промежуточная аттестация

4 недели;

- каникулярное время

22 недели.


4.2.6.2. Срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения увеличивается по отношению к нормативному сроку, установленному в пункте 1.3. раздела «Общая характеристика специальности»:

  • на базе среднего (полного) общего образования – на 1 год;

  • на базе основного общего образования – на 2 года (при этом срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 2 года).

Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при сочетании различных форм обучения устанавливаются образовательным учреждением на основании нормативного срока.

4.2.6.3. Количество дисциплин по выбору должно быть таким, чтобы студент мог обоснованно и реально выбирать дисциплину (дисциплины). Выбранные студентом дисциплины становятся обязательными для изучения.

4.2.6.4. Выполнение курсовой работы (курсовое проектирование) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине. На весь период обучения может быть запланирована курсовая работа по одной дисциплине. Студент по выбору определяет тему курсовой работы (по педагогике, психологии, частным методикам). Для руководства курсовыми работами отводится сверх сетки часов 6 часов на одного студента.

4.2.6.5. Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом образовательного учреждения (не более 4 часов в неделю), не являются обязательными для изучения студентом. При реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, объем времени на факультативные дисциплины увеличивается на 312 часов.

4.2.6.6. Консультации для студентов очной формы обучения предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования.

4.2.6.7. По всем дисциплинам теоретического обучения и этапам профессиональной практики, включенным в учебный план образовательного учреждения, должна выставляться итоговая оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «зачтено»).

4.2.6.8.На предпоследнем курсе в период летних каникул с юношами проводятся пятидневные учебные сборы на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами.

4.2.6.9. За музыкальное сопровождение занятий по ритмике, факультативам, требующим музыкального сопровождения, концертмейстеру оплачивается время в объеме 100% учебного времени, отведенного учебным планом.
4.3. Академические свободы образовательного учреждения в формировании содержания образования и организации образовательного процесса

При разработке основной профессиональной образовательной программы по специальности образовательное учреждение имеет право:

4.3.1. Уменьшать в пределах 10% объем времени, отведенного Государственными требованиями на циклы дисциплин.

4.3.2. Распределять резерв времени образовательного учреждения.

4.3.3. Формировать цикл общих гуманитарных и социально-экономи- ческих дисциплин. При этом дисциплины «Основы философии» (в объеме не менее 44 часов), «Основы права» (в объеме не менее 32 часов), «Отечественная история» (62 часа), «Иностранный язык» и «Физическая культура» (из расчета 2 часа в неделю на весь период теоретического обучения) реализуются в обязательном порядке. Одна – две дисциплины выбираются образовательным учреждением из следующего перечня дисциплин: «Социальная психология», «Основы экономики», «Основы социологии и политологии», «Мировая художественная культура» и реализуются в течение времени, отведенного на эти дисциплины (64 часа). Остальные дисциплины по желанию образовательного учреждения могут реализовываться в качестве дисциплин по выбору студента, за счет резерва времени образовательного учреждения. При этом возможно объединение дисциплин в междисциплинарные курсы при сохранении минимума содержания.

Формировать дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением, которые должны быть направлены на реализа­цию личностных потребностей обучающихся и обеспечение гуманитаризации содержания образования.

В том случае, если образовательное учреждение не выбирает в качестве обязательного изучения дисциплину ОГСЭ «Основы экономики», то дидактические единицы данной дисциплины включаются в инвариантную для всех специальностей дисциплину ОПД «Экономика образовательного учреждения».

4.3.4. В цикле дисциплин предметной подготовки:

- формировать дисциплины по выбору студента, которые должны быть направлены на обеспечение конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда. Дисциплинами по выбору студента могут быть: «Старославянский язык», «История русского языка», «Русская диалектология», «Основы стилистики русского языка», «Лингвистический анализ текста», «Практикум по выразительному чтению», «Практикум по каллиграфии».

4.3.5. Определять перечень и содержание дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин.

4.3.6. В случае самостоятельного формирования содержания национально-регионального (регионального) компонента использовать время, отведенное на дисциплины национально-регионального (регионального) компонента:

- на увеличение объема времени на дисциплины федерального компонента;

- на введение дополнительных дисциплин в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки.

4.3.7. При формировании дисциплин по выбору студента, дисциплин национально-регионального (регионального) компонента, факультативных дисциплин определять время на их изучение в объеме не менее 32 часов.

4.3.8. Выбирать вид итоговой государственной аттестации из установленных в п. 4.2.5 Государственных требований. Одним из обязательных видов итоговой государственной аттестации является защита выпускной квалификационной работы.

4.3.9. Определять формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные и т.д.).

4.3.10. Использовать от 10 до 15% от общего объема времени, отведенного на дисциплину федерального компонента, на самостоятельное проектирование дополнительного содержания образования по дисциплине при условии выполнения минимума содержания образования по дисциплине, указанного в Государственных требованиях.

4.3.11. Планировать концентрированное изучение дисциплины «Иностранный язык».

4.3.12. Для групп (подгрупп) девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 час.), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение дисциплины «Основы медицинских знаний».
Приложение

Рег. № 04 – 0302 – П

17января 2002 г.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН


среднего профессионального образования повышенного уровня

по специальности 0302 Русский язык и литература

Квалификация – учитель русского языка и литературы

основной общеобразовательной школы
Форма обучения – очная

Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев

на базе среднего (полного) общего образования


Индекс

Элементы учебного
процесса, учебные
дисциплины

Время в неделях

Макс. учебная нагрузка студента, часов

Обязательная
учебная нагрузка,

часов

Рекомендуемый курс изучения

Всего

в том числе

лаб. работ, практ.занятий

выполнение курсовых работ (курс.

проект.)

1

2

3

4

5

6

7

8

ТО.00

Теоретическое обучение

91

4914

3276










ТО.Ф

Теоретическое обучение – дисциплины федерального компонента



4010

3116

1291






ОГСЭ.00

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины




879

634

378







ОГСЭ.01

Основы философии







44







4

ОГСЭ.02

Основы права







32

4




5

ОГСЭ.03

Отечественная история







62







3

ОГСЭ.04

Иностранный язык







182

182




3,4,5

ОГСЭ.05

Физическая культура







182

182




3,4,5

ОГСЭ.06

Социальная психология







64

10







ОГСЭ.07

Основы экономики



















ОГСЭ.08

Основы социологии и

политологии













ОГСЭ.09

Мировая художественная культура



















ОГСЭ.ДВ

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением








68








3,4,5

ЕН.00

Математические и общие естественнонаучные дисциплины




165

132

50






ЕН.01


Математика







40

20




3

ЕН.02

Информатика







60

30




3

ЕН.03

Экологические основы природопользования







32







5

ОПД.00

Общепрофессиональные дисциплины




1262

823

210







ОПД.01

Педагогика







200

30




3,4,5

ОПД.02

Психология







170

36




3,4,5

ОПД.03

Психолого-педагогический практикум








32


32





5

ОПД.04

Коррекционная и специальная педагогика







64

32




4

ОПД.05

Основы педагогического мастерства







36

36




5

ОПД.06

Основы учебно-исследовательской деятельности студентов








33








4

ОПД.07

Возрастная анатомия, физиология и гигиена







76

30




3

ОПД. 08

Основы медицинских знаний







32

10




3

ОПД.09

Правовое обеспечение профессиональной деятельности







48

8




4

ОПД.10

Экономика образовательного учреждения







32

8




4

ОПД.11

Менеджмент







32

10




4

ОПД.12

Безопасность жизнедеятельности







68

20




4

ДПП.00

Дисциплины предметной подготовки




1704

1527

653







ДПП.01

Введение в теорию языка







60

20




3

ДПП.02

Русская речевая культура







56

10




4

ДПП.03

Современный русский литературный язык







321

120




3,4,5

ДПП.04

Практикум по русскому языку







56

56




5

ДПП.05

Введение в теорию литературы







60

26




3

ДПП.06

Русское устное народное творчество







50

24




3

ДПП.07

Детская литература







62

32




4

ДПП.08

История русской литературы







321

120




3,4,5

ДПП.09

История зарубежной литературы







227

90




3,4,5

ДПП.10

Методика преподавания русского языка







82

40




4,5

ДПП.11

Методика преподавания литературы







82

40




4,5

ДПП. ДВ

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением







150

75




3,4,5

ТО.Р

Теоретическое обучение - дисциплины национально-регионального (регионального) компонента





240

160







3,4,5

ДФ.00


Дисциплины факультативные




364










3,4,5

К


Консультации (на каждую учебную группу на весь период обучения)


300










3,4,5
ПП.00

Профессиональная практика


18















ПП.01

Учебная

3













3,4

ПП.02

Педагогическая

11













4,5

ПП.03

Преддипломная

4













5

ПА

Промежуточная аттестация

5
















ИГА.00

Итоговая государственная аттестация

6













5

1 вариант


















ИГА.01


Итоговый экзамен по педагогике и психологии


















ИГА.02

Итоговый экзамен по современному русскому литературному языку с методикой преподавания



2
















ИГА.03

Итоговый экзамен по истории русской литературы с методикой преподавания



















ИГА.04

Выполнение выпускной квалификационной работы

2
















ИГА.05

Защита выпускной квалификационной работы

2
















2 вариант



















ИГА.01


Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности


2














ИГА.02

Выполнение выпускной квалификационной работы

2
















ИГА.03

Защита выпускной квалификационной работы

2
















РВ.

Резерв времени образовательного учреждения

4














3,4,5

ВК.

Время каникулярное

23






















10,5













3







10,5













4







2,0













5

ИТОГО:

147

















СОДЕРЖАНИЕ





  1. Общая характеристика специальности 0302 Русский язык и литература...……………………………………………………………


3


  1. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 0302 Русский язык и литература.………………………………..


6


  1. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 0302 Русский язык и литература ………………………………………………



16


  1. Общие требования к разработке основной профессиональной образовательной программы, обеспечивающие реализацию образовательными учреждениями Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0302 Русский язык и литература ………………………….

33


  1. Примерный перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других по специальности 0302 Русский язык и литература ………..


36


  1. Примерный учебный план по специальности 0302 Русский язык и литература ……..…………………..………………………….


41


________________________________________________________________
Подписано в печать 27.09.2002 г.

Формат 60x90. Гарнитура Таймс

Уч.-изд. л. 3,0. Усл.-печ. л. 4,6.Тираж 810 экз.

Цена договорная

________________________________________________________________
Издательство ИПР СПО,

109316, Москва, Волгоградский проспект, 43.

________________________________________________________________
Отпечатано в ЗАО «Миратос»,

111555, Москва, Напольный проезд.,7

Заказ №


1 Образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют основную образовательную программу среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального образования.


2 Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам в области социальной психологии, экономики, социологии и политологии, мировой художественной культуры являются обязательными для выполнения только в случае освоения соответствующих дисциплин.

3 Цикл ОГСЭ включает в себя дисциплины ОГСЭ.01- ОГСЭ.05 в качестве обязательных дисциплин, дисциплины ОГСЭ.06 –ОГСЭ.09 – в качестве дисциплин, устанавливаемых по усмотрению образовательного учреждения. Время, отведенное на дисциплины ОГСЭ.06 –ОГСЭ.09, составляет 64 часа.


4 Особенности возраста, с которым предстоит работать выпускнику, изучаются более расширенно и углубленно.


45




46




страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: