NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



И пути их реализации


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

И СРЕДСТВ ЕГО ДОСТАВКИ: УГРОЗЫ, ОЦЕНКИ, ЗАДАЧИ

И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

(«Белая книга» Министерства Обороны РФ)

ПРЕДИСЛОВИЕ
Открытость любого государства в отношении своих приоритетов в области международной безопасности является важнейшим средством укрепления доверия, повышения предсказуемости в межгосударственных делах, содействия многосторонним решениям по проблемным вопросам. Концепция национальной безопасности, Концепция внешней политики, Военная доктрина Российской Федерации являются основополагающими программными документами, в которых закреплены такие приоритеты.

Настоящая публикация посвящена одному из важнейших вопросов в области международной безопасности - нераспространению оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки. Эта тематика в последнее время приобрела еще большую актуальность в связи с опасностью использования террористами отдельных элементов ОМУ. Президент России В.В.Путин назвал проблему нераспространения "важнейшим вопросом современности".

Распространение ядерного, химического и биологического оружия, а также ракетных средств его доставки относится к числу важных факторов, определяющих характер угроз национальной безопасности Российской Федерации с учетом ее географического положения и протяженности границ. Данный вопрос является предметом особого внимания российского руководства. Свидетельство тому - принятие в прошлом году "Основ государственной политики Российской Федерации в области нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки", "Комплексной программы по нераспространению оружия массового уничтожения и средств его доставки до 2010 года" и целого ряда нормативных правовых документов, касающихся вопросов нераспространения и экспортного контроля.

Российская Федерация активно участвует в международных усилиях по рассмотрению проблем нераспространения ОМУ и средств его доставки, содействует решению этих вопросов политико-дипломатическими средствами.

Как Председатель "Группы восьми" и организатор встречи на высшем уровне 15 -17 июля 2006 г. в г. Санкт-Петербурге Российская Федерация уделяет проблематике нераспространения должное внимание в работе форума и делает все возможное, чтобы согласованный "Группой восьми" в Си-Айленде в 2004 году План действий по нераспространению реализовывался в полной мере.

Задача данного документа - показать российское видение ключевых проблем в данной сфере, осветить возможные пути их решения, привлечь внимание специалистов и широкой общественности к тем шагам, которые предпринимала и будет предпринимать Российская Федерация в деле противодействия распространению оружия массового уничтожения и средств его доставки.
ГЛАВА I

Тенденции распространения оружия массового уничтожения, средств его доставки на глобальном и региональном уровнях и связанные с ними риски и угрозы безопасности Российской Федерации

и международного сообщества в целом
Приверженность принципу нераспространения является одной из основополагающих установок российской внешней политики. Согласно Концепции национальной безопасности России, укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки является приоритетной задачей государства, а распространение ОМУ относится к числу основных угроз национальной безопасности. Несомненно, что увеличение количества стран, обладающих ОМУ, особенно его появление у государств, расположенных по периметру российских границ, представляет наибольшую угрозу безопасности России.

Расширение числа участников "клуба" обладателей ОМУ опасно с точки зрения размывания создававшегося десятилетиями международного режима нераспространения, инициирования "цепной реакции" появления новых государств, располагающих наиболее смертоносными видами вооружений.

Ядерное оружие все еще расположено на территории отдельных неядерных государств, формально им не обладающих, в частности, в Европе. Это не может не вызывать беспокойства с точки зрения распространения ядерного оружия.

Необходимо подчеркнуть, что в последние 10 - 15 лет подходы к нераспространению стали более политизированными. Оценка угроз распространения зависит в значительной степени от геополитического положения того или иного государства, отношений с союзниками, экономических интересов и исторического опыта. Поэтому в зависимости от понимания этого термина отдельные государства осуществляют политические, экономические, дипломатические, а порой и силовые методы достижения целей нераспространения ОМУ.

Российская Федерация сохраняла и сохраняет приверженность решению данных вопросов прежде всего политико-дипломатическими методами. Применение силы рассматривается ею в качестве крайней меры, задействование которой возможно только на основе решения Совета Безопасности ООН.

На обозримую перспективу для России и других государств наибольшая угроза в области нераспространения будет исходить от возможности использования террористами отдельных элементов ОМУ. Если в отношении стран, обладающих способностью по использованию ОМУ, будет сохранять свое значение доктрина сдерживания, то применительно к террористам она, очевидно, действовать не будет. В качестве источников получения элементов ОМУ негосударственными субъектами (террористами или их пособниками) следует рассматривать не только военные и научные объекты, но и собственные разработки с использованием "черных рынков" материалов и технологий, пригодных для создания такого оружия.
1.1. Тенденции распространения ОМУ и средств его доставки, а также связанные с ними риски и угрозы

Глобальные геополитические изменения, связанные с окончанием "холодной войны", повлияли на всю систему международных отношений. На смену блоковому противостоянию пришли многочисленные кризисы и конфликты, вызванные, в том числе, и стремлением отдельных стран действовать без оглядки на мировое сообщество и его общепризнанные институты. Одновременно резко возросла угроза международного терроризма.

На глобальном уровне отчетливо прослеживаются тенденции ослабления гарантий государственного суверенитета, вмешательства, в том числе силового, во внутренние дела других стран, иногда и под предлогом решения задач нераспространения. Фиксируются опасные попытки оправдать возможность применения ядерного оружия в "неядерном" конфликте для борьбы с "хорошо укрепленными или расположенными глубоко под землей целями". В этих условиях некоторые страны начинают раздумывать о ядерном выборе как о средстве сдерживания агрессии, а также факторе повышения своего международного статуса, инструменте достижения превосходства над соседями и получения экономических выгод. Данное обстоятельство в условиях обострения территориальных споров, политических, экономических, этнических и религиозных проблем в некоторых государствах приобретает особое значение.

Серьезным фактором, повышающим риск возникновения новых государств, обладающих ОМУ и средствами его доставки, является отсутствие эффективных систем их физической защиты и экспортного регулирования поставок товаров и технологий двойного применения, что приводит в ряде стран к возможности их распространения, в том числе и попадания в руки террористов.

Недостаточное внимание уделялось до сих пор последствиям технологического прогресса и революционному развитию информационных технологий в контексте быстрого распространения знаний об ОМУ.
1.1.1. Угрозы в сфере ядерного распространения

На этапе становления международного режима ядерного нераспространения (Договор о нераспространении ядерного оружия - ДНЯО), одной из его целей являлось ограничение количества государств, обладающих ядерным оружием (ЯО). Эта цель в основном была достигнута. От имевшихся ранее собственных военных ядерных программ отказались ЮАР, Аргентина, Бразилия. "Безъядерный" выбор сделали Белоруссия, Казахстан и Украина. В настоящее время помимо "официальной" ядерной "пятерки" военные ядерные программы реализованы в Индии и Пакистане. Не подтверждает, но и не отрицает наличия у него ядерного оружия Израиль. Об обладании таким оружием заявила КНДР. По данным Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), еще порядка 20 стран располагают потенциалом для военных ядерных возможностей, однако по различным причинам они проявляют сдержанность в обретении ядерного статуса. Для некоторых из них "ядерный выбор" - лишь вопрос политической воли в условиях ослабления режима ДНЯО: в технологическом плане они обладают всеми необходимыми средствами и компонентами для создания ядерного взрывного устройства. При возникновении угроз национальной безопасности и суверенитету эти страны могут создать ЯО достаточно быстро.

Таким образом, сегодня сохраняется несколько основных путей распространения ядерного оружия:

- несанкционированная передача технологий и знаний в области ЯО неядерным государствам (что подтверждается сетью А.К.Хана);

- самостоятельная разработка посредством развития необходимой научно-технической базы с использованием открытой информации;

- утечки технологий производства ЯО и другой "чувствительной" информации по причине слабости или отсутствия достаточного национального контроля.

Вышеперечисленные проблемы дополняются и усугубляются растущей угрозой ядерного терроризма.

Несмотря на то, что вероятность самостоятельного создания террористами ядерного взрывного устройства, ввиду технической сложности решения этой задачи, оценивается как незначительная, возможна разработка ими кустарных средств поражения с применением радиоактивных материалов (так называемая "грязная бомба").
1.1.2. Химическое распространение

Несмотря на функционирование Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО), участие в ней государств еще не носит универсального характера, а выполнение ее положений на национальном уровне оставляет желать лучшего.

Факторами, способствующими распространению ХО, являются:

- относительная простота технологий получения отравляющих веществ при современном уровне развития химической промышленности;

- возможность приобретения законным путем "двойных" технологий, оборудования и материалов, пригодных для создания ХО;

- экономическая рентабельность и относительная простота реализации программ создания ХО по сравнению с другими видами ОМУ, а также трудность их обнаружения;

Новые риски возникают в связи с исследованиями и разработкой т.н. нелетальных химических средств (НХС) поражения. В рамках проводимых работ, в частности, осуществляется изучение последних достижений в фармацевтической промышленности с целью их возможного использования для создания НХС, ведутся натурные испытания по определению эффективного радиуса действия таких химических агентов и на их основе проектируются средства доставки.

Одним из проявлений химического терроризма является деятельность секты "Аум Сенрике" в Японии. В настоящее время существует реальная возможность использования токсичных химических веществ негосударственными субъектами. Вероятность применения токсичных химикатов в террористических целях значительно выше, чем ядерных взрывных устройств.

Имеется большой риск использования террористами токсичных промышленных химикатов, а также проведения диверсий против химических объектов с эффектами, сопоставимыми, например, с техногенной катастрофой на заводе "Юнион Карбайд" в г. Бхопале (Индия). Необходимы коллективные усилия по обеспечению безопасности таких объектов, в том числе их защиты от террористов.
1.1.3. Распространение биологического оружия и опасных биологических агентов

За период 30-летнего существования Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) ни одно государство не заявило об обладании таковым. Однако нет и достоверных данных о полном прекращении разработок в области создания биооружия (БО). В связи с этим, а также неготовностью значительного количества стран присоединиться к Биоконвенции, угроза применения БО в межгосударственном конфликте может рассматриваться как реально существующая.

Научно-технические разработки и достижения последних лет в области биологии, биотехнологии, геномики, протеиномики и биоинформатики открыли широкие возможности для генно-инженерных модификаций традиционных биологических агентов, создали предпосылки для разработки новых видов БО. С развитием знаний о живой материи стало возможным не только уничтожение биологическими методами живого организма, но и манипулирование им, воздействие на его развитие, жизнедеятельность, репродукцию и наследственность. Новые достижения в биологии и медицине в сочетании с современными компьютерными и информационными технологиями могут быть использованы для разработок новых видов боевых биологических агентов.

В основе интереса нечленов КБТО к БО лежат следующие причины:

- высокая экономическая рентабельность и простота реализации военно-биологических программ по сравнению с другими программами ОМУ;

- двойное назначение технологий, оборудования и материалов, пригодных для создания БО (т.е. возможность их использования как в мирных, так и в военных целях), трудность обнаружения инфраструктуры;

- возможность скрытного осуществления военных программ в области БО в связи с отсутствием четких различий между наступательной и защитной деятельностью.

Риск распространения БО в основном обусловлен сохраняющейся в ряде случаев бесконтрольностью за оборотом (торговля, передача) компонентов для его получения - штаммов возбудителей опасных инфекционных заболеваний, оборудования двойного назначения, питательных сред, технологической информации.

Возрастающую угрозу представляет терроризм с использованием опасных биологических агентов. Имеются свидетельства того, что некоторые террористические организации (в частности, "Аль-Каида") рассматривают возможность приобретения соответствующих материалов.

События в США 2001 года, связанные с распространением по почте спор сибирской язвы, подтверждают реальную возможность применения террористами биологических агентов. Не меньшую опасность представляет возможность использования вируса натуральной оспы для биоатак. Прекращение в большинстве стран практики вакцинации против этой инфекции может привести к катастрофическим последствиям.
1.1.4. Распространение ракетных средств доставки ОМУ

В настоящее время более 25 стран располагают ракетными комплексами с баллистическими ракетами (БР), способными доставлять ОМУ, или обладают научно-промышленным потенциалом для их создания. Одновременно многие государства испытывают настоятельную потребность в ракетных средствах для реализации программ мирного использования космического пространства.

В отличие от ядерного, химического и биологического оружия, где есть юридически обязывающие соглашения (ДНЯО, КЗХО, КБТО), ограничивающие их распространение или полностью их запрещающие, таких соглашений в области ракетных средств их доставки нет. Разграничить средства доставки ОМУ и законные обычные вооружения - баллистические и крылатые ракеты в обычном оснащении, беспилотные летательные аппараты (БЛА), а также средства запуска космических аппаратов - крайне сложно. Обычные вооружения (самолеты, ракеты, БЛА, реактивные системы залпового огня, ствольная артиллерия) также могут использоваться как средства доставки ОМУ.

В настоящее время основные многосторонние усилия по нераспространению ракетных средств доставки ОМУ осуществляются в рамках Режима контроля за ракетной технологией (РКРТ) и Гаагского кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет (ГКП). Они объединяют пока ограниченное число стран с ракетным потенциалом и не могут полностью предотвратить расползание ракетных средств доставки ОМУ.

Отсутствие четкой международно-правой регламентации ракетной деятельности служит фактором, содействующим распространению технологий, в том числе необходимых для создания межконтинентальных баллистических ракет.

Необходимо иметь в виду, что под прикрытием разработки либо модернизации космических ракет-носителей может осуществляться строительство баллистических ракет большой дальности. Некоторые государства проявляют стремление к приобретению ракетных технологий, законченных подсистем и компонентов (систем управления, смесевых топлив, корпусов двигателей, элементов электронной техники), а также закупке устаревших образцов ракетной техники с целью разработки на их базе систем с улучшенными (прежде всего, по полезной нагрузке и максимальной дальности полета) характеристиками.

Серьезную обеспокоенность вызывает так называемое "вторичное распространение", при котором некоторые страны, не связанные обязательствами в области ракетного нераспространения и получившие ранее соответствующие технологии, осуществляют деятельность, в том числе совместно с другими государствами, направленную на совершенствование и разработку новых ракетных систем, а также их продажу за рубеж. Подобная деятельность до недавнего времени была характерна для КНДР и ряда других стран.

Наряду с этим имеют место и факты поставок на экспорт ракет и ракетных технологий из государств-участников РКРТ, в том числе в нарушение международных договоренностей, в частности, Украиной.

Определенную озабоченность вызывают также исследовательские планы США по созданию космического оружия, что может подстегнуть стремление ряда государств к доступу к более «дешевым» средствам противодействия, в т.ч. ОМУ.
ГЛАВА 2

Международные усилия в области нераспространения ОМУ

и средств его доставки
2.1. Международный режим ядерного нераспространения

Основой международного режима нераспространения ядерного оружия является ДНЯО. Его участниками являются 189 государств.

Вне Договора остаются Индия, Пакистан и Израиль. Кроме того, в январе 2003 года о выходе из ДНЯО заявила КНДР.

За 35 лет своего действия ДНЯО обеспечил реализацию последовательного движения международного сообщества по пути предотвращения распространения ЯО. Возникшие в последнее время новые вызовы нераспространенческому режиму, включая появление "черных рынков" ядерных материалов и технологий, могут и должны устраняться на основе ДНЯО. Это подтвердила и VII Конференция по рассмотрению действия Договора, прошедшая в мае 2005 г. в г. Нью-Йорке.

Договор предусматривает соблюдение государствами, не обладающими ядерным оружием, обязательств по сохранению своего неядерного статуса и одновременное обеспечение их прав на мирное использование атомной энергии. Однако примеры Ливии и в определенной степени КНДР показывают, что под прикрытием развития ядерной энергетики возможно создание военного ядерного потенциала. Пока не прояснил свою прошлую ядерную деятельность Иран.

Контроль за выполнением обязательств по ДНЯО в части использования атомной энергии в мирных целях осуществляет МАГАТЭ. Вскрытие незаявленной ядерной деятельности в начале 90-х годов в Ираке продемонстрировало определенные недостатки системы гарантий МАГАТЭ по обнаружению запрещенной активности. Это способствовало принятию Агентством мер по укреплению эффективности и действенности системы гарантий. В 1997 году разработан Типовой дополнительный протокол к соглашению с МАГАТЭ о гарантиях, который предусматривает значительное расширение возможностей по контролю ядерной деятельности. К настоящему времени его подписали 104 государства, включая все ядерные, в 69 государствах Дополнительный протокол вступил в силу.

Существенный вклад в укрепление режима нераспространения ядерного оружия призван внести Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). В 2006 году исполняется 10 лет с момента открытия ДВЗЯИ для подписания, однако перспективы его вступления в силу остаются неопределенными. На сегодня Договор подписали 176 государств, 132 из них его ратифицировали.

Из 44 государств, присоединение которых к Договору является обязательным условием его вступления в силу, ДВЗЯИ не ратифицировали США, Китай, Египет, Иран, Израиль, Индия, Пакистан, КНДР, Индонезия, Колумбия. Не способствует ускорению процесса вступления ДВЗЯИ в силу отношение к нему США, отказывающихся ратифицировать Договор.

Меры по обеспечению контроля за передачами ядерных материалов и технологий, а также товаров двойного назначения, которые могут использоваться для создания ЯО, осуществляются многосторонними режимами экспортного контроля - Комитетом Цангера и Группой ядерных поставщиков.

Комитет Цангера (КЦ) был создан в 1971 году (сегодня объединяет 35 государств) для технического толкования стать  III, пункта 2 ДНЯО, согласно которому каждое государство-участник Договора обязуется не предоставлять ядерные материалы и оборудование любому государству, если на них не распространяются гарантии МАГАТЭ. В рамках КЦ сформирован перечень таких материалов и оборудования.

В 1974 году была создана Группа ядерных поставщиков (ГЯП), объединившая основных экспортеров и производителей ядерных материалов, оборудования и технологий, неядерных материалов для реакторов, включая государства, не являвшиеся на момент ее создания участниками ДНЯО.
В 1992 году в рамках ГЯП создан Режим контроля за передачами товаров двойного использования. Сегодня в Группу входит 45 стран.

Важнейшим дополнением к международному режиму ядерного нераспространения является создание зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО). В настоящее время сформировалось четыре таких зоны: в Латинской Америке (Договор Тлателолко), в Южной части Тихого океана (Договор Раротонга), в Африке (Договор Пелиндаба) и Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор). Число государств, охваченных режимом ЗСЯО, в настоящее время превышает 100. Завершается работа по оформлению зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии. В то же время усилия по созданию такой зоны на Ближнем Востоке пока не привели к успеху.

8 февраля 1987 года вступила в силу Конвенция о физической защите ядерного материала. В настоящее время ее участниками являются 116 государств. В июле 2005 года на Дипломатической конференции в г. Вене были приняты поправки к Конвенции, существенно расширяющие сферу ее действия.

Под действие Конвенции теперь подпадают хранение, использование и перевозка ядерных материалов внутри стран-участниц, меры по защите ядерных материалов и ядерных установок от саботажа (диверсии). Расширены положения о международном сотрудничестве в области физической защиты, в частности, по фактам хищения ядерного материала, нашли отражение вопросы обеспечения конфиденциальности информации о физзащите.

Значительное международное сотрудничество осуществляется в рамках плана МАГАТЭ по защите от ядерного терроризма. План реализуется с 2002 года и предусматривает конкретные меры по совершенствованию деятельности Агентства в этой сфере, в частности, по таким направлениям, как усиление национальных систем физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, противодействия незаконному обороту ядерных материалов.

Одним из направлений в рамках этого плана является реализация Агентством Программы по формированию и ведению базы данных по незаконному обороту ядерных материалов. База данных, имеющая конфиденциальный характер, содержит информацию о случаях незаконного оборота ядерных материалов и радиоактивных веществ. Программа осуществляется с 1996 года, в ней в настоящее время участвует 82 страны.
2.2. Международные договоренности в области нераспространения химического, биологического и токсинного оружия

Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г. (Женевский протокол 1925 года) поставил юридическую преграду применению химического и бактериологического оружия, но не запретил их разработку, производство и накопление. При подписании этого документа рядом государств (в том числе СССР в 1928 году), были сделаны оговорки, согласно которым предусматривалась возможность использования указанных средств в качестве ответной меры.

В 1992 году Россия заявила об отказе от оговорок к Женевскому протоколу 1925 года в части, касающейся ответного использования БО.

В 2000 году Россией был принят закон о снятии всех оговорок к Женевскому протоколу, сделанных СССР в 1928 году.

КЗХО вступила в силу 29 апреля 1997 года. Она представляет собой первый глобальный договор, предусматривающий ликвидацию целого вида оружия массового уничтожения под строгим международным контролем и предотвращение его появления вновь. Россия была одним из инициаторов ее разработки.

По состоянию на 1 января 2006 г. 5 из 6 государств - обладателей химоружия (Албания, Индия, Ливия, Российская Федерация, США и еще одна страна, которая добровольно объявила о наличии химоружия и осуществляет его ликвидацию) уничтожили более 12 тыс. тонн отравляющих веществ (ОВ), что составляет около 17% всех объявленных запасов.

В качестве важного показателя эффективности функционирования режима нераспространения химоружия рассматривается повышение числа стран, присоединившихся к Химконвенции. Ее участниками сегодня являются 178 государств.

Для реализации предмета и целей Конвенции, обеспечения осуществления ее положений, включая положение о международной проверке ее соблюдения, обеспечения форума для консультаций и сотрудничества между государствами-участниками в 1997 году создана Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) с штаб-квартирой в г. Гааге (Королевство Нидерландов).

В рамках ОЗХО проводится работа по расширению состава участников Конвенции. Разработан и реализуется соответствующий План действий, что позволило только в 2004 - 2005 годах обеспечить присоединение к КЗХО 18 новых государств.

Подписали, но не ратифицировали КЗХО 8 государств, среди которых Израиль. Еще 8 государств, в том числе Египет, Ирак, Ливан, Сирия и другие, пока не подписали Конвенцию.

КБТО была открыта к подписанию 10 апреля 1972 года. Вступила в силу 26 марта 1975 года. 155 государств сдали ратификационные грамоты и документы о присоединении к Конвенции. Россия, США и Великобритания - депозитарии КБТО. Каждые 5 лет проводятся конференции по рассмотрению действия договора.

С 1995 года в г. Женеве проходили переговоры так называемой Спецгруппы государств - участников КБТО (учреждена Специальной конференцией в 1994 году), которой было поручено разработать механизм контроля за соблюдением КБТО в виде юридически обязывающего документа (Протокола). В июле 2001 года США отказались поддержать практически разработанный Протокол к Конвенции.

Вопрос о дальнейшем укреплении КБТО планируется обсудить на VI Конференции по рассмотрению ее действия в конце 2006 года. Предполагается, что в ее ходе будет принят конкретный план дальнейших действий.

Исходя из своих международных обязательств, государства - участники КБТО ежегодно представляют в ООН  -  в рамках согласованных мер укрепления доверия - информацию о деятельности в биологической сфере, что способствует созданию большей открытости и предсказуемости в данной области.

Австралийская группа (АГ) (объединяет 39 государств) является неформальным добровольным режимом экспортного контроля. Его целью является ограничение распространения химического и биологического оружия путем установления контроля за передачами химической и биологической продукции двойного назначения, а также соответствующих технологий.

Россия, не являясь участником АГ, на практике придерживается принятых в ней правил и контрольных списков.
2.3. Международные механизмы предотвращения распространения средств доставки ОМУ

РКРТ создан в 1987 году и объединяет 34 страны. Россия присоединилась к Режиму в 1995 году. Его основная задача - противодействие распространению ракетных средств доставки ОМУ посредством осуществления экспортного контроля за передачами товаров и технологий двойного назначения в страны-неучастницы. Базовые документы Режима - Руководящие принципы и Техническое приложение (перечень подлежащих контролю товаров). Страны-участницы договорились проявлять сдержанность при передачах предметов, перечисленных в Техническом приложении. С  учетом новых вызовов и угроз Руководящие принципы дополнены положениями об учете вероятности использования контролируемых товаров террористами.

ГКП открыт для присоединения в ноябре 2002 г. Россия присоединилась к Кодексу в том же году. Его участниками являются 123 страны.

Кодекс представляет собой свод основных принципов поведения в сфере ракетного нераспространения. Он декларирует общие намерения сдерживать и предотвращать распространение баллистических ракет, способных доставлять ОМУ. Кодекс предусматривает некоторые меры транспарентности: представление в Центральный контактный пункт ГКП (МИД Австрии) ежегодных деклараций о ракетной деятельности и уведомлений о ракетных пусках.

Россия своевременно предоставляет ежегодные декларации, а с 2004 года - предуведомления о пусках ракет. Однако в рамках ГКП пока еще не все государства-участники, включая ряд значимых в ракетной области, реализуют на практике механизм уведомлений о пусках ракет.
2.4. Меры, осуществляемые ООН в целях предотвращения распространения ОМУ и средств его доставки

Главной целью ООН, зафиксированной в статье 1 ее Устава, является поддержание международного мира и безопасности. Организация служит важнейшим форумом для решения глобальных задач, включая нераспространение ОМУ и средств его доставки.

Существенную роль в вопросах нераспространения, контроля над вооружениями и разоружения играет Совет Безопасности (СБ) ООН. Принципиальные подходы СБ в этой области были зафиксированы в соответствующей Декларации от 31 января 1992 года.

В апреле 2004 года СБ ООН принял резолюцию 1540, нацелившую международное сообщество на противодействие распространению ОМУ и средств его доставки, предотвращение их попадания в руки негосударственных субъектов, прежде всего террористов. Для целей ее осуществления создан специальный Комитет (Комитет 1540), который информирует Совет Безопасности о ходе выполнения резолюции, а также при необходимости дает ему соответствующие рекомендации.

В рамках ежегодных сессий Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН вопросы, связанные с международной безопасностью и разоружением, рассматриваются в ее Первом комитете. Ежегодно в нем обсуждается более 50 проектов резолюций и решений, посвященных в том числе и проблемам распространения ОМУ, которые затем выносятся на утверждение ГА ООН.

В апреле 2005 года на ГА  ООН была принята и 14 сентября 2005 года в рамках Саммита-2005 открыта к подписанию Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. Это первое универсальное соглашение, подготовленное по инициативе России и направленное на предотвращение террористических актов с использованием ядерного материала, которые могут привести к массовому поражению населения. Она призвана обеспечить антитеррористическую защиту как мирного, так и военного атома.

В последние годы в ООН работала Группа правительственных экспертов по оказанию содействия Генеральному секретарю в подготовке доклада по вопросу о ракетах во всех его аспектах. Первый такой доклад был одобрен на 57-й сессии ГА ООН. В 2004 году Группа возобновила свою деятельность, однако принятие нового доклада было заблокировано некоторыми странами, которые выступают против активного вовлечения ООН в решение ракетных проблем. Работа Группы будет продолжена в 2007 году.
2.5. "Группа восьми" и проблематика нераспространения ОМУ

Проблематика нераспространения ОМУ занимает важное место в деятельности "Группы восьми". На саммите ее лидеров в Си-Айленде в 2004 году был принят План действий в области нераспространения ОМУ. В 2005 году встреча на высшем уровне в г. Глениглсе одобрила Заявление "Группы восьми" по нераспространению. Эти документы направлены на борьбу с распространением ОМУ и предотвращение его попадания в руки террористов.

"Группа восьми" заявляет о решимости продолжать усилия в целях сохранения и укрепления ДНЯО, подтверждает поддержку деятельности МАГАТЭ, необходимость универсализации Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях МАГАТЭ.

Подтверждена приверженность укреплению химического и биологического нераспространения.
2.6. Другие международные программы и инициативы содействия режиму нераспространения ОМУ и средств его доставки

Важную роль в обеспечении национальной безопасности России отводится сотрудничеству со странами СНГ в области нераспространения ОМУ и средств его доставки.

В 2003 году Президентом Российской Федерации утверждена и в настоящее время реализуется Программа долгосрочного сотрудничества России со странами СНГ в области нераспространения ОМУ. Она предусматривает комплекс мер по оказанию консультационной и методической помощи странам СНГ в области совершенствования национальных законодательств по нераспространению ОМУ и экспортному контролю. Программа делает акцент на развитие сотрудничества в целях выявления и пресечения случаев незаконного оборота товаров и технологий двойного назначения.

Активное сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ осуществляется также в рамках международных договоров и соглашений, важнейшими из которых являются Договор о коллективной безопасности, Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, а также Соглашение о формировании Единого экономического пространства.

В условиях появления новых угроз в сфере распространения ОМУ и средств его доставки, а также сохраняющихся и приобретающих изощренные формы сетей "черных рынков" "чувствительных" материалов стала очевидной недостаточность традиционных инструментов нераспространения. Многосторонние соглашения в области нераспространения, разрабатывавшиеся с расчетом на их выполнение государствами, оказываются порой неэффективными в предотвращении доступа к ОМУ негосударственных субъектов и террористов.

Одним из новых инструментов стала выдвинутая США в мае 2003 года Инициатива по безопасности в борьбе с распространением ОМУ (ИБОР). Ее декларируемая цель - усиление борьбы с распространением такого оружия и средств его доставки путем ужесточения контроля за транспортировкой и пресечения незаконного оборота ОМУ - материалов.

В настоящее время в Российской Федерации в целях ИБОР планируется использовать потенциал Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия ("БЛЭКСИФОР"). Одновременно проводится линия на создание аналогичной структуры в Каспийском регионе.

Дополнительным механизмом содействия режиму нераспространения становится Совет Россия-НАТО, в рамках которого осуществляется обмен мнениями по глобальным тенденциям в сфере распространения ОМУ и средств его доставки, рассматриваются направления возможной совместной политической деятельности для продвижения эффективных многосторонних усилий против распространения.

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.