И пути их реализации
Практические шаги Российской Федерации по сокращению и
уничтожению ОМУ, обеспечению физической защиты
ядерно опасных объектов
5.1 Сокращение стратегических наступательных вооружений
Эффективность усилий в сфере нераспространения объективно связана с положением дел в области ядерного разоружения.
Российская Федерация исходит из того, что полная ликвидация ядерного оружия возможна только путем постепенного, поэтапного продвижения на базе комплексного подхода при участии всех ядерных государств и в условиях сохранения стратегической стабильности. Россия строго выполняет свои обязательства в сфере ядерного разоружения.
В соответствии с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ, подписан 31 июля 1991 года; вступил в силу 5 декабря 1994 года) к 5 декабря 2001 года российская сторона должна была сократить свои СНВ до 6000 ядерных боезарядов, размещенных на не более чем 1600 развернутых носителях (межконтинентальных баллистических ракетах (МБР), баллистических ракетах подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиках (ТБ). Реально по состоянию на указанный срок Россия обладала 5518 ядерными боезарядами, размещенными на 1136 носителях.
Решение задач дальнейшего сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений в настоящее время осуществляется за счет средств, выделяемых в рамках государственного оборонного заказа, а также содействия, предоставляемого американской стороной по Программе совместного уменьшения угрозы (далее Программа).
К концу 2005 года:
- перевезено с флотов и ликвидировано в 2002 году - 91, в 2003 году - 84, в 2004 году - 48, в 2005 году - 29 БРПЛ различного типа (итого - 252);
- осуществлена ликвидация в 2002 году - 48, в 2003 году - 31,
в 2004 году - 47, в 2005 году - 28 жидкостных МБР (итого - 154);
- ликвидировано в 2003 году - 4, в 2004 году - 15, в 2005 году - 15 твердотопливных МБР РС-22 (итого - 34);
- ликвидированы 96 шахтных пусковых установок МБР РС-20;
- ликвидировано в 2002 году - 1, в 2003 году - 9, в 2004 году - 9,
в 2005 году - 9 железнодорожных мобильных пусковых установок (ЖМПУ) (итого - 28);
- завершается модернизация объектов промышленности, предназначенных для удаления твердого топлива методом прожига (окончание работ - в 2007 году). С 2004 года начаты прожиги твердотопливных двигателей МБР РС-22 и РС-12М;
- в 2005 году введен в эксплуатацию центр ликвидации твердотопливных МБР РС-12М (ФГУП "Воткинский завод") с производительностью 48 МБР в год. К настоящему времени ликвидировано 19 МБР;
- построен комплекс хранилищ для МБР и твердотопливных ракетных двигателей на 59 мест хранения, обеспечивающих заданный темп вывода из эксплуатации МБР, а также резерв мест хранения в случае приостановки работы стендов прожига;
- проведена модернизация объекта Минобороны России для обеспечения ликвидации в соответствии с требованиями Договора о СНВ грунтовых мобильных пусковых установок (ГМПУ) с производительностью 50 штук в год. Начата плановая ликвидация ГМПУ и демилитаризация агрегатов, связанных с пуском;
- осуществляется вывод из эксплуатации ракетных комплексов стратегического назначения различных видов базирования, а также ликвидация специальной инфраструктуры выводимых из эксплуатации объектов Минобороны России (в 2002 году - 3, в 2003 году - 5, в 2004 году - 4,
в 2005 году - 5).
Работы по выводу из эксплуатации и ликвидации СНВ будут продолжены в соответствии с планами реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предполагается завершение ввода в эксплуатацию стендов по прожигу твердотопливных двигателей в г. Перми и г. Красноармейске, продолжение вывода из эксплуатации и ликвидации позиционных районов ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и ликвидации МБР и БРПЛ различных типов.
Согласно российско-американскому Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП, подписан 24 мая 2002 года; вступил в силу 1 июня 2003 года) суммарное количество стратегических ядерных боезарядов у каждой из сторон к 31 декабря 2012 года не должно превышать 1700-2200 единиц.
5 декабря 2009 года истекает срок действия Договора о СНВ. У американской и российской сторон возникают разные проблемы в связи с необходимостью реализации требований ДСНП и СНВ в установленные сроки, которые требуют принятия согласованных решений.
Продолжает действовать бессрочный Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (подписан 8 декабря 1987 года; вступил в силу 1 июня 1988 года). По этому Договору в течение первых трех лет его действия Россией полностью ликвидированы два класса ракетно-ядерных вооружений - средней дальности (от 1000 до 5500 км) и меньшей дальности (от 500 до 1000 км). Всего уничтожены 1846 ракет, 825 пусковых установок, 1761 единица вспомогательного оборудования; прекратили свою деятельность и перестали существовать 74 ракетные операционные базы и 31 вспомогательный объект.
После прекращения существования СССР все ядерные боеприпасы, находившиеся на территории Украины, Белоруссии и Казахстана, были вывезены в Россию для ликвидации.
Арсенал нестратегического ядерного оружия Российской Федерации к 2005 году сокращен на три четверти по сравнению с арсеналом СССР.
Таким образом, к 2005 году Россия сократила весь свой ядерный арсенал более чем в 5 раз.
В 2002 году на саммите в г. Кананаскисе (Канада) было учреждено Глобальное партнерство (ГП) "Группы восьми" против распространения оружия и материалов массового уничтожения, предусматривавшее выделение странами "восьмерки" до двадцати млрд. долларов в течение десяти лет в первую очередь на направления сотрудничества, объявленные в г. Кананаскисе как приоритетные: утилизация списанных атомных подводных лодок (АПЛ), уничтожение химического оружия, утилизация расщепляющихся материалов и трудоустройство бывших ученых-оружейников.
Первоначально ГП будет фокусироваться на осуществлении проектов в нашей стране. Для России приоритетными направлениями сотрудничества являются утилизация выведенных из боевого состава ВМФ АПЛ и уничтожение запасов химоружия. При этом мы решаем задачи выполнения Россией международных обязательств по уничтожению запасов химоружия, а также экологические проблемы, возникшие в результате накопления значительного количества АПЛ и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, подлежащих утилизации.
5.2 Утилизация радиоактивных материалов
Вклад России в обеспечение необратимости ядерного разоружения в контексте ДНЯО заключается в том числе и в реализации программы переработки в топливо (низкообогащенный уран - НОУ) для атомных электростанций 500 тонн высокообогащенного урана (ВОУ), извлеченного из российского ядерного оружия.
Рассчитанное на 20 лет Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством США об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия от 18 февраля 1993 года (Соглашение ВОУ-НОУ, или "Мегатонны в Мегаватты"), успешно выполняется в течение последних 10 лет. Осенью 2005 года в сотрудничестве с США перейден количественный "экватор" - переработано 250 тонн высокообогащенного урана. Это - эквивалент порядка 10 тысяч ядерных боеголовок.
В результате сегодня российский НОУ из ВОУ обеспечивает 50% потребностей американских АЭС в топливе, которые производят 10% всей электроэнергии, потребляемой в США.
5.3 Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации
Срок уничтожения всех запасов химического оружия, установленный Президентом Российской Федерации, - 29 апреля 2012 года, что соответствует положениям Конвенции о запрещении химического оружия. Российской Программой уничтожения запасов химического оружия предусматривается создание и эксплуатация семи объектов по уничтожению ХО: в г. Камбарка Удмуртской Республики - с декабря 2005 года, в пос. Марадыковский Кировской области - со второй половины 2006 года, в пос. Леонидовка Пензенской области, в г. Почеп Брянской области, в г. Щучье Курганской области - с 2008 года, в г. Кизнер Удмуртской Республики - с 2009 года. Работы в пос. Горный Саратовской области завершены в декабре 2005 года.
Выполнение Россией международных обязательств по КЗХО осуществляется на основании соответствующего федерального закона, а также федеральной целевой программы уничтожения запасов химического оружия (далее - Программа).
С целью координации деятельности с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и с федеральными органами исполнительной власти для выполнения Программы указом Президента Российской Федерации образована Государственная комиссия по химическому разоружению.
Основными источниками финансирования мероприятий по выполнению Конвенции являются средства федерального бюджета.
Российская Федерация привержена целям Конвенции и полна решимости уничтожить имеющиеся запасы ХО в установленные сроки.
В 2000-2001 годах проведено уничтожение 100% запасов ХО категории 3 (уничтожено в совокупности 330024 единиц ХО категории 3,
в том числе 4737 штук неснаряженных корпусов авиационных боеприпасов, 3 штуки неснаряженных корпусов головных частей ракет, 85324 штуки пороховых зарядов и 239960 штук разрывных зарядов).
В период с апреля 2001 года по март 2002 года проведено уничтожение 100% запасов ХО категории 2 (уничтожено 3844 снаряда ствольной артиллерии калибра 122 мм с совокупным количеством фосгена 10,6 тонн).
Работы по уничтожению запасов ХО категории 1 планируется проводить с учетом промежуточных этапов и совокупных требований по количеству уничтожаемых отравляющих веществ (ОВ).
Учитывая сложное финансовое положение, Российская Федерация в 2001 году обратилась в ОЗХО с запросом о продлении сроков уничтожения 1% запасов ХО категории 1 (до 29 апреля 2003 года) и сроков завершения уничтожения всех запасов ХО до 2012 года (продление общего срока на 5 лет). Решением VII сессии Конференции государств-участников Российской Федерации в 2002 году был установлен срок уничтожения 1% запасов ХО категории 1 (до 31 мая 2003 года). В октябре 2003 года на VIII сессии Конференции государств-участников Конвенции утвержден срок выполнения Россией 2-го этапа уничтожения ХО категории 1 (8 тыс. тонн - 20% запасов этого оружия) - до 29 апреля 2007 года. Перенос сроков выполнения последующих 3-го и 4-го этапов (45% и 100% запасов ХО категории 1 соответственно) получил принципиальное согласие государств-участников Конвенции.
В декабре 2002 года начато промышленное уничтожение ХО категории 1 на первом российском объекте по уничтожению ХО в пос. Горный Саратовской области. Его создание было осуществлено при содействии ФРГ, Евросоюза, Финляндии, Нидерландов. Основные расходы по созданию данного объекта легли на российский бюджет (77,7% затрат).
В апреле 2003 года Российская Федерация выполнила 1-й этап по уничтожению ХО категории 1. На объекте в пос. Горный Саратовской области было уничтожено 400 тонн иприта - 1% совокупных запасов ХО категории 1. А в декабре 2005 года на нем завершено уничтожение 1143, 2 тонны ОВ, или 100% хранившихся запасов ХО категории 1.
В декабре 2005 года начато уничтожение ХО на объекте по уничтожению в г. Камбарка Удмуртской Республики. Тогда же в ходе комплексного испытания технологического оборудования на реальных средах первого пускового комплекса уничтожено 1,759 тонн люизита. Во второй декаде февраля 2006 года возобновлено уничтожение ХО. В марте 2006 года введен в эксплуатацию второй пусковой комплекс. Объект поэтапно выводится на штатный режим эксплуатации до проектной мощности. По состоянию на 21 апреля 2006 г. уничтожено более 140 тонн люизита.
Завершение уничтожения ХО на объекте в пос. Горный и плановое введение в строй второго объекта по уничтожению ХО в г. Камбарка наглядно демонстрируют усилия Российской Федерации строго следовать своим международным обязательствам и являются подтверждением того, что Россия проявляет политическую волю, последовательно наращивает процесс химического разоружения, внося весомый вклад в выполнение обязательств по Химконвенции.
В середине 2006 года Российская Федерация намерена начать эксплуатацию первой очереди объекта по уничтожению ХО в пос. Марадыковский Кировской области.
До 29 апреля 2007 года планируется уничтожить в совокупности около
8 тыс. тонн ОВ, относящихся к ХО категории 1 (20% от имеющихся российских запасов данного ХО). На это будут задействованы объекты в г. Камбарка Удмуртской Республики и в пос. Марадыковский Кировской области (эксплуатация первой очереди объекта).
До 31 декабря 2009 года планируется выполнить 3 этап с уничтожением 45% имеющихся запасов ХО категории 1, с учетом запасов ХО, уничтоженных на объекте в пос. Горный Саратовской области.
В уничтожении 45% запасов ХО категории 1 будут задействованы объекты в г. Камбарка Удмуртской Республики, в пос. Марадыковский Кировской области, в пос. Леонидовка Пензенской области, в г. Почеп, а также объекты в г. Щучье Курганской области и в г. Кизнер Удмуртской Республики.
До 29 апреля 2012 года планируется уничтожить в совокупности все оставшиеся запасы ХО категории 1.
В выполнении 4 этапа уничтожения запасов ХО категории 1 будут задействованы объекты в пос. Марадыковский Кировской области, в пос. Леонидовка Пензенской области, в г. Почеп Брянской области, а также объекты в г. Щучье Курганской области и в г. Кизнер Удмуртской Республики.
Процесс ликвидации отравляющих веществ ведется под контролем международных инспекционных групп ОЗХО.
При уничтожении химического оружия безусловным приоритетом остаются вопросы безопасности, экологии и благоприятного социального климата, способствующего реализации этой сложной задачи.
Дополнительной помощью России в реализации ее планов уничтожения химического оружия является широкое международное взаимодействие. В настоящее время сотрудничество развивается с Европейским Союзом, США, ФРГ, Великобританией, Италией, Норвегией, Нидерландами, Канадой, Швейцарией, Швецией, Финляндией, Францией, Новой Зеландией, Чешской Республикой, Польшей, Ирландской Республикой. Задача нынешнего этапа заключается в том, чтобы это сотрудничество всемерно наращивалось и приобретало масштабы, соответствующие глобальному уровню проблемы. Его расширение является свидетельством политической поддержки усилий России в данной области.
5.4 Вопросы физической защиты ядерно опасных объектов
Одной из основных задач государственной политики Российской Федерации в области нераспространения оружия массового уничтожения является совершенствование физической защиты и охраны объектов его хранения, эксплуатации и уничтожения.
Работа по уменьшению уязвимости и совершенствованию физической защиты объектов эксплуатации и хранения ядерного оружия осуществляется в соответствии с "Единым планом проведения работ по совершенствованию физической защиты и охраны наиболее приоритетных и особо важных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации".
Данным планом предусматривается ежегодная поставка интегрированных комплексов технических средств физической защиты (ТСФЗ) и оснащение ими 6-7 ядерно-опасных объектов Минобороны России. Совершенствование существующих систем охраны объектов проводится путем поэтапного внедрения современных ТСФЗ.
Важной составляющей повышения физической защиты ядерно опасных объектов является международное сотрудничество в этой области, которое осуществляется в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и Глобального партнерства "Группы восьми".
В настоящее время у Росатома налажено практическое взаимодействие с США, Германией, Великобританией и Канадой. Проводятся консультации и оформляются соответствующие документы с Европейским Сообществом, Италией, Швецией, Японией и другими странами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение проблемы нераспространения ОМУ и средств его доставки напрямую затрагивает интересы обеспечения национальной безопасности России, поддержания стратегической стабильности. Данная проблема относится к числу приоритетных направлений деятельности Российской Федерации.
Важным направлением внешнеполитической деятельности является укрепление и совершенствование системы международных договоров и соглашений по нераспространению ОМУ, а также договоренностей в сфере экспортного контроля. В первую очередь это касается универсализации таких соглашений и договоренностей, обеспечения гарантированного выполнения всеми государствами своих обязательств в области нераспространения. В их соблюдении не может быть исключений. Многосторонние режимы экспортного контроля не должны использоваться для недобросовестной конкуренции и вытеснения соперников с рынков вооружений и высокотехнологичной продукции.
В Российской Федерации создана и реализуется на практике нормативная правовая база, обеспечивающая выполнение международных обязательств в области нераспространения ОМУ и средств его доставки. Законодательно предусмотрена реализация комплекса мер, обеспечивающих надежный учет, контроль, физическую защиту ядерного оружия, опасных радиационных, химических и биологических материалов, а также исключающих несанкционированный доступ к таким материалам и технологиям.
Создана и устойчиво функционирует соответствующая мировым стандартам национальная система экспортного контроля за передачами товаров и технологий, которые могут быть использованы для создания ОМУ, средств его доставки, других видов вооружения и военной техники. Эта система постоянно эволюционирует с учетом новых вызовов и угроз.
События последнего времени свидетельствуют о том, что отдельные государственные и негосударственные субъекты не ослабляют усилий по приобретению товаров и технологий, связанных с разработкой ОМУ и средств его доставки. Для достижения этих целей, наряду с сокрытием планов и программ создания ОМУ, они пытаются нащупать слабые места в законодательствах стран в области экспортного контроля, разрабатывают и реализуют на практике различные обходные схемы, варианты закупки и поставки товаров и передовых технологий. При этом действующие международные соглашения и экспортно-контрольные режимы зачастую не в состоянии в полной мере обеспечить надежный заслон для такого рода передач.
Поэтому сохраняют актуальность задачи совершенствования как международно-правовой базы нераспространения, так и законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля для более эффективного решения задач борьбы с терроризмом, а также выполнения положений резолюции Совета Безопасности ООН 1540 по нераспространению ОМУ. Кроме того, требуется регулярный, плановый и углубленный анализ подобного рода деятельности, выработка скоординированных мер как на национальном, так и международном уровне. Сохраняет актуальность постоянный мониторинг тенденций в создании ОМУ и средств его доставки отдельными государствами, а также попыток террористических и экстремистских группировок получить доступ к такому оружию и его компонентам.
Существенные возможности для решения на национальном уровне задач, связанных с проблематикой нераспространения ОМУ, сохраняются в рамках выработанной "Группой восьми" и реализуемой на практике программы Глобального партнерства. Несмотря на имеющиеся отставания реально получаемой помощи от заявленных партнерами объемов, в целом успешно идет продвижение работ по определенным Президентом Российской Федерации приоритетным направлениям деятельности - утилизации выведенных из боевого состава ВМФ России атомных подводных лодок и уничтожении запасов химического оружия.
Принципиальной составляющей обеспечения национальной безопасности России является укрепление отношений со странами ближнего зарубежья, прежде всего, СНГ. Существенную роль в этом вопросе имеет углубление торгово-экономических связей, и, как следствие, развитие сотрудничества в области экспортного контроля в целях устранения административных барьеров во взаимной торговле наукоемкой продукцией за счет гармонизации законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность. Большое значение имеет повышение эффективности контроля за "чувствительным" экспортом на внешних границах СНГ. В этой связи стратегической задачей является последовательная реализация одобренной Президентом Российской Федерации Программы долгосрочного сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области нераспространения ОМУ и средств его доставки, дальнейшее развитие взаимодействия с партнерами по Евразийскому экономическому сообществу, Единому экономическому пространству.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: