NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Инновационные методы работы в деятельности учителя


Инновационные методы работы в деятельности учителя.

Применение ИКТ.

Дмитриева Ольга Петровна,

учитель английского языка МОУ «Лицей №2»
Сегодня много спорят об уроке иностранного языка. Каким он должен быть: традиционным или нетрадиционным; хорошо отрепетированным спектаклем или обычным рабочим уроком, на котором учитель решает комплекс учебных задач.

Прежде всего, надо помнить, что основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Выделяют несколько видов компетенции: лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, стратегическая, дискурсивная, и, наконец, социальная. Сложно разобраться во всех в этих сложных терминах, еще труднее учесть все в планируемом уроке. Вот тогда мы начинаем искать оптимальные пути решения сложных задач. В первую оче6редь необходимо говорить о здоровьесберегающих факторах.

Дружная для ребенка школа определяется для ребенка в следующих пяти областях:

  • качественные ученики: здоровые, хорошо питаются, готовые учиться, поддерживаются семьей

  • качественное содержание: качественные программы обучения и материалы для грамотности, математики и жизненных компетенций

  • качественные процессы обучения: направленные на ребенка, квалифицированные учителя, социально-конструктивные модели обучения

  • качественное обучение: политика и практика создания здоровых средств (классные помещения, наличие питьевой воды, благоприятные санитарные условия)

  • качественные результаты (безопасность, физическое и психическое здоровье): знания, отношения и квалификация учащегося: оценка индивидуального прогресса в классе и в обществе.

Группа жизненных умений, которая поможет учащимся преодолеть риски и принять позитивные модели поведения:

  • самодоверие и ожидание действий от самого себя

  • чувство личной ответственности

  • умение принимать решения

  • позитивная собственная концепция

  • умение работать и отдыхать

  • способность любить и получать удовольствие

  • умение открыто выражать свои чувства

  • умение радоваться жизни и радовать окружающих

На уроках иностранного языка необходимо помнить обо всех этих принципах и реализовывать их, работая в малых группах, используя нетрадиционные формы уроков (урок-игра, урок-концерт, урок-диспут и т.д.) Необходимо объединять учащихся в творческие мастерские, использовать технологию критического мышления, кластер-метод, кейс-метод. Необходимо также регулярно проводить рефлексию.

А чтобы сделать урок ярким, незабываемым, необходимо использовать новые информационные технологии. При внедрении технологических новинок возникает вопрос:какие из них более эффективны? Эксперты ЮНЕСКО отмечают, что в настоящее время технологии образования наиболее часто предоставляются на следующей технической базе:

  • двустороннее видео, двустороннее аудио (two way interactive video)

  • одностороннее видео, двустороннее аудио (one way video, two way audio)

  • обычная односторонняя трансляция (one way live video)

  • видеокассеты (one way prerecorded video)

  • аудиографика (audio-graphic)

  • аудиоконференция (two way audio)

  • аудиокассеты (one way audio)

  • Two way on-line interactions

  • Internet

Исследования показали, что обучение с помощью радио, телевизионной и спутниковой теле- и радиопередачи является более трудным для учащихся, чем обучение на основе компьютерных программ типа электронных учебников, звуковых и видеокассет, дисков и машинных программ. Возможность останавливать и перечитывать или переслушивать материалы изучения увеличивает их познавательную эффективность. Способность учащихся взаимодействовать с другими учащимися и с учителями, а также доступ к ресурсам интернета – тоже важный показатель эффективности компьютерных технологий.
Электронные учебные пособия помогают ученикам:

  • развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты

  • осваивать навыки работы с большими массивами информации, ее поиска и грамотного использования

  • самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал

  • приобрести навыки работы с компьютером

  • основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ.


Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю:

  • излагать материал более доходчиво за меньшее количество времени, с большим пониманием со стороны учеников

  • находить основные и дополнительные материалы для уроков и элективного курса

  • экономить время для речевой практики

  • организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников

  • заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность усвоения знаний

Творческий процесс учения предполагает работу с проектами. Благодаря проектной деятельности возможен охват целого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. При разработке содержания проекта важно опираться на традиционные предметные знания, без которых довольно сложно в доступной форме объяснить причинно-следственные связи, проблемные ситуации, практическую значимость творческого материала. С помощью технологии проекта можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизиологических особенностей ребят.

Технология проекта помогает преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», который позволяет продуктивнее усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными, что, в конечном счете, и преследует программа модернизации образования.

Как правило, над проектом работают один или несколько учеников, поэтому важно выработать единые критерии и подходы к педагогическому диагностированию, исходя из целей проекта. Проект обеспечивает создание рефлексивного пространства через организацию обсуждения каждого этапа проекта. Рефлексия помогает:

  • целостному осмыслению и обобщению информации

  • выработке собственного мнения на основе информации, идей, интегрирования знаний, разработке обоснованного плана действий для решения поставленных задач. Исследовательская технология, одна из разновидностей проектных технологий - один из способов личностно-ориентированного обучения.

Мир вокруг нас многогранен и многоязычен. Ввиду многонациональности населения Европы и мобильности общества для каждого европейца возникла необходимость в общении на различных языках. Последние усилия в работе Совета Европы в этом направлении нацелены на разработку инструмента, с помощью которого преподаватели языков будут способствовать развитию многоязычной личности. Европейская лингвистическая программа направлена на побуждение к пожизненной необходимости в изучении языков. Для обмена практикой по языковому образованию были идентифицированы пять приоритетных областей:

  • раннее изучение языка

  • обучение языкам в среднем образовании

  • лингвистическое разнообразие в системах образования

  • пожизненное изучение языка и тренировка учителей иностранных языков

Европейский языковой портфель (ELP) представляет собой документ, в котором может быть зафиксирован и формально признан самый разнообразный опыт изучения языка и межкультурного общения.

Существуют следующие характерные признаки языкового портфеля:

  • средство содействия многоязычию и пониманию многообразия культур

  • собственность осваивающего язык

  • оценивает языковую и межкультурную компетенцию и опыт осваивающего язык, так и в неформальном образовании

  • средство для развития самостоятельности или автономии осваивающего язык

  • выполняет как педагогическую, так и информирующую функцию

  • опирается на общие уровни владения языком, охарактеризованные в «общих основных установках Европы в освоении языков»

  • побуждает рассматривать самооценку (обычно дополняющуюся оценкой учителя) в контексте с оценкой экзаменаторов

  • включает общие показатели (критерии) оценки владения языком, которые известны и сопоставимы во всей Европе

В заключении хотелось бы отметить, что полноценное внедрение информационных технологий с их встраиванием в учебный процесс позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, применять индивидуальный подход, развивать лингвистические способности учащихся и объективно оценивать качество знаний каждого ребенка.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: