NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Исследовательский проект 2013г. Паспорт педагогического проекта




Муниципальное образование Ленинградский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

станицы Крыловской

муниципального образования

Ленинградский район

Исследовательский проект



2013г.

Паспорт педагогического проекта



Юридический адрес

353740 Краснодарский край

ст. Крыловская,

ул. Энгельса, 100

телефон 8(

электронный адрес:

Идея проекта

Все естественные науки используют законы физики. Они едины и применимы к живому организму, и в частности к организму человека

Название

Физика внутри нас

Разработчик

Пичугина Валентина Константиновна, учитель физики

Исполнители

Учащиеся 9,10,11классов

Сроки реализации

2012-2013 годы

Цель проекта

демонстрация значимости законов физики в жизни человека и применение физических исследований в биологии, медицине и бионике.

Содержание

  1. Введение 4

  2. Аннотация 7

  3. Этапы работы над проектом 9

  4. Глава I. Теоретическое изучение законов физики 12

    1. Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате

человека. Эргометрия. 12

    1. Двигательный аппарат человека 13

    2. Кровяное давление, его роль в движении крови

по сосудам. 21

1.4 Строение глаза 27

5. Глава II. Практические работы. 29 6. Заключение 32 7.Список использованных источников 32


ВВЕДЕНИЕ.

Каждый учитель в своей практике не один раз задаёт себе вопрос: «Что не так, почему не получается?» И каждый отвечает на него по-своему. Кто-то скажет: «День неудачный», кто-то: «Дети очень слабые», но чаще всего учитель начинает с себя. Начинает искать другие методы и подходы, пытается применять современные педагогические технологии или их элементы. Но учитель, как и ученик, ограничен рамками классно-урочной системы обучения. Для учителя – это несоответствие между современными требованиями к образовательному процессу и реформированием образования. Для ученика – несоответствие между потребностью самореализации и самовыражения и вечным: «Ты должен! Сиди, слушай, учи!». А жизнь не стоит на месте, общество постоянно развивается. Сегодня не нужны пассивные граждане, не умеющие думать, самостоятельно принимать решения, а главное осознанно отвечать за принятые решения. Поэтому обучение в школе не должно давать знания ради самих знаний, ведь ещё К. Венцель утверждал, что задача истинного педагога состоит в помощи «молодой душе свободно созреть и родиться для свободной самостоятельной жизни». Знания и навыки должны помогать человеку жить в согласии с обществом и с самим собой.

Овладение знаниями может быть успешным только в том случае, если учитель сможет определить и раскрыть способности каждого ученика, пробудить интерес к изучаемому предмету. Для активизации познавательной деятельности школьников необходимо, чтобы детям была интересна не только учебная информация, но и процесс её получения.

В современном Российском образовании сегодня провозглашён принцип вариативности, который даёт учителям достаточно большие возможности выбора моделей образовательного процесса.

Проектная деятельность как ничто другое способствует развитию творческой и мыслительной деятельности учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету. Работая над выполнением учебного проекта, дети учатся проводить исследования, а, оформляя работу на компьютере, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации; учатся эффективно работать в команде.

Такой подход к организации самостоятельной деятельности школьников способствует развитию внимания и мыслительной деятельности учащихся на уроке, а также формированию умений рационально планировать свою работу, обеспечивает в ходе урока ситуации эмоциональных переживаний, укрепляет уверенность в своих силах и способностях.


Цели проекта:

  1. Формировать знания о величинах и законах, изучаемых в физике

  2. Формировать умение применять законы физики для объяснения процессов, протекающих в организме человека.

  3. Развивать познавательную активность и исследовательскую деятельность учащихся.

  4. Воспитывать экологическую грамотность учащихся.

  5. Привлечь внимание к проблеме сохранения и укрепления здоровья старшеклассников.

  6. Совершенствование педагогических технологий, развивающих навыки общения и сотрудничества.

Задачи проекта:

  1. Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников (компьютерных баз данных, библиотек) в работе над проектом.

  2. Научить учащихся обмениваться информацией, умению выразить свою точку зрения и обосновать ее.

  3. Научить учащихся работать индивидуально, в парах, в группах по теме проекта.

  4. Сформировать убеждение в единстве законов живой и неживой природы.

  5. Развить умения и навыки организации презентации проекта.

  6. Обеспечить практическое применение школьниками полученных знаний.

  7. Развить у школьников чувство ответственности за порученное дело.

  8. Научить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей учащихся и учителя.

Основная форма занятий: практическая работа, работа с дополнительными источниками информации (в том числе с Интернет-ресурсами), финалом которой является систематизация полученных результатов.

Метод обучения: индивидуальное и групповое исследование.

Изучение данного курса позволит учащимся сделать вывод о своих способностях в профессиях, требующих творческого подхода, повысит критичность суждений о результатах наблюдения. Учащиеся получат представление о связи физических и биологических процессов в организме человека.

Вопросы, направляющие проект

Проблемные вопросы

Как мы дышим? Зачем нам кровеносная система? Каковы механические возможности человеческого организма?

Учебные вопросы

  1. Какое физическое явление лежит в основе дыхания?

  2. Какой газовый закон физики применим к процессу дыхания?

  3. Что дает с точки зрения физики тонкая стенка и огромная площадь альвеол?

  4. Почему в дыхательном процессе участие кожи ничтожно по сравнению с легкими?

  5. Какова роль сердца в кровеносной системе?

  6. Почему сосуды имеют разную толщину?

  7. Благодаря какому физическому явлению кровь доставляет тканям и клеткам человека питательные вещества, кислород?

  8. Объясните с точки зрения физики почему у сустава блестящий гладкий хрящ?

  9. Объясните значение суставной жидкости?

  10. Опорно-двигательный аппарат человека можно рассматривать как систему рычагов трех видов. Как они действуют?


АННОТАЦИЯ

Крайне малое время, отведенное на усвоение школьниками знаний в области физики в процессе учебных занятий, а также во внеурочное время, сказывается на недостаточном уровне знаний. Влияет и дефицит знаний о практическом применении законов физики в жизнедеятельности человека. Поэтому у нас возникла необходимость в разработке проекта коллективного творческого дела, реализация которого способствовала бы развитию у участников образовательного процесса представления о том, как можно применить законы физики применительно к организму человека. Ведь первейшая потребность человека – сохранение его жизни и здоровья. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического здоровья обладает организм, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы. Не менее важно знать, какие физические законы объясняют процессы, протекающие в организме.

Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся конкретной школы, но и для других школ территории РТ и за ее пределами.

Следует рассмотреть практическое применение законов физики с использованием метода проектов.

В его основе – развитие познавательных процессов ученика, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Добиться такого результата можно только тогда, когда у школьников будут сформированы самостоятельность мысли, умение находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных предметных областей и сфер деятельности, способность прогнозировать результаты и возможные последствия вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов направлен к тому, чтобы формировать у старшеклассников новый тип мышления – интегративное мышление.
На первом этапе определяем типологические признаки проекта:


  1. По доминирующей деятельности – смешанный тип, так как его реализация требует объединить все виды деятельности: исследовательскую, творческую, поисковую, практико-ориентированную.

  2. По предметно-содержательной области – монопроект, ибо предусматривает применение знаний физики, биологии, экологии, основ безопасности жизнедеятельности.

  3. По характеру координации проект открытый, с явной координацией, так как учитель-физик ненавязчиво направляет работу его участников, организует отдельные этапы проекта, деятельность исполнителей.

  4. По характеру контактов – внешний (проект организуется в старших классах).

  5. По количеству участников проекта – групповой. По продолжительности выполнения – долгосрочный.

При работе над проектом предусматривается объединение учащихся в творческие рабочие группы, специализирующиеся как:

  1. Координатор (координация деятельности творческих групп).

  2. Физики-теоретики (изучение и анализ раздела физики)

  3. Физики-практики (формулировка и решение задач)

  4. Биологи (изучение систем организма человека)

  5. Группа информационной поддержки (оформление слайдов, фотосъемка, компьютерная презентация проекта)


ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1 ЭТАП: «Организационный»
ЗАДАЧИ: определение темы, уточнение целей, постановка задач, актуальность проблемы, выбор творческих рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, изучение методов и форм работы по уроку, выбор критериев оценки результатов.

УЧАСТНИКИ (ученики): организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

КООРДИНАТОР (учитель физики): мотивирует участников проекта, объясняет цели проекта, обсуждает методы и формы проведения урока, помогает в анализе, оговаривает сроки проведения выполнения заданий, наблюдает.

ФИЗИКИ-ТЕОРЕТИКИ: выявляют источники информации, обсуждают методическую литературу по физике.

ФИЗИКИ-ПРАКТИКИ: формулируют задачи, выявляют источники информации, обсуждают методическую литературу по физике.

БИОЛОГИ: выявляют источники информации, обсуждают методическую литературу по биологии.
ГРУППА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ: обсуждает формы выполнения компьютерной графики презентации проекта, создания в файлах иллюстративного материала, определяют все, что необходимо для фотоматериалов.


2 ЭТАП

«Разработка проектного задания»
ЗАДАЧИ: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта.

УЧАСТНИКИ (ученики): самостоятельная работа над заданием / индивидуальная, групповая, парная /, исследовательская деятельность по группам, работа над проектом.

КООРДИНАТОР: координирует деятельность творческих групп, выясняет круг людей, способных оказать методическую и техническую помощь в организации проекта.

ФИЗИКИ-ТЕОРЕТИКИ: изучают, как можно применить законы физики относительно жизнедеятельности организма (в процессе дыхания, движения, кровообращения).

ФИЗИКИ-ПРАКТИКИ: формулируют задачи, объясняющие процессы дыхания, кровообращения, нервной системы, протекающие в организме человека.

БИОЛОГИ: рассматривают строение и функции систем организма: дыхательной, кровеносной, нервной, опорно-двигательной.

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: