Краткосрочный проект по литературе смешанного типа Сочувствие к обездоленным в рассказе И. С. Тургенева
МБОУ «Приуральская средняя общеобразовательная школа Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»
Краткосрочный проект по литературе смешанного типа
«Сочувствие к обездоленным в рассказе И. С. Тургенева
«Бирюк».
Предмет: литература
Класс: 7
Учитель: Гусева В.А.
Краткосрочный литературный проект учащихся 7 класса входит в программный материал по изучению творчества И.С. Тургенева. План реализации рассчитан на три урока и внеурочную деятельность. Этот проект позволяет сделать групповую работу личностно-ориентированной, направленной на достижение образовательных и воспитательных задач.
Тема: « Сочувствие к обездоленным в рассказе И. С. Тургенева «Бирюк».
Цель:
- обучение анализу художественного произведения через анализ эпизода произведения;
- постижение идейно-тематического своеобразия произведения;
- развитие коммуникативной и речевой компетентности;
- воспитание толерантности и нравственных ценностей.
Задачи:
- обучать анализу эпизода, учитывая его роль во всем произведении;
- рассмотреть идейно-тематическое своеобразие произведения;
- формировать умение работать в группе и коммуникативную грамотность;
- формировать умение характеризовать основные составляющие произведения через выражение собственного мнения;
- развивать нравственные ориентиры ребят.
Описание проекта
Краткосрочный проект смешанного типа (литературно-творческий и исследовательский характер проекта). Срок реализации – одна неделя( три урока литературы).
Путь анализа: «вслед за автором» на основе сопоставления.
Межпредметные связи: литература, история, русский язык.
Тема рассчитана на три часа и внеурочную групповую работу, индивидуальная – по заданию в группе. В каждой группе (из 4) определены роли: «теоретик», «специалист по анализу», «словаревед», «речевед», «иллюстратор».
Эпиграф к проекту: «Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло».
Тургенев И.С.
План реализации
Ι этап. Подготовительный (первый урок).
Подготовительный | Цель | Результат | Сроки |
Ι группа «Я ехал с охоты» II группа «Бирюк» III группа «А в лесу шалят» IV группа «Поединок» | Ознакомление с новой учебной информацией, чтение текста, выбор ролевого задания в каждой группе отдельно. | Индивидуальный выбор ученика с рекомендацией учителя по основным направлениям работы: «теоретик», «специалист по анализу», «словаревед», «речевед», «иллюстратор». | 45 минут |
II этап образовательный (работа в группе)
Группа | Цель | Результат | Сроки |
Ι группа «Я ехал с охоты» | Анализ отрывка, индивидуальное и групповое выполнение «ролевых заданий» | Ответ на поставленные вопросы по анализу текста, заполнение схемы «чувства автора» | 3 дня |
II группа «Бирюк» | Анализ данного отрывка, работа над образом, выполнение «ролевых заданий» | Ответ на поставленные вопросы по анализу текста, изготовление макета «Образ бирюка» | 3 дня |
III группа «А в лесу шалят» | Анализ группового отрывка и выполнение «ролевых заданий» | Ответ на поставленные вопросы, определение направления стрелок в схеме: «автор-рубщик-бирюк» | 3 дня |
IV группа «Поединок» | Анализ группового отрывка и выполнение «ролевых заданий» | Ответ на поставленные вопросы, заполненная схема «сочувствие» | 3 дня |
III этап
Заключительный (презентация), (второй-третий урок)
Группа | Цель | Результат | Сроки |
Ι группа «Я ехал с охоты» | Презентация работы группы по основным направлениям | Выполнение заданий: схема «Чувства автора», иллюстрации, сочинения, тест. | 15 минут |
II группа «Бирюк» | Презентация работы группы | Выполнение заданий, изготовление схемы-модели « Образ бирюка», рисунки, сочинения, тест. | 15 минут |
III группа «А в лесу шалят» | Презентация групповой работы | Выполнение заданий, схема «Автор-рубщик-бирюк», рисунки, сочинения, тест. | 15 минут |
IV группа «Поединок» | Презентация групповой работы | Выполнение заданий, схема «сочувствие» рисунки, сочинения, тест. | 15 минут |
Этапы презентации (2-3 урок)
1. Оргмомент
2. Цель: презентация групповой работы .Задачи презентации: раскрыть идейно-тематическое и композиционное своеобразие текста ;обсудить нравственные проблемы в рассказе И. С. Тургенева.
.
3 Выступление групп по плану.
Ι группа «Я ехал с охоты»
(анализ отрывка)
Выступление «словареведа»
Толкование: «бирюк» - угрюмый человек
«верста» - 1060 метров
«дрожки» - легкий открытый экипаж
«Теоретик». Роль отрывка с точки зрения композиции (завязка – действия).
«Специалист по анализу». Анализ отрывка.
Чувства автора




анализ образных Чтение в лицах
средств (динамика
пейзажа, 3 части: эпитеты,
аллитерация, метафоры).
К


Дописать.
Неуютно, вывод Дружеские
Тревожно чувства
Растолковать устойчивые сочетания, поговорки. Цель их применения. «Речевед» (Не видел ни зги, с головы до ног)
«Иллюстратор». Комментарий к рисункам. Вопросы группе.
II группа «Бирюк»
(порядок выступлений произвольный, задаются
вопросы групп группе)
«Словаревед». Толкование по словарю В.И. Даля и С.И. Ожегова:
«замашной рубахи» - (домашняя рубаха из грубого холста);
«рожок» (диал.) – бутылочка с соской;
«люлька» - подвесная колыбель.
«лучина» - сухая тонкая щепка для освещения.
«Теоретик». Роль отрывка с точки зрения композиции ( - действия).
«Специалист по анализу». Толкование созданного графического макета по образу бирюка.





«Речевед». Толкование поговорок, найденных в тексте: (как снег на голову, боялись как огня)
«Иллюстратор». Комментарии к рисункам. Вопросы группе.
III группа «В лесу шалят»
«Словаревед» (работа со словарем):
«колеса скрыпели» (устар. «скрып")
«кушак», рогожа (грубый плетеный материал для упаковки)
«Теоретик». Рассказ о кульминации рассказа.
«Специалист по анализу» работа над анализом по схеме:
Рубщик
(сочувствие)


автор бирюк
Определить направление стрелок к рубщику или от него, выражающее отношение автора и бирюка к рубщику. Доказать чувства текстом и выразить свое мнение.
«Речевед». Анализ изобразительных средств, используемых автором при описании природы (олицетворения, метафоры: «перестал дождь, но молнии вспыхивали» и др.)
Комментарии «иллюстратора». Обращение к иллюстрациям известных художников к этому рассказу.
Вывод по эпизоду. Вопросы группе.
IV группа «Поединок»
«Теоретик». Роль отрывка с точки зрения композиции (кульминация, развязка)
«Словаревед»: толкование:
«испитое лицо» - измученное
«взыщут» - заставят заплатить
«баловать» -
«Речевед». Комментарий к речи героев, толкование «вор на воре сидит», и «воровать никому не следует».
«Иллюстратор». Своеобразие иллюстраций ребят
«Специалист по анализу». Анализ текста, финала. Доработать схему «Сочувствие»: кому в целом сочувствует автор рассказа? Вопросы группе.
С


К бирюку к крестьянину


К кому?
Вывод:
Ненастье в природе, ненастье в душе героев и ненастье в народе продолжается. Автор и мы испытываем сочувствие к героям и всем «подневольным» в рассказе И.С. Тургенева.
Терпимость (толерантность) – качество необходимое человеку, как и сочувствие, во все времена.
II Выполнение тестовых групповых заданий (8-10минут)
III Рефлексия: Кому сочувствую я?(10минут)
IV Итоги уроков .Оценивание.(5-7минут)
IV Домашнее задание: сочинение «Что написал бы о себе бирюк, если бы он вел дневник?»(5 минут).
Критерии оценивания:
Работа в группе (на уроке и вне урока)
Выполнение индивидуального ролевого задания.
Выполнение тестовых заданий (до 10 баллов).
Написание сочинения «Что написал бы о себе бирюк, если бы вел дневник?»
Литература:
И.С. Тургенев «Бирюк» -М: Просвещение 1998
Альбом с фотографиями и иллюстрациями по творчеству И.С.Тургенева.- М.1976.
Литература 7кл. Авт.- сот. В.Я.Коровина. -М.Просвещение.2000
С.И.Ожегов « Толковый словарь русского языка» -М: «Оникс».2005

Гусева Влада Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Приуральская средняя общеобразовательная школа Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»
страница 1
скачать
Другие похожие работы: