Л. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5 класс Под редакцией доктора педагогических наук, профессора С. И. Львовой Москва Предисловие Это учебное пособие
Лексика и фразеология
№ 10
Тест | проверяет: знания из области лексики; умения определять переносное значение слов, находить синонимы, омонимы, антонимы и правильно употреблять их в речи; создавать письменное высказывание на заданную тему. |
Вариант 1.
1. Определите, в каком разделе лингвистики изучается словарный состав языка.
а) синтаксис
б) лексика
в) фонетика
г) морфология
2. Определите название слова по его лексическому значению.
а) Слова, одинаково звучащие, но различающиеся по значению_________
б) Слова одной части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение_____________
в) Слова, имеющие несколько лексических значений _____________
г) Слова одной части речи с противоположным лексическим значением______
3. Определите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов, употребляемых в переносном значении.
а) Плывет по воде, волнистые волосы, веселый смех;
б) грустное лицо, золотая брошь, прямая линия;
в) хранить молчание, серебряный голос, железная энергия;
г) острое копье, горький перец, зрелый плод.
4. Укажите лишнее слово в каждом ряду синонимов.
а) интересный, занимательный, увлекательный, фантастичный;
б) чуткий, отзывчивый, выдающийся, душевный;
в) смелый, храбрый, сильный, отважный;
г) беззаботный, невнимательный, легкомысленный, беспечный.
а) _________, б) _______, в) _______, г) ____________.
5. Укажите лишнее слово в каждом ряду омонимов.
а) месяц, книжка, ключ, яма;
б) настоять, тушить, мыть, топить;
в) определение, проводник, овсянка, метро;
г) предлог, лук, лавка, витамины.
а) _______, б) ______, в) __________, г)__________.
6. Допишите пословицы, используя антонимы.
а) Храбрый побеждает, а трус _______________.
б) Любишь брать, люби и _______________.
в) Не спеши языком - _______________ делом.
г) Маленькое дело лучше большого ___________.
7.* Вспомните пословицу, которая содержит противопоставление (антонимы).
Запишите ее и раскройте смысл.
Вариант 2.
1. Определите, какой способ действий не может быть применен при толковании лексического значения слова.
а) подобрать однокоренные слова
б) объяснить с помощью рисунка
в) подобрать синонимы
г) объяснить орфограммы в слове
2. Определите название слова по его лексическому значению.
а) Слова, употребляемые в речи людьми разных профессий:________________
б) Слова, вышедшие из живого употребления:___________________________
в) Слова, употребляемые только жителями одной местности:_____________
г) Специальные книжные слова, которые обозначают научные понятия:____
3. Определите, какой ряд словосочетаний не содержит слов, употребляемых в переносном значении.
а) Стальная воля, наряд милиции, теплая комната;
б) Острый нож, плачущий ребенок, горькое лекарство;
в) Зрелый возраст, строить планы, гибкость ума;
г) Лисий мех, карнавальный наряд, золотое сердце.
4. К каждому из синонимических рядов добавьте слово со значением, общим для всего ряда.
а) спешить – торопиться – лететь -………..
б) подходить – подъезжать - …………..
в) разговаривать – беседовать-……….
г) реветь – рыдать -………..
5. Определите, в каком ряду находятся слова общеупотребительные, диалектные, заимствованные, устаревшие. Каждый ряд дополните примером.
а) Персты, чаять, фунт, ______________.
б) Шлях, чесанки, бурак, _____________.
в) Фонарь, кекс, арбуз, ______________.
г) Огонь, дерево, ручей, ______________.
6. Подберите к фразеологизмам синонимы.
а) след простыл -……….
б) как снег на голову -……
в) держать язык за зубами -…….
г) водить вокруг пальца -………
7*. Составьте связный текст (3-4 предложения), включив в него фразеологизмы (задание №6) по выбору.
Примерная шкала балловой оценки.
№ задания | Ответы 1 вариант | Ответы 2 вариант | Баллы | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7* | Б омонимы синонимы многозначные антонимы В фантастичный выдающийся сильный невнимательный яма мыть метро витамины трусливый отдавать торопись безделья - | Г профессиональные устаревшие диалектизмы термины Б бежать приближаться говорить плакать например, фунт чесанки диета вода исчез внезапно, (неожиданно) маячить обманывать - | 1 4 1 4 4 4 4 | 17 –18 баллов- «отлично» 15 –16 баллов «хорошо» 11 –14 баллов «удовлетворительно» Задание 7* оценивается отдельной отметкой. Учитывается: 1)правильность отобранного материала; 2)последовательность изложения; 3)богатство словаря, разнообразие грамматических форм; 4)отсутствие ошибок |
№ 11
Изложение | проверяет умения запоминать конкретные факты, последовательность изложения и выборочно воспроизводить текст. |
Прослушайте текст. Подумайте, почему он так озаглавлен.
«Снежные» слова.
С неба снег падает по-разному.
Если снежинки слипаются на лету, мы говорим: «хлопья».
Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим: «крупка». Свежий, только-только запорошивший землю самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша». Все следы на таком снегу свежие.
Снег лег на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил. Иной раз идешь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель – «поземка» (по земле).
Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег, – это «вьюга». Ну а в степи – где ветру нет удержу, может разыграться снежная буря – «буран».
Февраль – месяц метелей…
В марте снег становится ленивым. Он уже не разлетается с руки, как лебединый пух, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него – и не провалится нога. Над ним колдовали два волшебника: мороз и солнце. Днем на солнце таяло, к ночи подморозило: снег подернулся твердой корочкой…. И для этого черствого снега есть в русском языке свое хрустящее, жесткое слово – «наст».
(По Н. Надеждиной.)
Задание (по выбору учащихся).
1) Запишите все «снежные» слова с их значением по образцу:
хлопья – слипшиеся на лету снежинки и т.д.
2) Кратко перескажите текст, используя «снежные» слова.
Морфология. Имя существительное
№ 12
Письменный зачет | проверяет теоретические знания по теме и практическое их применение. |
Вариант 1.
1. Определите, что изучает морфология.
а) лексическое значение слова
б) грамматические признаки частей речи
в) звуки речи
г) грамматические признаки частей речи, особенности их
изменения и употребления в речи.
2.Определите, в каком ряду находятся только имена существительные.
а) рыбак, рыбачить, рыбацкий, рыболов
б) тройка, ураган, явление, качество
в) скачет, мчится, едет, летит
г) взволнованно, усердно, яркий, сон
3.Определите, в каком ряду расположены слова с одинаковым суффиксом.
а) стекольщик, гонщик, ящик
б) бакенщик, барабанщик, сварщик
в) резчик, возчик, мячик
г) ключик, мальчик, стульчик
4. Определите, какой ряд включает существительные:
1.с суффиксом - ек ______, 2. с суффиксом- ик_________
а) дружоч…к, кусоч…к, платоч…к
б) ключ…к, нож…к, карманч…к
в) комоч…к, человеч…к, ореш…к
г) кирпич…к, лимонч…к, диванч…к
5. Определите, в каком ряду слов находятся одушевленные имена существительные.
а) народ, толпа, команда
б) кукла, мальчик, насекомое
в) карандаш, листок, дерево
г) камень, цветок, тополь
6. Определите род существительных каждого ряда.
а) вестибюль, толь, рояль, шампунь _________;
б) туфля, фамилия, фланель _______________;
в) предание, зеркало, метро _____________;
г) неженка, тихоня, чистюля ____________.
7. Выберите правильный ответ. Укажите столбик (1,2,3 или 4), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют буквам, пропущенным в словах.
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Без букв и грамматик… не учатся и математик… | и | е | и | е |
Знал дружка в радост…, не оставляй и в горест… | и | е | е | и |
Похвалы вредят дружб… | е | и | е | е |
Набирайся ума в учени…, храбрости в сражении… | и | и | и | и |
8. Определите, в каких предложениях НЕ- с существительными пишется слитно.
а) Каждая (не) удача прибавляет ума.
б) Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
в) (Не) друг поддакивает, а друг спорит.
г) (Не) доверие и подозрительность омрачают жизнь.
9.Определите, в каком ряду слов имена существительные употребляются только во множественном числе. Допишите каждую группу соответствующим примером.
а) молоко, пиво, чай, мед __________________;
б) сливки, сутки, именины _________________;
в) брюки, лыжи, очки _____________________;
г) упрямство, коварство, дружба ____________.
Примерная шкала балловой оценки.
№ задания | Правильный ответ | Баллы | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Г Б Б 1.А, В; 2.Б, Г. Б мужской род; женский род; средний род; общего рода. 1 А, В, Г Б, В | 1 1 1 2 1 3 1 3 6 | Задания 1-9 оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ. 18 – 19 баллов – « отлично» 14 - 17 баллов - «хорошо» 10-13баллов - «удовлетворительно» |
Вариант 2.
Прочитайте текст и выполните задания № 1-7.
В далекие времена на земле жили гигантские ящеры. Некоторые из них ходили на двух ногах.
Это было удивительное время! Никогда прежде Земля не видела таких чудовищ и едва ли увидит вновь. Им во владение отдавалось все: суша, море, воздух.
Бескрайние леса населяли всевозможные ящеры. Они стремительно носились между деревьями на кожистых крыльях, затем складывали их и располагались на отдых на деревьях. На полянах то тут, то там появлялись проворные динозавры, а в зарослях роскошных растений пощелкивали и посвистывали причудливые птицы. В болотах копошились огромные животные.
(По И. Акимушкину.)
1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите из текста по три примера имен существительных:
а) абстрактных - ________________________________
б) конкретных - _________________________________
3.Заполните таблицу словами в соответствии с их строением.
| | |
а) б) в) | | |
4. Выпишите из текста имя существительное
а) одушевленное _________________
б) неодушевленное _________________
5. Приведите примеры из текста имен существительных, которые употребляются
а) только в единственном числе ________________________
б) только во множественном числе _______________________
6. Выпишите по три примера имен существительных
а) с чередованием в корне ____________________________
б) с проверяемой безударной гласной в корне ___________________
в) с непроверяемой безударной гласной в корне ___________________
Графически обозначьте орфограммы в словах.
7. Выпишите из предложений словосочетание:
« прилаг. + сущ.» ______________
« глагол + сущ.» _______________
« сущ. + сущ.» _________________
Примерная шкала балловой оценки работы
№ задания | Баллы | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 | 2 2 2 2 2 2 2 | Для заданий 1-7 максимальное количество за полный правильный ответ – 2 балла; за частичный правильный ответ – 1 балл; за неправильный ответ – 0 баллов. 14 баллов – «отлично» 11-13 баллов – «хорошо» 8-10 баллов – «удовл.» |
№ 13
Тест на основе орфографического минимума | проверяет знания орфографических правил, регулирующих написание гласных и согласных в корне слова, падежных окончаний имен существительных, употребление ь и ъ знаков. |
Вариант 1.
1.Определите, какой ряд словосочетаний включает слова только с проверяемой безударной гласной в корне.
1) Охр…нять природу, зап…х трав, д…алоги о животных;
2) с…нонимический ряд, ув…дать от жары, запеч…тлеть в памяти;
3) нагр…ждение победителей, с…деющий человек, с…реневый цвет;
4) отр…хать багряную листву, ч…рующая мелодия, разр…дить обстановку.
2.Укажите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов с пропущенной согласной буквой.
1) Чу…ствовать вину, интерес…ный собеседник, несчас…ный случай;
2) радос…ное ожидание, живописная мес…ность, искус…ный шов;
3) желтый нарцис…, тенистая ал…ея, ат…естат зрелости;
4) чес…ный поступок, хороший ап…етит, опас…ный спуск.
3.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущена буква -И-
1) Участвовать в агитаци…, не поехал на гастрол…, о ярком пламен…;
2) известить о приезд…, рассказать о своей биографи…, выжить в неволе;
3) шествовать по площад…, везти в вагон…, рассматривать в телескоп…;
4) встретиться на станци…, отдыхать в санатори…, просить о помощ….
4. Определите, какой ряд состоит только из терминов, называющих разделы лингвистики.
1)Транскрипция, фразеология, профессионализмы;
2) фонетика, орфоэпия, морфемика;
3) эпитет, антонимы, синонимы;
4) этимология, метафора, олицетворение.
5. Составьте связный текст (2-3 предложения), включив в него слова из задания №4.
Вариант 2.
1.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущена одна и та же буква.
1) П…хучая жидкость, к…менистый берег, пол…скать белье;
2) пол…скать зверька, обн…вить наряд, длинный м…нолог;
3) син…нимический ряд, см…листый запах, далекий г…ризонт;
4) оч…ровать присутствующих, испачкать кин…варью, б…гряная листва.
2. Укажите, в каком ряду словосочетаний все слова с пропущенным Ь знаком.
1)Превозмоч… усталость, удивительная роскош…, выглянуло из-за крыш…;
2) в…ется речка, под…езд дома, двух…этажный коттедж, сороч…и следы;
3) без…ядерная зона, мне нездоровит…ся, поблагодарите за помощ…;
4) кошач…и повадки, разреж…те булочку, буд…те любезны.
3.Определите, какой ряд состоит только из слов с непроверяемой безударной гласной в корне.
1) Др…гоценный металл, начало предст…вления, мчаться по ш…ссе;
2) разъяренный ш…мпанзе, изучать ди…лекты, г…строли театра;
3) к…гтистый зверь, хороший апп…тит, подъезжать к с…бору;
4) кр…кливый ребенок, реан…мационное отделение, теплая л…донь.
4.Определите, какой ряд состоит из терминов, называющих разделы лингвистики.
1) Олицетворение, речевой этикет, омонимы;
2) интонация, фразеологизмы, метафора;
3) синтаксис, пунктуация, морфология
4) синонимы, антонимы, эпитеты.
5.Прочитайте словосочетания из задания № 2.
Найдите слово со значением " краска из минерала красного цвета". Составьте с этим словом предложение и запишите его.
Примерная шкала балловой оценки работы.
№ задания | Баллы | Ответы 1 вариант | Ответы 2 вариант | Примечание |
1 2 3 4 5 | 1 1 1 1 3 | 4 3 4 2 - | 3 4 2 3 - | 7 баллов - "отлично" 6 баллов – "хорошо" 4-5 баллов "удовлетворительно |
Имя прилагательное
№ 14
Проверочная работа | проверяет: умения опознавать прилагательные разных разрядов на основе их семантико-грамматического анализа, навыки правильного образования и употребления форм сравнительной и превосходной степени, навыки проведения морфологического разбора. |
Вариант 1.
1. Прочитайте отрывки из известного вам произведения. Назовите автора __________________ и название _________________________________.
а) Правду молвить, молодица!
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
б) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела.
в) И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
г) Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны…
д)…Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
2. Выпишите из отрывков в, д имена прилагательные вместе с именам существительными. Укажите разряд прилагательных.
3.Определите, в каких отрывках имена прилагательные выступают в предложениях в роли сказуемого. Графически обоснуйте.
4. Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени.
а) «Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех …
Всех ……… и ………?
б) Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня ………?
Признавайся: всех я ………
Обойди все царство наше.
5. Образуйте от начальной формы прилагательных (задание № 4) форму превосходной степени.
6. Выпишите из предложений три слова с проверяемой безударной гласной в корне. Выполните орфографический разбор.
7. Запишите по памяти любой отрывок из стихотворения, в котором есть имена прилагательные. Над каждым прилагательным укажите значение (прямое или переносное).
Вариант 2.
Прочитайте текст и выполните задания № 1- 7
Цветочные часы.
1. Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветов по расписанию.
2. Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет.
3. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.
4. К шести часам утра начинают тянуть к ранним солнечным лучам желтые головки одуванчики, а за ними широко открывает лепестки гвоздика.
5. Солнце уже заливает ослепительным светом лес, поле и речку.
6.Тогда раскрывает белоснежный венчик лилия, которая растет на воде.
7. Дневные цветы обычно первыми и засыпают.
8. Кончается день, солнце опускается все ниже.
9. И тут начинают оживать ночные цветы.
(По В. Ветлиной.)
Задание.
1. Раскройте смысл названия текста.
2. Выпишите из текста словосочетания «прилагательное + существительное», характеризующие предмет, обозначенный словом:
цикорий – голубые звездочки - качественное
шиповник -
маки -
одуванчики -
лилия -
Определите разряд каждого прилагательного.
3.Найдите в тексте относительные имена прилагательные и запишите их вместе с именами существительными.
4. Вспомните или придумайте самостоятельно названия цветов, состоящих из словосочетания: «притяжательное прилагательное + существительное».
(Например, Анютины глазки). Названия запишите.
5. Заполните таблицу примерами из текста. Образуйте от прилагательных (по
выбору) формы сравнительной и превосходной степени.
Слово | Превосходная степень | Сравнительная степень |
1. 2. 3. | | |
6. Выпишите слова с чередованием гласных в корне. Орфограмму графически обозначьте.
7. Проведите морфологический разбор одного прилагательного по выбору.
Примерная шкала балловой оценки работы
№ задания | Баллы | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 | 2 2 2 2 2 2 2 | Для заданий 1-7 максимальное количество за полный правильный ответ – 2 балла; за частичный правильный ответ – 1 балл; за неправильный ответ – 0 баллов. 14 баллов – «отлично» 11-13 баллов – «хорошо» 8-10 баллов – «удовлетворительно» |
№ 15
Диктант | проверяет: навыки правописания гласных и согласных в корнях слов, уровень сформированных умений обнаруживать орфограммы, дифференцировать их, расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях. |
Дятел.
Живет в лесу дятел. Спинка у него черная, крылья пестрые, а на головке шапочка с красным кантиком. Лапки у дятла большие, коготки такие цепкие, что он может бегать по стволу. Бежит вверх, а сам клювом по коре стучит. Это он жучков всяких под корой ищет.
Наступила зима. Нашел дятел в лесу корявое дерево с трещинкой на стволе и начал туда сосновые и еловые шишки таскать. Засунет шишку в трещинку и семена из нее выбирает, потом за другой шишкой полетит.
Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около зимней столовой дятла из упавших семян вырастут молодые деревья.
Берегите, ребята, лесных птиц!
(По Д. Горлову.)
Задание.
1. Выпишите по два слова
а) с чередованием гласных в корне
б) с проверяемой безударной гласной в корне
в) с непроверяемой безударной гласной в корне
Орфограмму графически обозначьте.
2. В тексте найдите слово, строение которого соответствует схеме:
а) прилагательное
б) существительное
3. Выпишите из предложений имена прилагательные:
а) качественные
б) относительные
4. Подчеркните имена прилагательные в роли сказуемого.
Глагол
№ 16
Выученный диктант | проверяет: навыки правописания безударных личных окончаний глаголов, умение определять значение глаголов в тексте. |
Запишите по памяти отрывок из стихотворения Вяземского П. А.
Еще тройка.
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет
И хохочет, и визжит.
По дороге голосисто
Раздается яркий звон,
То вдали отбрякнет чисто,
То застонет глухо он.
1. Выпишите из текста глаголы-синонимы, глаголы-антонимы.
2.Определите значение слова «отбрякнет» через подбор синонимов.
3.Выпишите из текста глаголы с безударным личным окончанием приемом поморфемного письма.
4. Из второго четверостишия выпишите словосочетания со значением «действие и его признак»
Примерная шкала балловой оценки работы
№ задания | Ответы | Баллы | Примечание |
1 2 3 4 | мчится-скачет (синонимы) хохочет-плачет (антонимы) отбрякнет – стукнет скач-ет, плач-ет, хохоч-ет, от-бряк-н-ет, за-стон-ет раздается голосисто; отбрякнет чисто; застонет глухо. | 2 1 5 3 | За письменное оформление диктанта выставляется отдельная отметка. Задания 1-4 оцениваются в баллах. 11 баллов – «отлично» 9 – 10 баллов – «хорошо» 6 – 8 баллов - «удовлетвор.» |
№ 17
Изложение – миниатюра | проверяет умение на основе текста-образца создавать собственное рассуждение на заданную тему. |
Муравей.
Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из нее капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.
По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: « Гляди-ка, ягода». Потом увидел муравья и щелчком сбил его на землю. «Прочь поди, привык на все готовенькое!»
И с тем засунул в рот. И пошагал дальше.
(По А. Приставкину.)
Задание.
1. Напишите изложение.
2. Выразите свое отношение к поступку человека.
№ 18
Тест на основе орфографического минимума | проверяет умения безошибочно определять орфограммы в слове |
Вариант 1.
1.Определите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов с проверяемым безударным гласным в корне.
1) Прив…зать к ч…стоколу, к…словатая конфета, серьезный разг…вор;
2) причудливые оч…ртания, ок…меневшее лицо, выр…зительное лицо,
3) р…скошный букет, вел…колепное занятие, изв…нись перед соседями;
4) воскл…цательная интонация, б…рюзовые сережки, м…лодика речи.
2.Укажите ряд словосочетаний, состоящих только из слов с чередованием
и // е в корне.
1) Отп…рать ворота, соб…раться в путешествие, прим…рять костюм;
2) обн…мать на прощание, наст…лать паркет, изв…ниться за опоздание;
3) бл…стать на балу, расст…лить скатерть, пов…лительное наклонение;
4) пост…лить постель, зам…рать от страха, выб…рите примеры.
3.Определите, в каком ряду словосочетаний все слова с непроверяемым безударным гласным в корне.
1) Исп…щрить узорами ткань, л…гическое ударение, обог…щение речи;
2) д…алектные слова, св…нцовые тучи, гром апл…дисментов;
3) привл..кательная внешность, охр…няют леса, м…рфологические признаки;
4) гр…мматическое значение, сложное предл…жение, ср…внительная степень
4. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущен Ь знак.
1) Остав…те в покое, раз…яренная стихия, сверх…мощный раскат грома;
2) великолепный медал…он, береч…ся от простуды, надежный компан…он;
3) волч…и следы, занавес…те окна, безлич…ный глагол;
4) обжеч…ся кипятком, предложить помощ… другу, острый меч….
5.Дополните любое из 4-х заданий своими примерами, записав их отдельной строчкой (№5).
Вариант 2.
1.Определите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов с проверяемым безударным гласным в корне.
1) Воскл…цательная интонация, однок…ренные слова, спр…жение глагола;
2) выт…щить из болота, уст…вать от работы, нагр…дил за преданность;
3) прав…льное написание, изм…нить расписания, проб…вать отверстие;
4) не зат…пили печку, соед…ните усилия, знаки преп…нания.
2.Укажите ряд словосочетаний, состоящих только из слов с чередованием
а // о в корне.
1) Предложить изменить маршрут, русая к…са, г…рные породы;
2) придаточное предложение, ск…сить взгляд, безутешное г…ре;
3) тропическое р…стение, отл…гий спуск, стоять на л…жном пути;
4) контрольное изл…жение, юношеский возр…ст, легкое прик…сновение.
3.Определите, в каком ряду словосочетаний все слова с пропущенным непроверяемым безударным гласным в корне.
1) С…нтаксический разбор, именное словосоч…тание, спр…жение глагола;
2) не хочется призн…ваться, пов…лительное наклонение, пр…шедшее время;
3) с…креты очарования , п…лынная горечь, пан…рама города;
4) уд…вительный мир, выращивать ф…алки, тр…вожный сигнал.
4. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущен Ъ знак.
1) Озаглав…те сочинение, не должен волноват….ся, пример…те костюм;
2) под…ехал бы к под…езду, суб…ективное мнение, кон…юнктура рынка;
3) с…экономленные ден…ги, выбежать из лис…ей норы, утеш…те родителей;
4) рез…ба по дереву, об…ездчик полей, дать об…явление.
5.Дополните любое из 4-х заданий своими примерами, записав их отдельной строчкой (№ 5).
Примерная шкала балловой оценки работы.
№ задания | Баллы | Ответы 1 вариант | Ответы 2 вариант | Примечание |
1 2 3 4 5 | 1 1 1 1 2 | 3 4 2 2 - | 2 4 3 2 - | 6 баллов –"отлично" 5 баллов –"хорошо" 4 балла –"удовлетворительно" |
Повторение изученного материала в 5 классе
№ 19
Диктант | проверяет: уровень орфографической и пунктуационной грамотности, навыки лингвистических разборов разного типа, умение создавать собственное письменное высказывание. |
Что дороже?
У одной матери было два сына. Оба ее любили, но характеры у них были разные.
Наступил день рождения матери.
Первый сын встал в этот праздничный день до рассвета. Он помнил, как понравились однажды матери белые цветы – эдельвейсы.
Он забрался высоко в горы и выкопал там крохотный кустик эдельвейсов. Когда мать проснулась, она увидела горшочек с цветами у себя на рабочем столике.
Второй сын спохватился, что сегодня день рождения матери, поздно вечером, когда возвращался с работы. Он быстро забежал по пути к садовнику, купил самый красивый букет роз и преподнес матери.
Теперь попробуй ответить на вопрос: какой подарок был ей дороже – скромный кустик эдельвейсов или роскошные розы?
(По А. Дорохову.)
Задание.
1.Разберите по составу слова:
роскошные (розы), (до) рассвета (1 вариант);
праздничный, подарок (2 вариант).
2.Найдите предложение с однородными членами, графически объясните постановку знаков препинания.
3. Проведите синтаксический разбор сложного предложения (по выбору).
4. Как вы поняли смысл слова « спохватился». Запишите.
5. Ответьте письменно на вопрос, заданный в тексте.
Диктант
Эзоп – знаменитый баснописец, который жил в Древней Греции и был рабом Ксанфа.
Предание рассказывает, что однажды Ксанф решил пригласить гостей и приказал рабу приготовить самое лучшее.
Эзоп купил языки, чтобы из них приготовить несколько блюд. Удивленному Ксанфу он объяснил: « Господин, что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развиваются наука и искусство. При помощи языка люди объясняются друг с другом: приветствуют и благодарят, вдохновляют на подвиги, передают любые мысли, просьбы, чувства…»
Такое рассуждение, по-видимому, пришлось по сердцу и философу, и его гостям.
Задание.
Объясните графически орфограммы в словах: в Греции, (люди) объясняются.
Объясните графически постановку знаков препинания:
1 вариант – в 1 предложении
2 вариант – во 2 предложении
3. Как вы думаете, какова главная мысль рассуждения Эзопа? Что хотел сказать автор? Подчеркните в тексте ключевые слова, выражения, в которых выражена главная мысль.
Культура речи
Правильное употребление знаменательных частей речи
№ 20
Тест | проверяет орфоэпические, грамматические, лексические нормы употребления знаменательных частей речи |
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: