Программа для начальной школы (1 4-й классы) Пояснительная записка
И.А.Кузьмин, А.В.Камкин
ИСТОКИ
Программа для начальной школы
(1 – 4-й классы)
Пояснительная записка
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
С 1990 г. по основам системного подхода прошли подготовку более 3000 преподавателей в различных регионах России.
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ»
Программа предусматривает 4 раздела обучения (см. схему 1):
1. Мир. Слово. Образ. Книга.
2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
3. Вера. Надежда. Любовь. София.
4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.
«ИСТОКИ» Схема 1
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
1 – 4 классы
1 класс
АЗБУКА ИСТОКОВ
«ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»
-
МИР
СЛОВО
ОБРАЗ
КНИГА
* Родители
* Слово
* Родник
* Книга
* Мир и лад
* Золотое сердечко
* Образ Родины
* Книга книг
* Истоки и школа
* Доброе слово
* Образ защитника
* Живое слово книги
* Дар
* Честное слово
Отечества
* Первая книга
* Истоки и радуга
* Слово о родителях
* Образ праздника
* Мир книги
* Сказки А.С. Пушкина
* Святое слово
* Родной край
* Жизнь
* Щит и герб
* Илья Муромец
2 класс
РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ.
ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ
-
РОДНОЙ ОЧАГ
РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ
* Имя
* Нива и поле
* Семья
* Лес
* Род
* Река
* Дом
* Море-океан
* Деревня
* Путь-дорога
* Город
ТРУД ЗЕМНОЙ
ТРУД ДУШИ
* Сев и жатва
* Слово
* Братья меньшие
* Сказка
* Ткачихи-рукодельницы
* Песня
* Мастера-плотники
* Праздник
* Кузнецы-умельцы
* Книга
* Ярмарка
* Икона
* Храм
3 класс Схема 1
ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ
-
ВЕРА
НАДЕЖДА
ЛЮБОВЬ
СОФИЯ
* Вера
* Надежда
* Любовь
* Ум да разум
* Верность
* Согласие
* Милосердие
* Истина
* Правда
* Терпение
* Доброта
* Знания и мудрость
* Честь
* Послушание
* Раскаяние
* Вера, Надежда
и Любовь –
родные сестры
4 класс
Традиции отечества
-
ТРАДИЦИИ
ОБРАЗА
ТРАДИЦИИ
СЛОВА
ТРАДИЦИИ
ДЕЛА
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА
* Первые образы
* Священные слова
* Труд
* Гулять всем
* Священные образы
* Сердечные слова
* Служение
миром
* Светлые образы
* Честные слова
* Творчество
* Радоваться всей
* Традиции
семьей
праведного дела
* Помнить всем
Отечеством
* Молиться всей
Церковью
* Потрудиться
душой
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Год Наименование учебных Кол-во
обучения курсов часов
1 Мир. Слово. Образ. Книга. 32
2 Родной очаг. Родные просторы.
Труд земной. Труд души. 32
3 Вера. Надежда. Любовь. София. 32
4 Родные Образы. Умелые дела.
Заветные слова. 32
В 1995 г. социокультурный системный подход признан Российской Академией Естественных наук.
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.
В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 – 4 классы).
Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы «Исткоки» (начальная школа) следующим образом (см. схему 2):
Схема 2
Развитие жизненного пространства ИСТОКОВ
в начальной школе
«Истоки» - 1 | | «Истоки» - 2 | | «Истоки» - 4 | |
Слово | Мир | Социокультурная среда развития Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. | Традиции Слова, Образа, дела, праздника | ||
Образ | |||||
| «Истоки» - 3 | ||||
Духовно-нравственные ценности Вера. Надежда. Любовь. София | |||||
Книга | |||||
Главные ценности жизни |
В целом, ценностно-категориальный ряд ИСТОКОВ в начальной школе может быть представлен следующим образом:
ИСТОКИ – 1. Системообразующие категории – ценности Слово – Образ – Книга дают представление о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Категории-ценности представлены в темах «Мир», «Слово», «Образ», «Книга»
ИСТОКИ – 2. Категории-ценности, развивающие представление о социокультурной среде развития, основных видах деятельности и творении души. Категории-ценности представлены в темах «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души».
ИСТОКИ – 3. Категории-ценности, развивающие внутренний мир человека. Категории-ценности представлены в темах «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».
ИСТОКИ – 4. Категории-ценности, развивающие традиции Слова, Образа, дела и Праздника.
Все темы начальной школы, во взаимодействии с системообразующими категориями Слово, Образ и Книга соединяет главная ценность Жизнь, отвечающая за развитие социокультурного опыта, взаимодействие Школы и Семьи при реализации программы активного воспитания.
Особое внимание в системе духовно-нравственных категорий ИСТОКОВ уделяется категории-ценности Книга.
В контексте ИСТОКОВ Книга воспринимается как живое существо.
Согласно программе активного воспитания (1 – 4 классы) дети создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлен их опыт социокультурного и духовно-нравственного развития.
Таким образом, в системе ИСТОКОВ категория-ценность Книга переводит знания в практическую плоскость, значительно расширяя жизненное пространство ребенка, его семьи и общества в целом.
Содержание курсов
УЧЕБНЫЙ КУРС «ИСТОКИ»
1-й класс
АЗБУКА ИСТОКОВ
«ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»
Учебный курс «ИСТОКИ» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие истоки.
Базовое содержание курса «Истоки – 1» объединено в четыре тематических блока – Мир. Слово. Образ. Книга.
Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе «ИСТОКИ» имеют первостепенное значение.
«Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги:
1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть).
2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте программы «Истоки» для первого года обучения (содержательная часть).
3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу.
В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова является главным мотивирующим фактором в развитии ребенка.
В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).
Тема «Мир» помогает преподавателю осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе.
Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка: Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово.
Золотое сердечко живет добрым, честным, святым словом.
Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей».
С

Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книги – живое существо.
Главными целями курса «Истоки» в 1-ом классе являются:
* освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
* развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
* развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
32 часа
Мир (8 часов)
Солнышко, мама и папа. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.
МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.
Истоки и Школа. Истоки глазами детей. Рождественский дар.
Истоки и радуга. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека.
сказки пушкина. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.
родной край. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
щит и герб. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.
илья муромец. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: