Л. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс Под редакцией С. И. Львовой, доктора пед наук, профессора Москва Предисловие. Это учебное пособие
Л. В. Прохватилина
Контрольные и проверочные работы
по русскому языку
6 класс
Под редакцией С. И. Львовой, доктора пед. наук,
профессора
Москва
Предисловие.
Это учебное пособие представляет собой сборник письменных работ, разработанных в соответствии с программой по русскому языку и учебником "Русский язык" (6 класс. (Ч. 1 и 2) под редакцией С.И. Львовой.
Цель данного пособия – помочь учителю в подборе материалов по каждому разделу учебника для текущего и итогового контроля.
Сборник содержит диктанты, изложения, проверочные работы, зачеты, работу с текстом и тесты.
В качестве диктантов предлагаются тексты для комплексной проверки речевых и языковых умений учащихся, а так же творческий диктант на вставку слов определенной категории и выученный диктант, развивающий орфографическую зоркость, умение видеть орфограммы и различать их.
Другим видом работы по воспроизведению содержания текста, способствующим развитию хорошей памяти, логики мышления, языкового чутья, является изложение.
Пособие включает изложения с элементами сочинения. В основном это ответы на вопросы по содержанию текста, на выявление понимания авторского замысла.
Эффективной формой контроля является и тестовая проверка. Она позволяет увеличить объем контролируемого материала и тем самым создает предпосылки для повышения объективной оценки результатов обучения. Предлагаемые тестовые задания различаются по форме и способу предъявления их учащимся: тесты с выбором ответов, задания на установление соответствия, задания открытой формы.
Существенная особенность данных видов тестовых заданий – наличие в каждом из них двух вариантов, одинаковых или разных по степени сложности. После каждого варианта теста приведена таблица баллов, присвоенных каждому заданию, и примерная шкала балловой оценки работ учащихся. Задания повышенной сложности отмечены знаком (*). Важным обстоятельством при тестировании учащихся является время, отводимое на выполнение теста. Учитель устанавливает время по своему усмотрению с учетом подготовки класса.
Данные рекомендации примерны, в них можно вносить коррективы, руководствуясь методической целесообразностью. Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учащихся на определенном этапе обучения, поэтому она может носить тематический (проверка промежуточной темы) и промежуточный (проверка фрагментов темы) характер.
В пособии вы найдете задания по текстоведению: письменный зачет и работа с текстом. Для успешного их проведения необходимо сообщить пятиклассникам о времени проведения зачета и работы с текстом, познакомить с требованиями, которые будут предъявлены на таком уроке, с этапами работы и формами проверки знаний, умений и навыков. Особое внимание следует уделить вопросам, связанным с созданием собственных высказываний учащихся и их письменным оформлением.
В конце учебного года целесообразно провести итоговую контрольную работу, включающую тексты диктантов по выбору и письменную работу по разделу «Культура речи».
Русская орфография как система правил
№ 1
Проверочная работа | проверяет правописание корней с чередованием гласных, умения подбирать синонимы и антонимы к словам с приставками пре- и при -, определять значение приставок, суффиксов, окончаний. |
Вариант 1.
1.В каждой группе слов обозначьте корень, вставьте пропущенные буквы, подчеркните «лишнее» слово и запишите к нему синоним.
а) распол…житься, л…жный, сл…жение ______________
б) р…са, р…сли, выр…сли ________________
в) г…реть, г…ра, выг…рели _______________
г) ст…рать, нат…рать, т…р _______________
2. Подберите к словам антонимы с приставкой пре-.
а) уважать - _____________
б) безобразный - ______________
в) презирать - _______________
г) очень злой - ______________
3. Укажите, какой ряд словосочетаний содержит слова с приставкой при- в значении:
1.неполнота действия _______ 2. близость, приближение, присоединение _______
а) Пр…лечь отдохнуть, пр…встать с постели, пр…гнуть к земле;
б) пр…вокзальная площадь, пр…усадебный участок, пр…морский край;
в) пр…скверный характер, пр…красное настроение, пр…ломление лучей;
г) пр…забавный случай, пр…неприятное известие, пр…рывать занятие.
4. Определите, в каком ряду словосочетаний слова с суффиксами
1. –ыва _______ 2.- ива _________
а) расслед…вать преступление, дикт…вать заявление, совет…ваться с врачом;
б) перешепт…ваться с приятелем, рассчит…вать на поддержку, развяз…вать галстук;
в) затапл…вать печь, разуч…вать песни, уговар…вать остаться дома;
г) танц…вать в зале, гарц…вать на лошади, ноч…вать в поле.
5. Определите, в каком ряду словосочетаний слова с суффиксами
1. – ик _______ 2. – ек __________
а) резиновый мяч…к, золотой ключ…к, толковый словар…к;
б) работать стекольщ…ком, интересный рассказч…к, резч…к стекла;
в) назначить грузч…ком, съесть лимонч…к, опытный летч…к;
г) съесть кусоч…к пирога, красивый цветоч…к, редкий ельнич…к.
6. Вставьте пропущенные буквы и соотнесите слова со схемой (после букв запишите соответствующие цифры).
а) сюртуч…к, башмач..к, жуч..к б) книж…нка, реч…нка, собач…нка в) внуч…нок, мыш…нок, моржон…к г) грош…вый, камыш…вый, кумач…вый | 1. ок 2. онк а 3. ов ый 4. онок |
7*. Составьте связный текст, используя словосочетания.
Встаешь с первым лучом солнца; плащ с капюшоном; мимо кустов крыжовника; шорох и шепот камышовых зарослей; черненький паучок; желтая акация; течет речонка.
Вариант 2.
1.В каждой группе слов обозначьте корень, вставьте пропущенные буквы, подчеркните «лишнее» слово и запишите к нему синоним.
а) сл…гать, возл…гать, л…гуна ____________
б) к…саться, к…ска, к…сательная __________
в) з…ря, з…реветь, з…рево _______________
г) проб…рка, проб…раться, соб…раться ___________
2. Подберите к словам синонимы с приставкой при-.
а) приезжать - ___________
б) печальный - ___________
в) склонность - ___________
г) преданность - ___________
3. Укажите, какой ряд словосочетаний содержит слова с приставкой пре- в значении:
1.высшая степень действия, качества (очень) _______ 2. в значении «пере -» _______
а) пр…твориться больным, пр…влекательна внешность, пр…сесть отдохнуть
б) пр…старелый человек, пр…огромный бассейн, пр…лестный ребенок
в) пр…ступить закон, пр…одолеть препятствия, пр…сечь разговор
г) пр…шить пуговицу, пр…сутствовать на приеме, пр…глушить звук
4. Определите, в каком ряду словосочетаний слова с суффиксами
1. –ова _______ 2.- ева _________
а) зарабат…вать авторитет, учит…вать возраст, догад…ваться о сюрпризе
б) засиж…ваться допоздна, накруч…вать бигуди, уговар…вать вернуться домой
в) треб…вать ответа, проб…вать на вкус, колд…вать над старым приемником
г) напрасно гор…вать, заво…вать победу, потч…вать пирогами
5. Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущена буква
1. е- ____ 2. и - ________
а) клее…ть обои, отправ…шь письмо, раскрас…шь бумагу
б) мечтать о подвиг…, заботиться о поко…, содержится в поэм…
в) помаш…шь рукой, мо…т окна, постел…т скатерть
г) говорить о происшествии…, достигать цел…, играет на гармон…
6. Вставьте пропущенные буквы и соотнесите слова со схемой (после букв запишите соответствующие цифры).
а) пирож…к, языч…к, круж…к б) нищ…нка, беж…нка, монаш…нка в) горош…к, овраж…к, человеч…к г) холщ…вый, парч…вый, алыч…вый | 1. ок 2. енк а 3. ов ый 4. ек |
а) ___ б) __________ в) ___________ г) _________
7*. Составьте связный текст, используя словосочетания.
Собираются в центре поля; приложить усилия; темп игры нарастает; мяч взвился свечой; трибуны замерли; коснулся штанги; выбирает позицию; стадион замирает; блестящий гол.
Примерная шкала балловой оценки работы
№ задания | Ответы 1 вариант | Ответы 2 вариант | Баллы | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 | а) ложный – неправильный б) роса- влага в) гора- возвышенность г) тир – помещение а) презирать б) прекрасный в) презирать г) предобрый 1.а 2 б 1. б 2 в 1. а 2. г а 1; б 2; в 4; г 3. - | а) лагуна – залив, водоем б) каска – шлем в) зареветь – заплакать г) пробирка – трубочка а) прибывать б) прискорбный в) призвание г) привязанность 1. б 2. в 1. в 2. г 1. б, в; 2. а, г а 1; б 2; в 4; г 3 - | 4 4 2 2 2 3 - | 16 – 17 баллов – «5» 13 -15 баллов – «4» 9 – 12 баллов – «3» Задание №7 оценивается отдельной отметкой. Учитывается: а) правильность отобранного материала; б) последовательность изложения; в) отсутствие ошибок. |
№ 2
Диагностическая работа | определяет пробелы в усвоении орфографии и пунктуации для дальнейшей отработки соответствующих умений путем включения в ежедневные упражнения необходимого дидактического материала. |
Запишите текст и выполните задания № 1 – 5.
Представление с медведем – старейшее на земле. В прошлом веке « вождение медведей» по ярмаркам и праздничным скоплениям людей было распространено в России. В России было несколько мест, где пойманных в лесу медвежат растили и обучали на потеху людям незатейливым номерам. Хорошо умели медведи под бубен приплясывать. Такого рода медвежья школа существовала в городе Сергаче Нижегородской губернии…
Свое название город имеет скорее всего от слова серьга, которую продевали в ноздри медведям.
Вот как обучали медведей танцам. Подросших медвежат помещали в клетки с медным или железным полом, под которым разводили костер. Пол нагревался, и медведь, обжигаясь, начинал переминаться с ноги на ногу, как бы танцуя. Эти движения дрессировщики сопровождали ударами в бубен. Несколько уроков такой учебы связывали невольный танец с ударами бубна настолько крепко, что стоило потом чуть тронуть бубен, как медведь начинал танцевать. ( По В. Пескову.)
Задание.
1. Выпишите слова с чередованием гласных в корне, орфограмму обозначьте.
2. Выпишите глаголы с суффиксами ыва- / ива; ова-/ ева. Орфограмму обозначьте.
3. Замените сочетание чуть тронуть глаголом с приставкой пре- или при-
4. Подберите синоним к слову на потеху.
Синтаксис и пунктуация
№ 3
Письменный зачет | проверяет усвоение сведений о структуре простого и сложного предложений, формирование умений строить доказательства с включением в речь вводных слов. |
Прочитайте отрывок из произведения и выполните задания №1 – 7.
Долго не мог он опомниться.
Чернушка и министр, король и рыцари, голландки и крысы – все это смешалось в его голове.
Настал понедельник, съехались пансионеры и начались уроки.
У Алеши сильно билось сердце.
Наконец его вывали.
С трепетом подошел он к учителю, открыл рот и проговорил заданное.
Учитель очень его хвалил.
Однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое раньше чувствовал он в подобных случаях.
Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы.
В продолжение нескольких недель учителя не могли нахвалиться Алешею.
Все уроки, все переводы он знал совершенно.
В течение этого времени Чернушка к нему не являлась.
Сначала Алеша очень горевал, но потом успокоился.
Алеша думал, что она, вероятно, занимается важными делами по своему званию.
Задание.
1.Укажите автора и название произведения, из которого взят этот отрывок.
2. О каком событии повествует автор в приведенном отрывке? Что случилось с Алешей? Напишите кратко.
1 вариант 3. Разберите предложение №9 по членам предложения, над каждым словом укажите часть речи. 4. Докажите, что в предложении № 9 слово похвалы является дополнением. Употребите в доказательстве вводные слова: во-первых, во-вторых и т.д. 5. Укажите номера простых предложений. Выделите грамматическую основу. 6. Назовите два признака, на основании которых мы называем члены предложения однородными: 1) 2) 7. Укажите номера сложных предложений и составьте схему одного предложения по выбору. 8. Укажите номер предложения с вводным словом. | 2 вариант 3. Дайте общую характеристику предложения №8, обозначьте грамматическую основу и составьте схему предложения. 4. Докажите, что в предложении №6 слово рот является дополнением. Употребите в доказательстве вводные слова: во-первых, во-вторых и т.д. 5. Приведите примеры предложений (указав их номера) с главными ________ и однородными второстепенными членами _____ 6. Укажите номера сложноподчиненных предложений и составьте их схемы. 7. Составьте сложное предложение из двух простых (№10, 11). Какие союзы можно использовать для соединения двух предложений? 8. Укажите номер односоставного предложения. |
№ 4
Тест | проверяет умение опознавать и составлять словосочетания разных видов; проводить синтаксический анализ предложений |
Вариант 1.
1. Определите, в каком ряду находятся именные словосочетания. ( Ответ обведите в кружок).
а) составлять текст, изучается в синтаксисе, вежливо обратиться
б) тетрадь для записей, сочинение по картине, веселая грамматика
в) крепкий от рождения, наука о языке, игрушка из глины
г) правильно говорить, выполнить задание, улететь в командировку
2. Соотнесите глаголы с именами существительными так, чтобы образовались глагольные словосочетания.
а) запечатлеть б) усовершенствовать в) активизировать г) принять | 1.проект 2.событие 3.внимание 4. решение |
а) ____ б) _____ в) _____ г) _______
3.Выберите синтаксическую характеристику, которая соответствует предложению (знаки препинания пропущены).
Осень наступила высохли цветы и глядят уныло голые кусты. ( Плещеев А.Н.)
а) Простое, нераспространенное, осложнено однородными членами предложения.
б) Сложное предложение с бессоюзной и союзной связью.
в) Сложное предложение, сложносочиненное.
г) Простое, распространенное, осложнено однородными членами предложения.
4. Соотнесите предложения (знаки препинания не проставлены) и схемы.
а) Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
(А.С. Пушкин)
б) Задремали звезды золотые
Задрожало зеркало затона
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона
в) Улыбнулись сонные березки
Растрепали шелковые косы.
г) Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
(С.Есенин)
а) ___ б) ____ в) ____ г) _____
5. Определите, на месте каких цифр в предложении должны быть запятые.
Вот и солнце встает (1) из-за пашен блестит (2)
За морями ночлег свой покинуло (3)
На поля (4) на луга (5) на макушки ракит (6)
Золотыми потоками хлынуло.
( И. Никитин)
а) 1,2,3,4, б) 1,2,3,4,5,6 в) 1,2,3,4,5 г) 2,3,4,5,6
Вариант 2.
1.Определите, в каком ряду находятся глагольные словосочетания.
а) полезный для здоровья, перед дальней дорогой, ваза из хрусталя
б) крепление для лыж, хранилище для книг, передача по телевизору
в) выразительно прочитать, бережно хранить, говорить по-французски
г) прочно закрепить, взвесить апельсины, купить ботинки
2. Соотнесите имена прилагательные и имена существительные так, чтобы получились именные словосочетания. Укажите словосочетание (обведите букву в кружок), в котором прилагательное употреблено в переносном значении.
а) дальняя б) свежая в) удачная г) дождливая | 1. погода 2. покупка 3. газета 4. дорога |
а) __ б) ____ в)_____ г) _______
3. Определите, какое предложение соответствует синтаксической характеристике.
( Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными членами предложения.)
а) Звезды меркнут и гаснут.
б) В огне облака.
в) Белый пар по лугам расстилается.
г) По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
(И.Никитин.)
4.Соотнесите предложения (знаки препинания не проставлены) и схемы.
а) Березки толпятся кольцом
И никнут в торжественной пудре
А солнце румяным лицом
Сияет сквозь снежные кудри.
(Саша Черный)
б) Что ты рано в гости
Осень к нам пришла.
(А. Плещеев.)
в) Есть в осени первоначальной
Короткая но дивная пора…
(Ф. Тютчев.)
г) Воздух легок и чист
И замерзла река.
(И.Никитин.)
а) ___ б) _____ в) _____ г) _____
5. Определите, на месте каких цифр в предложении должны быть запятые.
Робко месяц смотрит в очи (1)
Изумлен (2) что день не минул (3)
Но широко в область ночи (4)
День объятия раскинул.
( А.Фет)
а) 1,2,3,4; б) 1,3,4; в) 1,2,3; г) 2,3.
Примерная шкала балловой оценки работы.
№ задания | Ответы 1 вариант | Ответы 2 вариант | Баллы | Примечание |
1 2 3 4 5 | б, в а2, б1, в3, г4 б а2; б4; в3; г1. в | в, г а4, б3, в2, г1 г а4; б3; в1; г2. В | 2 4 1 4 1 | 12 баллов-5 10-11 баллов-4 7-9 баллов-3 |
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: