Локальный акт по проведению диктанта по русскому языку в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Цвиллингская средняя общеобразовательная школа» Соль-Илецкого района Оренбургской области. Общие положения Диктант
ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ
по проведению диктанта по русскому языку в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Цвиллингская средняя общеобразовательная школа» Соль-Илецкого района Оренбургской области.
Общие положения
Диктант- это вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а учащиеся пишут самостоятельно, без посторонней помощи, и руководствуются только ранее полученными знаниями по грамматике и орфографии. При проведении диктантов важно добиваться, чтобы учащиеся не только безошибочно записывали диктуемое, но и умели обосновывать правильность написанного, выделять орфограммы.
1.Виды диктантов по русскому языку.
По цели проведения
1) Обучающий.
2) Контрольно-обучающий.
3) Контрольный.
По структуре текстов.
1)Словарный.
Диктант по вариантам трудности одной орфограммы.
Диктант на сопоставление нескольких орфографических правил.
Диктант на основе тематической группы слов или на основе лексико-грамматической группы слов.
2) По связному тексту.
По характеру записи диктуемого.
1) Без изменения диктуемого.
2) С изменением диктуемого.
Выборочный.
Распределительный.
Восстановленный.
3) С графическим изображением диктуемого.
В виде схемы.
В виде условных изображений.
4) Цифровой.
По времени объяснения диктуемого.
1) Предупредительный.
2) Комментируемый (комментированное письмо).
3) Объяснительный.
По степени изменения текста (или усложнённости дополнительным заданием).
1) Творческий (с грамматическим заданием).
2) Свободный.
3) С продолжением.
По восприятию текста.
1) Зрительный.
2) Слуховой.
3) По памяти.
2. Методика проведения диктантов по русскому языку
В работе по усвоению правила и формированию орфографической и пунктуационной зоркости в целом должна соблюдаться постепенность в нарастании трудностей и усилении роли самостоятельности учащихся. Эти требования касаются и объяснений, которыми сопровождается диктант. Объяснения, обосновывающиеся на применении правила и проводимые обычно перед письмом, в процессе письма или после написания, имеют огромное обучающее значение.
3. Контрольный диктант.
Проведение контрольного диктанта – важная составляющая процесса обучения русскому языку. Этот вид работы выполняет две функции - проверочную и диагностическую. В первом случае целью контроля является определение уровня подготовки учащихся по русскому языку, во втором выявление недостаточно прочно усвоенных тем, выяснение причин, затрудняющих усвоение материала. В обоих случаях контроль обеспечивает обратную связь: он вовремя сигнализирует учителю об успехах или проблемах в знаниях учащихся, о необходимости вернуться со всем классом к ранее пройденному и недостаточно освоенному большинством учащихся материалу или оказать своевременную помощь отдельным отставшим ученикам. Текст контрольного диктанта должен включать:
1) орфограммы и пунктуационно - смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которой проверяются в настоящее время (2-3 случая);
2) основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно - смысловые отрезки из числа изученных ранее (1-3 случая).
В целом не должен быть должен быть нарочито перегружен. Оптимальным является такое соотношение орфограмм и пунктуационно - смысловых отрезков в тексте контрольного диктанта:
Класс | Количество слов | Виды к\р, диктанта с грамматическим заданием. | ||
I полугод. | II полугод. | |||
I полуг. | II полуг. | |||
4 | 65-70 | 75-80 | 4 | 6 |
3 | 45-50 | 55-65 | 5 | 4 |
2 | 25-35 | 35-45 | 4 | 5 |
1 | - | 15-17 | - | 1 |
С помощью контрольного диктанта можно проверить следующее:
Время проведения диктанта | Что проверяется |
I. Начало учебного года (по итогам повторения изученного в предыдущем классе) | 1. Степень угасания правописных навыков. 2. Прочность овладения навыками правописания. |
II. Конец изучения темы | 1. Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в данной теме. 2. Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в предыдущей теме (всех, если их не более трех, или основных). 3. Усвоение основных и важнейших орфограмм и правил пунктуации, изученных в предшествующих темах. |
III. Конец года ( по итогам заключительного повторения) | 1. Усвоение основных орфограмм и правил пунктуации, с которыми учащиеся познакомились в данном классе. |
Перед контрольным диктантом 2-3 урока отводится на повторение, обобщение и систематизацию изученного материала. Чтобы предупредить типичные ошибки, целесообразно за несколько дней провести контрольно-обучающий диктант «Проверь себя», в который включить трудные случаи из текста контрольного диктанта.
На контрольном уроке текст диктанта читается 3 раза. Первый раз учитель выразительно читает текст целиком. Задача учащихся- понять содержание текста, его тему, идею, выделить смысловые отрезки, чтобы правильно разделить текст на абзацы (следует приучать школьников самостоятельно членить текст на абзацы, а не подсказывать начало отрывков, которые пишутся с красной строки). Второй раз учитель читает каждое предложение отдельно: сначала целиком (ученики должны запомнить границы предложения, определить тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраски и выбрать нужный знак конца предложения; также они должны «услышать» особенности грамматической структуры предложения и «увидеть» необходимые знаки препинания); затем предложение читается ещё раз целиком, для того чтобы учащиеся проверили правильность написания и ещё раз проверили имеющиеся в нем орфограммы и пунктограммы. Третий раз учитель читает текст целиком, чтобы учащиеся проверили трудные для них слова и предложения. Далее учащимся даётся время для самостоятельной проверки диктанта (5-8 мин.) и предлагается грамматическое задание. Следует обратить внимание школьников на то, что начинать проверять диктант лучше с конца, с последних предложений, так как именно там обнаруживается наибольшее количество ошибок. Контрольная работа проверяется учителем к следующему уроку русского языка, на котором проводится её анализ и работа над ошибками.
Примечания: При проведении контрольного диктанта важно с методической точки зрения и то, как диктует учитель. Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная предложением; оно должно обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемое, для чего необходимое соблюдать ровный т е м п ч т е н и я. Четкая дикция и громкий голос учителя необходимы, чтобы все учащиеся отчетливо слышали весь текст, диктуемый преподавателем. Совершенно недопустимо любое искажение текста в произношении преподавателя с целью «поймать» ученика или книжное подсказывающее чтение, в отдельных случаях резко расходящееся с живой литературной речью (к[ого], твое [го], зелен[ого]).
Трудные слова (специальные термины, иностранные слова) могут быть записаны на доске и объяснены учащимся до чтения текста. Необходимо учитывать, что на результатах диктанта может отрицательно сказываться даже изменение внешней обстановки (если школьники пишут в другом классе, сидят не на своих привычным местах и т.п.). Поэтому во время проведения контрольного диктанта необходимо обеспечивать спокойствие учащихся, не нервировать их. Целесообразно заранее предупреждать учеников о предстоящем диктанте, не боясь того, что они за долго до дня диктанта будут волноваться (гораздо хуже, если о диктанте школьники узнают только перед уроком). Полезно также предупреждать школьников и о том, на какие правила преимущественно будет дан диктант, чтобы они накануне могли повторить соответствующие правила.
Локальный акт рассмотрен на педагогическом совете Протокол № от 2009г.
Утверждено приказом № и введен в действие с 2012г.
Директор школы: Кураисова К.К.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: