Развитие математического мышления и творческих способностей Сетямина Ирина Александровна, учитель математики мбоу «сош №»3
Развитие математического мышления и творческих способностей
Сетямина Ирина Александровна,
учитель математики МБОУ «СОШ №»3,
преподаватель БУ «Югорский художественный техникум»,
г. Югорск
«Образование есть то, что остается,
когда все выученное уже забыто»
М. Лауэ
Талантливые люди - талантливы во всем, поэтому преподавать математику для будущих художников ответственно с одной стороны и интересно с другой. Разнообразие приемов и методик позволяет учителю с успехом действовать на уроке.
Развивающее обучение на уроках математики тесно связано с развитием математического мышления и творческих способностей учащихся. У математики нет конкурентов в воспитании мыслящей личности. Особое значение математики в умственном развитии отметил еще М.В.Ломоносов: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
Математика является тем предметом, на основе которого можно проводить целенаправленную работу по развитию мышления учащихся, их творческих способностей. Развитие мышления и формирование приемов мышления тесно связаны между собой. В процессе учебной деятельности приемы мышления (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.) используются при решении задач. Важной частью процесса обучения математике является самостоятельное составление задач учащимися. Методисты отмечают, что постановка проблем и продумывание задач являются вершиной интеллектуальной деятельности, одним из эффективных критериев выявления и развития потенциальных творческих способностей учащихся. В самом деле, придумывая задачу, ученик более глубоко вникает в изученный учебный материал, находит связи между математическими понятиями и объектами, изучает методы решения задач. Такие задания как составление аналогичной или обратной задачи, ориентированы на развитие умения генерировать идеи. Таким образом, составление задач учащимися оказывается необходимым этапом поискового процесса. Придумывая задачи ученик «решает» их еще до того, как они им сформулированы, а значит, учится видеть суть проблемной ситуации, прогнозировать результат, что способствует развитию умения находить подходы к решению задач, проблем.
Опыт показывает, что составление задач учениками, позволяет им лучше усваивать программный материал, о чем говорил выдающийся математик и педагог Джердж Пойа: «Математический опыт учащегося нельзя считать полным, если он не имел случая решить задачу, составленную им самим».
Литература
Е.В.Смыкалова Развивающее обучение на уроках математики. СПб: СМИО Пресс, 2001.-64с.
Д.Пойа Математическое открытие. М: Наука, 1976.-449с.
М.Ю. Шуба Учим творчески мыслить на уроках математики. М: Просвещение, 2012.-218с.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: