«Межшкольный учебный комбинат» Проект «Профессиональная ориентация в системе образования города Енисейска» на 2014-2016 годы
Важным субъектом управления профориентационной работой является межведомственная комиссия по вопросам профориентации и психологической поддержке населения, которая создана и работает при администрации города. Основные задачи Межведомственной комиссии определяются Постановлением администрации города Енисейска от 29.05.2009 г. № 404-п:
обеспечение согласованных действий городских органов государственной власти в области профессиональной ориентации граждан и психологической поддержки безработных граждан;
рассмотрение в предварительном порядке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Красноярского края по вопросам профессиональной ориентации граждан и психологической поддержки безработных граждан;
определение приоритетных научных исследований по проблемам профессиональной ориентации различных социальных групп населения;
разработка предложений по превентному профессиональному консультированию выпускников общеобразовательных школ, начального, среднего и высшего профессионального образования; военнослужащих, подлежащих увольнению, высвобождаемых с предприятий, учреждений граждан;
оказание методической и организационной помощи общественным объединениям психолого-профориентационной направленности;
разработка положений по межтерриториальному сотрудничеству по вопросам профессиональной ориентации;
внесение рекомендаций по использованию эффективных средств развития системы профессиональной ориентации граждан и психологической поддержки безработных граждан;
обобщение опыта по вопросам профессиональной ориентации граждан и психологической поддержки безработных граждан.
Компетенция Межшкольного учебного комбината определяется типовым положением о межшкольном учебном комбинате и задачами центров профессиональной ориентации, сформулированными в Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации.
Межшкольный учебный комбинат:
оказывает услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке молодежи в условиях рынка труда, обеспечивает гарантированный минимум бесплатных психолого - профориентационных услуг;
внедряет эффективные методы и средства профессионального информирования, профконсультирования, психофизиологического отбора (подбора), психологической поддержки;
осуществляет психологическую поддержку выпускников по проблемам личностной адаптации в новых условиях труда и межличностных отношений;
осуществляет методическое руководство и координацию деятельности в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся в образовательных учреждениях города;
организует профессиональную ориентацию и психологическую поддержку учащихся школ города, содействует развитию школьных служб профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся.
Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики - является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов. Образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего полного образования, дополнительного образования), учитывая местные условия и интересы обучающихся, на основе государственных стандартов и нормативов:
обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;
проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;
формируют у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося, а также с учетом потребности региона в кадрах;
привлекают учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;
организуют профессиональное просвещение и консультирование учащихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных интересов, способностей и склонностей; обеспечивают органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в учреждения профессионального образования;
организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных учреждениях, для организации и проведения профориентационной работы.
Первоначальный опыт учащиеся приобретают в различных сферах социально-профессиональной практики в системе дополнительного образования. Это МАОУ ДОД «Станция юных натуралистов», МБОУ ДОД «Центр детского творчества», различные кружки и объединения на базе школ, а также хореографическая, художественная, музыкальная и спортивная школы управления культуры администрации г. Енисейска. Выполнение профессиональных проб позволяет соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. Очень важно, чтобы на этом этапе работы осуществлялось сопровождение и управление таковой деятельностью как профориентационной, позволяющей систематизировать и корректировать данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся.
Управление профориентационной работой в общеобразовательных учреждениях города Енисейска осуществляется заместителями директоров по воспитательной работе, а также ответственными за организацию профориентационной работой, назначенными приказом директора. Основой является план профориентационной работы учреждения и городской план профориентационных мероприятий. Городской план разрабатывается совместно с образовательными учреждениями, обсуждается и утверждается ежегодно в мае месяце.
Семья – один из важнейших участников системы профориентации:
формирует активную жизненную и трудовую позицию детей;
прививает детям первоначальные трудовые навыки;
знакомит детей с миром профессий своей семьи, значимых людей;
создает условия для развития профессиональных интересов и склонностей детей;
участвует в формировании личного профессионального плана ребенка.
Специалисты Енисейской центральной районной больницы в ходе проводимых профилактических осмотров учащихся образовательных учреждений выявляют имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, по специальному обращению осуществляют врачебно-профессиональное консультирование с учетом медицинских противопоказаний к занятию тем или иным видом деятельности, дают соответствующие рекомендации.
КГКУ Центр занятости населения г. Енисейска работает в тесном сотрудничестве с Межшкольным учебным комбинатом, осуществляет профессиональное информирование учащихся старших классов общеобразовательных учреждений о ситуации на рынке труда, о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда. Проводятся совместно массовые и тематические профориентационные мероприятия для молодежи. Именно Центр занятости помог образованию г. Енисейска вписаться в краевые рамки организации профориентационной работы: волонтерское движение «Твои горизонты», краевой профориентационный фестиваль, акция «Большая перемена», краевой профориентационный фестиваль «ПроYESиЯ: ориентиры молодым» и др.
В нормативно-правовых документах Центр занятости населения г. Енисейска определяет свою компетенцию по отношению к учащимся общеобразовательных учреждений следующим образом:
координирует профориентационную работу на территории муниципального образования;
оказывает учащимся общеобразовательных учреждений услуги по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
оказывает учащимся общеобразовательных учреждений услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
совместно с органами управления, общественными молодежными объединениями и организациями участвует в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий для молодежи, развивает на территории муниципального образования профориентацинное движение «Твои горизонты»;
организует методическую работу по вопросам профессиональной ориентации, проводит методические семинары по технологиям профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений;
осуществляет разработку и выпуск информационно-справочных и методических материалов, направленных на поддержку профессионального самоопределения, для специалистов, школьников и родителей.
Учреждение профессионального образования КГБОУ СПО Енисейский педагогический колледж, организует профориентационную работу с учащимися школ г. Енисейска по направлениям: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, организация и проведение конкурсов и мероприятий различных уровней. Это конкурс «Лучший по предмету», предметные олимпиады, реализация ДЦП «Одаренные дети Красноярья», социальный проект «Национальная жемчужина – русский язык» и др. При этом специалисты колледжа отмечают, что профессия «учитель» не входит в число популярных и часто носит «вынужденный характер», то есть рассматривается как запасной вариант.
ЕПК позиционирует себя как социально ответственное образовательное учреждение, которое формирует образовательные потребности, воздействует на выбор абитуриентов, выстраивает перспективы развития в соответствии с потребностями рынка труда.
Профессиональное училище № 13 осуществляет профориентационную работу, приглашая получить рабочую профессию. Это специально организованные встречи с учащимися школ, классными руководителями, родителями в общеобразовательных учреждениях, городской библиотеке, молодежном центре, общественных организациях, спортивной школе. Регулярно проводятся экскурсии в учебное заведение, работает технический кружок «Кардан» и профориентационный отряд «Импульс», используются электронные ресурсы.
В ходе разработки Проекта представители учреждений СПО города определили свое участие в реализации Проекта:
осуществление пропаганды профессий и специальностей востребованными отраслями экономики муниципалитета и региона в соответствии с реализуемым спектром специальностей (профессий);
обеспечивает учащихся школ о требованиях, предъявляемых к учебе и его содержанию, о профессиональных возможностях в выбранной области;
осуществляет совместно с учреждениями, организациями и предприятиями разработку профессиографических материалов по профилям своего учебного заведения.
Предприятия и организации города, заявляя о потребностях в рабочих кадрах, не предпринимают реальных действий по повышению престижа этих специальностей, улучшению условий труда рабочих. Работодатели очень редко проводят профориентационную работу с молодёжью, находящейся на школьной скамье, показывая перспективы работы на своём предприятии.
В связи с актуализацией проблемы профессиональной ориентации необходимо создание в городе максимально благоприятной инновационной среды, побуждающей образовательные учреждения к активному обновлению и включенности в реализацию городского проекта, а также собственных программ развития и совершенствования профориентационной работы.
4.Основные действия по реализации Проекта
4.1. Организационно-управленческое обеспечение Проекта
№ п/п | Основные направления | Сроки | Организаторы работ |
1 | Разработка межведомственного плана мероприятий по реализации проекта | Апрель-май ежегодно | МАОУ МУК |
2 | Разработка нормативно-правовых документов по взаимодействию с участниками Проекта по вопросам организации совместных мероприятий | По необходимости | Рабочая группа |
3 | Разработка локальных актов образовательного учреждения, регламентирующих осуществление профессиональной ориентации через урочную и внеурочную деятельность. | Май-август 2014 г. | Образовательное учреждение |
4 | Внесение изменений в должностные обязанности педагогических работников в части организации деятельности по профессиональной ориентации обучающихся | 2014 г. | Образовательное учреждение |
5 | Определение необходимого и обязательного минимума профориентационных услуг для учащихся и их родителей | Май 2014 г. | МАОУ МУК КГКУ ЦЗН |
6 | Разработка и принятие нормативно-распорядительных документов обеспечивающих реализацию установленного минимума | Май 2014 г. | МАОУ МУК КГКУ ЦЗН |
7 | Вопросы профессиональной ориентации, рассматриваемы на совещаниях при директоре: - анализ трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9 и 11-х классов; - анализ результатов профориентации и задачи на новый учебный год; - состояние профориентационной работы с обучающимися и распределение их по профилям обучения; - содержание профориентации в условиях непрерывного образования | В течение учебного года | Образовательное учреждение |
8 | Примерные вопросы профессиональной ориентации, рассматриваемы на совещаниях при заместителе директора по учебно-воспитательной работе: - о плане профориентационной работы на новый учебный год; - анализ планов воспитательной работы по профориентации "Организация профориентационной работы в классе"; - изучение уровня ведения профориентационной работы учителями-предметниками в 9-х классах; - изучение уровня ведения профориентационной работы учителями-предметниками в 11-х классах | В течение учебного года | Образовательное учреждение |
9 | Примерные вопросы профессиональной ориентации, рассматриваемы на совещаниях при заместителе директора по научно-методической работе: - методика проведения элективных курсов; - роль элективных курсов в предпрофильном обучении; - портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся; - перспективы профильного обучения | В течение года | Образовательное учреждение |
10 | Примерные вопросы профессиональной ориентации, рассматриваемы на совещаниях при заместителе директора по воспитательной работе: - как оценивать эффективность работы по профориентации школьников; - критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; - организация профориентационной работы в классе; - методические основы организации профориентационной деятельности во внеклассной работе; - работа с обучающимися по интересам; - методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей обучающихся, основы профконсультации; - методы работы с родителями по вопросу выбора профессии их детьми; - профориентация в процессе изучения основ наук; - роль классного руководителя в профориентации обучающихся | В течение года | Образовательное учреждение |
11 | Мониторинг запросов детей и родителей (законных представителей) по направлениям организации профориентационной работы школы | Апрель, ежегодно | Образовательное учреждение |
12 | Разработка «образовательной карты территории» | 2014 год | МАОУ МУК |
13 | Мониторинг самоопределения выпускников | 2014-2016 гг. | Образовательное учреждение МАОУ МУК |
14 | Развитие механизмов целевой подготовки | 2014-2016 гг. | Образовательное учреждение |
15 | Создание условий для профессиональной ориентации и профессионального образования детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. | 2014-2016 гг. | Образовательное учреждение |
16 | Разработка методических рекомендаций по созданию школьных советов профориентации | 2014 г. | МАОУ МУК |
17 | Организация методического, информационного обеспечения Проекта. | Постоянно | МАОУ МУК |
18 | Создание сайта проекта | 2014 г. | МАОУ МУК |
19 | Усиление присутствия и количества материалов информационного и пропагандистского характера профориентационной тематики в сети Интернет, и в частности в различных её сервисах, таких как видеохостинги, социальные сети, форумы и т.п. | 2014-2016 гг. | Образовательное учреждение МАОУ МУК |
20 | Создание на школьном сайте действующей в постоянном режиме страницы, посвященной вопросам профориентации | 2014-2015 гг. | Образовательное учреждение |
21 | Создание городского методического кабинета профориентации | 2016 г. | МАОУ МУК |
22 | Оформление стендов, уголков, кабинетов профориентационной работы в образовательных учреждениях города | 2014-2016 гг. | Образовательное учреждение |
23 | Городское родительское собрание «Выбор профессии – выбор будущего» | Ежегодно | МАОУ МУК КГКУ ЦЗН Образовательное учреждение |
24 | Освещение значимых мероприятий, проводимых в рамках реализации Проекта в СМИ | Постоянно | Образовательное учреждение МАОУ МУК |
страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: