NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Межшкольный учебный комбинат» Проект «Профессиональная ориентация в системе образования города Енисейска» на 2014-2016 годы

Важным субъектом управления профориентационной работой является межведомственная комиссия по вопросам профориентации и психологической поддержке населения, которая создана и работает при администрации города. Основные задачи Межведомственной комиссии определяются Постановлением администрации города Енисейска от 29.05.2009 г. № 404-п:


  • обеспечение согласованных действий городских органов государственной власти в области профессиональной ориентации граждан и психологической поддержки безработных граждан;

  • рассмотрение в предварительном порядке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Красноярского края по вопросам профессиональной ориентации граждан и психологической поддержки безработных граждан;

  • определение приоритетных научных исследований по проблемам профессиональной ориентации различных социальных групп населения;

  • разработка предложений по превентному профессиональному консультированию выпускников общеобразовательных школ, начального, среднего и высшего профессионального образования; военнослужащих, подлежащих увольнению, высвобождаемых с предприятий, учреждений граждан;

  • оказание методической и организационной помощи общественным объединениям психолого-профориентационной направленности;

  • разработка положений по межтерриториальному сотрудничеству по вопросам профессиональной ориентации;

  • внесение рекомендаций по использованию эффективных средств развития системы профессиональной ориентации граждан и психологической поддержки безработных граждан;

  • обобщение опыта по вопросам профессиональной ориентации граждан и психологической поддержки безработных граждан.

Компетенция Межшкольного учебного комбината определяется типовым положением о межшкольном учебном комбинате и задачами центров профессиональной ориентации, сформулированными в Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации.

Межшкольный учебный комбинат:
  • оказывает услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке молодежи в условиях рынка труда, обеспечивает гарантированный минимум бесплатных психолого - профориентационных услуг;

  • внедряет эффективные методы и средства профессионального информирования, профконсультирования, психофизиологического отбора (подбора), психологической поддержки;

  • осуществляет психологическую поддержку выпускников по проблемам личностной адаптации в новых условиях труда и межличностных отношений;

  • осуществляет методическое руководство и координацию деятельности в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся в образовательных учреждениях города;

  • организует профессиональную ориентацию и психологическую поддержку учащихся школ города, содействует развитию школьных служб профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся.

Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики - является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов. Образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего полного образования, дополнительного образования), учитывая местные условия и интересы обучающихся, на основе государственных стандартов и нормативов:

  • обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;

  • проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;

  • формируют у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося, а также с учетом потребности региона в кадрах;

  • привлекают учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;

  • организуют профессиональное просвещение и консультирование учащихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных интересов, способностей и склонностей; обеспечивают органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в учреждения профессионального образования;

  • организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;

  • используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных учреждениях, для организации и проведения профориентационной работы.


Первоначальный опыт учащиеся приобретают в различных сферах социально-профессиональной практики в системе дополнительного образования. Это МАОУ ДОД «Станция юных натуралистов», МБОУ ДОД «Центр детского творчества», различные кружки и объединения на базе школ, а также хореографическая, художественная, музыкальная и спортивная школы управления культуры администрации г. Енисейска. Выполнение профессиональных проб позволяет соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. Очень важно, чтобы на этом этапе работы осуществлялось сопровождение и управление таковой деятельностью как профориентационной, позволяющей систематизировать и корректировать данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся.

Управление профориентационной работой в общеобразовательных учреждениях города Енисейска осуществляется заместителями директоров по воспитательной работе, а также ответственными за организацию профориентационной работой, назначенными приказом директора. Основой является план профориентационной работы учреждения и городской план профориентационных мероприятий. Городской план разрабатывается совместно с образовательными учреждениями, обсуждается и утверждается ежегодно в мае месяце.

Семья – один из важнейших участников системы профориентации:

  • формирует активную жизненную и трудовую позицию детей;

  • прививает детям первоначальные трудовые навыки;

  • знакомит детей с миром профессий своей семьи, значимых людей;

  • создает условия для развития профессиональных интересов и склонностей детей;

  • участвует в формировании личного профессионального плана ребенка.

Специалисты Енисейской центральной районной больницы в ходе проводимых профилактических осмотров учащихся образовательных учреждений выявляют имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, по специальному обращению осуществляют врачебно-профессиональное консультирование с учетом медицинских противопоказаний к занятию тем или иным видом деятельности, дают соответствующие рекомендации.

КГКУ Центр занятости населения г. Енисейска работает в тесном сотрудничестве с Межшкольным учебным комбинатом, осуществляет профессиональное информирование учащихся старших классов общеобразовательных учреждений о ситуации на рынке труда, о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда. Проводятся совместно массовые и тематические профориентационные мероприятия для молодежи. Именно Центр занятости помог образованию г. Енисейска вписаться в краевые рамки организации профориентационной работы: волонтерское движение «Твои горизонты», краевой профориентационный фестиваль, акция «Большая перемена», краевой профориентационный фестиваль «ПроYESиЯ: ориентиры молодым» и др.

В нормативно-правовых документах Центр занятости населения г. Енисейска определяет свою компетенцию по отношению к учащимся общеобразовательных учреждений следующим образом:

  • координирует профориентационную работу на территории муниципального образования;

  • оказывает учащимся общеобразовательных учреждений услуги по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

  • оказывает учащимся общеобразовательных учреждений услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

  • совместно с органами управления, общественными молодежными объединениями и организациями участвует в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий для молодежи, развивает на территории муниципального образования профориентацинное движение «Твои горизонты»;

  • организует методическую работу по вопросам профессиональной ориентации, проводит методические семинары по технологиям профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений;

  • осуществляет разработку и выпуск информационно-справочных и методических материалов, направленных на поддержку профессионального самоопределения, для специалистов, школьников и родителей.

Учреждение профессионального образования КГБОУ СПО Енисейский педагогический колледж, организует профориентационную работу с учащимися школ г. Енисейска по направлениям: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, организация и проведение конкурсов и мероприятий различных уровней. Это конкурс «Лучший по предмету», предметные олимпиады, реализация ДЦП «Одаренные дети Красноярья», социальный проект «Национальная жемчужина – русский язык» и др. При этом специалисты колледжа отмечают, что профессия «учитель» не входит в число популярных и часто носит «вынужденный характер», то есть рассматривается как запасной вариант.

ЕПК позиционирует себя как социально ответственное образовательное учреждение, которое формирует образовательные потребности, воздействует на выбор абитуриентов, выстраивает перспективы развития в соответствии с потребностями рынка труда.

Профессиональное училище № 13 осуществляет профориентационную работу, приглашая получить рабочую профессию. Это специально организованные встречи с учащимися школ, классными руководителями, родителями в общеобразовательных учреждениях, городской библиотеке, молодежном центре, общественных организациях, спортивной школе. Регулярно проводятся экскурсии в учебное заведение, работает технический кружок «Кардан» и профориентационный отряд «Импульс», используются электронные ресурсы.

В ходе разработки Проекта представители учреждений СПО города определили свое участие в реализации Проекта:

  • осуществление пропаганды профессий и специальностей востребованными отраслями экономики муниципалитета и региона в соответствии с реализуемым спектром специальностей (профессий);

  • обеспечивает учащихся школ о требованиях, предъявляемых к учебе и его содержанию, о профессиональных возможностях в выбранной области;

  • осуществляет совместно с учреждениями, организациями и предприятиями разработку профессиографических материалов по профилям своего учебного заведения.

Предприятия и организации города, заявляя о потребностях в рабочих кадрах, не предпринимают реальных действий по повышению престижа этих специальностей, улучшению условий труда рабочих. Работодатели очень редко проводят профориентационную работу с молодёжью, находящейся на школьной скамье, показывая перспективы работы на своём предприятии.

В связи с актуализацией проблемы профессиональной ориентации необходимо создание в городе максимально благоприятной инновационной среды, побуждающей образовательные учреждения к активному обновлению и включенности в реализацию городского проекта, а также собственных программ развития и совершенствования профориентационной работы.
4.Основные действия по реализации Проекта
4.1. Организационно-управленческое обеспечение Проекта




п/п

Основные направления

Сроки

Организаторы работ

1

Разработка межведомственного плана мероприятий по реализации проекта

Апрель-май ежегодно

МАОУ МУК

2

Разработка нормативно-правовых документов по взаимодействию с участниками Проекта по вопросам организации совместных мероприятий

По необходимости

Рабочая группа

3

Разработка локальных актов образовательного учреждения, регламентирующих осуществление профессиональной ориентации через урочную и внеурочную деятельность.

Май-август

2014 г.

Образовательное учреждение

4

Внесение изменений в должностные обязанности педагогических работников в части организации деятельности по профессиональной ориентации обучающихся

2014 г.

Образовательное учреждение

5

Определение необходимого и обязательного минимума профориентационных услуг для учащихся и их родителей

Май

2014 г.

МАОУ МУК

КГКУ ЦЗН

6

Разработка и принятие нормативно-распорядительных документов обеспечивающих реализацию установленного минимума

Май

2014 г.

МАОУ МУК

КГКУ ЦЗН

7

Вопросы профессиональной ориентации, рассматриваемы на совещаниях при директоре:

- анализ трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9 и 11-х классов;

- анализ результатов профориентации и задачи на новый учебный год;

- состояние профориентационной работы с обучающимися и распределение их по профилям обучения;

- содержание профориентации в условиях непрерывного образования

В течение учебного года

Образовательное учреждение

8

Примерные вопросы профессиональной ориентации, рассматриваемы на совещаниях при заместителе директора по учебно-воспитательной работе:

- о плане профориентационной работы на новый учебный год;

- анализ планов воспитательной работы по профориентации "Организация профориентационной работы в классе";

- изучение уровня ведения профориентационной работы учителями-предметниками в 9-х классах;

- изучение уровня ведения профориентационной работы учителями-предметниками в 11-х классах

В течение учебного года

Образовательное учреждение

9

Примерные вопросы профессиональной ориентации, рассматриваемы на совещаниях при заместителе директора по научно-методической работе:

- методика проведения элективных курсов;

- роль элективных курсов в предпрофильном обучении;

- портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся;

- перспективы профильного обучения

В течение года

Образовательное учреждение

10

Примерные вопросы профессиональной ориентации, рассматриваемы на совещаниях при заместителе директора по воспитательной работе:

- как оценивать эффективность работы по профориентации школьников;

- критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению;

- организация профориентационной работы в классе;

- методические основы организации профориентационной деятельности во внеклассной работе;

- работа с обучающимися по интересам;

- методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей обучающихся, основы профконсультации;

- методы работы с родителями по вопросу выбора профессии их детьми;

- профориентация в процессе изучения основ наук;

- роль классного руководителя в профориентации обучающихся

В течение года

Образовательное учреждение

11

Мониторинг запросов детей и родителей (законных представителей) по направлениям организации профориентационной работы школы

Апрель, ежегодно

Образовательное учреждение

12

Разработка «образовательной карты территории»

2014 год

МАОУ МУК

13

Мониторинг самоопределения выпускников

2014-2016 гг.

Образовательное учреждение

МАОУ МУК

14

Развитие механизмов целевой подготовки

2014-2016 гг.

Образовательное учреждение

15

Создание условий для профессиональной ориентации и профессионального образования детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2014-2016 гг.

Образовательное учреждение

16

Разработка методических рекомендаций по созданию школьных советов профориентации

2014 г.

МАОУ МУК

17

Организация методического, информационного обеспечения Проекта.

Постоянно

МАОУ МУК

18

Создание сайта проекта

2014 г.

МАОУ МУК

19

Усиление присутствия и количества материалов информационного и пропагандистского характера профориентационной тематики в сети Интернет, и в частности в различных её сервисах, таких как видеохостинги, социальные сети, форумы и т.п.

2014-2016 гг.

Образовательное учреждение

МАОУ МУК

20

Создание на школьном сайте действующей в постоянном режиме страницы, посвященной вопросам профориентации

2014-2015 гг.

Образовательное учреждение

21

Создание городского методического кабинета профориентации

2016 г.

МАОУ МУК

22

Оформление стендов, уголков, кабинетов профориентационной работы в образовательных учреждениях города

2014-2016 гг.

Образовательное учреждение

23

Городское родительское собрание «Выбор профессии – выбор будущего»

Ежегодно

МАОУ МУК

КГКУ ЦЗН

Образовательное учреждение

24

Освещение значимых мероприятий, проводимых в рамках реализации Проекта в СМИ

Постоянно

Образовательное учреждение

МАОУ МУК

страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы: