Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Примерный конспект урока изучения нового звука и буквы.
Тема: Звук и буква А (с. 5)
Задачи
Образовательные:
— познакомить учащихся со звуком [a], строчной и прописной буквами Аа;
— учить выделять звук [а] в начале слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком в начале слова.
Коррекционно-развивающие:
— корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;
— развивать целенаправленное произвольное внимание школьников.
Воспитательные:
— формировать интерес к учебным занятиям, ответственность в работе, бережное отношение к учебным принадлежностям.
Оборудование: наборное полотно, касса букв, «Городок букв», предметные картинки, паровоз с красными вагончиками, индивидуальные зеркала, фишки для поощрения правильных ответов.
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.
2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
• Артикуляционная гимнастика
Ситуация: мы пришли к доктору, у нас болит горло (рассматриваем картинку в «Букваре»). Устанавливаем, какой звук нас просит произнести доктор. Все широко открывают рот и произносят звук [а].
— Теперь возьмем зеркало и посмотрим, какое у нас горлышко.
(Снова устанавливаем, какой звук при этом мы произносим. Наблюдаем, где лежит язык, мешает ли он нам произносить звук.)
— Мы можем этот звук спеть. Все вместе поем песенку звука [a] и укачиваем малыша. (На доске появляется картинка с изображением мамы с ребенком на руках.) Поем колыбельную песенку со звуком [a].
Учитель сообщает, что это звук гласный, так как можно голосом спеть песенку и голосу во рту ничто не мешает: ни язык, ни зубы.
— Посмотрите в зеркальце и произнесите еще раз этот звук. Как мы его назвали?
Термин повторяется хором и индивидуально.
• Коррекция фонематического слуха. Игра «Поехали- поехали»
Учащиеся изображают руками движение поезда. Учитель показывает картинки и называет их. Примерный набор картинок: автобус, нос, альбом, гриб, арбуз, дом. Если в слове учащиеся слышат звук [а], они кладут руки на парту и говорят «приехали». Учитель помогает им в этой игре и в случае неверного движения некоторых школьников возвращается к произнесению слова, акцентируя звук [а]. Если в слове нет заданного звука, школьники продолжают движение поезда. Игру можно выполнять стоя у парты. Те, кто правильно выполнял задание, награждаются игровой фишкой. Фишкой могут награждаться и слабо успевающие дети, для которых помощь учителя оказывается действенной.
3. Изучение нового материала
• Знакомство с буквой
Учитель сообщает учащимся, что звук можно записать буквой. Учитель пишет на доске большую и маленькую буквы: Аа. Затем показывает разборную большую букву, раскладывает ее на элементы и устанавливает их правильное расположение. Учащиеся выходят к доске (4—5 учеников) и под руководством учителя пишут буквы на доске. Далее дети получают конверты с разборной прописной и строчной буквами и выкладывают у себя на парте большую и маленькую буквы.
• Физкультминутка с речевым сопровождением— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
(Дети повторяют движения аиста, поочередно топая левой и правой ногой.)
4. Закрепление изученного материала
• Работа с букварной страницей
Рассматривание в квадрате напечатанных букв. Чтение их. Разбор картинки «Девочка на приеме у врача» по вопросам учителя. Выяснение, какой звук произносит девочка, чтобы врач лучше сумел посмотреть ей горлышко.
— Как вы думаете, почему врач всегда просит произнести этот звук?
Учитель подсказывает, мешает ли язык, зубы видеть горлышко.
— Давайте еще раз посмотрим в зеркало и произнесем звук [a]. Где лежит язык? Преграды никакой нет. Язык не мешает свободно проходить голосу. Вспомните: как мы назвали такой звук?
Если дети не вспомнят, учитель напоминает. Учащиеся несколько раз повторяют термин «гласный». Учитель обращает внимание на цвет буквы. Школьники называют цвет. Учитель сообщает, что гласные буквы в «Букваре» всегда будут обозначены красным цветом.
Чтение буквы А под картинкой.
— Кто произносит этот звук?
— Для чего она это делает?
— Дадим девочке такое имя, чтобы оно начиналось со звука [а].
— Что говорит Аня?
— Повторите мне все предложение. Посчитайте, сколько в нем слов.
— Какое последнее слово?
Поощрение первоклассников игровыми фишками. Пение песенки со звуком [а] по мере движения указки учителя и детей от одной буквы до другой (сначала по прямой линии, потом по волнистой).
Работа по развитию звукового анализа. Рассматривание картинок. Называние каждого предмета, нарисованного на картинке, соотнесение его с обобщающим названием («Аист — это птица»), показ, где «написано» слово и где нарисован предмет. Выделение первого звука в слове по схеме. Объяснение, какой это звук.
— Какого цвета дан квадратик для буквы а?
— Какие еще слова вы помните, которые начинаются со звука [а]?
Учитель помогает вспомнить имя девочки, картинки в «Букваре» и др. Награждение игровыми фишками.
• Физминутка «Минутка тишины»
Учащиеся проговаривают вместе с учителем текст:Мы читали, мы читали,
На уроке все устали,
А теперь мы отдохнем,
Сладко, сладко все уснем.
Школьники кладут голову на руки на парту и замирают, дожидаясь команды: «Все проснулись, потянулись, друг на друга оглянулись и к работе все вернулись».
• Рассматривание картинки с изображением мальчика, восстановление в памяти его имени (Володя). Рассматривание картинки, продолжение работы по выделению первого звука в слове, установление сходства изображенного на второй картинке предмета с буквенным знаком.
• Нахождение буквы в классной кассе, ее демонстрация классу. Произнесение соответствующего звука. Знакомство с «Городком букв». Размещение в красном домике на первой улице буквы а.
5. Подведение итогов
Вопросы учителя:
— Какой звук мы сегодня изучали, а какую букву?
— Какая работа понравилась?
— Посчитайте, сколько у каждого фишек.
Эмоциональная оценка работы детей.
Примерный конспект урока по закреплению звука и буквы Н
Тема: Звук и буква Н (с. 22)
Задачи
Образовательные:
— закрепить характеристику звука, умение читать слоги, слова и предложения с буквой Н;
— учить понимать юмористический смысл картинок и подписей к ним, дифференцировать звуки [м] и [н] в слогах;
— учить следить за чтением товарищей, правильно отвечать на вопросы, интонировать звуки в соответствии со схемой; четко артикулировать звуки, подражать выразительной речи учителя.
Коррекционно-развивающие:
— тренировать школьников в четкости произношения звуков;
— корригировать и развивать выразительную речь учащихся.
Воспитательные:
— воспитывать взаимопомощь, правильное отношение к учащимся, испытывающим трудности при выполнении заданий.
Оборудование: индивидуальные зеркала, цветные кассы букв, «Городок букв», предметные картинки, слоговые карточки.
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.
2. Актуализация знаний учащихся
Вопросы учителя:
— Какой звук изучали на прошлом уроке?
— Найдите букву н в классной кассе, в «Городке букв».
— Какого цвета буква н?
— Какой звук она обозначает, гласный или согласный? Проверим.
— Произнесите звук [н] и посмотрите в зеркальце. Есть ли преграда звуку?
— Что мешает ему? Посмотрите внимательно (язык и зубы). Значит, какой это звук? Давайте вместе ответим полным ответом: [н] — звук согласный, потому что есть преграда.
• Артикуляционная гимнастика с использованием индивидуальных зеркал
Выполнение упражнений прошлого урока. Показ картинок: зубная щетка (почистим язычком, как зубной щеткой, нижние и верхние зубки), молоток (постучим в верхние зубки, как молоточек, и будем произносить звук [н]), петушок в окошке (выглянул в окошко, увидел лису и спрятался за верхние зубки). Произнесение чистоговорки вместе с учителем (иллюстрация со слоном):Дин-дон! Дин-дон!
В зоопарке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Дин-дон! Дин-дон!
3. Закрепление знаний
• Игра «Слоговое лото»
У каждого ученика — по одной слоговой карточке. У учителя такие же слоговые карточки. Учитель показывает детям слог, ученики, у которых такой же слог, должны прочитать его. Чтобы учащиеся не отвлекались, учитель может повторить показ одного и того же слога. Речевой материал: ан, он, ун, на, но, ну. Включение слабых учащихся в повторное чтение слогов.
• Физкультминутка с речевым сопровождением
• Работа с букварной страницей
Рассматривание героя рубрики 1, называние того, что он просит нас делать. Чтение букв на карточках, которые он держит. Чтение слоговой цепочки учителем, затем учащимися, анализ того, чем отличаются прочитанные слоги. Изолированное произнесение звуков [м] — [н]. Чтение слогов, напечатанных в клеточках. Использование различных заданий: чтение по заданию учителя, по цепочке или любой другой прием. Чтение обратных слогов слабо читающими детьми. Рассматривание картинок. Чтение слов под ними. Выход учащихся к доске. Указывание одним из учеников на мальчика и девочку, правильное употребление личного местоимения третьего лица. Неоднократное повторение местоимения несколькими детьми при указывании друг на друга за партой. Нахождение в классе предметов, про которые можно сказать «оно». Помощь учителя (окно, стекло и др.).
• Физминутка «Минутка тишины»
4. Обобщение и систематизация полученных знаний
• Продолжение работы с букварной страницей
Рассматривание картинок, чтение подписей под ними. Добавление недостающего слова с опорой на картинку. Ответы на вопросы:
— Как зовут девочку?
— Кто дает ей книгу?
— Почему мы можем сказать, что Анна умна?
Повторное чтение предложений. Наблюдение за умением учащихся следить за чтением товарища.
• Продолжение работы при подготовленном составе класса. Перенос работы на следующий урок в случае затруднений.
Рассматривание серии картинок. Установление последовательности действий. Чтение подписей под картинками сначала учителем, затем учащимися с повторением интонации учителя. Драматизация действий (желательно с реквизитом в виде шапочки осла). Воспроизведение междометных предложений с соответствующей интонацией.
5. Подведение итогов урока
Эмоциональная оценка работы класса в целом и отдельных учащихся. Повторение, с каким звуком и буквой работали. Какие задания понравились больше всего?
Примерный конспект урока дифференциации сходных звуков.
Тема: Дифференциация звуков [с] — [ш] (с. 46)
Задачи
Образовательные:
— учить дифференцировать звуки [с] — [ш] на слух и в произношении, читать слоги и слова с буквами, обозначающими данные звуки;
— учить интонировать двусложные слова с ориентацией на схему, дополнять предложения словами по картинкам, понижать голос в конце предложения перед точкой.
Коррекционно-развивающие:
— корригировать фонематический слух и произносительные навыки школьников;
— развивать связную устную речь за счет составления предложений по серии картинок;
— корригировать мыслительную деятельность учащихся за счет установления причинно-следственных связей.
Воспитательные:
— воспитывать внимание к чтению одноклассников, к их ответам, преодолевать речевую замкнутость отдельных детей.
Оборудование: индивидуальные зеркала, большие карточки с буквами с и ш, предметные картинки.
Ход урока
1. Организация начала урока
Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.
2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
• Работа с загадками
Учитель показывает картинки, просит назвать их, далее предупреждает, что он будет загадывать загадку, а дети должны выбрать картинку-отгадку и объяснить, как они догадались.
Загадки: «Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается»; «Легкий и воздушный, ветерку послушный». Дети выбирают картинки-отгадки, с помощью учителя пытаются объяснить, как они догадались. Учащиеся под картинками схематически (прямой линией) обозначают слова и квадратиками — первый звук в каждом слове. По заданию учителя определяют, с какими звуками они будут сегодня работать. Звуки характеризуются: гласные они или согласные (наблюдение в зеркале за тем, как образуется преграда). Поочередное произнесение звуков с прикладыванием ладошки к ушам. Формулирование вывода: звуки глухие, без звоночка. Повторение вывода другими учениками. Выбор букв с и ш из цветной буквенной кассы, из «Городка букв». Чтение их.
• Игра «Раз-два-три — без ошибок повтори»
Учитель называет слоги с оппозиционными согласными, учащиеся по одному или хором повторяют их. За правильный повтор награда фишкой. Примерный речевой материал: са — ша, шо — со, шу — су, аш — ас, ос — ош и др.
• ФизминуткаСаша шел — шел — шел
(дети шагают на месте),
Белый гриб нашел
(срезают гриб).
Раз — грибок, два — грибок
(срезают еще грибы),
Положил их в кузовок
(кладут их в воображаемый кузовок).
3. Изучение нового материала
• Работа с букварной страницей
Рассматривание картинки с изображением Володи. Определение, что предлагает выполнить Володя. Чтение слоговых структур сначала в вертикальном столбике, отдельно с ш и с, затем по горизонтали, с дифференцированием слогов с этими звуками. Можно организовать чтение как соревнование по рядам (один ряд читает один столбик, другой ряд — второй столбик, оказывается помощь слабо читающим ученикам). Награждение фишками.
Чтение слов. Объяснение их значения с помощью картинок. Звуко-буквенный анализ каждого слова по схеме. Самостоятельное составление слов из букв разрезной азбуки по памяти.
Рассматривание серии картинок. Определение по каждой картинке, что делает девочка. Чтение предложений учителем, потом учащимися (по одному предложению). Повторное чтение. Анализ содержания предложений по вопросам:
— У кого на носу оса?
— Девочка испугалась за щенка? Почему? (Послушайте, как я прочитаю это предложение.)
— Что она сделала? Давайте еще раз все вместе прочитаем это предложение.
— Не забудьте, когда будем читать, что девочка испугалась за своего щенка. Посмотрим на вторую картинку и прочитаем подпись к ней. Как зовут девочку? Покажите мне, где написано ее имя. Почему она решила мыть щенка?
— Как вы думаете, щенок любит мыться? Читаем два предложения еще раз. (Если класс сильный, учащиеся рассматривают следующие картинки и читают текст под каждой из них.)
• Физминутка «Минутка тишины»
4. Закрепление изученного материала
Рассматривание героя рубрики 3. Что он хочет, чтобы мы отгадали? Попробуем догадаться, какие слова он нам написал. (Дети называют пропущенные буквы, читают слова.)
— Как вы думаете, Володя доволен нами?
5. Подведение итогов урока
Эмоциональная оценка работы детей. Выявление их интереса к отдельным этапам урока.
Примерный конспект урока повторения пройденного материала.
Тема: Повторение пройденных гласных и согласных букв (с. 80)
Задачи
Образовательные:
— повторить пройденные звуки и буквы;
— учить читать слоги и трехсложные слова с ними;
— закреплять умение составлять предложения по схеме.
Коррекционно-развивающие:
— корригировать произносительные навыки учащихся;
— уточнять и расширять словарь школьников путем составления предложений по схеме, используя разные картинки для окончания предложения.
Воспитательные:
— воспитывать взаимопомощь, прививать интерес к учебному предмету.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, схема предложения, квадраты кроссворда.
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.
2. Актуализация знаний учащихся
• Артикуляционная гимнастика
Повторение любых упражнений прошлых уроков, например: «Лошадка», «Жало змеи», «Грибок», «Маляр».
Произнесение чистоговорки вместе с учителем, правильный выбор тона голоса для каждой строчки при подражании чтению учителя с некоторыми разъяснениями:
Шел Егор чинить забор (важно),
Потерял в лесу топор (растерянно).
3. Закрепление пройденного материала
• Работа с букварной страницей («Володина страница»)
Рассматривание мальчика в рубрике 1.
— Что нам предлагает делать Володя?
— Как вы думаете, почему буквы напечатаны в домиках под крышами разного цвета? Прочитаем сначала все гласные буквы. Кто помнит, почему их назвали гласными? Какие звуки они обозначают?
— Давайте проверим, посмотрев в зеркальце (на примере 2—3 звуков): где лежит язык? Есть преграда звуку?
— Теперь прочитаем все согласные.
Идет такой же разбор с зеркальцем (также на примере 2— 3 звуков по выбору учителя). Выяснение, что мешает голосу.
— Как называются такие звуки и буквы?
Чтение слогов столбиком сначала учителем, потом учащимися. Наблюдение учителя за умением школьников следить за чтением слогов одноклассниками, за правильным произнесением слогов с сонорными твердыми и мягкими согласными. Чтение слогов сначала по вертикали, потом по горизонтали. Использование задания — чтения с эстафетой или по рядам на соревнование.
• Физминутка без речевого сопровождения
4. Обобщение и систематизация материала
• Работа со слоговыми карточками и предметными картинками (слоги — у детей, картинки — на доске)
Добавление слога до полного слова. Примерный перечень картинок: мыло, рыба, луна, рука, лыжи, роза, девочка, мальчик. У детей — слоги из таблицы «Букваря». Помощь учащихся друг другу при выборе слова. Поощрение фишками. Выявление ряда-победителя.
• Работа с рубрикой 2 «Букваря»
Определение того, о чем просит Володя, в чем дети должны ему помочь. Чтение слов и соотнесение их с картинками. Составление предложения по схеме и картинкам.
• Физминутка с речевым сопровождениемЛягушка-попрыгушка,
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки.
(Дети прыгают, показывают, где у нее глазки, закрывают лицо руками.)
• Работа с рубрикой 3 «Букваря»
Определение того, что предлагает Володя для работы классу.
— Что мальчик держит в руках?
— Как вы думаете, какое слово должно получиться в вертикальном столбике кроссворда?
Поиграем с Володей. У учителя на доске такой же кроссворд, как в «Букваре».
— Какой первый звук в слове лук?
— Какую картинку мы должны выбрать первой и записать ее название в клеточках кроссворда?
Учитель постоянно помогает. Первый ученик, ответивший правильно, идет к доске и вписывает первое слово. Так же заполняются остальные клеточки кроссворда. Дети читают слово по вертикали. Учитель спрашивает, отгадали ли ребята то слово, которое задумал Володя. Объявляет: Володя очень доволен, что ребята так хорошо справились с кроссвордом.
5. Подведение итогов урока
Эмоциональная оценка работы класса и отдельных учащихся. Выяснение, что интересного было в уроке.
Букварный период. Обучение письму.
3 часа в неделю
Письмо — это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Психофизиологической основой письма является взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов.
Техническое выполнение процесса письма у умственно отсталого ребенка осложняется тем, что у него слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, нарушены механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Помимо технических моментов, существует еще целый ряд причин, затрудняющих овладение навыком письма: недостатки фонематического анализа, звукопроизношения, трудности слогового анализа и синтеза, сложности соотнесения звуков с соответствующими буквами, длительное запоминание букв, нарушения оптического восприятия и пространственной ориентировки, нарушения памяти, внимания, инертность нервных процессов и т. д. Вследствие всех этих нарушений умственно отсталые первоклассники допускают при письме целый ряд графических ошибок:
• смешение буквенных знаков;
• неправильное начертание буквы;
• неверное расположение букв на тетрадном листе;
• зеркальное начертание букв;
• не соответствие звука с буквой, его обозначающей;
• неправильное соединение букв в слоге.
В процессе обучения письму детей данной категории важно направить все усилия на преодоление имеющихся недостатков и максимальную коррекцию имеющихся нарушений.
Для обеспечения благоприятных условий необходимо соблюдать общие гигиенические требования: правильное расположение тетради на парте, правильная посадка ребенка, правильное держание ручки в руке и т. д.
Для выполнения этих требований в начале работы учитель кратко напоминает детям и сам показывает, как правильно сидеть за партой, как должна лежать тетрадь и как держать ручку. Главное, чтобы ребенок не только принял правильную позу, но и соблюдал ее до конца выполнения задания. На протяжении всего урока учитель контролирует посадку детей, положение тетради на парте и ручки в руке.
Для более быстрого и успешного запоминания этих правил с детьми можно выучить стихотворение-напоминание, в котором произнесение каждой строчки сопровождается показом действий:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
На начальном этапе обучения письму детям требуется много времени для осознания этих действий, а затем для их закрепления, доведения до автоматизма в результате многократных повторений. Правильная посадка ребенка за партой снимает многие трудности в выработке почерка, а главное — предупреждает быстрое утомление.
Перед пишущим ребенком встает и ряд других сложностей, преодоление которых требует большого напряжения сил и внимания. Ученик должен точно воспроизвести форму буквы, правильно поместить ее в сетке линеек и соединить с последующей буквой. Следовательно, ни при каких обстоятельствах недопустимо требование учителя «пиши быстрее», тем более это касается специальной школы. При формировании графического навыка важна правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота действий и количество написанного. На протяжении всего урока учитель помогает учащимся: берет кисть ребенка в свою руку и направляет ее при письме, объясняет, как надо писать букву. При этом руку ученика надо только направлять, исправляя неверное движение. Если ученик при таком письме совершенно не делает усилий и рука его пассивна, у него не создается правильного представления о движении.
Поскольку двигательный навык письма формируется у умственно отсталых первоклассников крайне медленно и требует большого напряжения всех сил ребенка, это вызывает необходимость проведения на уроке как минимум двух динамических пауз, выполнения с детьми гимнастики для пальцев и кистей рук, зрительной гимнастики, упражнений, направленных на ориентировку на листе бумаги. Приведем примеры некоторых упражнений.
Динамические паузы для снятия напряжения позвоночника:1. Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
(дети встают, спины прямые),
Ножками потопали
(топают ногами),
Ручками похлопали.
(поднимают руки вверх).
Покрутились, повертелись
(упражнение выполняется с прямой спиной)
И за парты все уселись.
2. Потрудились — отдохнем.
Встанем, очень глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили,
Всем улыбку подарили.
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова.
(Учащиеся выполняют действия в соответствии со словами.)
Динамические паузы для снятия напряжения пальцев с речевым сопровождением.1. Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, разжимают их и встряхивают пальцы. Упражнение повторяется 3—5 раз.)2. Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел —
Стал он тонкий и худой.
(Дети складывают пальцы обеих рук в щепотки, кончики пальцев соприкасаются друг с другом. В этом положении учащиеся дуют на пальчики, и они принимают форму шара. Затем воздух выходит и пальцы принимают исходное положение.)
Динамические паузы для снятия напряжения глаз:
• «Не поворачивая головы, посмотри направо, налево, вверх, вниз».
• «На плакате найди глазами заданную букву» (буквы располагаются в разном порядке и на разном расстоянии по вертикали).
• «Обведи глазами, например, букву З» (буква написана на доске) и т. п.
Прописи, созданные в помощь учителю для обучения умственно отсталых учащихся письму, состоят из трех частей (тетрадей). Изучение букв следует в том порядке, в котором они располагаются в «Букваре». Несомненно, что определенное количество времени учителю потребуется для того, чтобы научить детей работать в прописях: ориентироваться в разлиновке тетради, писать с наклоном, писать элементы на равном расстоянии друг от друга. Необходимо объяснить детям, что на каждой странице есть поля и на них нельзя писать, объяснить, что такое рабочая строка, что у нее есть верхняя и нижняя линия и что писать нужно только на рабочей строке. Показать начало, середину и конец строки, правильное расположение на ней буквы. Научить детей отступать заданное количество строчек, отступать на определенное расстояние от полей (ширина пальца ребенка). Правила работы с прописью повторяются постоянно, учитель четко дает установки на уроке: где нужно начинать работать, сколько строчек отступить и т. п. Эти же правила повторяются и тогда, когда учащиеся пользуются рабочими тетрадями.
Урок письма идет вслед за уроком чтения, что позволяет использовать уже полученные на уроках чтения знания. Однако, учитывая, что уроков письма по программе меньше на один час по сравнению с уроками чтения, возможно некоторое отставание в закреплении письменного шрифта. Бояться этого не стоит, так как букварный период может быть продолжен в первой четверти второго класса. При более сложном составе учащихся закрепление навыка написания букв, их соединений в слогах и словах будет осуществляться на протяжении всего второго года обучения. Здесь важно научить первоклассников точно списывать слоги, слова и предложения с письменного или печатного шрифта. При этом следует помнить, что списывание — важный этап обучения грамотному письму, поскольку вовлекает в запоминание образа слова зрительный, моторный и речедвигательный анализаторы.
Предлагаемые прописи дают варианты заданий для каждого урока. Однако, как бы ни было удачно показано начертание буквы в прописях, это не отменяет показа ее образца учителем на доске, демонстрации соединений, работы с индивидуальными карточками и т. п. Записывая букву на доске, учитель комментирует свое письмо и дает детям возможность проследить за последовательностью действий при написании или соединении буквы с другой буквой. Работа с индивидуальными карточками заставляет первоклассников вернуться к написанию буквы и тем самым лучше запомнить ее. Для этой же цели учащиеся конструируют букву из отдельных, составляющих эту букву элементов. Детям с более сложным нарушением зрительного восприятия можно предложить обвести пальчиком букву, вырезанную из наждачной или бархатной бумаги.
В прописях, так же как и в «Букваре», заглавные буквы изучаются параллельно со строчными. Параллельное изучение заглавной и строчной буквы продиктовано тем, что и при чтении, и при письме учащимся практически с первых уроков говорится о том, что предложение пишется с большой буквы. Сначала на это указывается в схемах предложений, потом и в записях предложений. Достаточно часто встречается большая буква в именах собственных.
Буквы демонстрирует герой рубрик «Букваря» мальчик Вова. Печатная буква написана на его майке (рубашке). В руках мальчик держит карточку, показывая образец письменного шрифта заглавной и прописной букв для их целостного восприятия. Написание букв А, У, Н, В, Ш, И, К, Б, Ю, Чч, Ц, Щ (в рукописном варианте) дается в упрощенном виде: уменьшается количество элементов буквы, сами элементы становятся более простыми. Написания остальных букв остаются без изменений.
При обучении письму в условиях специальной школы не рекомендуется вырабатывать у учащихся навык безотрывного письма. Во-первых, эта задача нерешаема в силу имеющихся интеллектуальных и психофизических нарушений у детей, во-вторых, в силу медленного темпа работы и общего несовершенства двигательного навыка у большинства школьников. Также исключено обучение умственно отсталых первоклассников письму под счет. Детям сложно понять, какой элемент нужно писать на «и», на «раз» и т. п., и, как уже говорилось выше, не все школьники выдерживают при письме заданный учителем темп. Они путаются, сбиваются, и, как следствие, письмо оказывается с еще большим количеством ошибок, воспитывается негативное отношение к данным урокам. Главное в обучении — научить правильному ведению тетрадей, чистоте записей и относительно возможной грамотности выполнения заданий.
В прописях дана наклонная линия (косая), для того чтобы дети не забывали о наклонном положении тетради при письме и, соответственно, для выработки у них правильного наклонного письма. Такое письмо требует меньшей затраты сил, чем прямое, и рука движется по бумаге так, как ей удобно. Наклонная линия должна служить напоминанием о наклонном положении тетради. Письмо с наклоном зависит не только от наклонного положения прописи на плоскости стола, но и от правильного продвижения тетради во время письма. Ориентируясь только на образец и наклонную линию, учащиеся могут писать наклонно, но при этом тетрадь класть неправильно, это влечет за собой нарушение осанки, дыхания, быструю утомляемость.
Как уже говорилось ранее, в период обучения детей первоначальному навыку письма прием списывания с образца имеет большое значение. Это позволяет повысить качество письма и облегчить работу слабоуспевающим учащимся. Образцы написания по точкам даются дозированно, так как увлекаться копированием не следует: у учащихся пропадает ощущение новизны задания, и обведение становится механическим.
Начало и направление движения руки в процессе написания элементов букв и буквенных сочетаний учитель показывает школьникам на доске, а затем наблюдает за правильностью выполнения задания учащимися. В прописях направление движения руки показано стрелками на образце в начале строки.
Дополнительная линия, данная в прописях для написания заглавных и строчных букв, выходящих за основную строку, помогает учащимся не ошибаться при их написании, не залезать на верхнюю или нижнюю строчку.
Наличие свободных строк на странице позволяет учителю давать дополнительные задания и отрабатывать пройденный материал. Система упражнений прописей помогает организовать дифференцированное обучение в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка. Если один ученик пишет букву и соединения с ней, то более продвинутые школьники могут писать слова или предложения.
В прописях представлены задания на списывание с рукописного текста. Перед выполнением такого задания необходимо провести звуковой и зрительный анализ образца. Учитель может продемонстрировать на доске, как нужно правильно писать, либо подробно разобрать образец, данный в прописях. После списывания дети сравнивают свою запись с образцом.
Достаточно большое количество упражнений направлено на перевод печатных букв в рукописные. По мере усложнения материала ребенок начинает списывать слоги, слова и предложения. Эти задания способствуют выработке умения соотносить печатный и письменный шрифт, тренируют навык чтения слов, написанных печатными и письменными буквами.
Для подготовки списывания с печатного шрифта важно проводить предварительную работу: учащиеся подбирают букву другого шрифта к показанной учителем; читают слова, записанные на карточках печатным шрифтом, и выкладывают прочитанное буквами рукописного шрифта.
Важнейшим условием овладения письмом является достаточная степень развития навыков звукового или звуко-буквенного анализа. Учителю необходимо стремиться к осознанному осуществлению детьми процесса звуко-буквенного анализа, выделения звуков и перевода их в графемы. Все, что ребенок собирается написать, обязательно анализируется и проговаривается. Необходимо, чтобы учащиеся писали буквы, слоги, слова и предложения, проговаривая их вслух.
В прописях даются упражнения для развития устной речи учащихся. Это рассматривание рисунков, составление словосочетаний, предложений, дополнение слов, составление слов из разбросанных букв с опорой на иллюстрацию, составление предложений с опорой на иллюстрацию с последующей записью. По рисункам проводится беседа, обговариваются различные варианты выполнения задания, выслушиваются мнения детей и т. п. Таким образом, и на уроках письма закладывается начальная основа коммуникативной направленности процесса обучения умственно отсталых школьников.
На страницах прописей есть упражнения для развития мелкой моторики кисти рук: штриховка, раскрашивание, обводка, дорисовывание по образцу и по точкам, рисование узора и бордюра по образцу. Выполняя эти задания, ребенок отрабатывает двигательные навыки, координирует движения, тренирует зрительное восприятие.
Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 3—5 минут. После этого ребенок должен расслаблять кисть руки и все тело и только потом приступать к следующему заданию.
Параллельно с прописями учитель может использовать тетради для выполнения дополнительных заданий либо закрепления заданий из прописей.
Прописи имеют определенную структуру:
1. Знакомство с изучаемой буквой.
Учитель обращает внимание детей на то, что помогать учиться писать буквы им будет тот же мальчик Вова, который помогает им читать по «Букварю».
Дети рассматривают печатные варианты букв (большой и маленькой), изображенные на футболке (рубашке) Володи. Затем демонстрируются их письменные аналоги. Для формирования прочного зрительного образа письменной буквы используется прием практического конструирования. После глобального восприятия буквы ее элементы прописываются в воздухе, обводятся пальчиком по бархатной бумаге, складываются из шаблонов, выкладываются ниточкой, рисуются пальчиком на маленьком подносе с манкой или пшеном и т. п. Учитель пишет букву, встав к учащимся спиной, и комментирует свое письмо. Учащиеся выполняют воображаемое письмо одновременно с учителем в воздухе.
Знакомя учащихся с буквой, педагог конструирует ее на магнитной доске или на фланелеграфе, разбирает и называет элементы, из которых она состоит. Затем можно попросить кого-то из детей выйти к доске и проделать эту работу самостоятельно. Остальные учащиеся выкладывают букву из вырезанных бумажных шаблонов (рукописный вариант) на партах. Практическое конструирование букв целесообразно проводить в виде игр: «Собери букву», «Буква сломалась», «Отремонтируй букву» и т. п. Игровые задания делают процесс запоминания буквы более эффективным.
2. Написание в прописях сначала элементов изучаемых букв, а затем и самих букв.
Учащимся даны точки-ориентиры для написания элементов буквы, в образце стрелочкой показано, в какую сторону нужно начинать движение рукой при письме. Школьники устно определяют форму каждого элемента, наблюдают процесс написания его учителем, а затем пишут сами. Половина строки прописывается по точкам-ориентирам, вторая половина — самостоятельно. Количество написанных элементов по точкам-ориентирам и самостоятельное написание регулируется учителем. На следующей строке элементы объединяются в букву. Сначала учитель демонстрирует написание буквы на доске, затем буква прописывается детьми по точкам-ориентирам, после этого — самостоятельно. Сначала идет отработка написания элементов строчной буквы, а затем и самой буквы. Аналогичная работа проводится с элементами заглавной буквы и ее написанием. Данная работа может быть выполнена на двух уроках: сначала дети пишут строчные буквы, а на втором уроке работают с прописными.
3. Написание слогов с изучаемыми буквами.
Учащимся дается образец написания слогов. Учитель обращает внимание детей на то, что буквы в слоге могут соединяться разным способом (верхнее, нижнее и среднее соединение). Например: верхнее соединение — ту, ан, рс; среднее соединение — из, ох; нижнее соединение — ля, на, оф (письменный вариант).
Учитель показывает на доске, как нужно писать слог, объясняет, почему именно так в этом слоге нужно соединить буквы. В прописях соединения букв обозначены точками. Сначала дети пишут слоги по точкам-ориентирам, затем — самостоятельно. Школьники прописывают различные виды слогов в зависимости от материала урока. Во избежание механического копирования необходимо перед написанием провести звуко-буквенный анализ слога, четко проговорить, а после написания прочитать его.
4. Написание слов с изучаемыми буквами. Работа по формообразованию и словообразованию.
Написание слов дается по точкам-ориентирам и в печатном виде. Для облегчения этого вида работы может быть дана картинка, к ней школьники самостоятельно делают запись названия изображенного предмета, составляют и записывают слова из «разбросанных» букв или слогов с опорой на картинку. Предлагаются слова с пропущенными буквами и слогами. Работа проводится в виде игры, для того чтобы дети не теряли интереса к процессу обучения, меньше уставали и лучше запоминали изучаемый материал. Эти задания в сочетании со звуко-буквенным анализом направлены не только на закрепление аналитической работы, но и на повышение осознанности «технической» стороны письма, тренировку зрительно-пространственного анализа и зрительно-моторных координаций. Необходимость вписать букву требует соотнесения ее по высоте и ширине с уже написанными буквами, определения по смыслу слова необходимости написания именно этой буквы. Данные упражнения создают новые условия деятельности и способствуют повышению осознанности процесса письма, закрепляя зрительный образ буквы, правильную траекторию ее написания.
В прописях исключена запись слов с делением на слоги, так как в этом случае разрушается целостный образ слова и его отражение в зрительной памяти. Слова, подлежащие написанию, обязательно проговариваются по слогам, а если это нужно и возможно, то анализируются. Серия заданий, связанная с конструированием слов из отдельных слогов, дает возможность закрепить осознанность восприятия целого слова, его чтения и написания, сделать процесс письма более интересным.
В прописи включены задания на формообразование слов, закрепляющие те умения, которые отрабатывались в «Букваре».
5. Написание предложений и небольших текстов.
В прописях представлены различные варианты работы с простыми предложениями и небольшими по объему текстами. По мере прохождения материала работа с предложениями усложняется. Сначала проводится работа с междометиями: Ау! Уа! Ам! My! Ax! и т. п. Работа проходит с опорой на иллюстрации.
Внимание детей обращается на то, с какой буквы написано слово и какой знак стоит в конце. Слова прочитываются с нужной интонацией, анализируется их написание. После этого первоклассники обводят слова по точкам-ориентирам, затем пишут самостоятельно. Например:
У нас сом.
Учащиеся рассматривают иллюстрацию, обсуждают, что на ней изображено. Затем прочитывается предложение, определяется количество слов в нем, повторяются правила написания предложения. Учитель обращает внимание детей на написание слов в предложении, на соединения букв, после чего учащиеся пишут предложение по точкам-ориентирам, а затем еще раз записывают его самостоятельно, ориентируясь на образец.
В прописях предусмотрена работа и со схемой предложения. Эта работа начинается с самого простого варианта, когда учащимся дано написанное предложение, а под ним его схема. Школьники рассматривают иллюстрацию, рассказывают, что на ней изображено. Затем читают предложение, относящееся к этой иллюстрации, анализируют данную к этому предложению схему, сравнивают количество слов, зафиксированных в схеме, с количеством слов в предложении. После этого предложение записывается письменным шрифтом.
В прописи включены задания, направленные на развитие и коррекцию речемыслительных умений учащихся:
— дописывание слов в предложении с опорой на иллюстрацию или схему слова;
— составление и запись предложения с опорой на иллюстрацию и схему предложения;
— ответы на вопросы с опорой на иллюстрацию;
— разбор и запись пословиц, стихотворений, поговорок с опорой на иллюстрации.
В некоторых случаях в прописях предусматривается опережающее обучение: запись слов с неизученными орфограммами. В этом случае слово проговаривается с учетом написания орфограммы (со-мы).
6. Выполнение узоров-бордюров.
На каждой странице прописей даются различные задания: рисование бордюров, узоров, обведение рисунка по точкам, закрашивание рисунка самостоятельно и по образцу, самостоятельное дорисовывание. Иллюстрации с предметами для закрашивания, обведения и т. п. подобраны так, чтобы названия этих предметов начинались со звука, который обозначается изучаемой буквой. Рисование бордюров построено на основе тех движений, которые соответствуют закономерностям формирования графического навыка письма и представляют собой основные двигательные элементы, часто повторяющиеся во многих письменных буквах. Эти задания не являются обязательными для выполнения всеми учащимися на уроке. Учитель может использовать их по своему усмотрению на разных этапах урока и для разных детей. Особое значение эти задания имеют для школьников с более сложными нарушениями моторики, тех, кто не смог за добукварный период достаточно хорошо овладеть навыками, необходимыми для письма. Рисование бордюров, узоров и т. п. не только способствует отработке определенных и необходимых в процессе письма движений, но и развивает у школьников пространственное воображение, наблюдательность, что положительно сказывается на формировании их познавательной деятельности и отношении к письму.
В прописях определена лишь последовательность упражнений. Их количество должен установить учитель в зависимости от состояния мелкой моторики рук учащегося, его индивидуальных особенностей усвоения материала.
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: