Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Математика 5-9 классы. Вариант 2.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика является одним из ведущих учебных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Основная задача курса — дать учащимся доступные знания, необходимые в повседневной жизни и при выборе профессии.
За период обучения в школе (5—9 классы) учащиеся должны получить математические знания:
• о числах в пределах 1 000 000, обыкновенных и десятичных дробях, процентах, о геометрических фигурах и телах, о построении геометрических фигур с помощью чертежных инструментов;
• об основных величинах (длине, стоимости, массе, времени, площади фигур и объеме тел), единицах измерения величин, их соотношениях;
• научиться производить четыре арифметических действия с многозначными числами, числами, полученными при измерении, и десятичными дробями;
• решать простые и составные (2—3 действия) арифметические задачи.
Математика направлена на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Реализация математических знаний требует сформированности лексико-семантической стороны речи, что особенно важно при усвоении и осмыслении содержания задач, их анализе. Таким образом, учитель должен при обучении математике выдвигать в качестве приоритетных специальные коррекционные задачи, имея в виду в том числе их практическую направленность.
Знания по математике имеют важное значение в повседневной жизни: покупка продуктов питания, одежды, предметов обихода, быта, оплата квартиры и других коммунальных услуг, расчет количества материалов для ремонта, расчет процентов по денежному вкладу и др. Кроме этого, математические знания необходимы детям при усвоении других учебных дисциплин, таких, как трудовое обучение, домоводство, история, география, рисование.
В программе по математике усилена практическая направленность обучения, что не исключает требований к усвоению детьми сведений теоретического характера.
Программа для 5—9 классов является логическим продолжением программы «Математика» (вариант 2) для 0—4 классов школы VIII вида. Учебный материал в программе распределен по четвертям, но не указано конкретное количество часов на изучение определенной темы — право выбора здесь предоставлено учителю, оно зависит от индивидуальных особенностей учащихся класса1.
Знакомство с нумерацией чисел в пределах 1 000 000 происходит поэтапно: в 5 классе — в пределах 1000, в 6 классе — в пределах 10 000, в 7 классе — в пределах 100 000, в 8 и 9 классах — в пределах 1 000 000. Одновременно дети овладевают умениями производить арифметические действия с целыми числами в заданных пределах как письменно, так и устно. К устным вычислениям следует прибегать в несложных случаях, когда, например, требуется сложить круглые тысячи и сотни, умножить или разделить круглые десятки, сотни на однозначное число и др. Необходимо учить детей правилам работы с микрокалькулятором и с его помощью выполнять арифметические действия, их проверку.
Основное внимание в программе уделено изучению десятичных дробей и действий с ними, а также записи чисел, выраженных двумя единицами длины, стоимости, массы в виде десятичной дроби (такая запись наиболее удобна при вычислениях, при расчете на микрокалькуляторе, на уроках трудового обучения); обыкновенные дроби в программе представлены обзорно. Детям необходимо показать равенство таких дробей, как . Знания такого рода понадобятся в 9 классе при изучении темы «Проценты» и решении задач на нахождение нескольких процентов от числа.
Важную роль в обучении детей математике выполняют задачи. Их решение позволяет раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связывать математические умения с разрешением разнообразных жизненных ситуаций. Учителю следует правильно подбирать содержание задач. Они должны быть понятными, доступными для детей, не иметь незнакомых слов. Необходимо предлагать задачи, которые направлены на формирование прикладных умений: расчет бюджета семьи, затраты на питание, оплата электроэнергии и квартиры, расчет количества обоев (других материалов) для косметического ремонта, расчет процентов по денежному вкладу.
Предметно-практическая направленность должна прослеживаться и в задачах, связанных с определением времени начала и конца какого-то действия, времени между событиями. Это важно потому, что повседневная жизнь каждого человека строится в соответствии со временем, оно определяет его личную и деловую жизнь: не опоздать на транспорт, на работу, на встречу и т. д.
Геометрический материал в программе соответствует требованиям, предъявляемым к ученикам на уроках трудового обучения. На его изучение следует отвести один час в неделю.
В программе содержится примерный перечень требований к знаниям и умениям учащихся. В соответствии с особенностями психической деятельности умственно отсталых учащихся эти требования представлены двумя уровнями: 1-й уровень — базовый, 2-й уровень — минимально необходимый, что предполагает удовлетворительное усвоение основных разделов программы. Следует иметь в виду, что для определенной группы детей содержание обучения математике может быть индивидуальным из-за интеллектуального недоразвития.
Контроль за знаниями и умениями учащихся осуществляется в соответствии с требованиями проведения самостоятельных и контрольных работ. Небольшие самостоятельные работы можно проводить на каждом уроке, контрольные работы — не реже одного раза в четверть.
5 КЛАСС
(136 ч в год, 4 ч в неделю)
1-я четверть (36 ч)
Повторение. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Табличное умножение и деление. Деление с остатком. Порядок действий в выражениях без скобок и со скобками. Задачи в 2—3 арифметических действия на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (в несколько раз) и нахождение суммы. Счет круглыми сотнями, десятками в пределах 1000.
Таблица разрядов и классов. Образование трехзначных чисел из сотен и десятков, из сотен, десятков и единиц, из сотен и единиц; их запись. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Умение написать любое трехзначное число на микрокалькуляторе.
Единицы измерения массы: грамм, тонна. Обозначения: 1 г, 1 т. Соотношения: 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг, 1 т = 10 ц.
Продукты питания — вес, фасовка.
Термометр, шкала термометра. Определение температуры воздуха с помощью термометра.
Окружность. Центр, радиус, диаметр. Циркуль. Построение окружности по радиусу, диаметру.
Симметричные предметы и фигуры. Ось симметрии.
2-я четверть (28 ч)
Сравнение чисел. Устное сложение круглых сотен и десятков, круглых сотен и двузначных чисел. Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел в пределах 1000 (все случаи). Проверка сложения и вычитания обратным действием (в том числе с помощью микрокалькулятора).
Правила округления до десятков, сотен.
Купюры: 500 р., 1000 р. Размен крупных купюр: 1000 р., 500 р., 100 р., 50 р. — более мелкими, замена нескольких мелких купюр одной крупной купюрой.
Задачи на разностное сравнение.
Перпендикулярные и параллельные прямые. Построение перпендикулярных и параллельных прямых. Прямоугольник (квадрат), противоположные и смежные стороны. Свойство сторон: противоположные стороны параллельны, смежные — перпендикулярны.
Осевая симметрия. Построение точек, симметричных относительно оси симметрии.
3-я четверть (40 ч)
Умножение на 10, 100. Умножение 10, 100. Деление на 10, 100. Устное умножение круглых десятков и сотен на однозначное число и умножение однозначного числа на круглые десятки в пределах 1000. Деление круглых десятков на однозначное число (на основе знания табличного умножения: 60 · 3; 200 · 4; 60 : 2; 350 : 5). Письменное умножение и деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд. Проверка умножения и деления обратным действием (в том числе с помощью микрокалькулятора). Примеры на порядок действий со скобками и без скобок (3—4 действия).
Задачи на зависимость между ценой, количеством и стоимостью (нахождение цены по количеству и стоимости, нахождение количества по цене и стоимости).
Виды треугольников в зависимости от величины углов (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Градусная мера измерения углов. Знакомство с транспортиром. Прямой угол — 90 градусов.
4-я четверть (32 ч)
Нахождение неизвестного множителя (несложные случаи, требующие устных вычислений).
Единица измерения длины: километр. Обозначение: км. Соотношение: 1 км = 1000 м. Преобразование чисел, выраженных одной-двумя единицами длины (2 см 3 мм = 23 мм, 1 м 40 см = 140 см, 42 мм = 4 см 2 мм, 250 см = 2 м 50 см и др.).
Задачи в 2—3 арифметических действия, составленные из ранее изученных простых задач (в том числе на разностное сравнение).
Построение и измерение углов с помощью транспортира.
Таблица классов и разрядов (класс единиц, класс тысяч, разряды: единицы тысяч, десятки тысяч). Нумерация круглых тысяч до 10 000. Обозначение круглых тысяч на письме. Счет единицами тысяч в пределах 10 000. Устное сложение и вычитание круглых тысяч.
Повторение.
Межпредметные связи: трудовое обучение, изобразительная деятельность.
Математический словарь
Новые слова (изучаются при прохождении соответствующих тем): трехзначные числа; километр; тонна; градус; таблица классов и разрядов; класс единиц; класс тысяч; единицы тысяч, десятки тысяч; прямоугольный треугольник; остроугольный треугольник; тупоугольный треугольник; циркуль; транспортир; осевая симметрия; ось симметрии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• таблицу классов и разрядов;
• правила умножения на 10, 100, деления на 10, 100;
• правила округления;
• единицы измерения длины, массы, их соотношения;
• виды треугольников в зависимости от величины углов;
• инструменты — циркуль, транспортир.
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
• образовывать, читать, записывать (в том числе на микрокалькуляторе), сравнивать числа в пределах 1000;
• раскладывать на разрядные слагаемые числа в пределах 1000;
• считать единицами тысяч в пределах 10 000, устно складывать и вычитать круглые тысячи, сотни и десятки, круглые сотни и двузначные числа;
• складывать, вычитать числа в пределах 1000 (все случаи);
• умножать и делить круглые десятки и сотни на однозначное число;
• умножать и делить двузначное число на однозначное без перехода через разряд;
• находить неизвестный множитель;
• решать простые арифметические задачи на разностное сравнение, на зависимость между ценой, количеством и стоимостью; задачи в 2—3 действия;
• выполнять округление трехзначных чисел до десятков, сотен;
• строить окружность по радиусу, диаметру;
• строить и измерять углы с помощью транспортира;
• строить перпендикулярные и параллельные прямые;
• строить точки, симметричные относительно оси симметрии.
2-й уровень
• образовывать, читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
• раскладывать на разрядные слагаемые числа в пределах 1000;
• складывать и вычитать числа в пределах 1000 (с переходом не более чем через один разряд);
• с помощью учителя умножать и делить двузначное число на однозначное (без перехода через разряд);
• после предварительного разбора с учителем решать задачи на зависимость между ценой, количеством и стоимостью и составные арифметические задачи в 2 действия;
• строить окружность по радиусу;
• различать и показывать параллельные и перпендикулярные прямые;
• строить точки, симметричные относительно оси симметрии (с помощью учителя).
6 КЛАСС
(136 ч в год, 4 ч в неделю)
1-я четверть (36 ч)
Повторение. Сложение и вычитание в пределах 1000 (все случаи). Устное сложение и вычитание целых тысяч. Умножение и деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд. Задачи в 2—3 арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 10 000. Разложение чисел на разрядные слагаемые. Умение записать любое число на микрокалькуляторе. Сравнение чисел. Округление до тысяч.
Устное сложение и вычитание целых тысяч и сотен, целых тысяч и круглых десятков, целых тысяч и трехзначных чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 с переходом через разряд (все случаи).
Единица измерения времени: секунда. Соотношение: 1 ч = 60 мин.
Разносторонний треугольник. Основание, боковые стороны. Построение треугольников по основанию и двум углам, прилежащим к основанию.
2-я четверть (28 ч)
Умножение и деление двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. Умножение и деление трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. Проверка умножения и деления обратным действием (в том числе на микрокалькуляторе). Умножение двузначных и трехзначных чисел на круглые десятки (45 · 30; 321 · 30). Умножение круглых десятков на двузначное и трехзначное число, основанное на знании переместительного свойства умножения.
Сложение и вычитание чисел, выраженных единицами измерения длины, стоимости, массы, времени, в процессе выполнения которых требуется выполнить преобразование в 1 м, 1 дм, 1 см, 1 р., 1 ч (1 м 25 см + 75 см; 2 м – 30 см; 7 р. 50 к. + 2 р. 50 к.; 12 р. – 4 р. 30 к.; 2 ч 15 мин + 45 мин; 2 кг 200 г + 800 г).
Задачи на кратное сравнение. Сравнение решений задач на разностное и кратное сравнение.
Виды треугольников в зависимости от длин сторон: равносторонний, равнобедренный (через измерение сторон при построении треугольника по основанию и двум равным углам, прилежащим к основанию (60 градусов, 45 градусов).
3-я четверть (40 ч)
Деление натуральных предметов, фигур на равные части (доли). Обозначение одной доли обыкновенной дробью. Обозначение нескольких долей обыкновенной дробью. Дробная черта, числитель и знаменатель дроби. Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями, с разными числителями и одинаковыми знаменателями, сравнение дробей с единицей. Дроби правильные и неправильные. Смешанные числа. Целая и дробная части. Замена неправильной дроби смешанным числом. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Знакомство со сложением и вычитанием обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (не требующих преобразований результата).
Нахождение одной и нескольких частей от числа.
Получение десятичных дробей. Понятие о разрядах десятичных дробей. Чтение и запись десятичных дробей. Два вида записи десятичных дробей. Запись десятичных дробей на микрокалькуляторе.
Задачи на определение времени между двумя событиями; на определение времени начала и конца события (в пределах тысячелетия, века).
Представление чисел, выраженных двумя единицами стоимости, в виде десятичной дроби (6 р. 75 к. = 6,75 р.).
4-я четверть (32 ч)
Измерение отрезков и представление чисел, записанных двумя единицами длины в виде десятичной дроби (1 см 2 мм = 1,2 см; 3 дм 8 см = 3,8 дм; 1 м 25 см = 1,25 м).
Представление чисел, выраженных двумя единицами массы, в виде десятичной дроби.
Задачи в 2—3 арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач.
Таблица классов и разрядов (сотни тысяч). Образование, чтение, запись круглых десятков тысяч в пределах 100 000. Счет десятками тысяч в пределах 100 000. Устное сложение и вычитание круглых десятков тысяч в пределах 100 000.
Повторение.
Межпредметные связи: трудовое обучение, история, география, естествознание.
Математический словарь
Новые слова (изучаются при прохождении соответствующих тем): четырехзначные числа; класс тысяч; сотни тысяч; обыкновенная дробь; десятичная дробь; числитель; знаменатель; смешанное число; целая и дробная части; разносторонний треугольник; равносторонний треугольник; равнобедренный треугольник.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• разряды десятичных дробей;
• единицы времени, их соотношения;
• виды треугольников в зависимости от длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
• образовывать, читать, записывать (в том числе на микрокалькуляторе), сравнивать числа в пределах 10 000;
• раскладывать изученные числа на разрядные слагаемые; округлять до тысяч;
• считать десятками тысяч в пределах 100 000, устно складывать и вычитать круглые десятки тысяч;
• самостоятельно выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10 000 с переходом через разряд;
• самостоятельно выполнять умножение и деление двузначного числа на однозначное с переходом через разряд; трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд; двузначного и трехзначного чисел на круглые десятки;
• решать задачи на кратное сравнение, на определение времени начала и конца события, времени между событиями (на историческом материале);
• находить одну и несколько частей от числа;
• сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, с единицей, записывать неправильную дробь смешанным числом;
• записывать числа, выраженные двумя единицами длины, стоимости, массы в виде десятичной дроби (общее количество знаков не превышает трех);
• строить треугольник по основанию и двум углам, прилежащим к основанию.
2-й уровень
• образовывать, читать, записывать, сравнивать числа в пределах 10 000;
• раскладывать изученные числа на разрядные слагаемые;
• выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10 000 (с переходом не более чем через два разряда);
• самостоятельно выполнять умножение и деление двузначного и трехзначного чисел на однозначное (без перехода через разряд); с помощью педагога выполнять умножение и деление двузначного и трехзначного чисел на круглые десятки;
• находить одну часть от числа;
• с помощью педагога решать задачи на определение времени начала и конца события, времени между событиями;
• различать числитель и знаменатель обыкновенной дроби, дроби правильные и неправильные, смешанные числа;
• читать и записывать десятичные дроби;
• знать название сторон треугольника (основание, боковые стороны), название треугольников в зависимости от длин сторон.
7 КЛАСС
(136 ч в год, 4 ч в неделю)
1-я четверть (36 ч)
Повторение. Умножение и деление двузначного и трехзначного чисел на однозначное, круглые десятки (умножение трехзначных чисел на однозначное без перехода через разряд). Проверка арифметических действий обратным действием. Выражение чисел, выраженных двумя единицами длины, стоимости, массы, в виде десятичной дроби.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 100 000. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Запись любого числа в пределах 100 000 на микрокалькуляторе. Письменное сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 100 000 (все случаи). Округление до десятков тысяч.
Умножение и деление трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд.
Площадь. Обозначение: S. Единицы измерения площади и их обозначения: кв. мм (мм2), кв. см (см2), кв. дм (дм2), кв. м (м2). Нахождение площади прямоугольника (квадрата).
2-я четверть (28 ч)
Выражение десятичных дробей в одинаковых долях. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковым количеством знаков после запятой (общее количество знаков не более четырех).
Правила умножения и деления десятичной дроби на 10, 100. Правила умножения 10, 100 на десятичную дробь. Умножение и деление десятичной дроби на однозначное число (общее количество знаков в десятичной дроби не превышает трех).
Задача на прямое приведение к единице.
Нахождение площади сложных фигур, состоящих из двух прямоугольников (квадратов).
3-я четверть (40 ч)
Умножение и деление целого числа на двузначное число.
Сложение и вычитание чисел, выраженных двумя единицами длины, стоимости, массы (с предварительным представлением их в виде десятичных дробей).
Задачи на зависимость между скоростью, временем, расстоянием (расчет расстояния при равномерном прямолинейном движении). Единица измерения скорости: км/ч. Обозначение расстояния, скорости, времени буквами латинского алфавита (s, V, t). Формула расчета расстояния (s = V · t).
Центральная симметрия. Центр симметрии. Построение точек, симметричных относительно центра симметрии.
4-я четверть (32 ч)
Задачи на зависимость между скоростью, временем, расстоянием (расчет скорости и времени). Формулы расчета скорости, времени (V = s:t, t = s:V).
Таблица классов и разрядов (класс миллионов, разряд единицы миллионов). Образование, чтение, запись круглых сотен тысяч. Счет сотнями тысяч в пределах одного миллиона. Устное сложение и вычитание сотен тысяч.
Параллелограмм (ромб). Знакомство с этими фигурами на примере декоративно-прикладного искусства и изобразительной деятельности (узнавание, показ).
Повторение.
Межпредметные связи: трудовое обучение, домоводство.
Математический словарь
Новые слова (изучаются при прохождении соответствующих тем): многозначные числа; класс миллионов; единицы миллионов; площадь; квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр; скорость; время; расстояние; формула; центральная симметрия; центр симметрии; параллелограмм (ромб).
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: