NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации»

‘Стресс’ - понятие, которое стало модным, и это слово широко используется как учеными, так и обыкновенными людьми.

.Для большинства людей это слово имеет полностью отрицательные ассоциации. Однако Ханс Селай (Селай, 1956), который является автором большей части ранних исследований стресса, предпочитает использовать его в нейтральном смысле. Для него стресс – это стимул, который должен мотивировать нас, и которым в разумных количествах все из нас пользуются: он сам по себе ни плох, ни хорош. Проблема появляется, когда степень стресса/напряжения, кажется слишком большой для нас. Селай предлагает использовать слово ' ди- стресс' для описания этого состояния. Идеи Селая напоминают нам, что стресс/напряжение - это не то, чего следует избегать: это неизбежная и желательная часть нашей жизни. Навык управления стрессом/напряжением заключается в достижении баланса между внешним стимулом и нашими внутренними реакциями, и нахождении правильного уровня стресса, того, который позволяет нам чувствовать себя энергичными и активными.


Признаки и симптомы стресса

Признаки и симптомы стресса могут быть физическими, психологическими или социальными. Все мы реагируем на стресс по-разному. Физически напряжение может оказаться в почти любой части тела. Человеческое тело имеет естественную реакцию на высокие уровни внешнего возбуждения. Например, мускульная напряженность может вызвать головные боли и пищеварительные изменения, которые вызывают расстройства желудка, проблемы посерьезнее могут привести, например, к язве и даже сердечным приступам.

В психологическом отношении результаты напряжения могут быть также разрушительными. Напряженность и ощущение, что не контролируешь себя, вызванные чувством, что находишься под давлением, может заставить людей проявлять беспокойство и раздражительность, угнетенность или безразличие. Преподаватели могут испытывать 'выгорание', которое является постоянным чувством усталости и ощущения безнадежности задач, и может выразиться в разрушительном цинизме, когда человек больше не видит смыла того, чем он занимается. Такое выгорание, наиболее вероятно испытывают те профессионалы, которые целиком отдавались работе, и кто считал невозможным не оправдать их собственные высокие ожидания и ожидания других людей. В школах, где учителя испытывают высокий уровень напряжения, очевидны социальные признаки стресса. В 'стрессовой организации' мораль низка, существует недостаток ответственности, люди жалуются и ссорятся, работа не выполняется по высокому стандарту, высока текучесть кадров. Стресс – не только обычная проблема в школах. Стресс - главная и растущая социальная проблема. Во всех странах большое количество рабочих дней потеряно из-за того, что люди заболевают в результате длительного стресса. Болезни, вызываемые стрессом, становятся более частыми, и вероятно, их количество на самом деле значительнее, чем принято считать , потому что многие люди могут иметь болезни, которые вызваны стрессом, но они или не понимают этого, или не готовы это признать .

Школы могут быть очень напряженными местами для тех, кто работает и учится там (Kyriacou, 1986). Большинство учителей считает, что у них работы гораздо больше, чем они могут сделать, и для некоторых это становится хронической проблемой. Часть стресса вызвана тем, что человеку слишком много надо сделать, не имея для этого достаточных ресурсов. Давление оттого, что в классе так много учащихся, что так много надо 'пройти' в учебном году, является шоком для большинства начинающих учителей.

Многие учителя говорят, что они считают плохую дисциплину главным источником стресса, что не удивительно, так как ощущение того, что ситуации, которыми вы, как предполагается, управляете, выходят из-под вашего контроля, провоцирует беспокойство. Кроме того, темп изменений, происходящих в образовании, заставляет многих учителей, которые имели обыкновение справляться с задачами хорошо, чувствовать, что они не имеют ни времени, ни стойкости, чтобы справляться с таким количеством требований.

Ученики тоже испытывают стресс в школе. Те, кто учится слабее, кто застенчив, могут пострадать от суеты школьной жизни. Это особенно актуально для учащихся, когда они переходят из одной школы в другую. Межличностные отношения в школах часто вызывают стресс. В школах, где учителя не уверены в выполняемых ими ролях, или где они не чувствуют, что их ценят и поддерживают, признаки стресса могут быть очевидны. Если в школе слабых учеников или детей с физическими недостатками дразнят или оскорбляют другие учащиеся, они, скорее всего, будут держаться в стороне, и могут казаться угнетенными и замкнутыми. Учащиеся с более открытым характером могут стать сверхтребовательными к учителям и развязными с ними, возможно, стараясь заслужить одобрение своих товарищей. Они могут даже проявлять жестокость к учителям или другим учащимся. Почти наверняка в результате будут страдать их школьные успехи, и их отношения с учителями и с одноклассниками будут ухудшатся.

Семьи некоторых учащиеся могут также быть очень стрессовыми сами по себе. Некоторые могут испытывать материальные лишения, например, там, где слишком большая семья, плохие санитарные условия и плохое питание. Для учащихся особенно стрессовым оказывается то, что их условия проживания отличаются от большинства других школьников, и поэтому они боятся упасть в глазах их товарищей. Некоторые учащиеся могут иметь свои обязанности в семье, которые не соответствуют их возрасту, например, заботиться о младших братьях или сестрах или больном или немощном члене семьи. Такие обязанности могут лишить их обычных занятий их возрастной группы, и могут быть причиной опозданий в школу, они будут утомляться в классе и отставать с выполнением домашней работы. Другие учащиеся могут подвергаться физическим, психологическим или сексуальным оскорблениям. Рассмотрение эмоций, которые такое оскорбление вызывает, например, страх, вина, неуверенность, говорить ли и кому говорить об этом, и, возможно, смешанные чувства любви и ненависти к тем, кто оскорбляет их, может заставить детей испытывать невыносимое напряжение.

Есть два основных подхода, которые могут быть предприняты к управлению стрессом - индивидуальный и организационный. На индивидуальном уровне можно предпринять попытку изменить восприятие стресса и реакцию на него. Организации, такие как школы, могут использовать оба подхода: поддерживать ученика или учителя, пытающихся научиться справляться со стрессом, и пробовать реорганизовать особенности окружающей среды так, чтобы источники напряжения были удалены или уменьшены. Идеально эти два подхода работают вместе и дополняют друг друга.
Способы, с помощью которых можно бороться со стрессом

Людям, находящимся в состоянии стресса иногда кажется, что единственным способом управлять стрессом является его избежание. Однако это не всегда единственное или лучшее решение, и это не всегда практично. Жизнь ставит перед нами задачи, которые могут казаться неприятными, но которые мы не можем стараться избегать. Давления работы, трудности отношений, потери и тяжелые утраты - переживания, которые мы все испытываем. Часто возможно понять причины стресса и бороться с ними способами, которые помогают нам расти, изменяться и понимать, что мы сильнее, чем мы полагали.. Иногда стресс вызывает не событие или обстоятельство, которые кажутся нам стрессовыми, а наша интерпретация этого события, которая и заставляет нас чувствовать себя под давлением. Стрессом можно научиться управлять. Программа «Обучение здоровью» включает темы, посвященные этой проблеме. Навыки управления стрессом можно развивать и при изучении других тем. В этом учителям поможет специальная литература и школьный психолог. Однако было бы полезным сначала провести тренинг или занятия для учителей. Это поможет им справиться со своими проблемами и лучше понять, что делать в классе. Конечно, можно было бы привлечь к работе с учебной группой психолога, но гораздо больше пользы будет, если учителя будут сами вовлечены в такую работу.

Иногда необходимо стараться изменить стрессовые факторы в окружающей среде. Школы могут сделать много, чтобы предотвратить стресс при наличии определенной политики, направленной на улучшение окружающей среды, Некоторые стратегии, которые школы могут найти полезными, включают следующие:

  • ясные цели и ожидания, понятные всем

  • демократичное управление и участие всех в принятии решений

  • здоровая и безопасная окружающая среда в школе

  • помощь учителям и учащимся, страдающим от стресса

  • обучение учителей и учащихся управлению стрессом:


Раздел 3. Учебный процесс и оценка обучения здоровью
К обучению здоровью применяется общешкольный подход, основывающийся на следующем определении:
Содействие здоровому образу жизни можно рассматривать как комбинацию обучения здоровью и всех прочих мер, которые принимает школа, чтобы защитить и улучшить здоровье всех в ней находящихся.
Три основных принципа, подкрепляющие стратегию:

  • Обучение здоровью представлено в рамках официального учебного плана:

  • посредством использования запланированной, структурированной, систематической и последовательной программы, сфокусированной на ключевых моментах каждой темы.

  • Обучение здоровью проникает в «скрытое» расписание:

  • посредством интегрирования обучения здоровью в другие области учебного плана, общешкольные проекты, внеклассную деятельность.




  • Обучение здоровью поддерживается внешними социальными учреждениями и учреждениями здоровья:

  • посредством эффективного партнерства между школой, семьей, местным сообществом и местными инициативами, например: Международный день здоровья, который организуется и поддерживается местными организациями, способствующими формированию навыков здорового образа жизни.

Учебный план обучения здоровью :

  • помогает учащимся получить актуальные знания и понимание не просто того, что представляет собой человеческое тело и как оно функционирует, но и социальных и психологических факторов, которые воздействуют на здоровье

  • побуждает учащихся делать выбор, основанный на знаниях, и принимать соответствующие решения, которые помогают принимать здоровые решения

  • укрепляет связь между школой, семьей и обществом таким образом, что все оказываются вовлеченными в коллективную ответственность за содействие хорошему состоянию здоровья.

То, чему учат в классе, поддерживается и усиливается всем укладом школы посредством:

  • создания доброжелательной психологической атмосферы;

  • привлекательной обстановкой, за поддержание которой частично ответственны сами учащиеся;

  • заботы о безопасности учащихся и персонала;

  • усиления позитивных установок и чувств, таких как уверенность в себе, самооценка, независимость, ответственность и забота о благополучии окружающих;

  • примера, подаваемого школьным персоналом и посещающими школу специалистами по здоровью и безопасности.


Школьная политика содействия здоровью
Школьный комитет здоровья может содействовать прочной поддержке программы через соответствующую школьную политику и созданию школьной среды, которая отражает хорошие взаимоотношения, хорошее управление, и где ценится каждый человек. Многие школы учреждают «Школьный комитет здоровья», который координирует процесс осуществления программы и разрабатывает Школьную политику содействия здоровью. Школьная политика может обсуждаться по широкому ряду вопросов, связанных с благополучием и здоровьем учащихся и сотрудников, как, например:


  • Развитие и контроль над связанной со здоровьем политикой, например, хулиганство, питание, курение, наказание учащихся, безопасность и профилактика несчастных случаев, физическая культура.

  • обзор и создание систем поддержки учащихся – Знают ли учащиеся, куда они могут обратиться за помощью?

  • Улучшение физической и социальной среды школы – должны ли быть осуществлены улучшения? Как могут помочь учащиеся/родители?


Каковы потребности в обучении учителей? Есть ли необходимость в проведении обучения здоровью среди учителей, напр., семинары, посвященные снижению стресса, отказу от курения и.т.д.?

Очень часто связанные со здоровьем знания, умения и отношения, которым учат в школе, имеют тенденцию оставаться «школьным делом», не связанным с реальным миром, находящимся за школьными дверями. Поведение, связанное с образом жизни, часто ограничивается семьей, близкими друзьями, разного рода общественными учреждениями.
Другой значительной задачей для школы является обеспечение того, чтобы соответствующие влияния, которые существуют за пределами школы, находились в относительной гармонии с самой школой. В то время как семья все еще остается якорем для большинства подростков, важно распознать растущее влияние сверстников и близких друзей, которые все более и более начинают вытеснять ценности семьи

Планирование учебного процесса

Обучение здоровью должно быть запланировано таким образом, чтобы обеспечить:

  • Четко сформулированные ожидаемые результаты всего процесса школьного обучения, касающиеся обучения здоровью

  • Вовлечение персонала, учащихся и родителей в разработку школьных планов обучения здоровью

  • Баланс и непрерывность в учебе достигаются через программу основного курса обучения здоровью, в поддержку которого существует сопутствующее обучение в различных областях учебного плана (интеграция тем обучения здоровью в другие предметы)

  • Плановое рассмотрение таких вопросов, как злоупотребление наркотиками и алкоголем, курение, здоровое питание, половое воспитание, как справиться со стрессом и других.

  • Единые подходы, используемые в учебном процессе, согласованность в выборе ресурсных материалов.

  • Систематические оценочные мероприятия, которые стимулируют учащихся к регистрации своих потребностей в области обучения здоровью и оценке уровня понимания изучаемых тем.

Планирование должно быть совместным и всеобъемлющим, принимающим во внимание потребности учащихся и рекомендации органов образования. Учителям необходимо планировать учебный процесс таким образом, чтобы обучение фокусировалось на трех взаимосвязанных направлениях о о бучения здоровью: физическом, психическом и социальном.

Очевидно, что если то, чему учат в классе, не поддерживается тем, какой опыт учащиеся получают в школе в целом, то информация, получаемая в классе, становится такой выхолощенной и слабой, что теряет свою значимость во влиянии на решения, которые учащиеся принимают относительно их образа жизни. Школьная среда может влиять на здоровье каждого, кто здесь работает – учащихся и сотрудников. Например, привлекательное окружение может воздействовать на благополучие учащихся и способствовать возникновению у них чувства, что о них заботятся.

Качество взаимодействия между учителями и учащимися является решающе важной чертой эффективного обучения. В обучении здоровью процесс обучения должен предоставлять молодым людям возможности углубить свои знания и понимание, развить навыки и исследовать убеждения, точки зрения и ценности относительно различных проблем, актуальных для их собственной жизни и общества, в котором они живут. Так как получение знаний важно для принятия решений, основывающихся на информации, и развития прочих навыков, прояснение ценностей и точек зрения остается неотъемлемой частью данного процесса. Таким образом, стратегии учебного процесса должны свести вместе аспекты знания и понимания, навыки и ценности.
Эффективный учебный процесс предполагает цепь важных и взаимодействующих условий.
Их можно объединить в пять ключевых элементов, которые составляют основу эффективного учебного процесса, и которые широко приняты в качестве базы для применения эффективной методики. Они связаны с учителями:
1. Создание благоприятного климата


  1. Пояснение целей и задач процесса учебы для учащихся




  1. Использование разнообразных подходов




  1. Предоставление и получение четкой регулярной обратной связи




  1. Текущий контроль достижений и прогресса учащихся


1. Создание благоприятного климата
Создание позитивного климата, способствующего учению - это процесс, приносящий пользу как учителям, так и учащимся. Центральным моментом при этом являются взаимоотношения, установившиеся между учителем и учащимися – взаимоотношения, которые усиливают чувство благоприятствования и расположения к учебе, которое усиливает чувство взаимоуважения, сопереживания и искренности. Когда молодые люди чувствуют, что их ценят, их чувство уверенности в себе и самооценка повышаются, и они с большей вероятностью будут вовлечены в трудности процесса учебы. Ключевые моменты климата, способствующего процессу учения, включают в себя:

  • консультации с учащимися

Это предполагает беседу с учениками об их потребностях и гарантия, что потребности удовлетворяются – таким образом, содержание программы будет действительно актуальным для учащихся.

  • договорные правила

Это помогает способствовать совместной ответственности и стимулирует уровень автономности учащихся. Данные правила могут относиться к согласованному поведенческому коду, например, выслушивать и ценить все мнения; к вопросам конфиденциальности и использования языка, к важности уважения и доверия к окружающим.

  • совместное/кооперативное обучение

Групповая работа может способствовать как социальному, так и интеллектуальному развитию. Взаимодействие в группах может привести к обмену мнениями и уважению к различным точкам зрения. Оно может стимулировать развитие навыков слушания, решения проблем и дискуссии, и может помочь укрепить личность в качестве эффективного члена группы.

  • возможности рефлексии

Важно оставить время для рефлексии; молодым людям необходимо обдумать выводы из знаний, полученных в процессе учебы, и как их мнения и мнения окружающих повлияли на их образ мышления относительно определенных вопросов.
2. Пояснение учащимся целей и задач процесса обучения
Цель каждого вида деятельности должна быть актуальной и значимой для учащихся и их опыта. Первая стадия предполагает, что учитель четко ставит цели и может назначить приоритеты. Вторая стадия предполагает сочетание целей с соответствующими учебными задачами. Эти задачи должны соответствовать потребностям учащихся и принимать во внимание уже существующие знания, навыки и убеждения. Предоставление возможностей рефлексии процесса обучения также будет способствовать лучшему пониманию учащимися изучаемых тем.

Учеба становится более эффективной, когда учащиеся знают, что находится в фокусе изучения и к чему учение стремится.
3. Использование разнообразных подходов.
Процесс активного учения, где учащиеся вовлечены в структурированные виды деятельности или задания, которые способствуют взаимодействию, предоставляют возможности генерировать идеи и обмениваться мнениями, высказывать различные точки зрения в благоприятном климате. Взаимодействие может возникнуть в процессе выполнения самостоятельной работы или же парных или групповых заданий. Личностные и межличностные навыки, такие, как ведение переговоров, принятие решения, исследование, слушания могут, таким образом, развиваться в результате участия в групповой работе, а процессы, сопровождающие активное учение, могут, стать такими же важными, как и реальное содержание обучения. Тем не менее, не обязательно, что этот подход, ориентированный на учащегося, уместен на протяжении всего времени. Часто самостоятельное учение посредством чтения и слушания соответствует достижению цели задания в большей степени.

Можно пользоваться широким спектром методов, чтобы стимулировать взаимодействие. Когда поставлена цель или задача, к ней можно подобрать методологию. Например, если учитель хочет быстро генерировать некоторое количество идей от класса, можно воспользоваться техникой мозгового штурма. Когда учитель хочет, чтобы учащиеся обдумали особую ситуацию, например, ситуацию риска, включающую друзей и алкоголь, более подходящим будет изучение случая (кейс-стади) или ролевая игра.
4. Предоставление и получение четкой и регулярной обратной связи

Учащиеся с большей вероятностью будут успешно прогрессировать, когда они ясно представляют свои цели, и когда вовлечены в виды деятельности, которые для них значимы и актуальны. Их учебная мотивация усиливается, когда:

  • они понимают, почему они что-то делают

  • они проводят параллели с предыдущей работой

  • они могут соотнести это с собственным опытом

  • они распознают, как можно применить знания.


Это влияет на способ, которым учитель предоставляет четкую регулярную обратную связь. Учащимся нужна как когнитивная, так и эмоциональная обратная связь. Существенно указание сильных и слабых сторон, и часто самооценка может быть столь же эффективной, как и оценка учителя. Можно применять следующий проверочный список:

  • Соответствует ли задание потребностям?

  • Основывается ли задание на уже изученном материале?

  • Видят ли учащиеся актуальность задания?

  • Фокусируется ли обратная связь на навыках/ прогрессе в рамках задания?

  • Позволяет ли обратная связь учащемуся развить задание?

  • Если обратная связь – на совместную работу группы, четко ли вы обозначили вклад и ответственность каждого?

  • Дается ли учащимся возможность прокомментировать свои успехи?



5. Контроль достижений и прогресса в учебе
Знания можно контролировать многими способами. Важно применять стратегии, которые направляют, стимулируют и различают достижение. В большей степени, это берет на себя учитель, но есть и ясная роль для учащихся – контролировать собственную работу и отчитываться о прогрессе. Самооценка и оценка сверстников предоставляет молодым людям возможность активно участвовать в оценке собственного прогресса. Вот некоторые стратегии, которые могут быть полезны:

  • дневник рефлексии, заполняемый учащимся

  • личный план действия или же Запись достижений : заполняется учащимся и обсуждается с учителем

  • заполнение «портофолио», которое содержит график прогресса

  • неформальная беседа с учащимися в процессе деятельности

  • договоренность с учащимися о критерии оценки, основанной на их понимании задания

  • запланированная дискуссия с каждым учащимся



Общие учебные навыки
Учащимся должна быть предоставлена возможность применять и развивать свои способности через использование различных инструментов, чтобы подкреплять обучение здоровью. Они должны получить возможность подкреплять процесс учения тем, что их учат:

  • находить информацию из различных источников, выбирать и синтезировать информацию, соответствующую их потребностям, развивая способность критически рассматривать ее точность, непредвзятость и достоверность

  • развивать свои идеи, используя навыки поиска и обработки информации, чтобы изменить и улучшить свою работу и повысить ее качество и точность

  • обмениваться и делиться информацией, как напрямую, так и через электронные средства коммуникации

  • пересматривать, модифицировать и оценивать свою работу, обдумывая ее качество в выполнения.


В настоящее время регулярно публикуются результаты исследований по проблемам здоровья и важно, чтобы учащиеся и школы были в курсе рассмотрения актуальных вопросов, связанных со здоровьем. Необходимо также, чтобы учащиеся могли получить информацию по вопросам здоровья через безопасные, надежные каналы, обеспечивающие достоверность. Необходимы меры предосторожности, чтобы быть уверенным, что доступ закрыт к неподходящим веб-сайтам и материалам, и гарантировать, что материал, требующий рассмотрения, соответствовует целям программы обучения здоровью и удовлетворять потребностям человека в сфере здоровья.
Навыки работы с информацией, которые развиваются у учащихся в процессе обучения, имеют потенциальное отношение к обучению здоровью. Однако наиболее близкими являются следующие:

  • сбор и анализ информации, например, о службах здравоохранения в данной местности

  • поиск и исследование, например, данных по употреблению психоактивных веществ в данной местности

  • контроль и моделирование, например, в проекте по рискам для здоровья в данной местности


Образ жизни и условия проживания
Холистичесое здоровье включает все факторы, влияющие на здоровье. Оно включает не только человека, но и человека в его окружающей среде, рассматривая образ жизни человека, а также его условия проживания.

Идея образа жизни включает наши отношения и ценности, наше поведение в таких сферах как физическая активность, диета, употребление табака и алкоголя. Термин «условия проживания» включает как социальную, так и физическую окружающую среду, а также культурную и экономическую структуры, влияющие на жизнь людей.

Образ жизни – это не что-то неопределенное, что можно изменить по желанию. Напротив, образ жизни формируется в тесном взаимодействии с условиями проживания. В документе Всемирной организации здравоохранения «Цели в плане здоровья для всех» говорится:

«Существует ограничения в выборе, доступном людям – ограничения, накладываемые их физической, социальной и культурной окружающей средой, а также их финансовыми возможностями» (ВОЗ. 1986, стр. 53)

Важно добиться понимания учащимися, что образ жизни и условия проживания являются в большей степени динамичными, чем абсолютными понятиями. Например, образ жизни может меняться в зависимости от индивидуального развития человека с течением времени и может также меняться в зависимости от культурных факторов. Подобным образом могут меняться с течением времени и условия проживания

Изучение того, какие действия мы можем предпринять, чтобы повлиять на образ жизни и на условия проживания, является ключевой задачей программы «Обучение здоровью».
Взаимодействие направлений здоровья
В основе целостной модели здоровья лежит концепция ответственности за свое здоровье, которая означает, что в конечном итоге «я сам» могу «сделать» что-то для моего здоровья. Именно здесь учителя могут столкнуться с двумя основными вопросами: не означает ли это сильное преувеличение педагогических возможностей и надежд? Учитывая то, что значительный вес имеют личные компетенции и автономия обучающихся, возможности влияния педагогических мероприятий кажутся довольно ограниченными. Разве это не подтверждается опытом, который мы приобретаем в качестве озабоченных родителей или воспитателей наших детей? Опытом, который подсказывает, что все уговоры, советы, попытки повлиять на них не действуют до тех пор, пока наши подопечные сами не захотят что-то сделать? Вторая точка, лежащая на линии личных компетенций и самоорганизации, отмечает трудности в понимании родства здоровья в физическом смысле и здоровья в смысле психосоциальном. Тот, кто чувствует себя хорошо, может, тем не менее, совершать что-то, что другие могут расценивать как «нездоровое», или же тот, кого в объективно-органическом смысле нельзя назвать «здоровым», кто, например, имеет заболевания, обусловленные возрастом, может в субъективном смысле «чувствовать себя хорошо». Так называемое «качество жизни» никогда нельзя определить объективно в смысле физического здоровья, оно всегда содержит субъективный момент и в этом случае не зависит напрямую от возраста.

Учителя должны быть готовы к тому, чтобы рассуждать на такие темы не только с учениками, но и с родителями.

Примеры:
Тема: Простудные заболевания


  1. Физическое здоровье: Что такое «инфекция»? Простуда – это заболевание? Что такое грипп, а что просто насморк? Как нужно закалять организм? Как действуют антибиотики? Как нужно одеваться? Как реагирует иммунная система организма на инфекцию? Что значит «заразиться гриппом»?

  2. Психическое здоровье: Считаю ли я себя больным? Доставляет ли мне неудобства насморк? Как реагируют на мое заболевание родители? Вспоминаю ли я, что говорили врачи по поводу гриппа? Как я чувствую себя при простуде? Когда мне хочется остаться дома и считаться больным? При какой температуре я чувствую себя плохо? Есть ли у меня потребность поберечься, остаться в постели? Расстраиваюсь ли я при мысли, что что-либо пропущу, если останусь в постели?

  3. Социальное здоровье: Как реагируют мои друзья, если я не прихожу в школу/на работу? Какие проблемы могут возникнуть в связи с этим? Как реагируют учителя/работодатель? Как реагируют члены моей семьи? Обращаюсь ли я к врачу при простуде?


Тема: Стресс
Физическое здоровье: Какие физиологические процессы происходят в организме при стрессе? Какие ситуации или нагрузки могут вызвать стресс? Почему я могу сначала чувствовать себя в состоянии стресса активнее и сильнее, чем обычно? Какое действие оказывает кортизол? Как я реагирую на стресс? Как я могу справиться со стрессом?

Психическое здоровье: Что меня приводит в состояние стресса? В какой взаимосвязи находятся страх и стресс? Как бы я жил без стресса? Могу ли я сам справиться со стрессом или мне нужна чья-либо помощь? С кем я могу поговорить об этой проблеме? Удается ли мне глубокое расслабление? Какое действие оказывают стрессовые ситуации на мою самооценку?

Социальное здоровье: Принадлежит ли стресс к неизбежным атрибутам современной жизни? Как другие воспринимают людей, которые постоянно испытывают стресс на работе? При помощи чего сегодняшнее общество может еще более увеличить стресс в учебном заведении, на работе и в личной жизни? Что предлагает общество в целях снижения стресса?

Тема: Алкоголь
Физическое здоровье: Как действует алкоголь на организм? Какое именно разрушительное действие он оказывает? Как мой организм реагирует на алкоголь?

Какое количество алкоголя я могу выпить, без вреда для моего организма? Что означает привыкание к алкоголю? Что такое «алкоголизм», «алкогольная зависимость» с медицинской точки зрения?

Психическое здоровье: Почему я употребляю алкоголь? Как я себя при этом

чувствую? Как я чувствую себя после того? Какие мысли приходят мне в голову?

Как я реагирую на окружающее? Испытываю ли я угрызения совести? Какая

взаимосвязь между тем, что я намеревался сделать, и что я сделал? Что я ощущаю,

если я единственный из группы не употребляю алкоголь? Как я воспринимаю тех,

кто может выпить больше чем я, не пьянея?

Социальное здоровье: Как общество относится к алкоголю? Кто и по какому поводу

употребляет алкоголь? Что думают или говорят другие по поводу того, что я

употребляю алкоголь? Что поощряется, и что не поощряется обществом в

отношении алкоголя? Что показывют в фильмах? В рекламе? И т.д.


Личностное и социальное развитие

В центре внимания дидактики здоровья, как и вообще в практической педагогике, находится способность к самоорганизации. Того, что ребенок, молодой человек или взрослый действительно сам захочет сделать для себя, невозможно добиться никакой самой замечательной воспитательной программой. Тем не менее, педагогика различает воспитание и обучение, а это как раз и является важным для практики обучения здоровью.

Воспитание означает внешнее управление процессами развития до тех пор, пока в достаточной степени не сформируется способность самоуправления и самоорганизации.

Педагогика здоровья, ориентированная на понятие самоорганизации, должна проводить конкретные мероприятия в рамках обучения здоровью, учитывая возраст детей и конкретную ситуацию. Вся дидактическая и педагогическая деятельность имеет две возможности применения: во-первых, в изменении контекстных систем, а во-вторых, как побуждение «Я»-системы к самоуправлению. Так, например, рассмотрение детьми всевозможных «примеров» дидактически имеют сразу два шанса: во-первых, они могут выступать в качестве мотивации для ребенка, во-вторых, они могут способствовать изменению его контекста. Следует, однако, учитывать, что при определенных обстоятельствах любая педагогическая деятельность может не достичь своей цели. Она может как раз там остаться безрезультатной, – и чаще всего остается, - где она не является частью системы, которая существует как жизненная среда.
Практически это означает, что мотивировать и формировать содержание мира ребенка может повседневная жизнь в семье или образовательном учреждении, где есть конкретные действующие лица – родители, братья и сестры, друзья , воспитатели, учителя и т.д.-, в том случае, если их действия, выражающиеся в сотрудничестве, сочувствии, примерах, поддержке и т.д., работают на формирование определенных отношений, навыков и установок. Это обстоятельство указывает на необходимость создания определенной среды в школе и дома, которая и будет являться условием эффективности обучения здоровью.

Школа должна считать личностное и социальное развитие детей делом первостепенной важности. По мере возможности необходимо интегрировать в планы воспитательной работы и программы обучения здоровью самооценку, самосознание, межличностные взаимоотношения, независимость и взаимозависимость.

Эффективные планы личностного и социального воспитания, где обучение здоровью составляет важную часть, предоставляют учащимся возможность развивать чувство самосознания и самооценки, исследовать установки и ценности, развивать личностные и межличностные навыки, углублять знание и понимание разных стилей жизни и проблем в области здоровья. Они должны основываться на содержании, актуальном для потребностей, интересов и опыта учащихся. Особенно важно на таких занятиях предоставить учащимся возможность исследовать свои чувства и эмоции, поделиться опытом и обдумать его, обсудить актуальные для них вопросы, соответствующие степени их зрелости.

На еженедельных классных собраниях могут обсуждаться и оцениваться такие вопросы, как прилежание, доброта, готовность помочь, добрососедские отношения и прочие положительные качества. Проявления жестокости в среде учащихся должны порицаться, и персонал должен принимать быстрые и позитивные меры. Внимание старших должно привлекаться к любой ситуации, о которой может рассказать ребенок, учитель, воспитатель, кто-то из персонала или родители.
Вовлечение учащихся
Обучение здоровью должно принимать во внимание условия проживания и образ жизни учащихся (включая уже существующие у них убеждения, ценности и отношения), чтобы оно было эффективным и уместным для молодых людей. Учителям необходимо «начать с того, где находятся учащиеся», подумать о том, как можно вовлечь учащихся и побудить их к действию.

Учащиеся могут сами активно принимать решения и планировать действия, будь то вопрос изменения поведения или попытка повлиять на условия жизни. При этом,

во-первых, очень важно, чтобы они понимали, что с одной стороны, условия жизни и общество воздействуют на то, что они способны сделать, и с другой стороны, что они могут помочь изменить социальную структуру. Во-вторых, планируемое действие должно ориентироваться на задачу по решению определенной проблемы.

Для развития практической компетентности возможно работать на двух разных уровнях:
А) через прямые или конкретные действия:

Учащиеся могут попытаться изменить аспекты их личного образа жизни аспекты, связанные с физической и социальной школьной средой; или они могут попытаться повлиять на аспекты сообществ на локальном и глобальном уровне, но все они ведут к оказанию воздействия на будущее, например:

  • Сделайте на школьном дворе компостную кучу для переработки биологического мусора

  • Напишите письмо местным политикам с просьбой обеспечить лучшую дорожную безопасность на прилегающих к школе дорогах.

  • Договоритесь с классом говорить друг другу, по крайней мере, одну приятную вещь каждый день.

  • * Начните в школе компанию по экономии воды и позже стимулируйте ее развитие дома и в сообществе.

  • Спланируйте вечер дебатов для учащихся, родителей и людей, проживающих в окрестностях, чтобы обсудить вопросы, связанные со здоровьем и условиями окружающей среды.

  • Напишите предложение, адресованное директору и совету школы или руководству, касающееся улучшения игровых площадок на школьной территории.



Б) Идеи будущих проектов

Учителя иногда недооценивают важность поиска учащихся и развития ими потенциала для действий. Важно, чтобы они понимали весь широкий спектр возможностей для изменений в условиях демократии. В демократическом обществе принято, что в добавление к индивидуальным правам существует требование уравновешивать их обязательствами перед собой и перед обществом.

Поощряйте учащихся через дискуссию и ролевую игру поразмышлять, какие действия подходят для осуществления в демократическом обществе. Попытайтесь содействовать прогнозированию будущих действий.


  • Используя определенную проблему, такую как местные дорожные условия или безработица среди молодых людей в качестве отправного момента, побуждайте учащихся к рассмотрению новых возможностей для действий, таких как лоббирование с целью изменений, создание групп потребителей, организация бойкотов и.т.д.




  • Побудите учащихся к обсуждению того, что помогает и что мешает взаимоотношениям в школе. Какие действия помогли бы всем в школе хорошо себя чувствовать?




  • создание и представление проектов, например, об использовании социальных и природных ресурсов относительно здоровья.


Важно, чтобы при планировании обучения здоровью созданные возможности были реалистичными, прямыми и позволяли одновременно развивать знания и навыки как в отношении работы с информацией, так и в отношении освоения программы обучения здоровью.
Раздел 4. Интеграция обучения здоровью в различные виды деятельности и области знаний.
Школа может иметь свою программу обучения здоровью, которая может быть включена в учебный план как отдельный предмет. В этом случае достаточно одного учителя, который прошел специальную подготовку в области обучения здоровью на курсах повышения квалификации. При этом на него одного ложится вся ответственность за преподавание этого предмета. Это более легкий подход, который, однако, имеет и существенный недостаток. Если в работу по обучению здоровью не вовлечены все учителя, если на других уроках также не используются активные методы обучения, как это предусматривается при обучении здоровью, и другие учителя не стараются поддерживать положительную психологическую атмосферу, то ученики могут попасть в затруднительное положение.

Кроме того, не все школы могут выделить специальные часы для преподавания дополнительного предмета. Иногда и дети, и родители рассматривают такой подход как увеличение и без того чрезмерной нагрузки для детей.

Для организации комплексного подхода в обучении здоровью существуют различные способы, например, обучение здоровью может стать частью работы классных руководителей и быть включено в планы личностного и социального развития. Оно может быть интегрировано в школьную учебную программу, если вопросы здоровья являются аспектами изучения других школьных предметов. В этом случае ответственность ложится на всех учителей, которые вовлечены в обучение здоровью. Координацией всех действий при таком подходе занимается Школьный комитет здоровья, в задачи которого входит согласование всех действий учителей, начиная от распределения тем учебного плана программы, определения подходящей структуры урока здоровья до определения критериев оценки достижений учащихся.

Немаловажная роль при таком подходе принадлежит классному руководителю, который находится в курсе того, каких тем обучения здоровья касаются на своих занятиях другие учителя, работающие с его классом. Учитывая невозможность интеграции всех тем программы «Обучение здоровью» в учебные планы школьных предметов, а также возникающую необходимость дополнительного и более глубокого рассмотрения некоторых тем, классные руководители могут планировать их включение в воспитательные мероприятия, которые выносятся на классные часы или во внеклассную работу.
Интеграция в учебные планы школьных предметов
Анализ учебно-тематических планов школьных предметов может дать устойчивую базу для интеграции программы «Обучение здоровью». Он может обеспечить информацией о том, что преподается, в рамках каких предметов, в каком объеме и когда. Он также может дать более подробную информацию о глубине охвата тем, какие учителя вовлечены в преподавание, какие классы они обучают. Такой анализ поможет также определить те области, которые пропущены или же дублируются. Получение такой информации является важным шагом в координации
К некоторым аспектам обучения здоровью лучше обращаться в рамках других областей учебной программы. Широкий спектр предметных областей может внести вклад в обучение школьников здоровью.
При этом необходимо, чтобы один человек был ответственным за сведение воедино всех аспектов программы обучения здоровью в каждом классе. В начальной школе это будет учитель, который ведет основные предметы, в среднем и старшем звене – классный руководитель. В больших школах Школьный комитет здоровья может осуществлять надзор за всеми аспектами обучения здоровью и популяризацией здорового образа жизни.



страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: