NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Моу дод цдт «Детство» г. Перми Косметика и парфюмерия. Моющие средства. Красота не любой ценой


Родионова О.А.

МОУ ДОД ЦДТ «Детство» г. Перми

4.4. Косметика и парфюмерия. Моющие средства. Красота не любой ценой

Гуманное, этическое отношение к природе является регулятором экологического поведения людей, т. е. их действий и поступков, связанных с природопользованием и охраной природы. В содержании деятельности по воспитанию экологической культуры важнейшее место должно занять формирование субъективного отношения к миру природы, которому до настоящего времени уделялось гораздо меньше внимания, чем формированию научных экологических знаний.

Серьёзной педагогической проблемой является воспитание субъективного отношения к природе у детей старшего подросткового возраста. Известно, что старший подростковый возраст – критически и наиболее педагогически сложный этап развития отношения к природе. Прагматизм отношения к миру природы достигает максимума и наиболее экологически опасен. Коррекционный процесс в этом возрасте оказывается наиболее трудным. В то же время, преобладание у старших подростков практического характера реализации своего отношения к природе может стать основой для организации их активной экологической деятельности.

Мнение известных учёных и педагогов практиков относительно подростков помогает выбрать формы и методы работы с этой категорией детей. Для подростков характерно:

«Авторская направленность продуктной деятельности» К.Н. Поливанова

«Поиск новых видов социальной активности». Д.И. Фельдштейн

«Ведущая деятельность подростка – в становлении новых способов социального взаимодействия со взрослыми». В.И. Слободчиков

«Ведущая деятельность подростка общественно – значимая деятельность» В.В. Давыдов

«Ведущая деятельность подростка – интимно – личностное общение» Д.Б. Эльконин

Использование различных коррекционных форм, методов формирования отношения к природе повышает эффективность процесса экологического воспитания подростков. Один из них - метод экологической лабилизации (неустойчивый). Он заключается в целенаправленном коррекционном воздействии на определённые взаимосвязи в образе мира личности, в результате которого возникает психологический дискомфорт, обусловленный открывшимся пониманием неэффективности сложившихся стратегий индивидуальной экологической деятельности. По сравнению с другими методами психолого – педагогической коррекции субъективного отношения к природе он используется значительно реже, хотя именно на занятиях с подростками лабилизирующие приёмы в сочетании с другими методами наиболее эффективны.

Экологическое понимание природы возникает в результате нашего постоянного общения с ней, в результате обобщения впечатлений от общения с природой. Формирование экологического сознания начинается с природных объектов, входящих в систему личностных ценностей человека. Для многих людей в число таких ценностей входят домашние животные. При общении с подростками выяснилось, что им наиболее близка именно эта тема. О своих и не только своих питомцах и любимцах они готовы говорить бесконечно. Рассказывая о животном, ребёнок раскрывается, позволяя другим заглянуть в свой внутренний мир. Часто в таких беседах поднимается проблема жестокого, бездумного отношения к животным. Задача педагога так организовать занятие, чтобы на волне возникшего эмоционального состояния учащиеся совершили конкретные дела и поступки, направленные на решение выявленной проблемы.

В качестве примера можно привести одно из таких занятий. Информационной основой занятия является статья «Кролики и косметика», опубликованная в одном из номеров экологической газеты «Берегиня».
Тема занятия: «Кролики и косметика»
Цель занятия: создание у обучающихся мотивации к практической экологической деятельности.

Задачи:

1. Актуализировать знания и опыт общения детей с домашними животными.

2. Продолжить знакомство учащихся с периодическими изданиями, поднимающими экологические проблемы.

3. Развивать умение усваивать, анализировать полученную информацию, умение выявлять проблему, формулировать и высказывать собственное мнение.

4. Реализовать потребность подростков в совместной практической экологической деятельности.

5. Познакомить детей с такой формой экологической работы как экологическое письмо.

6. Показать перспективы и необходимость дальнейшей работы по решению проблемы тестирования продукции косметических фирм на животных.

Возраст учащихся: 13 – 15 лет

Количество детей в группе: 10 – 12 человек

Продолжительность занятия: 2 – 3 часа (в условиях детского лагеря – более 3 часов)

Материалы: бланки для анкетирования, статья «Кролики и косметика», ручки, карандаши, бумага писчая, ватман, маркеры, конверты с марками.

Оборудование: видеокамера, телевизор, оргтехника.

Основные этапы занятия:

  1. Создание у учащихся мотивации к изучению темы (беседа).

  2. Основная часть:

Теория: чтение и обсуждение статьи «Кролики и косметика», выявление проблемы и поиск путей решения проблемы (мозговой штурм).

Практика: творческая работа в микрогруппах по изучению информации о косметических фирмах и созданию экологических писем, видеосюжетов, листовок и т. д.

3. Заключительная часть: представление наработанных материалов.

Планирование дальнейшей работы в данном направлении.

Примерный ход занятия:

1. Занятие начинается с беседы о домашних питомцах. Учащимся предлагается примерный план рассказа о животных:

Какие животные есть у тебя дома? Как они попали к вам, как зовут твоих питомцев? Для чего они вам нужны? Кто за ними ухаживает и т. д.

Если у ребёнка нет дома животных, он может рассказать, почему их нет, какое животное он хотел бы завести?

Тема беседы близка всем и не оставляет равнодушных. В процессе общения дети больше узнают друг о друге, возникают новые направления обсуждаемой темы, поднимаются проблемы, связанные с пребыванием животных в городе. Например, беспризорность животных и другие.

Задача педагога на данном этапе занятия - создание эмоционального настроя, необходимого для перехода к следующей части.

Основной вывод, который озвучивает руководитель: мы все любим наших питомцев, осознаём ответственность, заботимся о них, нас волнует судьба животных, попавших в беду.

2. Затем педагог подводит учащихся к основной части занятия и предлагает прослушать статью «Кролики и косметика», опубликованную в газете «Берегиня». В ней успешно использован метод экологической идентификации. Содержание статьи резко отличается от содержания беседы, проведённой в начале занятия и это противоречие помогает реализовать метод экологической лабилизации. После чтения следует обсуждение. Учащиеся просматривают списки фирм, применяющих тестирование своей продукции на животных и тех фирм, которые отказались от этой практики. Возможно изучение рекламы (журналы, каталоги, проспекты), информации о продукции на упаковках (флаконы, коробки, тюбики).

Задача педагога – создание у подростков мотивации для последующей практической творческой экологической деятельности.

Данный этап завершается «мозговым штурмом» - учащиеся предлагают различные варианты решения данной проблемы. Затем отбираются несколько из них (включая приведённые в статье), которые могут оказать содействие в решении проблемы и под силу учащимся.

3. Следующая часть занятия проходит в форме практической творческой работы в микрогруппах по созданию материалов в защиту животных, используемых для тестирования косметической и других видов продукции. Эффективной формой является экологическое письмо. Каждая группа реализует свой проект.

Педагог корректирует деятельность учащихся, консультирует. Важно, чтобы обращение было направлено к конкретной фирме (например, «Бабушка Агафья»), было достаточно вежливым, аргументированным, эмоциональным и. т. д. Это может быть обычное письмо, видеопослание, письмо от имени животных. Вполне возможно, что дети напишут письма благодарности в фирмы, которые используют гуманные, прогрессивные методы тестирования.

4. На заключительном этапе группы представляют свои материалы – читают, демонстрируют по телевизору. Ребята высказывают своё мнение о работе товарищей, планируют дальнейшую работу по защите животных. Задача педагога помочь детям довести начатое дело до конца.. Информационные материалы должны быть размещены, доведены до населения, письма фирмам должны быть отправлены (по почте или по электронной почте).

Рекомендации:

Приведённое описание занятия даёт представление об общем подходе к развитию эмоционально - ценностного отношения к миру природы у подростков.

Изучив содержание статьи «Кролики и косметика», педагог сумеет включить этот материал в образовательный процесс исходя из конкретных педагогических условий. Рекомендуемый ход занятия достаточно приблизителен. Возможно заполнение анкеты с вопросами о домашних животных. В него можно включить упражнение эколого – психологического тренинга «Подарок на День рождения».

При проведении данного занятия педагог должен чувствовать состояние детей. В случае недостаточно высокого уровня субъективного отношения к животным (выясняется в ходе беседы), если не удалось создать необходимую атмосферу, - лучше направить занятие в другое русло.

Занятие может стать стартом к интересной исследовательской деятельности: изучение ассортимента товаров фирм тестирующих и не тестирующих продукцию на животных, их количественного соотношения на потребительском рынке. Возможно изучение уровня информированности населения о данной проблеме, готовности людей отказаться от продукции фирм, попавших в «чёрный» список. Поднятая на занятии проблема может послужить основой для организации просветительской работы по созданию листовок, информационных листов, выступлений агитбригад.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: