Мультимедийный урок по географии 10 класс Тема урока: Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика
Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика.
(мультимедийный урок по географии)
10 класс
Тема урока: Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика.
По типу данный урок является уроком общего разбора темы и методики ее изучения. По своей дидактической цели это урок сообщения нового материала. По методике проведения это лекция. По организации – урок-лекция.
Целью урока было поставлено расширить представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным темпом воспроизводства.
Исходя из темы урока, мною была поставлена триединая педагогическая цель:
Обучающая: развития совершенствования навыков работы и анализа статистических материалов, определение закономерностей динамики численности населения мира.
Воспитательная: формирование личностного отношения у учащихся к изменению численности населения Земли и факторов, влияющих на изменение воспроизводства населения в странах с разным типом воспроизводства.
Развивающая: развитие творческого и аналитического мышления школьников, креативных способностей. Умение создавать собственную картину окружающего мира на основе познавания его.
Ход урока.
«Смерть каждого человека
это потеря для человечества»
Эрнест Хемингуэй (слайд № 2)
Учебно-воспитательные задачи:
Сформировать представление:
о численности населения Земли;
о типах воспроизводства населения;
о демографической политики в странах с разным темпом воспроизводства населения;
Выяснить закономерности динамики численности мирового населения.
Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
(Слайд № 3)
Изучение нового материала
Динамика численности населения.
В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности населения приводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. С начала XIX века в мире было проведено более 2 тыс. переписей. В настоящее время в мире (за исключением Омана и Катара) не осталось стран, в которых не было бы переписи. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения. Которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину.
По подсчетам статистиков-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд. человек. Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек. Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту – 175, каждый час – 10,4 тыс., каждые сутки – 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц – население такой страны, как Австралия или Тунис. (Слайд № 4)
Население вплоть до XVII-XVIII веков росло медленно и к тому неравномерно (анализ рисунка слайда № 5). В чем причины, небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватка продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развитая медицина.) О численности мирового населения и темпах роста дает представление таблица (Слайд №5). Как видно из таблицы, в течение XIX века численность населения возросла на 710 млн. человек, а в течение XX века – на 4590 млн. Причем наибольшие темпы роста населения пришлись на 60-80-е годы XX века, когда число жителей планеты выросло более чем в 1,5 раза. Такой резкий скачок численности населения получил название «демографический взрыв». Он явился результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах вследствие улучшения медицинского обслуживания, развития методов борьбы с эпидемиями (прежде всего в развивающихся странах). (Слайд № 6)
Численность население мира.
Численность население мира в настоящее время составляет более 6 млрд. человек.
Страны мира резко различаются по числу жителей. Анализ карты стран с численностью населения. (Слайд № 7)
Воспроизводство население.
Динамику численности населения определяет процесс воспроизводства населения. Это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Рождаемость и смертность – это число родившихся или умерших за год в расчете на 1000 жителей.
Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом.
Р – С = ЕП Р - рождаемость, С – смертность, ЕП – естественный прирост. (Слайд № 8) Учащиеся с помощью карт атласа заполняют таблицу «Естественный прирост населения» После заполнения и анализа таблицы учащиеся делают вывод. Высокий уровень естественного прироста характерен для стран с низким уровнем экономики, развивающимся странам. Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий уровень прироста населения. Проверка качества заполнения таблицы происходит с помощью слайда № 9.
Два типа воспроизводства населения.
Выделяются два типа воспроизводства населения. Которые имеют свои характерные черты. (Слайд № 10)
Первый тип воспроизводства населения | Второй тип воспроизводства населения |
|
|
«Формула воспроизводства» населения 13 – 9 = 4 | «Формула воспроизводства» населения 29 – 9 = 20 |
Характерен для стран Зарубежной Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии и Японии | Характерен для стран Африки, Латинской Америки и Зарубежной Азии |
Учащиеся определяют разницу двух пирамид. Почему они имеют именно такой вид? По каким параметрам можно судить о ее принадлежности к тому или иному типу воспроизводства населения?
Суженный тип воспроизводства характерен для стран с «нулевым» или близким к нему естественным приростом, т.е. такие страны, где смертность превышает рождаемость. Демографы называют это явление депопуляцией или демографическим кризисом.
Для расширенного типа характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности.
Депопуляция (от франц. Depopulation) – уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства. Приводящего и его к абсолютной убыли.
Социально-экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости:
Высокий уровень социально-экономического развития (в семье растут доходы, и уменьшается число детей);
Высокий уровень урбанизации – 75%, быстрый рост доходов (в сельской местности рождаемость выше, в городах рождаемость ниже);
Изменение статуса женщин, эмансипация и появление новой системы ценностей;
Увеличение доли старших возрастов – «старение нации» (в Великобритании, Франции и др.), уменьшение возраста молодых;
Последствие войн, и военных конфликтов, терроризм;
Природные и техногенные катастрофы.
Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости:
Низкий уровень развития экономики, с преобладанием сельского хозяйства
Невысокий уровень урбанизации – 41% (в сельской местности рождаемость выше);
Своеобразный общественный уклад. Религиозные обычаи, поощряющие многодетность;
Подневольное положение женщин, ранние браки;
Использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями, улучшение санитарной культуры;
Запреты по планированию семьи в мусульманских странах. (Слайд № 11)
Слайд № 12 анализ и сравнение таблиц с показателями стран с высокими и низкими показателями прироста населения.
Демографическая политика
Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении.
Демографическая государственная политика в зависимости от своей направленности дает определенные результаты. В основном ее действенность направляется в изменении рождаемости в стране. В странах с первого типа воспроизводства населения демографическая политика направлена на повышения рождаемости, а второго типа – наоборот, на уменьшение. (Слайд № 13)
Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства | Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства |
|
|
Первой страной, где приняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Индия. В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающие страны.
Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах тропической Африки, где сохраняются национальные традиции многодетных семей.
Закрепления нового материала
Учащиеся отвечают на вопросы учебника.
«Как вы объясните?» № 1
«Как выдумаете?» № 1, № 4
«Знаете ли вы?» №1
«Можете ли вы?» №2,5,6а
Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется высокая рождаемость?
Какую демографическую политику вы порекомендовали бы вы среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительными резервами пригодных для обработке земель?
Какую демографическую политику вы бы порекомендовали правительству страны с низким уровнем развития, высокой плотностью населения, ограниченными землями под пашню?
Домашнее задание.
Стр. 57-65
Самостоятельно сделать схему демографического перехода с примерами стран.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: