NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Муниципальное бюджетное общеобразоватнльное учреждение


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ИМ. О.В. ГУДКОВА

Использование контрольно-измерительных материалов (тестов) на уроках географии как средство

объективного контроля общеучебных

и специальных умений учащихся

Автор опыта:

Бойко Елена Ивановна

учитель географии

МБОУ СОШ №5

г.Георгиевска

Георгиевск

2013

Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта.

На сегодняшний день существует множество способов контроля качества знаний учащихся. Для оперативной проверки качества знаний учащихся все чаще используется тестирование, т.к. тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения разного уровня сложности заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, терминов и пр. Оценивание результатов тестирования носит более объективный характер, значительно сокращаются временные затраты на проверку знаний.

Актуальность опыта.

В настоящее время управление педагогическим процессом в любом учебном заведении эффективно лишь при наличии оперативной и адекватной системы обратной связи. Современная дидактика признаёт, что проблема создания и внедрения в широкую практику образовательных стандартов по всем учебным предметам в средней школе, самым тесным образом связана с другой, не менее важной — достоверности и надёжности измерения уровня (степени) обученности человека в соответствии с каким-либо из этих стандартов.

Использование в образовательных учреждениях различных систем многоэтапного контроля знаний и умений учащихся вызывает необходимость разработки и апробации разнообразных взаимосвязанных средств входного, текущего и итогового контроля. Систематический объективный контроль даёт сведения об эволюции качества образования обучающихся.

Ключевую роль в общем мониторинге качества географического образования играет текущий и итоговый контроль, осуществляемый учителем географии. Систематический плановый контроль помогает оценить правильность организации учебно-воспитательного процесса по географии и эффективность использования современных методов и приемов обучения по предмету.

Данная тема опыта является особенно актуальной в последнее время, так как важной задачей учителя становится квалифицированная помощь ученикам в подготовке к ЕГЭ, состоящему из заданий в тестовой форме. Использование апробированных в рамках ЕГЭ заданий части А и В при текущем контроле, с одной стороны, позволит учителю получать более полную картину состояния сформированности знаний и умений, а с другой — подготовит учащихся к тематическому и итоговому контролю.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью использования стандартизированных контрольно-измерительных материалов (тестов) на уроках географии и недостаточностью методической разработанности по использованию данных средств как объективного контроля общеучебных и специальных умений учащихся.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Контроль знаний учащихся является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся. Тестовая технология является одним из наиболее эффективных средств контроля подготовки учащихся по предмету. Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков учащихся и сформированности представлений, выявить индивидуальный темп обучения, проблемы в текущей и итоговой подготовке. Использование тестовых заданий при текущем или итоговом контроле позволяет существенно экономить время учителя на уроке.

Географические тесты также позволяют:

  • дать оценку знаний основного теоретического, а так же необходимого фактического материала;

  • выявить широту географического кругозора;

  • показать умение ответить на нестандартный вопрос;

  • выявить знания, необходимые географу в смежных науках: физике, химии, биологии, экологии, экономике.

Каждая форма контроля знаний учащихся имеет свои преимущества и недостатки. Главное преимущество тестов в том, что они позволяют провести объективную независимую оценку уровня обученности учащихся в соответствии с Государственным образовательным стандартом и едиными требованиями. К достоинствам этого метода также можно отнести возможность за сравнительно короткое время обобщить и систематизировать учебный материал, проверить глубину знаний.

В числе недостатков тестовых заданий называют вероятность угадывания или списывания правильного ответа не знающим материала учащимся. Для уменьшения вероятности угадывания наряду с правильным ответом должно быть представлено достаточно много неправильных. Тесты также не позволяют проверить усвоение всех вопросов содержания, умение логически рассуждать и излагать свои мысли. Поэтому желательно использовать тестовый контроль в сочетании с традиционными формами и методами проверки, в частности с применением вопросов и заданий со свободным ответом.

Длительность работы над опытом.

Внедрению данной темы в учебный процесс я посвятила шесть лет (с 2006 г. по 2011 г.). Самоанализ уроков дает картину положительного результата применения тестов для обобщения и систематизации учебного материала, дает возможность сделать вывод об объективной оценке уровня знаний, умений, навыков учащихся и сформированности представлений, а также об индивидуальном темпе обучения, проблемах в текущей и итоговой подготовке.

Первый этап нашей работы (2006-2008 г.г.) включал проведение диагностирования знаний, умений и навыков в традиционной форме.

Второй этап (2009 г.) – практическую деятельность по формированию умений работы с тестовыми заданиями, выбор направления работы с одаренными детьми. Работа с одарёнными детьми требует индивидуального подхода. В работе с такими учащимися нужно использовать не столько больший объём заданий, сколько учитывать их желание выполнять сложные задания, способность мыслить творчески, логически, стремиться к успеху.

На третьем этапе (2011 г.) нами отслеживалась результативность опыта и проводилась диагностика и обобщение шестилетнего эксперимента.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта охватывает систему «урок – внеклассная работа», что позволяет охватить весь учебно-воспитательный процесс по предмету.

Во внеклассной работе отдается предпочтение тем формам, которые наиболее интересны детям: различные викторины, конкурсы, включающие элементы тестирования. Внеклассная работа является занимательным продолжением урока, где азарт и интерес помогают закрепить приобретенные знания, умения и навыки.

Теоретическая база опыта.

При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет учащимся самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить об обучающем потенциале тестовых заданий.

Можно придерживаться несколько иного определения, авторство которого принадлежит достаточно большой группе специалистов из различных регионов России, которые в 1997-1998 гг. принимали участие в работах по согласованию понятийного аппарата тестологии.

Тест - это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Новизна опыта.

Научная новизна обобщения опыта заключается в разработке собственного творческого подхода к использованию тестовых заданий на уроках географии. Данный подход выражается в поэтапном овладении учащимися специальными умениями и навыками в работе с тестовыми материалами.

Реализация данной идеи представляет собой апробацию разноуровневых тестовых заданий, позволяющих использовать их обучающий потенциал. Таким образом, в процессе обучения осуществляется личностно-ориентированный подход. Работа в данном направлении определяет эффективность практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля, а также будет способствовать повышению результативности учащихся в ЕГЭ.


Раздел II. Технология опыта
Целью работы является формирование практических компетенций учащихся с помощью разноуровневых тестовых заданий, создание условий для творческой самореализации личности ребенка и мотивации к успешному участию в конкурсах, олимпиадах по предмету.

Указанная цель предопределяет решение следующих педагогических задач:

  1. Выявить и создать систему педагогических условий для творческой самореализации личности ребенка.

  2. Сформировать навыки и умения работы с тестовыми материалами.

  3. Сформировать навыки овладения определенным уровнем коммуникативной компетенции, необходимой для решения практических задач.

  4. Развить самостоятельность учащихся.

Средства достижения цели.

В педагогической деятельности применяю следующие методы обучения: проблемный, частично поисковый, исследовательский. Осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении, использую в практической деятельности разноуровневые тестовые задания, которые помогают проверить знания, умения, навыки учащихся.

К настоящему времени сложилась практика организации различных видов тестирования, требующих соответственно разных тестов, попытаемся представить наиболее полную классификацию тестов, в которой кроме тестов учебных достижений представлены и другие виды тестов, в частности различные психодиагностические методики.

1. По процедуре создания могут быть выделены стандартизированные и нестандартизированные тесты.


Стандартизируются процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных.

При создании теста обычно ставится задача включить в него основное, главное, что учащиеся должны знать и уметь в результате обучения. Не обязательно, чтобы все основные знания, умения, навыки и представления входили в тест; некоторые из них заметно связаны между собой по содержанию и потому могут быть взаимозаменяемыми. При тестировании школьников выявляются как знание, так и незнание, что достигается посредством системы заданий, нацеленных на отделение знания от незнания у каждого тестируемого. Учащиеся чувствуют, что они чего-то не знают, но не всегда осознанно могут сформулировать, что конкретно они не знают. Использование тестов позволяет вскрыть заблуждения такого рода, сориентировать внимание учителей и учащихся на ликвидацию обнаруженных пробелов.

Какие же принципы необходимо соблюдать для отбора содержания тестовых заданий?

1) Значимость материала. Этот принцип указывает на необходимость включения в тест только тех элементов знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, без которых знания становятся неполными, с многочисленными пробелами. Такие элементы ввиду их важности называют структурными. В тест, следовательно, нужно включать только те материалы, которые выполняют роль опорного (структурного) каркаса в индивидуальном знании.

  1. Научная достоверность. Все спорные точки зрения, которые существуют в науке, не рекомендуется включать в тестовые задания. В тест включается только то содержание учебной дисциплины, которое признано объективным истинным и поддается рациональной аргументации.

3) Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки. Этот принцип вытекает из естественной необходимости готовить специалистов и проверять их знания не только на научно достоверном материале, но и соответствующим современным представлениям.

4) Репрезентативность.

В тест не только включают значимые элементы содержания, но и обращают внимание на полноту и их достаточность для контроля. В самом деле, можно взять пять-шесть элементов и проверить по ним знания учащихся. Но где уверенность, что они знают другие важные элементы содержания учебной дисциплины? Путь к появлению такой уверенности лежит в наиболее полном отображении необходимого знания в заданиях теста. Принцип репрезентативности не означает обязательного включения в окончательный вариант теста всех значимых элементов содержания. Ведь многие из них явно связаны между собой в общей структуре знаний, полностью или частично включены один в другой.

  1. Комплексность и сбалансированность.

Тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы, даже если эта тема – основополагающая в учебной дисциплине. Необходимо искать задания, комплексно отображающие основные – если не все – темы учебного курса. Другая сторона рассматриваемого принципа – стремление сбалансировано отобразить в тесте основной теоретический материал – понятия, законы, закономерности, гипотезы, факты структурные компоненты теории – вместе с методами научной и практической деятельности, с умениями эффективно выполнять типовые профессиональные задания. Последние могут трансформироваться в форму тестовых заданий на установление соответствия или правильной последовательности, превращаясь в дидактическую модель, используемую одинаково успешно и для контроля, и для обучения.

  1. Взаимосвязь содержания и форм.

При рассмотрении этого общего диалектического принципа применительно к тестам невольно возникает ассоциация с искусством. Настоящее искусство представляет собой, по словам Гегеля, законченное внутри себя соединение содержания с вполне соответствующей ему формой. Точно так же и настоящий педагогический тест можно охарактеризовать как результат взаимовлияния содержания заданий и наиболее подходящей им форм. При этом тестовую форму надо рассматривать вместе с содержанием, как активную составляющую взаимодействия.


Тесты используются для текущего, тематического, итогового контроля знаний.

Мною разработаны разноуровневые тестовые задания для формирования регионального банка тестовых заданий по предметам базисного учебного плана в 9 классе по темам «Топливно-энергетический комплекс, комплекс конструкционных материалов» и «Центральная Россия» (Приложение 1).

В процессе работы над опытом автором были разработаны итоговые тесты по географии для 6 класса (Приложение 2), для 7 класса (Приложение 3), для 8 класса (Приложение 4), для 9 класса (Приложение 5). По курсу экономической и социальной географии мира также представлены итоговые тесты в 10 классе (Приложение 6) и в 11 классе (Приложение 7).


Аттестационные темы могут достаточно полно проверять уровень обученности по всему материалу учебной дисциплины в отличие от обычных форм аттестации, при которых учащийся отвечает только на те несколько вопросов, которые ему определяет случай. Как правило, тест для текущей проверки направлен на выявление усвоения учащимися научных фактов, конкретного материала. Для тематической проверки используют тесты, контролирующие усвоение школьниками более обобщенных знаний, понятий, законов, а также овладение различными видами учебной деятельности, в том числе и практической. Тематические тесты могут содержать до 25 заданий, полугодовые и годовые тесты – более 25 заданий, они используются в основном для подведения итогов обучения.

Обычно тестовые задания формулируют не в виде вопросов, а как утверждения, которые в зависимости от ответов учащихся превращаются в истинные или ложные высказывания.

Различают 4 основные формы тестовых заданий:

Закрытые задания, в которых ученик выбирает один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов (обычно – один ответ).

  1. Задания на соответствие.

  2. Задания на установление правильной последовательности.

  3. Открытые задания, в которых ответ конструирует сам ученик.

  4. Закрытые задания.

Закрытые задания составляются следующим образом: кратко формулируется задание, и предлагается 4-5 вариантов ответов, один из которых правильный. При меньшем числе вариантов ответов довольно высока вероятность случайного угадывания. Перед выполнением таких заданий дается инструкция к их выполнению: обведите кружком номер правильного ответа.

Приведем несколько примеров закрытых заданий из курса географии 9 класса:

  • Выбрать отрасль промышленности, получившую в Центральном районе широкое распространение раньше других:

1) машиностроение,

2) текстильная промышленность,

3) пищевая промышленность,

4) химическая промышленность.

  • Найти ошибку в перечне отраслей специализации промышленности Центрально – Черноземного района:

1) черная металлургия,

2) машиностроение,

3) химическая промышленность,

4) цветная металлургия.

Суть тестовых заданий на соответствие заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элемента другого. Слева в столбец записывают 2-5 понятий, определений, пронумерованных цифрами, справа – желательно в два раза большее число ответов, обозначенных буквами. Каждому понятию или определению соответствует один правильный ответ в правом столбце.

Приведем пример заданий на соответствие из курса географии 8 класса:

  • Установите соответствие.

1. Ветер на Байкале. А. Гидролакколит.

2. Холм с ледяным ядром. Б. Трапп.

3. Магматическая порода. В. Сарма.

  • Установите соответствие между природными зонами и их характерными особенностями.

Природная зона Характерная особенность

1. Пустыня А. Главный район оленеводства

2. Тундра. Б. Некоторые животные впадают летом в спячку

3. Лесостепь. В. Дерново-подзолистые почвы

4. Смешанные леса. Г. Распространена эрозия почв


  • Установите соответствие между географическими объектами и частями Дальнего Востока.

Часть Дальнего Востока Объект

1. Материковая А. Вулкан Алаид

2. Полуостровная Б. Срединный хребет

3. Островная В. Гора Ледяная

Для проведения открытых тестовых заданий перед формулировкой задания дается инструкция: дополните. В этой форме заданий не дается готового ответа, он конструируется учащимися. При этом даются такие задания, чтобы в ответе содержалось 1-2 слова, числа. Предполагаемый ответ должен быть точным и кратким, поэтому текст задания составляется очень внимательно (Приложение 8).

Например, задания из курса географии 8 класса:

  • Дополните предложение.

Восточно-Европейская равнина протянулась с запада на восток более чем __________ километров от _______________ гор на ______________ до _________ на западе.

  • Дополните предложение.

Урал протянулся более чем на _____________ километров от побережья _____________ моря до степей _______________.

  • Дополните предложение.

На юге Дальнего Востока дуют ветры _____________; зимой они дуют с _____ на _________, а летом с _________ на ___________ . Расположение Дальнего Востока на контакте литосферных плит является причиной частых землетрясений, которые вызывают волны ________________.

Число таких заданий в тесте бывает, как правило, небольшим. Они считаются более трудными для выполнения учащимися, чем закрытые задания; в этом случае вероятность отгадать правильный ответ равна нулю. Чаще всего при составлении тестов учителя используют сразу несколько форм тестовых заданий.

Приведем пример тестовых заданий по теме «Географическое положение и границы России» в 9 классе.

  1. Дополните предложения.

Положение страны на экономической карте мира – это __________, а на политической - ____________. Часть территории государства, окруженная другими государствами, называется ____________________. Калининградская область России является _______________, так как с запада омывается Балтийским морем.

2. Установите соответствия.

Сторона горизонта Крайняя точка России

  1. Север. А. Куршская коса.

  2. Юг. Б. Мыс Дежнева.

  3. Восток. В. Мыс Челюскина.

  4. Запад. Г. Гора Базардюзю.


3. Укажите моря, которыми омывается территория России:

а) Белое, Баренцево, Северное;

б) Балтийское, Чёрное, Азовское;

в) Восточно-китайское, Каспийское, Эгейское;

г) Японское, Карское, Красное.

4. Укажите страны, с которыми Россия имеет только морские границы:

а) Грузия, Казахстан; в) США, Япония;

б) Швеция, Турция; г) КНДР, Белоруссия.

5. Горы Саяны расположены вдоль границы России с:

а) Китаем; в) Казахстаном;

б) Монголией; г) КНДР.

6. Дополните предложения.

Площадь России равна ___________ км². Наша страна занимает

________ место в мире по площади и ___________ место по населению.

7. Укажите верное утверждение:

а) Россия превосходит Канаду по площади.

б) Россия вместе с Бразилией и США входят в пятёрку крупнейших по населению стран.

в) Россия граничит с 18 государствами.

г) Россия имеет выход к трём морям Атлантического океана и трём морям Тихого океана.

Тестовые задания могут использоваться учителем не только для контроля знаний учащихся. С помощью тестовых заданий можно организовать самоконтроль учащихся в учебной деятельности. Такие задания позволяют формировать у школьников способы осуществления самоконтроля и самостоятельно проверять свои знания по теме, определить уровень подготовки. При составлении и использовании тестовых заданий нужно учитывать следующие моменты:

  1. Содержание заданий должно соответствовать требованиям к результатам обучения по теме.

  2. Необходимо применять разнообразные задания, чтобы контроль и оценку учебной работы учащиеся могли проводить на разных этапах урока.

  3. Важно обеспечить корректировку самоконтроля на основе оценки его объективности.

Выполнение таких тестовых заданий осуществляется по разному. В одних случаях они выполняются в парной работе, при этом организуется взаимоконтроль. Обычно для этих целей используются тесты соответствия и логического ранжирования. В других случаях тестовые задания после их выполнения обсуждаются фронтально, что позволяет выделить способы осуществления самоконтроля и развивать у учащихся монологическую речь – необходимое условие самоконтроля. Здесь можно использовать тесты утверждения и дополнения с конструктируемыми ответами – листы рассказов. Среди тестовых заданий есть и такие, при выполнении которых учащиеся осуществляют самоконтроль по определенному разделу темы с подсчетом рейтингового балла. Порядок осуществления самоконтроля в этом случае следующий:

  1. Каждый ученик записывает в тетрадь тему и вариант тестового задания. Затем в течение определенного времени отвечает на поставленные вопросы.

  2. По окончании отведенного времени учитель сообщает правильные ответы.

  3. Учащиеся сравнивают свои ответы с указанными учителем и оценивают их.

Обобщая все выше сказанное, следует отметить, что тестовая технология более эффективное средство контроля подготовки учащихся в сравнении с другими методами. Но при этом, конечно же, было бы серьезной ошибкой отказаться от традиционных методов контроля. Расширившиеся возможности в трудоустройстве и поступлении в различные образовательные учреждения связаны с необходимостью сдачи международных экзаменов разного уровня, нередко проводимых в форме тестирования, Кроме того, российская высшая школа также постепенно осваивает тесты, и все чаще предъявляет их абитуриентам и студентам. В связи с этим целесообразно знакомить учащихся средней школы с тестовой технологией и формировать у них специфические навыки тестирования.

Средства обучения должны быть также разнообразны. Неоценимо яркое, вступительное слово учителя, дающего направление деятельности.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Учащиеся включаются в учебную деятельность, если мы имеем на вооружении большой запас вариантов практических заданий, оригинальных начал уроков, обилие дополнительного материала, большой спектр вариантов оценки деятельности учащихся, начиная от самоанализа и не завершая рейтинговой системой (познание в любой области бесконечно).

Общеизвестные истины учитель должен уметь преподнести так, как если бы в них содержалась тайна: ребенок именно так познает мир, все для него разгадывается. А радость удивления – стимул к успеху.

Для повышения эффективности уроков в педагогической практике используется игровой тестовый методический прием ″Географическая рыбалка″. Данный прием может быть использован на уроках 5, 6, 7 классах.

″Географическая рыбалка″ представляет собой игру с использованием тестовой технологии. Для организации игры необходимо картонное озеро и фигурки рыбок, изготовленные из картона и ярко раскрашенные. К каждой рыбке прикрепляется скрепка, к которой крепятся вопросы. Главным атрибутом игры является удочка, к которой на леске или нити крепится магнит, выполняющий роль крючка.

Вопросы для ″Географической рыбалки″ могут подготавливаться (придумываться) учителем, учениками данного класса, других классов. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам, вопросы для работы с географической картой. Рыбки с вопросами раскладываются по озеру, и начинается игра.

Ученики начинают по очереди вынимать рыбок, потом рыбки переворачиваются, зачитывается вопрос и варианты ответов, из которых через небольшой промежуток времени (максимально через 20 секунд) ученик должен выбрать верный ответ. Кроме того, существует необычная рыбка, которая не содержит вопроса, но ″поймавший″ такую рыбку ″рыболов″ получает дополнительный балл.

В чем преимущество такой игры перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою ″участь″, т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную отметку. Примечателен тот факт, что отвечающего оценивают одноклассники путем высказывания своих оценочных мнений. Желательно при оценивании ориентироваться на сильных учеников, которые действительно знают материал. Если вдруг оценка поставлена учащимися необъективно (или дети не знают правильного ответа), учитель разъясняет сущность вопроса, проговаривает правильный ответ и сам выставляет оценку.

При проведении ″Географической рыбалки″ в классе царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном. Она хорошо влияет на развитие мотивационных аспектов изучения предмета, а также позволяет учащимся усовершенствовать эмоционально – волевую сферу и увеличить скорость мыслительных операций (Приложение 9).

Каждый урок имеет свой алгоритм учебной деятельности школьников, свои поэтапные действия учителя.

При осуществлении текущего и итогового контроля параллельно с тестами широко применяю проверочные карты-схемы, которые изготавливаю, используя точную картографическую основу. В зависимости от тематики на данных картах-схемах выделяю разнообразные объекты: формы рельефа (например, формы рельефа Русской равнины изображаю графически или рельеф России где схематично выделяю горы и равнины), гидрологические объекты (озера и реки Русской равнины – 8 класс, внутренние воды материков – 7 класс, части океанов – 6, 7 класс), объекты номенклатуры (береговая линия материка – 7 класс).

Данные объекты на картах – схемах изображаю цифрами. Учащимся предлагается, работая с картой – схемой, указать географический объект, соответствующий каждой цифре. Подобные задания позволяют закрепить изученный материал, формируют у учащихся умение работать с географической картой, а также позволяют повысить качество географических знаний каждого ученика.

Результаты используемых методик диагностики по теме опыта.

Результаты диагностики по формированию СУН работы с тестовыми материалами, коммуникативной компетенции и развитию самостоятельности отслежены на примере одного класса параллели за три года. Для определения результативности работы нами была использована методика изучения отношения к учебным предметам по Г.Н. Казанцевой. Данная диагностика позволила сделать вывод о том, что положительное отношение к предмету отмечают 92% учащихся. Диагностика сформированности коммуникативной компетенции проводилась по методике Иванова Д.А. и Жукова Ю.М. «Коммуникативные и организаторские способности». Нами была составлена диагностическая карта, которая позволила провести анализ уровней развития коммуникативной компетенции учащихся.

Таблица 1.

Диагностическая карта уровней развития коммуникативной

компетенции учащихся


уровень развития компетентности

9 класс

10 класс

11 класс

первый уровень устной компетентности: ученики владеют навыками обсуждения сравнительно простых проблем в группе сверстников

45%

7%

5%

второй уровень: ученики способны не только обсуждать проблему в малой группе, но и делать небольшие выступления, презентации

40%

63%

25%

третий уровень: ученики могут поддерживать дискуссию относительно сложных предметов адекватно ее целям и ситуации, развиты умения слушать, учитывать особенности других сверстников, стимулировать окружающих к эффективному участию

15%

30%

70%


Анализ параметров и показателей сформированности самостоятельности учащихся подросткового возраста осуществлялся нами по методике Л.В. Жаровой «Оценка учителями параметров самостоятельной деятельности учащихся». Объектом измерения при данной диагностике являлись такие качества как мотивация, активность, организованность, ответственность, которые проявляются при выполнения заданий.

В результате проведенной диагностики было установлено, что устойчивый комплекс мотивов сформирован у 82% учащихся, высокий уровень творческой активности у 85% учащихся, высокий уровень организованности при планировании этапов и способов деятельности выявлен у 87% учащихся и высокий уровень ответственности при выполнении работы без внешнего контроля показали 95% учащихся.

Библиографический список


  1. Аванесов, В.С. Основы теории разработки заданий в тестовой форме. - М.: ИЦПКПС, 2001.

  2. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: АДЕПТ, 2000.

  3. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.138-149.

  4. ЕГЭ–2008: География: реальные задания / авт.-сост. Ю.А. Моргунова. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

  5. Иванова М.Н. Условия педагогического общения для развития самостоятельности школьников. - СПб.: Образование - культура, 2003. – 100с.

  6. Кошевой, В.А. География. Тесты. – М.: Дрофа, 2002.

  7. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование, 2000.

  8. Мартемьянов, В.В. Игросистема в преподавании географии // География в школе. 2001. №8.

  9. Методика обучения географии в школе. Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997.

  10. Митрофанов, И.В. Тематические игры по географии. М.: ТЦ Сфера, 2002.

  11. Михайлычев, Е.А. Дидактическая тестология. – М.: Народное образование, 2001.

  12. Пятунин, В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. – М.: Дрофа, 2002.


Приложение к опыту
Приложение 1. Разноуровневые тестовые задания для формирования регионального банка тестовых заданий по географии
Приложение 2. Итоговый тест по начальному курсу географии (6 класс)
Приложение 3. Итоговый тест по курсу географии (7 класс)
Приложение 4. Итоговый тест по географии (8 класс)
Приложение 5. Итоговый тест по географии (9 класс)
Приложение 6. Итоговый тест по географии (10 класс)
Приложение 7. Итоговый тест по географии (11 класс)
Приложение 8. Географический диктант (11 класс)






страница 1


скачать

Другие похожие работы: