NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей г. Козьмодемьянска»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей г.Козьмодемьянска »


«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по ВР

_______________ Е.Г. Тойватрова
«02» сентября 2013 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор муниципального общеобразовательного учреждения

«Лицей г. Козьмодемьянска»

________________ В. В. Толстов

Приказ № 1/5

от «02» сентября 2013 г.




Образовательная программа

дополнительного образования детей по хореографии

«Многогранность»
рассчитана на 5 лет обучения, для детей от 7 до 18 лет

Автор: Сюкрина Вера Петровна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»

г. Козьмодемьянск

2013 год

ВВЕДЕНИЕ

В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте, подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балетные спектакли. Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX и XXI века принесли с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая связывает творчество жизни со свободным творчеством...»

Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.

Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования детей по хореографии «Многогранность» разработана на основе авторской программы «Синтез» [1] и в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей [2], с учетом программы развития МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска», утвержденной на заседании педагогического совета лицея (Протокол №3 от 30 декабря 2011г.).

Образовательная программа дополнительного образования детей по хореографии «Многогранность» соответствует начальному общему и основному общему уровням образования и имеет культурологическую направленность.

Актуальность, педагогическая целесообразность. На современном этапе развития, когда дети часто находятся в атмосфере различной негативной информации, российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, воспитания патриотизма у детей и молодежи. Занятия хореографией воспитывают терпимость и уважение к людям, русской культуре и культурам других народов, приобщая их к общечеловеческим ценностям, что является профилактикой асоциального поведения. Занятия хореографией развивают детей физически, делают их здоровее, выносливее, они помогают детям и подросткам осознать, что для достижения определенных успехов в любой деятельности, будь это обычное дело или занятия искусством – необходим труд, требующий настойчивости, готовности постоянно совершенствовать свои знания и умения. Это развивает стремление личности к познанию и творчеству. России как никогда нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Именно на это сегодня обращает внимание современное общество и современное дополнительное образование.

Цель программы – создание благоприятных условий для индивидуального творческого развития воспитанников, формирование гармонически развитой, конкурентоспособной личности, через хореографическую деятельность.

Задачи программы.

Обучающие задачи:

  • обучить детей двигаться под музыку, передовая ее темповые, динамические, метроритмические особенности;

  • научить основным элементам танцевальной азбуки;

  • научить основным элементам различных танцевальных стилей и направлений;

  • познакомить с историей танцевальной культуры;

  • познакомить с основами актерского мастерства;

  • научить применять полученные знания (осуществлять постановки несложных танцевальных композиций для классных и общешкольных мероприятий).

Первый год обучения:

  • познакомить с историей возникновения и развития хореографического искусства,

  • научить выполнять правильную постановку корпуса, головы, позиции рук, ног;

  • научить простейшим танцевальным шагам;

  • сформировать первоначальные представления о музыке (характер, темп, музыкальный размер, ритм);

  • научить ориентироваться в пространстве класса, сцены (точки);

  • научить выполнять продвижения, построения и перестроения по точкам и направлениям;

  • научить выполнять подскоки и повороты;

  • научить четко и грамотно исполнять программные движения и танцы;

  • научить выполнять простейшие упражнения партерной гимнастики;

  • научить двигаться под музыку, выполнять ритмично как упражнения разминки, так и простые танцевальные движения;

  • научить передавать заданный образ с помощью мимики и жестов;

Второй год обучения:

  • познакомить с историей возникновения народного танца, возникновение классического танца и генетическими связями народного, бального и эстрадного танцев;

  • научить слышать музыкальные фразы, различать динамические оттенки музыки;

  • познакомить с терминологией классического танца;

  • научить простым элементам классического экзерсиса;

  • научить выполнять различные прыжки, простые вращения;

  • научить выполнять простейшие элементы партерной гимнастики;

  • научить выполнять танцевальные движения с предметом;

  • выработать пластичность в движениях;

  • познакомить с основными понятиями современной хореографии и научить простейшим элементам;

  • научить движению в паре по кругу, по линии, по диагонали;

  • сформировать умение уверенно и эмоционально выступать на сценической площадке перед различными категориями зрителей;

  • научить исполнять простые элементы народного танца;

Третий год обучения:

  • познакомить с основными стилями и направлениями хореографии ХХ века. Спортивные бальные танцы;

  • научить выполнять не сложные комбинации из элементов классического экзерсиса;

  • научить вступать в движение поочередно (каноном);

  • сформировать умение свободно ориентироваться в танцевальной музыке;

  • научить приемам работы над образом: характер образа, специфика поз (руки, корпус, голова).

  • научить выполнять основные элементы партерной гимнастики;

  • научить применять в современных танцах принципы изоляции, полицентрации, мультипликации;

  • научить правильной работе стопы при исполнении движений спортивных бальных танцев;

  • научить исполнять простые элементы спортивных бальных танцев;

  • научить простым танцевальным движениям и комбинациям в танцах в стиле хип-хопа;

  • научить анализировать, подмечать ошибки в исполнении танцевальных этюдов другими исполнителями и свои собственные.


Четвертый год обучения:

  • познакомить с современными направлениями в хореографии. Джаз-модерн, история возникновения. Влияние костюма и декораций на воплощение идеи танца;

  • научить основным принципам разработки костюмов для хореографических композиций;

  • научить выполнять позиции и положения рук и ног в танцах в стиле джаз-модерна;

  • научить использовать различные виды уровней (движение по горизонтали и вертикали) при движении:

  • развить подвижность у учащихся во всех отделах позвоночника,

  • научить различать и выполнять положение контракции и релиз;

  • сформировать умение ориентироваться в различных стилях музыкальных произведений;

  • научить анализировать музыкальное сопровождение к танцу;

  • научить перевоплощаться во время исполнения танцевальных композиций;

  • познакомить с основными принципами контактной импровизации;

  • познакомить с историей возникновения афро-джаза;

  • научить технике выполнения танцевальных движений в стиле афро-джаза, на примере простых движений;


Пятый год обучения:

  • познакомить с понятием «лексический материал», как средством выражения смысла танцевальной композиции;

  • совершенствовать знания об исполнительской культуре, навыках грамотного и выразительного исполнения;

  • научить исполнять комбинации танцевальных движений в стиле «афро-джаза»;

  • научить исполнять вращения, падения (дроп);

  • научить выполнять прыжки без передвижения и с продвижением в пространстве (современный танец);

  • научить выполнять комбинации из различных танцевальных элементов;

  • совершенствовать основные приемы контактной импровизации;

  • научить подбирать и анализировать музыкальное сопровождение для постановок, идеи танцевальных номеров;

  • научить анализировать лексический материал и рисунок танцевальной композиции;

  • формировать первоначальные навыки объяснения материала и преподавания движения;

  • формировать умения анализировать и самостоятельно составлять танцевальные композиции;


Развивающие:

  • развивать физические способности детей, укреплять здоровье путем систематических занятий,

  • развивать внимание детей, координацию, хореографическую память, пластичность, хореографические и музыкальные способности;

  • развивать творческую инициативу и способность к самовыражению в танце.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях такие качества личности, как трудолюбие, целеустремленность, умение преодолевать трудности;

  • формировать культуру общения в коллективе на принципах взаимоуважения, взаимопонимания и поддержки;

  • воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за свое Отечество;

  • проводить профилактику асоциального поведения детей.


Отличительные особенности. В образовательной программе дополнительного образования детей по хореографии «Многогранность», в отличие, от программы «Синтез», программный материал подобран с учетом того, что не во всех общеобразовательных школах есть специально оборудованный хореографический класс, и занятия можно проводить в обычном спортивном зале. При этом программный материал достаточно обширный, он знакомит детей не с одним, а с разными хореографическими стилями и их особенностями, в соответствии с их хронологическими этапами возникновения и развитии. Он оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов, на социальную активность обучающихся, на раскрытие потенциальных способностей, на формирование художественно-эстетического вкуса. Программа вариативна. В ней расширен возрастной диапазон обучающихся. Разработаны критерии оценки знаний, умений, навыков. В программе учтены требования современного дополнительного образования, она реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей, в ней применены современные педагогические технологии:

  • Здоровье сберегающие технологии

  • Игровые технологии

  • Проблемное обучение

  • Индивидуализация обучения

  • Информационно-коммуникационные технологии

Возраст детей. Образовательная программа дополнительного образования детей по хореографии «Многогранность» предназначена для обучения школьников в возрасте от 7 до 18 лет. Занятия по программе проводятся с объединениями детей разного возраста с постоянным составом. Набор в группы проводится по желанию. Число обучающихся в группах первого года обучения – 16 человек, второго года обучения – 12 человек, третьего года обучения – 10 человек. Число обучающихся четвертого и последующих годов обучения – 8 человек (п.1.6 СанПиН 2.4.4.1251-03);

Сроки реализации программы, этапы. Программа рассчитана на пять лет обучения.

1 год обучения подготовительный курс рассчитан на детей в возрасте 7-8 лет.

2 – 3 года обучения основной курс рассчитан да детей в возрасте 8-12 лет.

4 - 5 года обучения основной курс рассчитан на детей 13-18лет.

Формы и методы проведения учебных занятий Занятия по программе проводятся группой и всем объединением. Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала, подведение итогов. На занятиях применяются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический. Необходим показ танцевальных движений, объяснение этих движений словами, нахождение образов и использование жестов. Так как состав детей неоднороден, у них разные природные данные, то особое значение придается дифференцированному подходу. Для этого используются такие методы и приемы, как: синхронное восприятие, перевод из одного пространства в другое, обращение к индивидуальной культуре исполнения.

На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания. Роль игр на третьем и последующих годах обучение видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и хореографической подготовки. Особенностью методики проведения занятия является разнообразие активных видов детской деятельности, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость. Системное использование современных информационно-коммуникационных технологий на занятиях хореографии, расширяет кругозор учащихся в других видах искусства и литературы, с целью создания представления о единой культурно-исторической среде. Включение в программу отдельного часа общей физической подготовки позволяет значительно укрепить здоровье обучающихся танцевального объединения, что подтверждает показатель посещения занятий.

Режим занятий. Занятия по данной программе проводятся:

  • подготовительный курс два раза в неделю по два академических часа – 144 часа;

  • основной курс 2 раза в неделю по три академических часа – 216 часов;

  • занятия по общей физической подготовке один раз в неделю по два академических часа – 72 часа.

Ожидаемые результаты.

В конце первого года обучения предполагается, что дети будут знать и уметь:

  • передавать в простых танцевальных движениях особенности ритма и характер музыкального произведения;

  • знать общие сведениями возникновения и развития хореографического искусства;

  • выполнять правильную постановку корпуса, головы, позиции рук, ног;

  • исполнять простейшие танцевальные шаги;

  • уметь различать (характер, темп, музыкальный размер, ритм);

  • ориентироваться в пространстве класса, сцены (точки);

  • выполнять продвижения, построения и перестроения по точкам и направлениям;

  • исполнять подскоки и повороты;

  • четко и грамотно исполнять программные движения и танцы;

  • выполнять простейшие упражнения партерной гимнастики;

  • уметь двигаться под музыку, выполнять ритмично как упражнения разминки, так и простые танцевальные движения;

  • передавать заданный образ с помощью мимики и жестов;


В конце второго года обучения предполагается, что дети будут знать и уметь:

  • знать о генетической связи народного, бального и эстрадного танцев;

  • знать историю возникновения народного танца, возникновение классического танца;

  • слышать музыкальные фразы, различать динамические оттенки музыки;

  • знать терминологию классического танца;

  • выполнять простые элементы классического экзерсиса;

  • исполнять различные прыжки, простые вращения;

  • выполнять упражнения партерной гимнастики;

  • исполнять танцевальные движения с предметом;

  • исполнять движения пластично;

  • выполнять простые упражнениям и комбинации из современной хореографии;

  • выполнять движения в паре по кругу, по линии, по диагонали;

  • уверенно и эмоционально выступать на сценической площадке перед различными категориями зрителей;

  • исполнять простые элементы народного танца;


В конце третьего года обучения предполагается, что дети будут знать и уметь:

  • выполнять не сложные комбинации из элементов классического экзерсиса

  • знать о стилях и направлениях хореографии ХХ века.

  • названия 10 спортивных бальных танцев (латиноамериканской и европейской программ);

  • вступать в движение поочередно (каноном);

  • свободно ориентироваться в танцевальной музыке;

  • работать над образом: характер образа, специфика поз (руки, корпус, голова).

  • выполнять более сложные упражнения партерной гимнастики;

  • использовать принципы изоляции, полицентрации, мультипликации в современных танцах;

  • правильно работать стопой при исполнении движений спортивных бальных танцев;

  • исполнять простые элементы спортивных бальных танцев;

  • исполнять простые танцевальные движениям и комбинации в стиле хип-хоп;

  • анализировать, подмечать ошибки в исполнении танцевальных этюдов другими исполнителями и свои собственные.


В конце четвертого года обучения предполагается, что дети будут знать и уметь:

  • знать современные направления в хореографии. Историю возникновения танцевального стиля джаз-модерн;

  • знать о влиянии костюма и декораций на воплощение идеи танца;

  • уметь разрабатывать костюмы для хореографических композиций;

  • выполнять позиции и положения рук и ног в стиле джаз-модерн;

  • уметь использовать различные виды уровней (движение по горизонтали и вертикали) при движении:

  • развить подвижность у учащихся во всех отделах позвоночника,

  • знать о понятиях контракции и релиза и правильно выполнять их;

  • уметь ориентироваться в различных стилях музыкальных произведений;

  • анализировать музыкальное сопровождение к танцу;

  • уметь перевоплощаться во время исполнения танцевальных композиций;

  • знать основные принципы контактной импровизации;

  • знать историю возникновения танцев в стиле Афро-джаз;

  • технично выполнять простые танцевальные движения в стиле афро-джаза;


В конце пятого года обучения предполагается, что дети будут знать и уметь:

  • знать о лексическом материале, как средстве выражения смысла танцевальной композиции;

  • знать об исполнительской культуре, грамотного и выразительного исполнения танцевальные композиции;

  • научить исполнять комбинации танцевальных движений в стиле «Афро-джаз»;

  • выполнять вращения, падения (дроп);

  • выполнять прыжки без передвижения и с продвижением в пространстве;

  • уметь исполнять комбинации из различных танцевальных элементов;

  • научаться совершенствовать основные приемы контактной импровизации;

-подбирать и анализировать музыкальное сопровождение для постановок, идеи танцевальных номеров;

  • анализировать лексику и рисунок танцевальной композиции;

  • научится объяснять и преподать движения;

  • анализировать и самостоятельно составлять простые танцевальные композиции;


Результативность. Формы подведения итогов реализации программы.

Итоги реализации образовательной программы дополнительного образования детей по хореографии «Многогранность» проводятся в следующих видах и формах: наблюдение педагогом, контрольные упражнения, зачетные и открытые занятия, викторины, опросы или анкетирование, выступления на концертах, участие в отчетных концертах коллектива, участие в фестивалях и конкурсах различных уровней (муниципального - всероссийского и международного). Данные формы контроля дают возможность определить эффективность работы по данной программе позволяют детям, педагогам и родителям увидеть результаты своего творческого труда.

Входной контроль осуществляется в начале учебного года в форме наблюдения педагога за выполнением движений.

Текущий контроль осуществляется в конце декабря месяца в виде зачетного занятия.

Итоговый контроль проводится в конце мая месяца в виде зачетного занятия.

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: