Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей г. Козьмодемьянска»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей г.Козьмодемьянска »
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР _______________ Е.Г. Тойватрова «02» сентября 2013 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей г. Козьмодемьянска» ________________ В. В. Толстов Приказ № 1/5 от «02» сентября 2013 г. |
Образовательная программа
дополнительного образования детей по хореографии
«Многогранность»
рассчитана на 5 лет обучения, для детей от 7 до 18 лет
Автор: Сюкрина Вера Петровна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»
г. Козьмодемьянск
2013 год
ВВЕДЕНИЕ
В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте, подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балетные спектакли. Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX и XXI века принесли с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая связывает творчество жизни со свободным творчеством...»
Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей по хореографии «Многогранность» разработана на основе авторской программы «Синтез» [1] и в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей [2], с учетом программы развития МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска», утвержденной на заседании педагогического совета лицея (Протокол №3 от 30 декабря 2011г.).
Образовательная программа дополнительного образования детей по хореографии «Многогранность» соответствует начальному общему и основному общему уровням образования и имеет культурологическую направленность.
Актуальность, педагогическая целесообразность. На современном этапе развития, когда дети часто находятся в атмосфере различной негативной информации, российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, воспитания патриотизма у детей и молодежи. Занятия хореографией воспитывают терпимость и уважение к людям, русской культуре и культурам других народов, приобщая их к общечеловеческим ценностям, что является профилактикой асоциального поведения. Занятия хореографией развивают детей физически, делают их здоровее, выносливее, они помогают детям и подросткам осознать, что для достижения определенных успехов в любой деятельности, будь это обычное дело или занятия искусством – необходим труд, требующий настойчивости, готовности постоянно совершенствовать свои знания и умения. Это развивает стремление личности к познанию и творчеству. России как никогда нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Именно на это сегодня обращает внимание современное общество и современное дополнительное образование.
Цель программы – создание благоприятных условий для индивидуального творческого развития воспитанников, формирование гармонически развитой, конкурентоспособной личности, через хореографическую деятельность.
Задачи программы.
Обучающие задачи:
обучить детей двигаться под музыку, передовая ее темповые, динамические, метроритмические особенности;
научить основным элементам танцевальной азбуки;
научить основным элементам различных танцевальных стилей и направлений;
познакомить с историей танцевальной культуры;
познакомить с основами актерского мастерства;
научить применять полученные знания (осуществлять постановки несложных танцевальных композиций для классных и общешкольных мероприятий).
Первый год обучения:
познакомить с историей возникновения и развития хореографического искусства,
научить выполнять правильную постановку корпуса, головы, позиции рук, ног;
научить простейшим танцевальным шагам;
сформировать первоначальные представления о музыке (характер, темп, музыкальный размер, ритм);
научить ориентироваться в пространстве класса, сцены (точки);
научить выполнять продвижения, построения и перестроения по точкам и направлениям;
научить выполнять подскоки и повороты;
научить четко и грамотно исполнять программные движения и танцы;
научить выполнять простейшие упражнения партерной гимнастики;
научить двигаться под музыку, выполнять ритмично как упражнения разминки, так и простые танцевальные движения;
научить передавать заданный образ с помощью мимики и жестов;
Второй год обучения:
познакомить с историей возникновения народного танца, возникновение классического танца и генетическими связями народного, бального и эстрадного танцев;
научить слышать музыкальные фразы, различать динамические оттенки музыки;
познакомить с терминологией классического танца;
научить простым элементам классического экзерсиса;
научить выполнять различные прыжки, простые вращения;
научить выполнять простейшие элементы партерной гимнастики;
научить выполнять танцевальные движения с предметом;
выработать пластичность в движениях;
познакомить с основными понятиями современной хореографии и научить простейшим элементам;
научить движению в паре по кругу, по линии, по диагонали;
сформировать умение уверенно и эмоционально выступать на сценической площадке перед различными категориями зрителей;
научить исполнять простые элементы народного танца;
Третий год обучения:
познакомить с основными стилями и направлениями хореографии ХХ века. Спортивные бальные танцы;
научить выполнять не сложные комбинации из элементов классического экзерсиса;
научить вступать в движение поочередно (каноном);
сформировать умение свободно ориентироваться в танцевальной музыке;
научить приемам работы над образом: характер образа, специфика поз (руки, корпус, голова).
научить выполнять основные элементы партерной гимнастики;
научить применять в современных танцах принципы изоляции, полицентрации, мультипликации;
научить правильной работе стопы при исполнении движений спортивных бальных танцев;
научить исполнять простые элементы спортивных бальных танцев;
научить простым танцевальным движениям и комбинациям в танцах в стиле хип-хопа;
научить анализировать, подмечать ошибки в исполнении танцевальных этюдов другими исполнителями и свои собственные.
Четвертый год обучения:
познакомить с современными направлениями в хореографии. Джаз-модерн, история возникновения. Влияние костюма и декораций на воплощение идеи танца;
научить основным принципам разработки костюмов для хореографических композиций;
научить выполнять позиции и положения рук и ног в танцах в стиле джаз-модерна;
научить использовать различные виды уровней (движение по горизонтали и вертикали) при движении:
развить подвижность у учащихся во всех отделах позвоночника,
научить различать и выполнять положение контракции и релиз;
сформировать умение ориентироваться в различных стилях музыкальных произведений;
научить анализировать музыкальное сопровождение к танцу;
научить перевоплощаться во время исполнения танцевальных композиций;
познакомить с основными принципами контактной импровизации;
познакомить с историей возникновения афро-джаза;
научить технике выполнения танцевальных движений в стиле афро-джаза, на примере простых движений;
Пятый год обучения:
познакомить с понятием «лексический материал», как средством выражения смысла танцевальной композиции;
совершенствовать знания об исполнительской культуре, навыках грамотного и выразительного исполнения;
научить исполнять комбинации танцевальных движений в стиле «афро-джаза»;
научить исполнять вращения, падения (дроп);
научить выполнять прыжки без передвижения и с продвижением в пространстве (современный танец);
научить выполнять комбинации из различных танцевальных элементов;
совершенствовать основные приемы контактной импровизации;
научить подбирать и анализировать музыкальное сопровождение для постановок, идеи танцевальных номеров;
научить анализировать лексический материал и рисунок танцевальной композиции;
формировать первоначальные навыки объяснения материала и преподавания движения;
формировать умения анализировать и самостоятельно составлять танцевальные композиции;
Развивающие:
развивать физические способности детей, укреплять здоровье путем систематических занятий,
развивать внимание детей, координацию, хореографическую память, пластичность, хореографические и музыкальные способности;
развивать творческую инициативу и способность к самовыражению в танце.
Воспитательные:
воспитывать в детях такие качества личности, как трудолюбие, целеустремленность, умение преодолевать трудности;
формировать культуру общения в коллективе на принципах взаимоуважения, взаимопонимания и поддержки;
воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за свое Отечество;
проводить профилактику асоциального поведения детей.
Отличительные особенности. В образовательной программе дополнительного образования детей по хореографии «Многогранность», в отличие, от программы «Синтез», программный материал подобран с учетом того, что не во всех общеобразовательных школах есть специально оборудованный хореографический класс, и занятия можно проводить в обычном спортивном зале. При этом программный материал достаточно обширный, он знакомит детей не с одним, а с разными хореографическими стилями и их особенностями, в соответствии с их хронологическими этапами возникновения и развитии. Он оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов, на социальную активность обучающихся, на раскрытие потенциальных способностей, на формирование художественно-эстетического вкуса. Программа вариативна. В ней расширен возрастной диапазон обучающихся. Разработаны критерии оценки знаний, умений, навыков. В программе учтены требования современного дополнительного образования, она реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей, в ней применены современные педагогические технологии:
Здоровье сберегающие технологии
Игровые технологии
Проблемное обучение
Индивидуализация обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Возраст детей. Образовательная программа дополнительного образования детей по хореографии «Многогранность» предназначена для обучения школьников в возрасте от 7 до 18 лет. Занятия по программе проводятся с объединениями детей разного возраста с постоянным составом. Набор в группы проводится по желанию. Число обучающихся в группах первого года обучения – 16 человек, второго года обучения – 12 человек, третьего года обучения – 10 человек. Число обучающихся четвертого и последующих годов обучения – 8 человек (п.1.6 СанПиН 2.4.4.1251-03);
Сроки реализации программы, этапы. Программа рассчитана на пять лет обучения.
1 год обучения подготовительный курс рассчитан на детей в возрасте 7-8 лет.
2 – 3 года обучения основной курс рассчитан да детей в возрасте 8-12 лет.
4 - 5 года обучения основной курс рассчитан на детей 13-18лет.
Формы и методы проведения учебных занятий Занятия по программе проводятся группой и всем объединением. Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала, подведение итогов. На занятиях применяются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический. Необходим показ танцевальных движений, объяснение этих движений словами, нахождение образов и использование жестов. Так как состав детей неоднороден, у них разные природные данные, то особое значение придается дифференцированному подходу. Для этого используются такие методы и приемы, как: синхронное восприятие, перевод из одного пространства в другое, обращение к индивидуальной культуре исполнения.
На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания. Роль игр на третьем и последующих годах обучение видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и хореографической подготовки. Особенностью методики проведения занятия является разнообразие активных видов детской деятельности, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость. Системное использование современных информационно-коммуникационных технологий на занятиях хореографии, расширяет кругозор учащихся в других видах искусства и литературы, с целью создания представления о единой культурно-исторической среде. Включение в программу отдельного часа общей физической подготовки позволяет значительно укрепить здоровье обучающихся танцевального объединения, что подтверждает показатель посещения занятий.
Режим занятий. Занятия по данной программе проводятся:
подготовительный курс два раза в неделю по два академических часа – 144 часа;
основной курс 2 раза в неделю по три академических часа – 216 часов;
занятия по общей физической подготовке один раз в неделю по два академических часа – 72 часа.
Ожидаемые результаты.
В конце первого года обучения предполагается, что дети будут знать и уметь:
передавать в простых танцевальных движениях особенности ритма и характер музыкального произведения;
знать общие сведениями возникновения и развития хореографического искусства;
выполнять правильную постановку корпуса, головы, позиции рук, ног;
исполнять простейшие танцевальные шаги;
уметь различать (характер, темп, музыкальный размер, ритм);
ориентироваться в пространстве класса, сцены (точки);
выполнять продвижения, построения и перестроения по точкам и направлениям;
исполнять подскоки и повороты;
четко и грамотно исполнять программные движения и танцы;
выполнять простейшие упражнения партерной гимнастики;
уметь двигаться под музыку, выполнять ритмично как упражнения разминки, так и простые танцевальные движения;
передавать заданный образ с помощью мимики и жестов;
В конце второго года обучения предполагается, что дети будут знать и уметь:
знать о генетической связи народного, бального и эстрадного танцев;
знать историю возникновения народного танца, возникновение классического танца;
слышать музыкальные фразы, различать динамические оттенки музыки;
знать терминологию классического танца;
выполнять простые элементы классического экзерсиса;
исполнять различные прыжки, простые вращения;
выполнять упражнения партерной гимнастики;
исполнять танцевальные движения с предметом;
исполнять движения пластично;
выполнять простые упражнениям и комбинации из современной хореографии;
выполнять движения в паре по кругу, по линии, по диагонали;
уверенно и эмоционально выступать на сценической площадке перед различными категориями зрителей;
исполнять простые элементы народного танца;
В конце третьего года обучения предполагается, что дети будут знать и уметь:
выполнять не сложные комбинации из элементов классического экзерсиса
знать о стилях и направлениях хореографии ХХ века.
названия 10 спортивных бальных танцев (латиноамериканской и европейской программ);
вступать в движение поочередно (каноном);
свободно ориентироваться в танцевальной музыке;
работать над образом: характер образа, специфика поз (руки, корпус, голова).
выполнять более сложные упражнения партерной гимнастики;
использовать принципы изоляции, полицентрации, мультипликации в современных танцах;
правильно работать стопой при исполнении движений спортивных бальных танцев;
исполнять простые элементы спортивных бальных танцев;
исполнять простые танцевальные движениям и комбинации в стиле хип-хоп;
анализировать, подмечать ошибки в исполнении танцевальных этюдов другими исполнителями и свои собственные.
В конце четвертого года обучения предполагается, что дети будут знать и уметь:
знать современные направления в хореографии. Историю возникновения танцевального стиля джаз-модерн;
знать о влиянии костюма и декораций на воплощение идеи танца;
уметь разрабатывать костюмы для хореографических композиций;
выполнять позиции и положения рук и ног в стиле джаз-модерн;
уметь использовать различные виды уровней (движение по горизонтали и вертикали) при движении:
развить подвижность у учащихся во всех отделах позвоночника,
знать о понятиях контракции и релиза и правильно выполнять их;
уметь ориентироваться в различных стилях музыкальных произведений;
анализировать музыкальное сопровождение к танцу;
уметь перевоплощаться во время исполнения танцевальных композиций;
знать основные принципы контактной импровизации;
знать историю возникновения танцев в стиле Афро-джаз;
технично выполнять простые танцевальные движения в стиле афро-джаза;
В конце пятого года обучения предполагается, что дети будут знать и уметь:
знать о лексическом материале, как средстве выражения смысла танцевальной композиции;
знать об исполнительской культуре, грамотного и выразительного исполнения танцевальные композиции;
научить исполнять комбинации танцевальных движений в стиле «Афро-джаз»;
выполнять вращения, падения (дроп);
выполнять прыжки без передвижения и с продвижением в пространстве;
уметь исполнять комбинации из различных танцевальных элементов;
научаться совершенствовать основные приемы контактной импровизации;
-подбирать и анализировать музыкальное сопровождение для постановок, идеи танцевальных номеров;
анализировать лексику и рисунок танцевальной композиции;
научится объяснять и преподать движения;
анализировать и самостоятельно составлять простые танцевальные композиции;
Результативность. Формы подведения итогов реализации программы.
Итоги реализации образовательной программы дополнительного образования детей по хореографии «Многогранность» проводятся в следующих видах и формах: наблюдение педагогом, контрольные упражнения, зачетные и открытые занятия, викторины, опросы или анкетирование, выступления на концертах, участие в отчетных концертах коллектива, участие в фестивалях и конкурсах различных уровней (муниципального - всероссийского и международного). Данные формы контроля дают возможность определить эффективность работы по данной программе позволяют детям, педагогам и родителям увидеть результаты своего творческого труда.
Входной контроль осуществляется в начале учебного года в форме наблюдения педагога за выполнением движений.
Текущий контроль осуществляется в конце декабря месяца в виде зачетного занятия.
Итоговый контроль проводится в конце мая месяца в виде зачетного занятия.
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: