NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка к учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей г. Козьмодемьянска»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Лицей

г.Козьмодемьянска»:

___________ /В.В.Толстов/

«___» ____________ 201__г.
Пояснительная записка к учебному плану

муниципального общеобразовательного учреждения

«Лицей г.Козьмодемьянска»

на 2012 – 2013 учебный год
Начальная школа

1. Общие положения
Учебный план МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска» разработан на основе нормативно правовых документов федерального уровня:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст . 9, 13, 14, 15, 32);

– Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196);

– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г .№ 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях » (зарегистрирован в Минюсте России 03 марта 2011 г.);

- нормативных документов Министерства образования и науки РФ:

– О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

– Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998);

– Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ №408/13-13 от 20.04.2001);

– Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

– Приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст №17785 от 22.12.2009 « Федеральный государственный стандарт начального общего образования »;

- Приказ МОиН РФ № 1241 от 26.11.2010 г . « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г .№ 373» (зарегистрирован в Минюсте России № 19707 от 04 февраля 2011 г.);

- Приказ МОиН РФ № 2885 от 27 декабря 2011г. "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию , на 2012/2013 учебный год";

- Приказ МОиН РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ , реализующих программы общего образования (в редакции от 20 августа 2008 года №241);

- Приказ МОиН РФ от 30.08.2010 г. №889 и Приказ МОиН РФ от 03.06.2011 года №1994 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования »;

- Приказ МОиН РФ от 01.02.2012 г №74 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации , реализующих программы общего образования »;

- Приказ МОиН РФ от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего , основного общего и среднего (полного ) общего образования , утвержденный приказом МО РФ от 5.03.2004 г № 1089».

• Устава МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»,

• Программы развития лицея,

• Основной образовательной программы лицея,

Учебный план МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска», реализующего общеобразовательные программы, определяет:

• перечень учебных предметов, изучаемых на каждой ступени в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится итоговая аттестация выпускников этой ступени или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;

•распределение учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами, основанное на рекомендациях Федерального базисного учебного плана в условиях преподавания с использованием распространенных апробированных учебных программ, учебно-методических комплектов , педагогических технологий;

• максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

•максимальный объем домашних заданий.

Учебный план МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от31 августа1994 г. №1008 (в редакции постановления Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 216) предусматривает 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – не менее 34 учебных недель.

В 1-х классах обучение организуется только в режиме 5- дневной учебной недели (п.10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Продолжительность урока для 1 класса – с целью реализации «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии1 класса, постепенного наращивания учебной нагрузки, в соответствии с п.10.10. СанПиН2.4.2.2821-10, обеспечивается организация адаптационного периода (письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001года № 408/13-13): в сентябре-октябре – 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, январь- май – по 4 урока по 45 минут каждый. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми.

Обучение в 1-х классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Предусмотрены дополнительные недельные каникулы в третьей четверти.

Во 2-4-х классах обучение организуется в режиме 6-дневной учебной недели (п. 10.4.10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10). Величина недельной образовательной нагрузки, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность – 26 часов (п.10.5. СанПиН 2.4.2. 2821-10).

Продолжительность урока для 2-4 классов, в соответствии с пп. 10.9. СанПиН 2.4.2.2821-10 и Федеральным базисным учебным планом - 45 мин.

В учебный план школы включены индивидуальные и групповые занятия, которые учитываются при определении максимальной аудиторной нагрузки обучающихся (п.10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10).

Домашние задания даются обучающимся в таком объеме, чтобы затраты времени на его выполнение по всем предметам не превышали: во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.

В соответствии с традицией и для удобства восприятия для начальной школы учебный план сформирован в «недельной » форме.

Учебный план составлен в целях:

• дальнейшего совершенствования образовательного процесса;

•достижения базового уровня образования;

•повышения результативности обучения учащихся;

•обеспечения вариативности образования;

• развития творческих способностей учащихся;

• сохранения единого образовательного пространства;

выполнения гигиенических требований к обучению учащихся.

В 2012-2013 учебном году в начальной школе будут функционировать 16 классов.

Классы 1А, 2А, 3А, 4А занимаются по УМК «Гармония». Остальные классы - по образовательной системе «Школа 2100».

Часы образовательного компонента в учебном плане использованы на изучение:

• предметной области Математика и информатика во 2 и 4 классах – по 1 часу.

• предметной области Филология: учебный предмет Литературное чтение - в 3 и 4 классах – по 1 часу, Русский язык – в 3 классе – 1 час.

• национально-региональный компонент, который представлен в объеме:

- 1 часа на Историю и культуру народов Марий Эл (ИКН);

- 1 часа на марийский (государственный) язык.

Марийский (государственный) язык и ИКН изучаются во всех 2-4 классах.
2. Начальное общее образование.
Цель базовой части:

• формирование гражданской идентичности школьников;

•их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

• готовность к продолжению образования в основной школе;

•формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

•личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.


Обязательные для изучения в начальной школе учебные предметы

русский язык, литературное чтение, английский язык, математика, окружающий мир, физическая культура, изобразительное искусство, музыка, технология, основы религиозных культур и светской этики (4 классы)


Образовательная область «Филология » представлена следующими предметами:


1.

1-е – 4-е классы

Литературное чтение

2.

1-е – 4-е классы

Русский язык

3.

2-е – 4-е классы

Иностранный язык (английский)


Изучение Русского языка начинается в первом классе после периода обучения грамоте. Основная цель обучения русскому языку – формирование первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество.

На учебный предмет «Русский язык» во всех первых классах дается по 5 часов. Русский язык в 4 классах изучается 4 часа в неделю. Прохождение программы обеспечивается за счет использования продуктивных педагогических технологий и методов обучения.

На изучение русского языка во 2- 3-х классах отводится 5 часов и гарантируется качество образования учащихся в соответствии с программой по предмету.

Учебный предмет «Литературное чтение» изучается 4 часа в неделю в 1-4 классах. Основная цель изучения Литературного чтения – формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению; осознание его важности для саморазвития. На этом этапе обучения осуществляется пропедевтика литературоведческих понятий, формируются универсальные учебные действия по поиску информации в текстах различного типа и ее использованию для решения учебных задач. Осуществляется становление и развитие умений анализировать фольклорный текст и текст художественного произведения, определять его тему, главную мысль и выразительные средства, используемые автором.

При изучении всех предметов уделяется постоянное внимание развитию общеязыковой, коммуникативной компетентности, русскоязычной грамотности, навыков скорописи и компьютерного набора текста.

Учебный предмет «Иностранный язык» (английский язык) изучается 2 часа в неделю во 2-4 классах. Изучение Иностранного языка призвано сформировать представление о многообразии языков, осознание необходимости изучать язык дружественных стран, понимание взаимодействия культур разных народов, стремление познавать их. В процессе изучения иностранного языка осуществляется развитие коммуникативной деятельности во взаимосвязи всех ее сторон: аудирования, диалогической и монологической речи, чтения и письма, решения творческих задач на страноведческом материале.

Предметная область Математика и информатика реализуется предметом Математика. Изучение этого учебного курса способствует формированию начальных представлений о математических взаимоотношения объектов окружающего мира, выраженных числом, формой, временем, пространством и др. У младших школьников развивается логическое и символическое мышление, математическая речь, пространственное воображение; формируются интеллектуальные познавательные учебные действия, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.).

На изучение математики в 1, 3 классах выделяется 4 часа недельной учебной нагрузки, в 2, 4 классах- 5 часов.

Предметная область естествознание и обществознание реализуется с помощью учебного предмета Окружающий мир. Его изучение способствует осознанию обучающимся целостности и многообразия мира, формированию у младших школьников системы нравственно ценностных отношений к окружающей природе, общественным событиям, людям, культуре и истории родной страны. Осваиваются правила безопасного поведения с учетом изменяющейся среды обитания. В процессе изучения окружающего мира происходит становление разных видов деятельности, обеспечивающих как накопление и обогащение знаний (восприятие, игра, моделирование), их использование в практических и жизненных ситуациях (общественно-полезный труд, труд в условиях семьи), так и объединение, систематизация и классификация знаний в процессе поисковой, экспериментальной и исследовательской деятельности, посильной для младшего школьника. В качестве результата процесс обучения предполагает сформированность универсальных учебных действий разного типа (интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, регулятивных).

Учебный предмет «Окружающий мир» изучается 2 часа в неделю в 1-4 классах. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы экологической направленности, истории и культуры народов Марий Эл, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

Предметная область и предмет – Физическая культура. Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика (нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры), формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.

Учебный предмет «Физическая культура» в 1-4 классах предполагает интегративное изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и изучается 3 часа в неделю.

Предметная область - Искусство. Предметная область включает два предмета: Изобразительное искусство и Музыка. Изучение данных предметов способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетическая культура обучающегося, способность средствами рисунка, пения и др. понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления изобразительной и музыкальной деятельности, в процессе изучения этих предметов формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается как самостоятельный учебный предмет с учебной нагрузкой один час в неделю в 1 -4 классах.

Учебный предмет «Музыка» изучается 1 час в неделю в 1-4 классах.

Предметная область - Технология представлена учебным предметом Технология.

Основная цель его изучения - формирование опыта практической деятельности по преобразованию, моделированию, самостоятельному созданию объектов. Дети получают первоначальные навыки созидательного труда, развиваются универсальные учебные действия - планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формируется художественный и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности.

Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу, изучается 1 час в неделю в 1-2 классах и 2 часа в неделю в 3-4 классах.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся 1-4 классах происходит в ходе использования информационных технологий на различных предметных уроках, в проектной деятельности, на занятиях во внеурочной деятельности.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается 1 час в неделю в 4 классах.

В содержание обязательных для изучения в начальной школе предметов включены материалы профориентационного информирования обучающихся при изучении математики, литературного чтения, окружающего мира. В проектной деятельности обучающихся предусмотрена пропедевтическая профориентационная направленность.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования 1-2 классов реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Учебным планом МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска» предусмотрена организация внеурочной деятельности по следующим направлениям развития личности:



Внеурочная деятельность (кружки, секции и др.)

1 кл.

2 кл.

1

Спортивно-оздоровительное

1.1.

Дзюдо

3

3

1.2.

Юный пловец

1.3.

Будь здоров

1.4.

Каратэ

1.5.

Спортивная карусель

2

Художественно-эстетическое

2.1.

Вокальный кружок «Капитошка»

3

3

2.2.

Бисероплетение

2.3.

Драматический

2.4.

Школа искусств

2.5.

Роспись по дереву

3

Образовательное

3.1.

Юный математик

2

1

3.3.

Математическая шкатулка

3.4.

Эрудит

3.5.

Математический сундучок

4

Научно-познавательное

4.1.

Риторика

1

1

4.2.

Игровой английский

4.3.

Книгознайка

4.4.

Все обо всем

5

Проектная деятельность

5.1.

Учусь исследовать

1

2







5.2.

Познай себя







5.3.

Юный эколог




Итого:

10

10


При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между классами. Образовательный компонент учреждения обеспечивает индивидуальный характер развития школьников.

При составлении учебного плана учитывалось, чтобы уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимую.

Заместитель директора по УВР: ______________ /Бакланова В.Е./
Принято на заседании педсовета 31.08.2012 г. (Протокол № 1)

страница 1


скачать

Другие похожие работы: