Некоторые подходы к планированию методической работы
Некоторые подходы к планированию
методической работы
Планирование в значительной мере предопределяет результат методической работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений в организации методической работы.
К сожалению, к плану нередко относятся формально, а процесс планирования ограничивается рамками написания плана и поэтому не может быть ориентиром в деятельности.
Что же такое план? Какие бывают виды планирования?
Планирование - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Планирование методической работы - определение системы мер и мероприятий, направленных на реализацию целей образовательного учреждения (района), совершенствование уровня профессионализма педагогов и руководителей ОУ, предусматривающее порядок, сроки и ответственных за определенные виды деятельности.
Классификация планов
|
Любое планирование начинается с определения цели (целей), т.е. результата, который необходимо получить. Однако далеко не каждый ожидаемый результат может быть отнесен к понятию цели. Ожидания могут быть мечтами, фантазиями и намерениями, которым никогда не суждено сбыться.
Цель методической работы - это прогнозируемый результат, который соответствует потребностям и возможностям пед. коллектива, определен по времени и задан конкретно. Любая цель должна соответствовать критериям достижимости, конкретности и измеримости (диагностируемости).
Если цель реальна, она вызывает у педагогов активность, мотивирует, побуждает к деятельности.
Грамотное планирование позволяет:
Четко осознавать цели и задачи методической работы;
Предварительно изучить педагогический коллектив, состояние образовательного процесса, методической работы;
Целенаправленно отобрать содержание, организационные формы работы с педагогическими и руководящими кадрами;
Проектировать результаты методической работы.
Наиболее распространенные ошибки при планировании:
Отсутствие четко определенной цели работы, сформулированной на основе глубокого анализа, знания изменившейся социально-педагогической ситуации и требований к современному педагогу;
Ожидание инструкций, указаний, рекомендаций свыше и как следствие - безынициативность;
Примитивность планирования;
Неумение привлекать к планированию педагогов и методический актив;
Неконкретность и неопределенность спланированных дел.
Годовой план методической работы
Остановимся подробнее на годовом плане методической работы. Он, как правило, состоит из общей части, представляющей основные направления деятельности и конкретные формы работы и приложений (план работы методического совета, план курсовой подготовки, график аттестации педагогов и руководителей, план работы библиотеки и т.д.)
Некоторые формы общей части плана методической работы удобно представить в виде таблицы:
|
|
|
|
Какую бы форму плана вы не выбрали, необходимо четко прописывать формы работы, тематику, сроки, ответственных, прогнозируемый результат (ради чего было проведено то или иное мероприятие?)
Чтобы план был рабочим, чтобы для большинства педагогов его исполнение не было тяжелой нагрузкой, необходимо включать такие формы работы, темы для обсуждения, которые актуальны для членов коллектива. Правильно их выбрать поможет грамотный анализ, педагогическая диагностика, привлечение к составлению плана различных категорий руководителей и педагогов.
Следующий залог успеха плана - включение в систему методической работы активных форм и методов. Чем выше активность педагогов, тем успешнее идет формирование знаний. Это приводит не только к лучшему пониманию, запоминанию и воспроизведению новой информации, но и вырабатывает умение применять полученные знания на практике.
Основные направления методической работы, которые необходимо учитывать при планировании:
работа с нормативными документами;
работа над единой методической темой (если имеется);
диагностическая работа;
экспертно-аттестационная работа;
обобщение опыта работы педагогов;
работа с молодыми и начинающими педагогами;
организация педагогических советов, семинаров, методических совещаний и т.д.;
организация различных конкурсов, смотров;
апробация учебников и УМК нового поколения;
методическое сопровождение опытно-поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;
работа с педагогами, имеющими различный уровень профессионального мастерства;
анализ деятельности методической службы.
Планирование работы методического объединения (МО)
План работы методического объединения, как правило, состоит из двух частей:
1) планирование заседаний МО;
2) межсекционная работа.
Межсекционная работа содержит те же направления деятельности, что и план методической работы (на своем уровне).
Дополнительно включаются следующие направления деятельности:
организация внеурочной деятельности с учащимися;
контроль за уровнем обученности учащихся;
взаимопосещение уроков и т.д.
Повестки заседаний МО должны включать вопросы, раскрывающие тему (цели) работы на данный учебный год.
В конце учебного года целесообразно проанализировать план работы. Одним из возможных вариантов анализа может служить методика оценочного листа.
Каждый педагог получает таблицу проведенных дел, в которой отмечается степень личного участия, оценка полезности (лично для педагога) по 10-бальной шкале, предложения.
После обработки данных можно сделать выводы о полезности проведенного мероприятия, необходимости использовать данную форму в дальнейшем, оценить личное участие каждого педагога, проанализировать предложения.
Планирование работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой)
В контексте методической темы ОУ педагоги определяют для себя проблему самообразовательной деятельности. Тема не может быть навязана извне, она вытекает из профессионального интереса педагога. Вся работа учителя - это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала.
Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Начинающему педагогу в этом сложном деле, как правило, необходима помощь руководителя ОУ, методиста. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. Задача руководителей методических служб (всех уровне) состоит в том, чтобы планирование собственного профессионального развития становилось для педагога внутренней потребностью, помогало ему продвигаться вперед, постоянно совершенствоваться.
Ниже приводится одна из форм плана работы над методической темой. Еще одна (более простая) схема была опубликована в "Вестнике ПОИПКРО" N1.
Индивидуальный план работы педагога над методической темой
I Пояснительная записка (схема написания):
проблема;
тема;
цели и задачи;
основные формы и методы работы;
прогнозируемый результат.
II Основные этапы работы
|

Перспективный план представляет собой распределение тем и заданий (в соответствии с целями) между членами педагогического коллектива (методического актива района), последовательность их выполнения по годам, определение формы и способа представления промежуточного и итогового результатов. Перспективный план обеспечивает преемственность, системность в методической работе. Он должен соответствовать программе развития образования района, ОУ.
Перечисленные виды планов по длительности тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, дополняет, корректирует предыдущий.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: