NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Общие положения Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования: определяет




СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «СОШ № 16»

Общие положения

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:

        1. определяет основные направления и цели оценочной деятельно­сти, ориентированной на управление качеством образования, описы­вает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

        2. ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основно­го общего образования;

        3. обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освое­ния основной образовательной программы основного общего образо­вания, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

        4. обеспечивает оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

        5. предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (Стандартизированные письмен­ные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);

        6. позволяет использовать результаты итоговой оценки выпускни­ков, характеризующие уровень достижения планируемых результа­тов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной про­граммы основного общего образования, направленный на обеспече­ние качества образования, что предполагает вовлечённость в оценоч­ную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ори­ентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позво­ляющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образова­тельных достижений обучающихся и оцен­ка результатов деятельности образовательных учреждений и педаго­гических кадров.

В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в пла­нируемых результатах освоения обучающимися основной образова­тельной программы основного общего образования.

Организация и содержание итоговой оценки и аттестации обу­чающихся.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования.

При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования учитываются сформированность умений выполнения проектной дея­тельности и способность к решению учебно-практических и учебно- познавательных задач.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составля­ющие:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражаю­щие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной обра­зовательной программы основного общего образования;

  • результаты государственной (итоговой) аттестации выпускни­ков, характеризующие уровень достижения планируемых результа­тов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ осуществляет­ся в ходе различных мониторинговых исследований.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результа­там промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе госу­дарственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для про­должения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образо­вательному учреждению) органами, т.е. является внешней оцен­кой.

Основным объектом содержательной и критериальной базой ито­говой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, представленные в соответству­ющих разделах рабочих предметных программ.

Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучаю­щихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики обра­зовательных достижений.

На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, она формируется на основе:

  • результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные рабо­ты на межпредметной основе;

  • оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предме­там;

  • оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

  • оценок за работы, выносимые на государственную итоговую атте­стацию (ГИА).

При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризу­ют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обу­чения. Оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и рабо­ты, выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающи­мися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок делаются выводы о достижении плани­руемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждо­му учебному предмету, а также об овладении обучающимся основ­ными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осу­ществлению целесообразной и результативной деятельности.

Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдель­ных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдаче документа госу­дарственного образца об уровне образования - аттестата об основном общем образовании.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования - аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образова­тельных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования - аттестата об основном общем образовании принимает­ся одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профиль­ные классы старшей школы. В характеристике обучающегося:

  • отмечаются образовательные достижения и положительные каче­ства обучающегося;

  • даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.
Организация и содержание промежуточной аттестации обу­чающихся
Результаты промежуточной аттестации в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на итоговую аттестацию обу­чающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образо­вательных достижений обучающихся, отражают динамику формиро­вания их способности к решению учебно-практических и учебно- познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оце­ночной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является вну­тренней оценкой.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образова­ния, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Особенности оценки личностных результатов.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку дости­жений обучающихся в ходе их личностного развития.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реа­лизации всех компонентов образовательного процесса, включая вне­урочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

    1. сформированность основ гражданской идентичности личности;

    2. готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-по­знавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

    3. сформированность социальных компетенций, включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и меж­личностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а являет­ся предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка этих результатов образовательной деятельно­сти осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных монито­ринговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. К их проведению должны быть привлечены специа­листы, не работающие в данном образовательном учреждении и обла­дающие необходимой компетентностью в сфере психологической диа­гностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося, и может использоваться исклю­чительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Особенности оценки метапредметных результатов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностно и социально значимых про­блем и воплощению найденных решений в практику;

  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может прово­диться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятив­ных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, напри­мер уровень сформированности навыков сотрудничества или само­организации.

Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных резуль­татов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотруд­ничеству и коммуникации, решению проблем и др.) наиболее целе­сообразно фиксировать и анализировать в соответствии с разработан­ными образовательным учреждением:

а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;

б) системой промежуточной аттестации (внутришкольным мони­торингом образовательных достижений) обучающихся в рамках уроч­ной и внеурочной деятельности;

в) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на госу­дарственную (итоговую) аттестацию обучающихся;

г) инструментарием для оценки достижения планируемых резуль­татов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных дости­жений), итоговой аттестации по предметам, не выносимым на госу­дарственную итоговую аттестацию.

При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

  • стартовой диагностики;

  • текущего выполнения учебных исследований и учебных проек­тов;

  • промежуточных и итоговых комплексных работ на межпред­метной основе, направленных на оценку сформированности познава­тельных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

  • текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых про­блем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

  • защиты итогового индивидуального проекта.

Особенности оценки предметных результатов.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку дости­жения обучающимся планируемых результатов по отдельным пред­метам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответ­ствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов дей­ствий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникатив­ных) действий.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложе­ния», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраи­вать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближай­шего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Система оценки предметных результатов освоения учебных про­грамм с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предпо­лагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базово­му уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Для описания достижений обучающихся целесообразно устано­вить следующие уровни.

Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диа­пазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем явля­ется достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базо­вого уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отмет­ка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опор­ной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избиратель­ности) интересов:

  • повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

  • высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полно­те освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демон­стрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесоо­бразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений кото­рых ниже базового, выделяется:

  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворитель­но» (отметка «2»);

  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни

достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоен­ного и неосвоенного содержания предмета.

Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваи­вает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обу­чающийся может выполнять отдельные задания повышенного уров­ня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказания целе­направленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетель­ствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достиже­ний, требуется специальная помощь не только по учебному пред­мету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотива­ции может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые он должен продемон­стрировать), за которые обучающийся обоснованно получает оценку «удовлетворительно». После этого определяются и содержательно описываются более высокие или низкие уровни достижений. Важно акцентировать внимание не на ошибках, которые сделал обучающий­ся, а на учебных достижениях, которые обеспечивают продвижение вперёд в освоении содержания образования.

Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достиже­ний целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематиче­ских знаний, в том числе:

  • первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретиче­ских моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной обла­сти знания), Стандартных алгоритмов и процедур;

  • выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, соци­альных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержани­ем конкретного учебного предмета, созданию и использованию моде­лей изучаемых объектов и процессов, схем;

  • выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;

  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные про­екты.

Решение о достижении или недостижении планируемых результа­тов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от макси­мального балла за выполнение заданий базового уровня.


Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений

(личностных, метапредметных и предметных)
Система включает в себя:

  • материалы стартовой диагностики;

  • материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения .

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведёт­ся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оце­ночных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумаж­ных или электронных носителях.
Примечание: Данная система оценки в ходе работы может быть подвержена изменениям и дополнениям.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: