NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начальной ступени общего образования моу сош №16 Общие положения


Система оценки

достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы

начальной ступени общего образования МОУ СОШ №16
Общие положения.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Она направлена на оценивание образовательных достижений (учебных успехов) обучающихся начальной ступени.
1. Цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

  • духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

  • формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

  • освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов, а также возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе и в школе.

г) выработать единые критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов,

д) определить условия и границы применения системы оценки.

Главное достоинство данной системы оценки в том, что она переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместе с воспроизведением знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть всё то необходимое, что им понадобится в жизни в ходе решения различных практических задач.

2. Формы и методы оценки.

В содержание контрольных, самостоятельных и проверочных работ вводятся не только репродуктивные задания на воспроизведение информации, а приоритетными становятся продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником своего информационного продукта в форме вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ в набор инструментария для оценки вводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Диагностика предметных и метапредметных результатов является педагогической. Психолого-педагогическую диагностику осуществляет школьный психолог.

Диагностика результатов личностного развития является совершенно новым для школы. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения, и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей и т.д. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

  • целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

  • самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

  • результаты учебных проектов,

  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

В целях формирования положительной мотивации ученика, его личностной самооценке, пятибалльная оценочно-отметочная шкала применяется по принципу «прибавления» и «уровневого подхода», т.е. решение учеником даже простой учебной задачи, часть задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

Вместе с классным журналом, важным средством накопления информации об образовательных результатах ученика является портфель достижений (портфолио). Итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) принимается не только на основе годовых предметных отметок в журнале, но и на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Все данные диагностик заносятся в таблицы образовательных результатов. Все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

Границы и рамки применения новой системы оценки:

1) Постепенное внедрение новой системы оценки по этапам, от простого к сложному.

2) Система оценки результатов может развиваться, изменяться по ходу её внедрения в соответствии с новыми вопросами, проблемами, которые неизбежно будут возникать и потребуют поиска ответов и решений.

3) В целях сокращения числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем, а также для того, разгрузить педагога, предусматривается:

  • обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, при выборочном контроле учителя;

  • освобождение учителя от частых подробных отчётов, которые возможны только один раз в учебный год.

4) Система оценки ориентирована на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрещаются любые формы и способы оценки, которые унижают личность ребенка или отрицательно сказываются на его психическом состоянии. Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, а также запугивать учеников возможными плохими отметками.

5) Применение новой системы оценки возможно при обязательном условии обеспечения личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого ребенка должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т.п.
В ходе оценки образовательных результатов учитель руководствуется следующими правилами:

1-е правило. Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи - оценки и отметки (знака фиксации в пятибалльной системе).

Результаты образовательного учреждения, представленные учителем, – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило. Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по алгоритму самооценки, данному учителем и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Примерный алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось ли получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило. Количество отметок может быть поставлено по числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в Портфолио достижений ученика.

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Для работы обязательны три группы таблиц:

  • таблицы предметных результатов;

  • таблицы метапредметных результатов;

  • таблицы личностных неперсонифицированных результатов по классу.

Третья таблица заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Периодичность заполнения таблиц:

  • за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),

  • за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

  • за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя.

На каждого ученика с первого класса ведется Портфолио достижений. Это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы Портфолио достижений:

  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

  • показатели метапредметных результатов;

  • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию.

5-е правило Текущие отметки учитель выставляет в таблицы по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

6-е правило. Оценивание проводится по признакам трёх уровней успешности:

  • Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Этого достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем.

  • Повышенный уровень (программный)решение нестандартной задачи, где потребовалось:

  • либо действие в новой, непривычной ситуации;

  • либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний;

  • умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня;

Максимальный уровень (необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований.

Оценки по уровням успешности переводятся в отметки по пятибалльной шкале.

7-е правило. Определение итоговых оценок и отметок:

-Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

-Итоговая оценка за ступень начальной школына основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

В целях обучения «Алгоритму самооценивания» потребуется выделять около 5 минут учебного времени на большинстве уроков. Однако когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками (примерно через 2-3 недели), его использование значительно повысит эффективность работы учеников.

Благодаря этим усилиям, ученики приобретут умение самооценки, ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности; администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получат необходимые данные для комплексной накопительной оценки.

Все эти усилия, позволят заметно снизить показатели уровня тревожности, заметно возрастёт сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности, будут развиты качества контрольно-оценочной самостоятельности.
Примечание: Данная система оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования в ходе внедрения может быть дополнена, сокращена или подвержена изменениям.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: