Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начальной ступени общего образования моу сош №16 Общие положения
Система оценки
достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы
начальной ступени общего образования МОУ СОШ №16
Общие положения.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Она направлена на оценивание образовательных достижений (учебных успехов) обучающихся начальной ступени.
1. Цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов, а также возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе и в школе.
г) выработать единые критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов,
д) определить условия и границы применения системы оценки.
Главное достоинство данной системы оценки в том, что она переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместе с воспроизведением знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть всё то необходимое, что им понадобится в жизни в ходе решения различных практических задач.
2. Формы и методы оценки.
В содержание контрольных, самостоятельных и проверочных работ вводятся не только репродуктивные задания на воспроизведение информации, а приоритетными становятся продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником своего информационного продукта в форме вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ в набор инструментария для оценки вводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Диагностика предметных и метапредметных результатов является педагогической. Психолого-педагогическую диагностику осуществляет школьный психолог.
Диагностика результатов личностного развития является совершенно новым для школы. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения, и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей и т.д. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
результаты учебных проектов,
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
В целях формирования положительной мотивации ученика, его личностной самооценке, пятибалльная оценочно-отметочная шкала применяется по принципу «прибавления» и «уровневого подхода», т.е. решение учеником даже простой учебной задачи, часть задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Вместе с классным журналом, важным средством накопления информации об образовательных результатах ученика является портфель достижений (портфолио). Итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) принимается не только на основе годовых предметных отметок в журнале, но и на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Все данные диагностик заносятся в таблицы образовательных результатов. Все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Границы и рамки применения новой системы оценки:
1) Постепенное внедрение новой системы оценки по этапам, от простого к сложному.
2) Система оценки результатов может развиваться, изменяться по ходу её внедрения в соответствии с новыми вопросами, проблемами, которые неизбежно будут возникать и потребуют поиска ответов и решений.
3) В целях сокращения числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем, а также для того, разгрузить педагога, предусматривается:
обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, при выборочном контроле учителя;
освобождение учителя от частых подробных отчётов, которые возможны только один раз в учебный год.
4) Система оценки ориентирована на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрещаются любые формы и способы оценки, которые унижают личность ребенка или отрицательно сказываются на его психическом состоянии. Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, а также запугивать учеников возможными плохими отметками.
5) Применение новой системы оценки возможно при обязательном условии обеспечения личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого ребенка должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т.п.
В ходе оценки образовательных результатов учитель руководствуется следующими правилами:
1-е правило. Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи - оценки и отметки (знака фиксации в пятибалльной системе).
Результаты образовательного учреждения, представленные учителем, – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило. Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по алгоритму самооценки, данному учителем и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. | После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. |
Примерный алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось ли получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило. Количество отметок может быть поставлено по числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4-е правило. Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в Портфолио достижений ученика.
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Для работы обязательны три группы таблиц:
таблицы предметных результатов;
таблицы метапредметных результатов;
таблицы личностных неперсонифицированных результатов по классу.
Третья таблица заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Периодичность заполнения таблиц:
за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя.
На каждого ученика с первого класса ведется Портфолио достижений. Это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы Портфолио достижений:
показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
показатели метапредметных результатов;
показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию.
5-е правило Текущие отметки учитель выставляет в таблицы по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
6-е правило. Оценивание проводится по признакам трёх уровней успешности:
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Этого достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем.
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
либо действие в новой, непривычной ситуации;
либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний;
умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня;
Максимальный уровень (необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований.
Оценки по уровням успешности переводятся в отметки по пятибалльной шкале.
7-е правило. Определение итоговых оценок и отметок:
-Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
-Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
В целях обучения «Алгоритму самооценивания» потребуется выделять около 5 минут учебного времени на большинстве уроков. Однако когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками (примерно через 2-3 недели), его использование значительно повысит эффективность работы учеников.
Благодаря этим усилиям, ученики приобретут умение самооценки, ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности; администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получат необходимые данные для комплексной накопительной оценки.
Все эти усилия, позволят заметно снизить показатели уровня тревожности, заметно возрастёт сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности, будут развиты качества контрольно-оценочной самостоятельности.
Примечание: Данная система оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования в ходе внедрения может быть дополнена, сокращена или подвержена изменениям.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: