Основная образовательная программа моу кузяевской основной общеобразовательной школы. (начальная школа)
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы:___________ Председатель Совета школы:_____
/ Борисова Е.А./ / Хлебодарова О.Б./
Основная образовательная программа
МОУ Кузяевской основной общеобразовательной школы.
(начальная школа)
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования
Авторы-разработчики программы:
директор школы Борисова Е.А.,
заместитель директора по УВР Рукавишникова Т.С.
2011 год
Общая характеристика
основной образовательной программы
Основная образовательная программы начального общего образования разработана на основе Примерной, с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и содержит следующие разделы:
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
учебный план начального общего образования;
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Оглавление
№ п.п. | Содержание | Стр. |
1. | Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования МОУ Кузяевской основной общеобразовательной школы. | 5 |
1.1. | Введение | 5 |
1.2. | Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования | 8 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования МОУ Кузяевской основной общеобразовательной школы. | 9 |
1.4. | Состав участников образовательного процесса образовательного учреждения | 11 |
2. | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | 12 |
2.1. | Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированные в ФГОС и примерной программе | 13 |
2.2. | Обобщенная модель планируемых результатов | 15 |
3. | Учебный план начального общего образования МОУ Кузяевской основной общеобразовательной школы. | 18 |
3.1. | Пояснительная записка учебного плана | 18 |
3.2. | Сетка часов учебного плана начальной школы | 23 |
3.3 | Режим работы Кузяевской основной общеобразовательной школы | 24 |
4. | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | 25 |
4.1. | Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования | 25 |
4.2. | Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся | 26 |
4.3. | Связь УУД с содержанием учебных предметов | 27 |
4.4. | Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД | 31 |
4.5. | Описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию | 32 |
5. | Программы отдельных учебных предметов, курсов | 35 |
6 | Внеурочная деятельность как составная часть программы | 36 |
7. | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ Кузяевской основной общеобразовательной школы. | 37 |
7.1. | Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся | 37 |
7.2. | Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания | 38 |
7.3. | Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания | 39 |
7.4. | Содержание и планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся | 40 |
7.5. | Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности | 46 |
8. | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни | 46 |
9. 10. | Программа коррекционной работы. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Программно – методическое обеспечение | 51 56 61 |
| Литература | 62 |
| Приложения | |
1. Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования
МОУ Кузяевской основной общеобразовательной школы.
Введение
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Кузяевской основной общеобразовательной школы разработана на срок, соответствующий продолжительности освоения начального общего образования с 2011-2012 учебного года по 2014 – 2015 учебные годы, педагогическим коллективом в составе:
Борисовой Е.А. ( директор школы), Рукавишниковой Т.С. (зам.дир.по УВР), Кочуновой С.А. (заместителем директора по безопасности), Сахаровой М.И. ( учитель начальных классов), Мозжухиной Т.П. ( учитель начальных классов), Серковой Е.Н. ( учитель начальных классов), Абрамовой Е.С. ( воспитатель ГПД).
Началом реализации данной программы будет являться обучение в 1 классе 2011-2012 учебном году.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и реализует образовательные программы: УМК «Перспективная начальная школа» (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология), УМК «Школа России» (музыка, изобразительное искусство), УМК «Английский с удовольствием».
УМК «Перспективная начальная школа» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучающимся с учётом разновозрастного зачисления детей в первый класс; разного уровня дошкольной подготовки; топографической принадлежности детей; разного уровня владения русским языком; особенностей мировосприятия сельских детей; наполняемости класса.
Особенностями УМК «Enjoy English» являются современное содержание и оригинальные приемы обучения:
- увлекательные сюжеты учебников;
- вхождение в культуру англоязычных стран, начиная с детского фольклора и традиций;
- встречи с героями английских народных и авторских сказок;
- цветовая сигнализация для обучения чтению;
- занимательные формы обучения написанию букв;
- сознательное обучение грамматике через приемы моделирования;
- достоверный аутентичный учебный материал, создающий естественные условия для обучения младших школьников и подростков;
- ролевые игры, познавательные лингвистические упражнения, доступные проектные задания, помогающие учащимся решать разнообразные коммуникативные задачи.
Особенности УМК «Школа России» по изобразительному искусству и музыке:
Завершенная предметная линия учебников по изобразительному искусству для 1—4 классов общеобразовательных учреждений создана на основе развития традиций российского художественного образования и внедрения современных инновационных методов, с учетом анализа зарубежных художественно-педагогических практик и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Представленные учебники разрабатывались на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллективом специалистов.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества учащегося. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, в развитии его души средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно-нравственного поиска человечества.
Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в структуре построения материала учебников:
учебник для 1 класса «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ты украшаешь и строишь» раскрывает обыденные действия и игры как потенциальное выражение художественной деятельности, организующей предметно-пространственную среду нашей жизни, формы общения и художественного наблюдения реальности;
учебник для 2 класса «Изобразительное искусство. Ты и искусство» раскрывает связь чувств, эмоциональных и нравственных переживаний с их выражением в искусстве;
учебник для 3 класса «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» показывает деятельность художника по организации предметно-пространственной среды в доме, на улице, на празднике, в театре и музее, то есть в окружающей человека жизни;
учебник для 4 класса «Изобразительное искусство. Каждый народ — художник» сначала знакомит со своеобразием отечественной традиционной художественной культуры, а затем — со своеобразием представлений о красоте народов мира.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учебники для 1—4 классов по изобразительному искусству направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Линия учебников «Музыка» для 1—4 классов под руководством заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук, доцента Г.П. Сергеевой отражает новое направление отечественной музыкальной педагогики, получила развитие лучших традиций отечественной школы массового музыкального образования и воспитания.
При создании данной линии учебников авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. Направленность содержания этой линии учебников на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры определяет его актуальность.
Изначально необходимо отметить установку данной линии учебников на то, что в виду специфики искусства занятия музыкой и достижение предметных результатов неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Постижение искусства, прежде всего, связано с развитием музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к миру, человеку, к самому себе.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта учебники для 1—4 классов направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по музыке.
Согласно ФГОС и Примерной основной образовательной программы, основная образовательная программа начального общего образования МОУ Кузяевской основной общеобразовательной школы определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся;
- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Учитывая актуальность проблемы социума, а именно:
- недостаточно высокий уровень сформированности нравственной направленности личности обучающегося;
- индивидуальные особенности личности обучающегося;
- замкнутость социального пространства обучающегося, удаленность культурных и промышленных центров, ограниченность сферы социальных связей ребенка, асоциальные проявления в обществе, окружающем ребенка;
- слабая мотивированность обучающихся к саморазвитию, самопроявлению, самостоятельному решению проблем своей жизнедеятельности;
- невысокий уровень образования и культуры большинства родителей
школа объединяет в один функциональный комплекс образовательные, развивающие, воспитательные и оздоровительные процессы, в котором будут созданы условия для выражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося в течение всего дня через совместную деятельность учителя и ученика, развития его личностных качеств, способствующих формированию у школьников культуры отношения к своему здоровью, познавательной и двигательной активности, социальной адаптации, его интеллектуальных способностей и трудовых навыков.
В соответствии с ФГОС взятый для реализации УМК «Перспективная начальная школа» на ступени начального общего образования обеспечивает решение следующих задач:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
- воспитание подрастающего поколения, подготовленного к жизни, обладающего нравственными ценностями, учитывая демографические тенденции, многонациональность социума, в т.ч. путем более основательного изучения содержания образования, включающего в себя культурные, экономические, исторические, экологические особенности территории Подмосковья;
- понимание и принятие учениками особенностей природы, человека и его жилища, экономики, культурных и социальных явлений Подмосковья и в частности Гжельского региона;
- развитие умений социальной адаптации, сохранять и использовать имеющиеся духовные и материальные ценности;
- получение информации о профориентационных приоритетах, традиционных для Гжельского региона.
Содержание основной образовательной программы начальной школы направлено на:
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования МОУ Кузяевской основной общеобразовательной школы.
Образовательная программа включает в себя несколько групп принципов ее формирования:
Группа принципов, сформулированных на основе требований ФГОС и Примерной основной образовательной программы:
Принцип использования системно-деятельностного подхода, лежащего в основе реализации основной образовательной программы, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Принцип учёта социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс при обязательном сохранении и развитии культурного разнообразия и языкового наследия многонационального населения нашей страны.
Принцип учета особенностей детей младшего школьного возраста, связанных: с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка; с освоением им новой социальной позиции и социальной роли ученика; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности и другими.
Принцип самостоятельности – проектирование основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением самостоятельно с привлечением органов самоуправления Совета школы, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
Принцип взаимного дополнения обязательной и вариативной составляющих программы. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная), – 20 % от общего объема создаваемого документа. Обе части дополняют и раскрывают особенности содержания и организации образовательного процесса в начальной школе.
Группа принципов, сформулированных на основе особенностей УМК «Перспективная начальная школа»:
- непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития;
- целостности образа мира, связанный с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями;
- практической направленности;
- учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
- прочности и наглядности;
- охраны и укрепления психического и физического здоровья.
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: