NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка к образовательной программе


Пояснительная записка

к образовательной программе

МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска
Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 г. Челябинска (далее МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска) разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статья 9) и требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, а также на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М., Просвещение, 2010).

Образовательная программа МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска ( утверждена на педагогическим совете от 30.08.2012 г. № 1) – это документ, позволяющий прогнозировать развитие школы на год вперед, четко формулировать цели и ценности получаемого учениками образования, выделять особенность организации учебно-воспитательного процесса, определять ведущие принципы во взаимодействии « учитель-ученик».

Данная Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Кроме того, Образовательная программа МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска разработана самостоятельно самим образовательным учреждением с привлечением Совета школы, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Образовательная программа МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска разработана с учетом следующих особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения:

  • изменение при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой деятельности), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • освоение новой социальной позиции, расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании;

  • принятие и освоение ребенком новой социальной роли ученика, выражающееся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменение самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • моральное развитие, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.

При разработке данной Образовательной программы также учитывались характерные для младшего школьного возраста особенности:

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающихся, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

1.Целью разработки и реализации Образовательной программы МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений и навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К планируемым результатам освоения Образовательной программы МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска можно отнести следующие:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной картины мира.

2. Принципы и подходы к формированию ООП НОО.

Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности. Данную цель помогает реализовать УМК « Школа России». Учебно-методический комплекс создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом связи с лучшими традициями классического школьного образования России. При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития. Новый УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Смысл – вырастить «почемучек», детей, которые не утрачивают одного из самых главных человеческих желаний – желание познавать окружающие их миры.

Комплекс учебников « Школа России» отвечает требованиям стандарта общего образования. Инновационные подходы нашли свое отражение и в целевой установке УМК « Школа России» - умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

В соответствии со Стандартами, на ступени начального общего образования средствами УМК решаются следующие задачи:

- общекультурное развитие – формирование целостной картины мира на основе интеграции культурного опыта в единстве научной и образно-художественной форм познания мира;

- личностное развитие- ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него, способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека, толерантность к мнению и позиции других.

-познавательное развитие – развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образного мышления; формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности;

- формирование учебной деятельности – формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию.

-развитие коммуникативной компетентности – умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение понимать партнера.

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Каждый из предметов УМК « Школа России», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений и навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных действий. Формирование универсальных учебных умений в начальной школе создает хорошую основу для самообучения и самообразования в средней школе.

В основе реализации Образовательной программы МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска лежит системно-деятельностный подход, который предполагает следующее:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основные принципы и подходы к формированию основной образовательной программы:

программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе РФ « Об образовании», это:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,

-жизни и здоровья, свободного развития личности,

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,

- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, религиозных культур, традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанности,

-обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития,

-формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира,

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Важным условием успешности реализации программы «Школа России» является

индивидуальный подход к каждому ребенку.

Учебники содержат задания разной степени сложности, обеспечивая возможность варьировать задания с учетом уровня подготовленности ученика. Выбор заданий, лежащих в ЗБР ребенка ( т.е. заданий, выполнение которых предполагает совместную с учителем работу и одновременно требует мобилизации собственных усилий, позволяющих учащемуся пережить чувство успеха и гордости за свои достижения), делает обучение по истине развивающим. Обучение в ЗБР формирует такие личностные качества, как целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, готовность к преодолению трудностей.

Принципы построения образовательно-воспитательного процесса системы обучения « Школа России» : гуманистический принцип, принцип историзма, коммуникативный принцип, принцип творческой активности.

Состав участников образовательного процесса МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска

В соответствии со Стандартами и Типовым положение об общеобразовательном учреждении, участниками образовательного процесса являются:

  • Обучающиеся

  • Педагогические работники МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска

  • Родители ( законные представители)

МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска имеет необходимый кадровый состав: учителя и администрация , работающие в системе ФГОС, прошли курсы повышения квалификации; материально-техническое оснащение образовательного процесса школы, финансовое, нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. В начальной школе трудится 9 учителей, из них имеют высшую квалификацию 2 чел., первую квалификационную категорию 5 чел., вторую категорию 2 чел. Имеют педагогический стаж свыше 20 лет – 67 %. 100 % учителей владеют ИКТ технологиями, 70 % -используют эти технологии в образовательном процессе, 75% владеют современными методами диагностики уровня развития школьника. В педагогическом коллективе есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, воспитатель ГПД, библиотекарь, педагоги дополнительного образования. Сопровождают образовательный процесс специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог.

3. Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание Образовательной программы МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска сформировано с учетом социо-культурных особенностей и потребностей территории расположения школы (МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска находится на территории Мебельного поселка Советского района Челябинского городского округа и является не только образовательным, но и культурным центром данного поселка).

Важнейшей частью Образовательной программы МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска является учебный план школы, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, которая включает, в том числе, и внеурочную деятельность.

При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их

промежуточной аттестации, определяются Уставом МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска и соответствуют требованиям Закона РФ «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска разработаны индивидуальные учебные планы.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся в школе определяются в соответствии с действующими санитарными нормами (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.22821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).

Разработанная Образовательная программа МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (поселка Мебельный Советского района города Челябинска) для приобретения реального управления и действия.

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 43 г. Челябинск содержит следующие разделы:

  1. Целевой раздел:

- Пояснительная записка

- Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы.

- Система оценки достижения планируемых результатов

  1. Содержательный раздел:

- Программа формирования универсальных учебных действий.

- Программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.

- Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся.

- Программа экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

- Программа коррекционной работы.

  1. Организационный раздел:

- Учебный план начального общего образования.

- План внеурочной деятельности

- Система условий реализации основной образовательной программы.

МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска в рамках реализации разработанной Образовательной программы обеспечило ознакомление родителей обучающихся (законных представителей) как участников образовательного процесса с:

  • Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе;

  • правами и обязанностями (родителей) в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска.


4. Общие подходы к организации внеурочной деятельности:

В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность в МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьное научное общество, олимпиады, соревнования, различные конкурсы, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Внеурочная деятельность организуется образовательным учреждением « на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса». МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности (до 1350 часов за четыре года обучения ) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.

Настоящая образовательная программа – документ, определяющий пути реализации Федерального государственного образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.



страница 1


скачать

Другие похожие работы:

Пояснительная записка к образовательной программе

Основная образовательная программа: 1 стр.

Пояснительная записка к образовательной программе

Основная образовательная программа: 1 стр.





С русским этнокультурным компонентом

Пояснительная записка: 9 стр.