Отчет 2013 о работе детских библиотек
Библиографическим информированием охвачены библиотекари школьных библиотек, учителя - предметники, педагоги дополнительного образования, воспитатели детских садов.
Основные темы индивидуального информирования:
- «Воспитание красотой»;
- «Дошкольники в мире искусства»;
- «Культура общения и поведения»;
- «Православная культура»;
- «Русский фольклор»;
- «Сказкотерапия»;
- «История родного края»;
- «Декоративно – прикладное искусство»;
- «Здоровьем надо дорожить».
Темы группового информирования:
- «Профессии современности»;
- «Эстетическое воспитание»
- «Информационно - досуговая деятельность»;
- «Экологическое воспитание».
- существуют ли платные договорные отношения с абонентами информирования.
В детских библиотеках МБУК «ЦБС» г. Прокопьевска платные договорные отношения с абонентами информирования не существуют.
- формы учета абонентов
Учет абонентов осуществляется с помощью картотеки индивидуального и группового информирования.
6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование:
- выставки новых поступлений
В отчетном году привлекательными стали выставки новых поступлений: «Книжный фейерверк», «Эх, хорошо б все книжки прочитать!», «К нам новая книжка пришла», «Читаем всей семьёй», «Новые книги», «Галерея книжных новинок» и др.
выставки - просмотры
Организация выставок – просмотров в библиотеках позволяет более широко раскрыть библиотечные фонды. В 2013 внимание читателей привлекло 12 выставок-просмотров: «Спутники любознательных», «Как прекрасен этот мир», «Молодёжь выбирает здоровье» и т.п. Крупномасштабным по своему размаху получился открытый просмотр литературы «Пушкин на все времена» (ЦДБ) (см.раздел Выставочная работа).
- библиографические обзоры;
Библиографические обзоры – неотъемлемые спутники выставок, в информационно-библиографическом обслуживании читателей востребованы всегда. За отчетный период наиболее интересными стали такие обзора, как «Любить родную природу» (к 110-летию Г.А. Скребицкого); «Искусство, озарённое радостью» (к 110- летию В.Г. Сутеева); «Кем быть?»; «Олимпийская мозаика»; «Природы дивная краса». Коллектив детской библиотеки №7 большое внимание уделил обзорам героико-патриотической тематики: «Здесь Родины моей начало», «Сталинградская эпопея», «Во имя жизни».
Заслуженным успехом у коллег, на производственных совещаниях МБУК «ЦБС», пользуются библиографические обзоры «Будь в курсе!», подготовленные по страницам профессиональных журналов «Библиотека», «Современная библиотека», «Школьная библиотека», «Читаем. Учимся. Играем», областных и местных газет «Кузбасс», «Диалог», «Шахтерская правда» и т.д. Подобные обзоры являются неотъемлемой составляющей при проведении методических часов и семинаров для библиотекарей муниципальных детских и школьных библиотек. (см.папка «приложения» - папка «программы семинаров»)
- библиографическая продукция (информационные бюллетени, дайджесты, библиографические списки и др.);
Библиографической продукция детских библиотек отражена в разделе «Издательская деятельность»
- Дни, недели информации.
«В День Знаний вместе с нами!» - так назывался цикл информационных дней, организованных в детских библиотеках «МБУК «ЦБС» и приуроченных к началу учебного года.
6.5. Формирование основ информационной культуры.
Показатели работы по формированию информационной культуры личности
| Уроки по формированию основ ИКЛ | Экскурсии (познавательные) | Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ | ||||
| |||||||
| |||||||
Наименование библиотеки | кол-во уроков | кол-во человек | кол-во экскурсий | кол-во человек | Дни библиог-рафии | Информины, конкурсы, игры и др. | кол-во |
| (кол-во) | (кол-во) | посети | ||||
| | | телей | ||||
ЦДБ | 4 | 141 | 5 | 241 | 0 | 0 | 0 |
д.б.7 | 1 | 25 | 2 | 25 | 0 | 0 | 0 |
д.б.8 | 0 | 0 | 8 | 193 | 0 | 0 | 0 |
д.б.9 | 7 | 145 | 9 | 232 | 0 | 0 | 0 |
д.б.10 | 3 | 60 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
д.б.12 | 2 | 34 | 4 | 49 | 0 | 6 | 186 |
д.б.13 | 6 | 118 | 8 | 244 | 0 | 0 | 0 |
д.б.16 | 8 | 169 | 12 | 270 | 0 | 0 | 0 |
Всего | 31 | 692 | 48 | 1254 | 0 | 6 | 186 |
6.5.1. Имеется ли в библиотеке программа занятий по формированию основ информкультуры (если да, то какие новые темы были введены в программу в 2013 году).
Библиотечные уроки и экскурсии для дошкольников и первоклассников проводятся согласно совместным планам работы с детскими садами и школьными библиотеками
С началом 2013-2014 учебного года в детской библиотеке №13 вновь реализуется программа «Воспитай читателя». В этот раз её участниками стали учащиеся лицея №57. Дети познают не только основы информационной культуры, но и развивают свой литературно-интеллектуальный и творческий потенциал.
Решению задач подготовки детей к жизни в информационном обществе, их библиотечно-информационного развития способствуют библиотечные уроки. Вот темы некоторых из них, состоявшихся в минувшем году: «Приключение Словарёнка», «Вселенная в алфавитном порядке», «Ориентиры в мире книг», «Словари разные и нужные», «Нужно знать где, что искать» (возможности электронных ресурсов библиотеки) и др. Привлекательными для детей остаются театрализованные и слайд-экскурсии по библиотекам «В мире книжных сокровищ», «Книжкин дом», «Дом, где живут книги» и др.
6.5.2. Опишите новые формы и методы работы по формированию основ информкультуры
Ежегодно творческие сотрудники детских библиотек г.Прокопьевска работают над созданием новых форм и методов работы по формированию основ информкультуры.
В 2013г в ЦДБ им.А.С.Пушкина и детской библиотеке №13 апробирована новая форма работы по формированию основ информкультуры. Квест-игра «Спутники любознательных» и «Станция справочная» (в конкурсе знатоков «Экологический калейдоскоп») увлекли ребят на поиск тайников с вопросами, ответы на которые можно было получить только хорошо ориентируясь в справочном аппарате книг.
Активно пропагандировал знания основ информационной культуры среди младших школьников коллектив детской библиотеки №16. Учащиеся школы №11 посетили цикл встреч «Библиотечные открытия». Благодаря игровым моментам дети с легкостью усваивали как насыщенный материал по ориентированию в каталогах, картотеках, книгах, так и новые сложные словосочетания (структура книга, библиографический поиск и т.п.). Они освоили такие темы, как «Выбор книг в библиотеке», «Словари разные и нужные»; «Нужно знать где, что искать» и др. Библиографическая игра «Следствие ведут знатоки» стала итоговым занятием по овладению навыками использования справочного аппарата библиотеки.
Интересен опыт проведения библиомаркетинга «На острове Периодики» (д.б.12). Во время путешествия ребята узнали об истории появления названия «газета» и об основных характеристиках периодических изданий. Удивление вызвало разнообразие профессий людей, которые делают газеты и журналы. К примеру: редактор – это руководитель издания, определяющий цели и задачи журнала, а бильдредактор – это редактор, расставляющий картинки. Ребята активно приняли участие в сценках, где сообщалось о различных событиях по – разному: в форме интервью, репортажа, обзора.
6.5.3. Координация работы с образовательными учреждениями.
Детские библиотеки тесно сотрудничают с общеобразовательными школами, школами-интернатами, социально реабилитационными центрами, детскими садами и детскими домами.
6.6. Сервисные библиографические услуги
Сервисные библиографические услуги детских библиотек МБУК «ЦБС» г.Прокопьевска включают:
- составление списка по определенной теме с помощью каталогов и библиографических источников разыскания;
- поиск информации по теме в Интернете;
- предоставление фактографической информации;
- отслеживание материала по определенной теме (библиографическое информирование).
6.7. Опишите формы и методы работы в области рекомендательной библиографии
Нельзя не отметить тот факт, что организация профессиональных конкурсов в библиотечной среде на порядок активизирует работу библиотекарей в конкретном направлении. Так, благодаря профессиональному конкурсу библиотечных продуктов «Экологический калейдоскоп» активизировалась работа детских библиотек в поиске новых форм общения с читателями, в том числе и в создании новых библиографических продуктов. (см.раздел Организационно – методическая работа).
В области рекомендательной библиографии (уже не первый год) продолжает пользоваться успехом у читателей детской библиотеки №9 каталог - диалог «Что бы почитать?» (см.отчеты прошлых лет).
7. Организационно-методическая работа.
7.1. Участие детской библиотеки в системе непрерывного образования библиотечных работников ЦБС.
ЦДБ им. А.С.Пушкина, являясь методическим центром для детских библиотек МБУК «ЦБС» г. Прокопьевска, заинтересована в том, чтобы в кадровом составе детских библиотек системы преобладали квалифицированные специалисты. С целью повышения профессионального мастерства творческих сотрудников в отчетном году были подготовлены и успешно проведены:
Семинар «Продвижение книги и чтения: новые горизонты библиотечного развития» (февраль)
Методический час «В рабочую папку специалиста: конкурсы и планы». (февраль)
Семинар «У книг не бывает каникул!» (по материалам курсов повышения квалификации на базе КОБДЮ) (июнь).
Методический час «Исполнение Федерального Закона от 29.12.2012 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». (июнь).
Методический час «Обучающие вебинары по продвижению книги и чтения в интернет-пространстве». (июль)
Семинар для школьных библиотекарей «Информационная безопасность детей в библиотеке» (октябрь)
Программы семинаров см. в папке «Приложения» - папка «семинары 2013».
С учетом новых реалий, требований к библиотечной профессии система повышения квалификации постепенно трансформируется. При проведении традиционных семинаров и методических часов активно используются такие составляющие, как презентации веб-ресурсов (в частности, сайта «Веб-ландия»), мастер-классы, тренинги (к примеру, по составлению анонсов и пресс-релизов), круглые столы (по обсуждению и утверждению возрастной градации детской литературы) и т.п.
В рамках профессиональных встреч с библиотекарями рассматриваются организационные вопросы, касающиеся участия читателей и библиотекарей в конкурсах российского (образовательная программа «PRO- движение чтения»), областного («Достоинство таланта читателя», «Самая читающая семья», «Праздник Фёдоровской поэзии») и городских («Экологический лабиринт», «Как прекрасен этот мир!» «Проба пера», «В стихах поведаю о многом…», «В жизни всегда есть место подвигам») уровней. (Информацию об участии и победах в перечисленных конкурсах см.разделы «Поддержка и популяризация чтения», «Индивидуальная работа с читателями, «Социальное направление деятельности библиотеки»).
Какие формы повышения Вы считаете наиболее эффективными, какие темы – приоритетными?
Как правило, наиболее эффективными формами в повышении квалификации сотрудников считаются практические семинары, обучающие практикумы и тренинги. В 2013г в этом перечне законное место заняли вебинары, которые были организованны в летний период Фондом "Пушкинская библиотека".
Приоритетные темы рассмотрения: новые имена в детской литературе, инновационные формы работы с читателями в библиотеках семейного чтения.
7.2. Сколько раз посетили библиотеки с оказанием методической помощи.
С оказанием методической помощи библиотеки посетили 52 раза.
7.3. Дайте оценку эффективности мероприятий по повышению квалификации на областном уровне.
XII Форум публичных библиотек России «Библиокараван -2013» Томск-Кемерово проходил 2 - 6 сентября 2013 года. Принять участие в работе удалось лишь один день в секциях «Автоматизация библиотек» и «Библиотечное обслуживание». Интересен опыт работы коллег страны по программной деятельности и социальному партнерству. Восхищение вызвала масштабность информационно-библиографического сопровождения туристической деятельности работы (г.Сургут). Полезен опыт экологического образования населения, формирования толерантных установок в читательской среде и популяризация здорового образа жизни (г. Томск). Удачной находкой стало проведение параллельных мероприятий. Мастер-класс «Эвристика и импровизация как метод культурно-досуговой деятельности библиотек» позволил другими глазами взглянуть на проводимые в библиотеках мероприятия.
Информационными и насыщенными были заседания Совета директоров. Интересен опыт работы коллег из Москвы по исследованию подросткового чтения, мнение о библиотеке- третьем месте. Как всегда, полезны рекомендации специалистов КОБДЮ.
Своевременным, очень интересным и продуктивным стал областной семинар –ярмарка «У книг не бывает каникул», который был организован в мае на базе КОБДЮ. Очень четким и ценным, в профессиональном смысле, стало выступление Светланы Сергеевны Ткаченко «Летние открытия в стране Литератури», в котором была представлена важная и такая необходимая информация о новых именах в детской литературе. Замечательные впечатления остались от экскурсии в «Музей – заповедник «Красная Горка», показательного мероприятия Елены Евгеньевны Сапожниковой и Ирины Викторовны Беляевой «Путешествие на библиолайнере из Учебного года в Лето» и Йети - программы. Приятно было получить практический опыт на мастер-классах. По материалам курсов С.А.Хмелевцева, ведущий методист по работе с детьми, провела одноименный семинар в Центральной городской библиотеке, активными участниками которого стали как библиотекари МБУК «ЦБС», так и сотрудники Дворцов культуры г.Прокопьевска. Присутствующие познакомились с современными произведениями для детей и оригинальными формами работы с читателями летом, игровыми технологиями, совершили виртуальную фотоэкскурсию по музею «Красная горка», стали непосредственными участниками детских игр.
Информационно насыщенной и познавательной для детских библиотек была Конференция Некоммерческого библиотечного партнерства «Кузбасские библиотеки». На заседании секции детских библиотек «Особый ребенок и библиотека» был очень интересен и полезен опыт работы сотрудников КОБДЮ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В данном случае явным успехом пользовался мастер-класс «Творческое занятие для детей с отставанием в развитии», опыт организации которого уже частично воплощен сотрудниками ЦДБ им.А.С.Пушкина в библиотечно-творческом обслуживании учащихся коррекционной школы-интерната №2 и воспитанников Социально-реабилитационного центра «Алиса». На заседании секции обслуживания пользователей «Формы и методы библиотечного обслуживания на современном этапе» особое внимание привлекло выступление Третьяковой Татьяны Викторовны «Библиотека – «третье место». В данном случае очень привлекательным оказался мировой и российский опыт организации в библиотеках оригинальных площадок для общения. Хочется отдельно отметить и сопроводительные фотоиллюстрации, отражающие, на примере столичных библиотек, интересные дизайнерские «фишки» в оформлении библиотечного пространства.
Перечислите актуальные формы и темы мероприятий для будущего планирования.
В свете последних событий – слияния детских библиотек с массовыми – хотелось бы познакомиться с опытом работы библиотек семейного чтения и документами, регламентирующими их деятельность.
7.4.В каких профессиональных конкурсах участвовали детские библиотеки в 2013 году? Каковы их результаты?
Межведомственный конкурс профессионального творчества библиотекарей Кузбасса «КНИГИНЯ – 2013». В номинации «Образовательная функция библиотеки в ХХI веке» была представлена программа экологического воспитания младших школьников «Войди в природу другом». Автору программы Ольге Николаевне Черкашиной, главному библиотекарю детской библиотеки №13, вручено Благодарственное письмо.
профессиональный конкурс библиотечный продуктов «Экологический калейдоскоп»
На профессиональном конкурсе «Экологический калейдоскоп», посвященном Году охраны окружающей среды и 70-летию Кемеровской области детскими библиотеками были представлены библиотечные продукты, как отдельных авторов, так и авторских коллективов в печатном и электронном виде в следующих номинациях:
- Слайдовый фильм среди детских библиотек (лучший фильм «Красная книга Кемеровской области в картинках» детской библиотеки № 13);
- Книжная выставка (лучшая виртуальная книжная выставка «Цветочная симфония» юношеской библиотеки);
- Выставка одной книги (лучшая выставка «Самое интересное о природе Кемеровской области» детской библиотеки № 12);
- Игра (лучшие игры: электронная игра «Люби и береги родную природу» детской библиотеки № 9; настольная игра «Лесные сказки» Центральной детской библиотеки; книжка-трафарет «Животные родного края» детской библиотеки № 8).
7.5. В каких благотворительных акциях, проектах вы участвовали (в качестве получателей благотворительной помощи и в качестве благотворителей)? Какую конкретную помощь получили (оказали) в ходе этих акций?
3 декабря, в Международный день инвалидов:
- по инициативе Молодежного творческого объединения «Млечный путь» была организована Акция «Белая ленточка». В знак напоминания о людях, нуждающихся в помощи и поддержке, для привлечения внимания прокопчан к их проблемам, библиотечная молодежь вручала пользователям библиотек листовки-призывы и книжные закладки - белые атласные ленточки, как символ чистоты помыслов и благородства поступков. Члены Молодежного объединения призывали всех участников акции быть чуткими и отзывчивыми к инвалидам, проявлять заботу о таких людях не только один раз в году - 3 декабря. Особое внимание уделялось детям и подросткам, которые, как правило, не только не знают о Международном Дне инвалидов, но и часто не внимательны к тем, кто нуждается в их помощи. Всего было вручено 70 ленточек-закладок и 200 листовок-призывов.
- Публичным центром правовой информации Центральной библиотеки при активном участии сотрудников детских библиотек организовано виртуальное правовое консультирование пользователей с ограниченными возможностями здоровья и их родственников. Для оказания бесплатных консультаций были привлечены квалифицированные юристы, использованы информационно-правовые ресурсы Центральной городской библиотеки. Лица с ограниченными физическими возможностями в ходе благотворительной Акции «Мы вместе» получили ответы на интересующие их вопросы: права на жилплощадь и в сфере здравоохранения, льготы инвалидам, наследование, оплата за коммунальные услуги, пенсионный возраст, опекунство, землепользование и др.
7.6. Укажите проблемы, которые вы планируете решать в 2014 году.
В 2014 г планируем:
- оптимизировать работу по классификации информации в свете ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- решать проблемы, связанные с образованием в МБУК «ЦБС» библиотек семейного чтения.
7.7. Укажите, в каком методическом обеспечении вы нуждаетесь и предложите темы дальнейших совещаний заведующих детскими библиотеками, какие и кому необходимы стажировки, исследования, экспертная оценка, консультации и др.
Тема совещаний заведующих детскими библиотеками – «Библиотеки семейного чтения и ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: