Отчет о работе детских библиотек мбук «цбс»
Отчет о работе детских библиотек МБУК «ЦБС»
г. Анжеро-Судженска в 2013 год
Отчет о работе детских библиотек МБУК «ЦБС»
г. Анжеро-Судженска в 2013 год
Сведения о ЦБС
Название ЦБС (точно по Уставу) | Муниципальное бюджетное учреждение культуры Анжеро – Судженского городского округа «Централизованная библиотечная система» |
Адрес: Россия, Кемеровская область | |
почтовый индекс | 652470 |
район | |
населенный пункт | Анжеро – Судженский городской округ |
улица, дом | Ул. Ленина, 15 |
сайт библиотеки | www.ancbs.ucoz.ru |
электронная почта (e-mail) | e – mail: [email protected] |
ICQ («аська»), скайп | |
Директор ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс) | Путеева Наталья Николаевна (8-384-53) 6-48-67 |
Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс) | |
Заведующая детской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс) | Аптреева Олеся Витальевна (8-384-53) 6-25-05 |
Методист ЦБС (ФИО, тел. с кодом) | Мерзлякова Любовь Николаевна, (8-384-53) 6-48-67 |
Методист по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом) | |
Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом) | |
Зав. управлением культуры (ФИО, тел. с кодом) | Гриченко Татьяна Игнатьевна (8-384-53) 6-28-88 |
1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
1.1. Изменений в 2013 году в сети детских библиотек не произошло.
1.2. Материально-техническая база детских библиотек не изменилась. Обе библиотеки имеют компьютер, который используется библиотечными специалистами для работы. В детской библиотеке филиале №5 есть принтер.
2. Работа с читателями-детьми.
В настоящее время, значительная часть детей и юношей отдают предпочтение деловому чтению, чтению, «продиктованному» школьной программой. Книга перестала быть единственным источником информации, к тому же среди подрастающего поколения чтение актуальным, значимым и интересным не считается. Отходит и традиция семейного чтения. Все больше детей предпочитают проводить свободное время не с книгой, а смотря телевизор или общаясь в интернете. Поэтому, именно сейчас, как никогда, встает вопрос о необходимости возрождения досугового чтения детей и юношества.
Для этого как на абонементе ЦДБ, так и в читальном зале детской библиотеки, каждому посетителю уделяется максимум времени и внимания, проводятся индивидуальные беседы о книгах и чтении.
Продолжает свою работу «Персональная полка» читателя, целью которой является пропаганды книги и чтения, а так же более полное раскрытие фонда библиотеки. Материалы полки постоянно обновляются и востребованы читателями.
Как известно, детям присущ дух соперничества, а по достоинству оцененные усилия - это стимул к дальнейшему чтению и саморазвитию. С целью поощрения самых активных и привлечения новых читателей, библиотекари периодически таких детей – книгочеев отмечают грамотами, благодарственными письмами, ставя в пример другим ребятам, как яркий и положительный пример. Продолжается работа библиотеки по программам «Вместе с книгой мы растем», «Золотая полка читателя», основной целью которых является привитие любви и уважения к книге и чтению. Работает клубы «Компас» и «Истоки».
В профессиональном арсенале детских библиотекарей диспуты, театрализации, тематические встречи, такие формы организации работы в летний период как «зеленые читальные залы», «читающие дворики», привлечение детей к участию в акциях вне стен библиотеки.
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные
Заполните таблицу
№ | Кол-во детских библиотек в городе (поселке) | Кол-во жителей | Кол-во детей до 15 лет | Кол-во читателей (всего) | %охвата детского населения | Количество читателей по ЕРК |
1 | Центральная детская библиотека | 32213 | 6047 | 3831 | 63,3% | 2704 |
2 | Детская библиотека филиал № 5 | 8427 | 3207 | 2807 | 87,5% | 1843 |
3. | | 40440 | 9254 | 6638 | 71,7 | 4547 |
2.1.1. Количество читателей в двух детских библиотеках на протяжении ряда лет стабильно. Большой % охвата детского населения обусловлен тем, что в ЦДБ обслуживаются читатели детского возраста не только центрального микрорайона, но и учебных заведений других районов, также дети из социальных учреждений города – детского дома, школы-интерната, центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. В библиотеке филиале №5 ведется работа с домом детского творчества, школой - интернатом, филиалом комплексного центра социального обслуживания населения. 2 детские библиотеки работают с детским населением города. На протяжении многих лет библиотеки прекрасно сотрудничают с дошкольными учреждениями, работают по библиотечным программам ориентированным на конкретные читательские категории. Детские библиотеки пользуются заслуженной популярностью. Библиотекарями стажистами воспитаны целые читательские династии, когда последовательно в библиотеки ходили родители, а теперь и их подросшие дети.
2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя-7,7
книгообеспеченность одного читателя- 10,7.
2.1.3. Средняя дневная посещаемость-186
2.1.4. Обращаемость фонда- 2
2.2. Читательский портрет современного ребенка
Заполните таблицу
Состав читателей по возрастам
| Всего | ЦДБ | БФ №5 | БФ № | и т.д. | |
Дошкольники | 1697 | 1199 | 498 | | | |
По классам: | | | | | | |
| 1 | 636 | 423 | 213 | | |
2 | 577 | 364 | 213 | | | |
3 | 592 | 392 | 200 | | | |
4 | 662 | 472 | 190 | | | |
5 | 385 | 260 | 125 | | | |
6 | 322 | 178 | 144 | | | |
7 | 227 | 133 | 94 | | | |
8 | 232 | 124 | 108 | | | |
9 | 172 | 42 | 130 | | | |
10 | 73 | 42 | 31 | | | |
11 | 72 | 42 | 30 | | | |
Студенты | 121 | 16 | 105 | | | |
Работающая молодежь | | | | | | |
РДЧ | 132 | 89 | 43 | | | |
Прочие | 741 | 55 | 686 | | | |
ИТОГО | 6638 | 3831 | 2807 | | |
Мир любимых книг и авторов читателей ЦДБ разнообразен, но тем неменее предпочтение и интерес читателей отдается следующим авторам:
- С. Майер сага «Сумерки»;
- С. Коллинз «Голодные игры»;
- Серия книг Л. Дж. Смит «Царство ночи», «Дневники вампира»;
- Серия книг Э. Хантер «Коты-воители»;
- Серия книг С. Брюссоло «Приключения Пегги Сью»;
- Серия книг И. Волынской и К. Кащеева «Фан – клуб колдовства»;
- Серия книг в жанре «Ироническое фэнтези» авторов Т. Устименко, А. Белянина, О. Громыко;
- Серия книг «Прикольный детектив», авторов: Матюшкина К. Темкин Н., Егорова Н. и др;
- Серия книг по сказкам О. Диснея;
- Серия книг «Винкс».
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).
«Вместе с книгой мы растем» (авторская программа для дошкольников абонемента ЦДБ, ответственный Аптреева О. В., заведующая детской библиотекой)
Срок реализации январь - декабрь 2013года.
Программа работы с дошкольниками была продолжена по социальному заказу воспитателей МБДОУ «ДС№ 36»
Цель: Развитие детей дошкольного возраста на материале художественной литературы, привитие любви и уважения к книге и чтению.
Задачи:
-знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений:
рассказ, сказка, загадка, пословица и т.д.;
-учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
-закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к книге и художественному слову.
Формы и методы реализации программы разнообразны:
- беседы, игры, викторины, встречи с литературными героями, литературные путешествия, информационно-познавательные слайд - программы и др.
- подбор литературы по темам: «Моя малая Родина», «Добрым быть совсем не просто», «Матушка зима», «Чудеса поэзии», и др.
Каждое мероприятие - это знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: Осеевой, Заходера, Толстого, Крылова, Мориц, Сутеева, Чуковского и т.д.
Литературная игра по детскому фольклору «Матрешки – затейницы».
Гостями мероприятия были матрешки – красавицы, приготовившие для ребят много интересного, ведь все матрешки были с сюрпризом.
Матрешка с колыбельными песнями – ребята было предложено с помощью колыбельной песни уложить куклу спать;
Матрешка с загадками приготовила много каверзных вопросов для малышей;
Матрешка с небылицами хотела ребят запутать, читая стихотворения о том, чего не может быть на самом деле;
Матрешка с играми стала любимицей малышей, ведь для ребенка игра – одно из самых интересных занятий;
Матрешка с тайной хранила для ребят веселый мультфильм, который они с удовольствием посмотрели
Литературное путешествие «Чудеса поэзии».
Путешествие было интересным, веселым и забавным, ведь дошколята, действительно, от одной игровой станции к другой знакомились с чудесами поэзии.
В игре «Небывальщина» ребята, внимательно слушая, определяли, что в стихотворениях правда, а что – выдумка поэта. В конкурсе «Читай - рисуй», на мгновение став художниками, ребята делали зарисовку стихотворения, которое читал библиотекарь, так, как они его услышали и поняли. Поиграли в «Подвижные стихи», с задором показывая косолапого мишку и жуков – танцоров. А самое главное – попробовали себя в роли поэтов, приняв участие в таких играх, как «Найди рифму», «Рифмы – обманки» и «Закончи стихотворение». Но стихи хорошо не только слушать, но и читать! Поэтому малыши с удовольствием продемонстрировали свои таланты в конкурсе чтецов, выразительно читая свои любимые стихотворения.
К 70-летию области, было проведено несколько мероприятий: беседа «Кузбасс – России славный уголок», час краеведения «Моя малая Родина», где ребята познакомились не только с историей родного края, символикой Кемеровской области, достопримечательностями Кузбасского региона, но и активно, со знанием дела, что, несомненно, радует, создали «панно» флоры и фауны Земли Кузнецкой, отгадывая загадки о птицах, определяя адресатов писем, пришедших на адрес библиотеки от неизвестных животных, в игре «Чей листочек» находя, какой листочек с какого дерева упал.
В рамках объявленного года экологии в России для дошколят прошел час экологии «Сохрани и защити», где ребята серьезно, «по – взрослому» обсуждали важные и «глобальные» вопросы, касающиеся экологической ситуации на нашей земле. А именно, порассуждав об экологической проблеме на всей планете, перешли к проблеме экологии именно своего родного региона, совершив путешествие по страницам Красной книги Кузбасса. В ходе просмотра слайд – презентации наглядно познакомились с животными, птицами и растениями Кемеровской области, нуждающимися в нашей защите и охране. А логичным завершением мероприятия стали правила поведения в лесу, которые ребята дружно вспомнили и которых обещали придерживаться.
Игровая программа «Во саду ли, в огороде» так же не оставила ребят равнодушными, и они с удовольствием приняли в ней участие. Наряду с интересной и познавательной информацией, чтением стихов и просмотров репродукций картин на осеннюю тематику, малыши с радостью вжились в роль садоводов – огородников, с улыбкой и задором собирая в корзинку дары осени, играя в такие игры, как «Урожай», «Лабиринт», «Найди отличия», «Правильная тень» и «Лишний предмет». А итогом мероприятия послужил просмотр тематического мультфильма «Веселый огород», который ребятам, несомненно, очень понравился.
Отзыв руководителей детским чтением, индивидуальные беседы с ними, работа с детьми в ходе мероприятий показала:
Речь детей стала ярче, литературно грамотнее, эмоционально окрашенной;
Ребята могут назвать авторов книг и их произведения;
Эмоционально реагируют на художественное слово;
Охотно заучивают тексты наизусть и принимают участие в их инсценировке;
У ребят повысился интерес к книге и чтению.
Вместе с тем увеличилось количество пользователей дошкольного возраста на абонементе и в читальном зале библиотеки.
По социальному заказу педагогов работа по программе будет продолжена.
За год работы было проведено 30 мероприятий, которые посетило 652 человек.
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: