NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Отчет о работе детских библиотек мбук «цбс»

Авторской программа «Золотая полка читателя» ( Левковская Е.И, зав. ч/з.)


Цель данной программы – пропаганда ценности чтения и книги, привлечение детей к чтению через знакомство с лучшими произведениями детской литературы, укрепление позиции хорошей книги в духовном мире детей.

Срок реализации программы - 2012 - май 2015 г.г.

Данная программа составлена с опорой на собственный опыт работы, с учетом мнений учителей, родителей, детей. При выборе и подготовке мероприятий был учтен социальный заказ учителей по работе с литературой по внеклассному чтению.

Соисполнитель программы - учителя начальных классов школ центрального района города.
Поскольку 2013 год был объявлен Годом защиты окружающей среды, в программу были включены и проведены мероприятия по произведениям писателей, которые в своем творчестве рассказывали детям о природе.

Литературное знакомство «Жили – были тролли» - по сказке Э. Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода». Восхищение природой и сознательная ответственность за неё должны укорениться в человеке с самых малых лет. Но для этого не годятся нравоучения и проповеди, ребенок останется к ним равнодушен. А вот занимательная книжка с интересными героями, увлекательными приключениями, сказка без волшебства, но с волшебным сюжетом, способна пробудить в душе ребёнка любовь и уважительное отношение к природе. Именно такую книгу написал замечательный детский писатель Эно Рауд о похождениях дальних родственников гномов накситраллей «Муфта, Полботинка и Моховая борода». Ребята на мероприятии узнали о приключениях маленьких героев, рассуждали о том, для чего герои совершали важные дела, кому эти дела были важны. В ходе беседы дети пришли к выводу, что эти трое человечков не бывают равнодушными, для каждого встречного у них найдётся тёплое слово, они помогают всем, кому нужна их помощь. И ещё: природа всегда может помочь человеку, нужно только быть внимательным, наблюдательным, надо узнавать секреты природы. В заключении дети все вместе повторили замечательные, мудрые слова накситраллей: «В природе должно царить равновесие, нарушать которое нельзя никому и никогда».

Кроме того, проведено:

  • Экологическое знакомство «Лесные тайны прячутся в дождях, в туманах» - по рассказам М.М.Пришвина;

  • Экологическое путешествие «Лес рождает сказку» - по рассказам Н.Романовой;

  • Громкие чтения «Тропинками дружбы» - по рассказам В.Чаплиной.

В программу были включены произведения писателей – юбиляров 2013 года.

Викторина «Ну-ка, в сказку дверь открой, чудо - ключик золотой!». Ведущая рассказала детям о писателе А.Н. Толстом, авторе книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которому 10 января 2013 года отмечалось 130 лет со дня рождения, об истории создания книги. Затем продемонстрировала детям волшебную шкатулку, которая открывается только золотым ключиком, а появится он лишь при условии правильных ответов команд на вопросы конкурсов. И начались сами конкурсы: «Разминка», «Новые знакомые», «Портреты», «Чьи это высказывания?». Ответы детей продемонстрировали хорошее знание текста сказки, дети объясняли мотивы поступков героев, оценивали их поведение. Подведя итоги викторины, жюри пришло к выводу, что участники её раздобыли золотой ключик. Шкатулка была открыта, и дети достали из неё и с удовольствием съели приз – ириски «Золотой ключик». На память о встрече дети сфотографировались с изображениями полюбившихся героев сказки и получили домашнее задание - нарисовать любимого героя этой книги. Работы детей были размещены на выставке в читальном зале Центральной детской библиотеки. Проведено 4 раза, посетило 104 ч.

Литературный конкурс «Маленькие волшебники». Не одно поколение детей с удовольствием читают книги замечательного немецкого писателя Отфрида Пройслера «Маленькая Баба Яга», «Маленькое приведение», «Маленький водяной», потому что его волшебники – маленькие, как дети, добрые, шаловливые. У них есть друзья, с которыми интересно играть, или надо помочь, и которые всегда помогут самим попавшим в беду волшебникам. В конкурсе приняли участие две команды. Заданий было много: описать дом героя, назвать имена друзей и врагов, разгадать загадочные слова, назвать предметы по - сказочному. Ведь, например, картошка в сказке - это жареные камни, а спички – молнии из коробка. Из ответов детей стало ясно, что книги они читали с интересом, внимательно, не упуская детали. С заданиями справились успешно обе команды. В конце мероприятия ведущая рассказала о других сказках Пройслера и предложила их почитать. Рисунки и поделки детей к этому мероприятию были представлены на выставке «Мы любим эти сказки». Ребята вложили в свои работы впечатления от прочитанных книг. Посетители читального зала, знакомясь с выставкой, отмечали, сколько души, фантазии и творчества в каждой из детских работ. Проведено 2 раза, посетило 40 ч.

Кроме того, по соцзаказу педагогов были проведены мероприятия по творчеству Н. Носова, В. Драгунского, С. Лагерлёф, Е. Пермяка, братьев Гримм, А. Гайдара, на которых дети знакомились с биографией и творчеством писателей, обсуждали прочитанные заранее произведения, знакомились с неизвестными им рассказами и стихами этих авторов. К каждому мероприятию оформлялись выставки, при проведении использовались игровые приемы.

Работа по авторской библиотечной программе расширяет круг чтения учащихся, улучшает технику чтения. Ребята на занятиях демонстрируют знание произведений, умение понять и выполнить задание, умение работать в коллективе, и, что тоже очень важно, интерес к книге и любовь чтению. Для кого-то чтение стало любимым занятием. Ребята стали активнее посещать библиотеку. Это дает увеличение числа пользователей, посещений и книговыдачи.

Работа по авторской библиотечной программе освещалась на сайте МБУК «ЦБС» г. Анжеро-Судженска, в местной газете «Наш город», о чём были информированы педагоги и учащиеся. При составлении плана на 2014 год были учтены писатели – юбиляры года, пожелания педагогов и детей.

В 2013 году по авторской программе проведено 33 мероприятия, которые посетили 813 читателей.
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно-досуговой деятельности библиотеки (опишите наиболее интересное и актуальное)
Направления:

2.4.1. Работа с дошкольниками ( см. «Вместе с книгой мы растем»)
2.4.2. Краеведение. Крупные мероприятия, посвященные 70-летию Кемеровской области.

Краеведческая работа библиотеки - важнейший элемент гражданско-патриотического и духовно-нравственного  воспитания читателя. Краеведение всегда являлось и является одним из приоритетных направлений в работе Центральной детской библиотеки и библиотек-филиалов МБУК «ЦБС».

Целью краеведческой деятельности является:

  • Воспитание патриотизма, любви к родному краю, уважения к его истории.

  • Воспитание уважительного отношения к историческим и культурным ценностям.

  • Формирование у школьников навыков в создании домашних семейных архивов и бережного отношения к историческим документам и реликвиям.

В задачи краеведческой деятельности входит:

  • работа по сохранности и пополнению информационно-документной базы краеведческих материалов;

  • обеспечение краеведческой информацией всех пользователей.

  • создание действенного механизма пропаганды и распространения краеведческих знаний и информации.

Пути реализации пропаганды краеведческих знаний следующие:

  • рекламно - информационная и издательская деятельность: издание буклетов, рекомендательных списков литературы, распространение информации через местную прессу, радио;

  • наглядная пропаганда краеведческого материала с помощью книжно – иллюстративных выставок;

  • проведение мероприятий для учащихся школ города.

В читальном зале ЦДБ есть уголок краеведения «Родина моя – Кузбасс», материалы которого обновляются в связи с юбилейными датами, историческими, политическими и социальными событиями края и города. Основное направление в культурно - досуговой краеведческой работе читального зала ЦДБ - историко – патриотическое. Выступая информационными проводниками между поколениями, мы стараемся сохранить историческую память и через библиотечные мероприятия передать её подрастающему поколению. Историческое прошлое и настоящее края и города, природа, традиции, люди – всё это становится темой многочисленных библиотечных мероприятий. Формы проводимых с читателями мероприятий разнообразны.В ходе беседы «О малой Родине моей» юные читатели познакомились с историей нашего города от начала освоения и добычи угля до современного Анжеро-Судженска. На уроке краеведения «Наш край родной» ребята изначально отправились в прошлое, познакомились с людьми каменного века и с тем, каков был вообще путь человека от камня к металлу, узнали об освоение русскими Кузнецкого края, «побывали» в старых шахтах (до 1917 года) и шахтах XX века. Непременно, был затронут вопрос о Кузбассе в годы Великой Отечественной войны, ведь именно в эти годы и была образована наша область, и символике родного края. Мероприятие было проведено 6 раз, посетило 152 человека. Интересным и запоминающимся для ребят было путешествие «Святые места Кузбасса», которое началось с рассуждения на тему, что такое святость и божественные чудеса. Турнир знатоков «Круиз по родному краю» проходил в виде конкурса. 2 команды соревновались в знании своей малой Родины.

Запоминающимся был вечер – встреча «Наши земляки – талантливые люди», на котором у ребят появилась возможность воочию познакомиться с творческими, талантливыми людьми родного города. Интересного было много: чтение стихов местных поэтов, исполнение песен под гитару, рассказы, демонстрация рисунков и фотографий анжерских художников.

Краеведческая работа обязательно будет продолжаться, ведь знать, помнить и чтить свою Родину должен каждый. Мы уверены, что это обязательно будет востребовано.


2.4.3. Экологическое просвещение (Год охраны окружающей среды)

Сегодня проблемы экологии важны не только для отдельных территорий и стран – это проблемы всего населения Земли.

В свою очередь библиотека вносит свой вклад в формирование экологической культуры наших детей, закладывая основы нравственного взаимодействия с окружающей природой, прививая любовь к родному краю.

В деятельности библиотек есть свои интересные мероприятия и нетрадиционные выставки, обращающие внимание читателей на данную проблему.

Выставка «О тех, кто рядом », созданная работниками ЦДБ, представлена материалами о наших любимых домашних питомцах: о верной собаке и своенравной кошке, говорливых попугаях и молчаливых рыбках, грациозных, статных лошадях и медлительной черепахе. Грамотно подобранный библиотекарями материал книжной выставки, в доступной и интересной форме рассказывает читателю любого возраста не только о видовом разнообразие наших любимцев, но и о правилах их содержания, ухода и дрессировки, интересах и потребностях, здоровье и настроении, а также, о забавных и веселых историях о братьях наших меньших. Данная выставка носит не только информационно – познавательный характер, но еще воспитывает в ребенке бережное отношение, уважение и любовь к тем, кто верит нам и кто нам предан!

Не менее интересной и познавательной была еще одна выставка – призыв «И все они – создания природы», на которой с книжных полок разнообразные животные обращались к ребятам с просьбой о помощи, бережном отношении к их дому – природе. Ведь только от человека зависит жизнь всей планеты в целом. Так же дети узнали много нового и интересного не только о животных разных стран и континентов, но и о домашних животных, которые тоже нуждаются в уходе, а главное - в защите.

Чтобы заинтересовать каждого, нужно ярко и эмоционально преподнести материал, поэтому так популярны игровые формы проведения мероприятий.

Экологическая знакомство «Лесные тайны прячутся в дождях, в туманах». Наряду с игровыми формами проведения мероприятия немаловажную роль играют беседы, часы общения, носящие познавательный и информационный характер.Информационно – познавательная слайд – программа «Удивительное рядом», «представленная на суд» нашим юным читателям, рассказала ребятам об удивительных и красивых созданиях природы – бабочках. В ходе дискуссии на информационно – правовом часе «Чудо природы – вода» обсуждался вопрос о ценности самого дорогого, что дано нашей планете Земля – воде, о ее роли в жизни живых существ. Задумались над вопросом, хватит ли воды нашим потомкам, и пришли к выводу о способах сохранности водных ресурсов. Итогом мероприятия послужим просмотр видео – фильма «Великая тайна воды» о воде, как информационном пространстве.

Было организовано экологическое путешествие «Лес рождает сказку», в ходе которого ребята познакомились с творчеством Натальи Игоревны Романовой, произведения которой не только знакомят с природой, но и погружают в жизнь животных, позволяя смотреть на мир их глазами. Одной из увлекательнейших форм по реализации работы в рамках Года охраны окружающей среды стала экологическая акция «Скажи полиэтиленовому пакету – НЕТ!», целью которой стало - дать представление о вреде полиэтиленовых пакетов, формировать стремление беречь природу. В ходе акции в библиотеках системы дети изготовляли сумки из экологически безопасных материалов - ткани, бумаги и в ходе акции раздавали их горожанам, рассказывая о вреде полиэтиленовой упаковки, вручая памятки и буклеты. Горожане оценили активную жизненную позицию юных земляков, благодарили

их, обещали пользоваться безопасной упаковкой.

Организуя работу по экологическому просвещению, библиотекари стараются подвести ребят к осознанию того, что будущее всего человечества и нашей родины России, нашего города, и каждого из нас зависит от нас самих, насколько нам удастся сохранить хрупкий мир живой природы от загрязнения и человеческого вмешательства и разрушения.
2.4.4. Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направления
Передать подрастающему поколению гордость за ратные подвиги дедов, сохранить в памяти имена великих героев – такова  цель мероприятий, посвященных юбилеям Победы в великих битвах Великой Отечественной войны, которые проходят в стенах школ и библиотек: литературно – музыкальная «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!», урок мужества «Остался в сердце вечный след войны», час памяти «Я говорю с тобой из Ленинграда», «В труде и в бою добывая Победу».

В рамках акции «70 добрых дел – юбилею Кемеровской области» ко Дню Победы библиотекари библиотеки-филиала № 6 провели мероприятие «Успейте сказать им спасибо», приняв участие во Всероссийской акции «Благодарность земляков», - разнесли поздравительные открытки, поздравления, подарки-сувениры ветеранам Великой Отечественной войны. Для воспитанников детского дома творчества был проведен урок памяти «Дети войны». В детском туберкулезном санатории была организована литературно – музыкальная композиция «Не погаснет памяти свеча!». Ребята с интересом слушали рассказы о Брестской крепости, Мамаевом кургане, Курской дуге и другие из истории Великой Отечественной войны.

И еще одно доброе дело сделали библиотекари и юные читатели филиала №6, в начале мая было записано интервью с ветераном, Петровым Анатолием Михайловичем, ребенком войны, находившимся на оккупированной немцами территории и прошедшим через все тяготы сурового военного времени. Это интервью было отправлено на программу первого канала «Пусть говорят», в ходе которой зрители присылали видеоролики с напутственными словами ветеранов нам, живущим сегодня. В праздничные дни запись речи нашего земляка демонстрировалась в эфире Первого канала.

Другой формой патриотического воспитания являются выставки и тематические полки, цель которых – пропаганда художественной литературы патриотической направленности: «Помнить сердце велит», «Тот огненный след фронтовой» (о Великой Отечественной войне), «О доблести, чести и славе».

Юные анжеросудженцы всегда с желанием принимают участие в мероприятиях патриотической направленности. Можно говорить о сложившейся системе патриотического воспитания. Библиотека накопила большой опыт в использовании самых разных форм и методов раскрытия своих фондов, приобщения детей к чтению литературы, способствующей формированию патриотизма, в проведении различных форм информационно - досуговых мероприятий.
2.4.5. Работа в дни каникул

Большинство мероприятий в дни каникул носят информационно-игровой характер и направлены на расширение кругозора детей через книгу и игру. К тому же участие в мероприятиях - это прекрасная возможность проявить себя. По старой доброй традиции во время летних каникул библиотекари организуют «Пушкинский День» - мероприятия, посвященные жизни и творчеству великого поэта, сказочника А. С. Пушкина. В ЦДБ прошло мероприятие « Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный», которое началось с разговора о том, что А. С. Пушкин – основоположник русской литературы, его всемирная известность. Познакомившись с биографией поэта и писателя, убедившись в многогранности его литературного творчества, ребята приняли участие в таких интересных конкурсах, как «Знаете ли вы сказки Пушкина?», «Экспресс – опрос», «Найди правильный ответ» (викторина по сказкам), конкурс чтецов продолжил пушкинский час. Ребята наизусть читали пролог к поэме «Руслан и Людмила» - У Лукоморья. А закончилось мероприятие просмотр тематического мультипликационного фильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

В рамках областной Недели жизни библиотекари подготовили для ребят информационно – игровую программу «Раскрась картину жизни в яркий цвет», где еще раз поговорили о полезных и вредных привычках.

Праздничная программа, посвященная Дню города, проходила на открытой площадке перед библиотекой и называлась «Детский праздник библиотечных удовольствий». Здесь юных горожан ждало много сюрпризов, игр и развлечений. Кроме традиционных книжно – иллюстративных выставок,  у ребят была возможность сфотографироваться с книжными персонажами, которые проводили для них конкурсы, веселые состязания, литературное лото, а самым смелым предлагался  конкурс на самое артистичное чтение стихов стоя на табуретке. В течение всего праздничного мероприятия юные горожане участвовали в викторинах, отгадывали загадки, складывали пазлы, узнавая сказку, приняли участие в мастер – классе по изготовлению кукол – оберегов из ниток, запускали мыльные пузыри и, конечно, получали за свои старания и умения сладкие призы из «черного ящика». Так же ребята могли оставить свои впечатления о библиотеке и празднике на большой «Ролл-книге».

Детские библиотеки уделяют много внимания работе с ребятами из Реабилитационного центра. Лето - не исключение. Для них проводились ИПЧ, литературные игры, познавательно – развлекательные программы, видео – уроки, темы которых – книга, доброта, дружба, экология, здоровый образ жизни.

Не остались без внимания и самые маленькие читатели – дошкольники. Для них прошли экскурсии, литературная игра «Музей Бабы Яги», информационно – познавательная программа «Удивительное рядом, час поэзии «Дядя Степа Михалков».

Во время летних каникул у библиотекарей появляется прекрасная возможность познакомить детей с лучшими произведениями отечественной и зарубежной литературы, с творчеством детских писателей, новинками литературы. В библиотеке работали книжно – иллюстративные выставки и тематические подборки: «1 июня – День защиты детей», «Летние страницы», «Лето с книгой и не только», «Книжные новинки».

Две библиотеки-филиала № 4 и №9, сотрудничающие с одними и теми же образовательными учреждениями, решили этим летом объединить свои усилия. В результате библиотекари проводили много мероприятий вне стен библиотек, подвижных игр с мячами, скакалками, кеглями. На улице прошли Акция «Книжное конфетти» и флэшмоб «Листая страницы журналов».

Массу позитивного настроения вызвала у детворы игровая программа «Большие гонки», которая состояла из нескольких этапов: здесь и бег в мешках, преодоление «паутины», переход через минное поле, бег в ластах, поиск предмета с завязанными глазами . Эта игра настолько понравилась ребятам, что ее повторяли несколько раз. Привлекла внимание и интеллектуально-развлекательное состязание «Форт Боярд», с поиском ключей, коробкой «ужасов», викториной. С удовольствием играли дети в «Прогулках по лабиринту», искали «зарытые сокровища», крутили «сказочную рулетку». Дети и подростки с удовольствием посещали мероприятия, думается, позитивный опыт организации летнего чтения будет использован и на следующий год. Ведь помимо новой интересной информации, дети получают большой заряд бодрости и хорошего настроения от участия в мероприятиях, от встреч с любимыми литературными героями, от хороших книг и интересных журналов. Книга всегда была в центре внимания, ведь главное предназначение библиотеки – привлечение ребят к чтению.
2.4.6. Работа с одаренными детьми

Уже много лет ЦДБ ведет работу с одаренными и талантливыми детьми, способными к литературному и художественному творчеству. И дети, и педагоги активно принимают участие в творческих мероприятиях и созданиях выставок.

Ко Дню космонавтики в читальном зале Детской библиотеки была подготовлена выставка «На пыльных тропинках далеких планет», на которой среди ярких, интересных, доступных для детей  книг о космосе и космонавтах размещены работы читателей детской библиотеки: макеты ракет, аппликации, рисунки. Они привлекают внимание посетителей читального зала: дети рассматривают ракеты, обсуждают, как и из чего они сделаны, а библиотекари предлагали ознакомиться с журналами «Мастерилка» и «Левша», чтобы научиться делать ракеты и космодромы.

Экспонировалась выставка «Мы любим сказки эти», на которой были представлены работы юных читателей по прочитанным литературным сказкам. Это было и панно по сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», рисунки и аппликации, поделки по произведениям Отфрида Пройслера: «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной», «Маленькое приведение». Получилась большая галерея портретов сказочных героев, вызывающая восторг и умиление, интерес и восхищение фантазией и воображением ребенка.

Участие ЦДБ во всероссийском конкурсе «Книжная авоська», книжном проекте «Настя и Никита», тоже оказалось событием интересным и незабываемым. Тема конкурса была «Биографии». Библиотекари выбрали для себя тему «Виктор Васнецов».  Получив в ответ бандероль с выбранной книгой, работники библиотеки и юные читатели приступили к подготовке к мероприятию. Материал собран, задумка была осуществлена. Так в ноябре с четвероклассниками МБОУ «ООШ №8» был проведен ИПЧ «Виктор Васнецов: в гостях у сказки». Тема сложная, но очень интересная! И, действительно, ребята с большим интересом и удовольствием, внимательно и сосредоточенно узнавали о жизни и творчестве великого русского художника. Затем, разбившись на две команды, школьники приняли участие в творческом состязании.  Сначала, за определенно отведенное время собирали пазлы, а затем, «оживили» картину «Аленушка». Для чего были выбраны из каждой команды по одной девочке, которые, нарядившись соответственно образу, мимикой, положением тела, словами, близкими настроению картины, должны были представить на суд зрителей  свою «Аленушку».  За свою яркость, искрометность и талант девчонки были награждены медалями и бурными аплодисментами. В итоге, победила дружба! А за любовь к книге и чтению, за активное участие в жизни библиотеки ребятам были вручены благодарственное письмо и книжные закладки от книжного проекта «Настя и Никита».

Работа в данном направлении нужная и необходимая, находящая эмоциональный отклик со стороны читателей, поэтому на будущий год библиотекарями запланировано участие в нескольких конкурсах и проектах, как городского, так российского масштаба, что, непременно будет интересным, как детям, так и библиотекарям.

страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: