Отчет о работе ижморской детской библиотеки филиала №7 за 2011 год
4.1. Фонд соответствует требованиям частично. Детская литература стала поступать в сельские библиотеки, нужна художественная литература для детей среднего возраста, нужно больше переизданной литературы. Сейчас большую роль стало играть внешнее оформление книги. Дети хотят читать красочные иллюстрированные книги.
4.2. В 2011 году сельские библиотеки-филиалы в первом полугодии получали газету «Незнайка».
Периодика детям выдавалась только та, что дала центральная детская библиотека и та, которую подарили в библиотеку сельские жители.
На 1 полугодие 2012 год периодики нет.
4.3. Какие темы и формы работы с детьми в сельской библиотеке наиболее актуальны и почему?
Формы: конкурсы, викторины, экскурсии, познавательные часы, игровые программы.
Через игру у детей развивается память, речь, внимание, воображение, мышление, все это способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка. Игра служит средством передачи культурных приобретений, подготавливает детей к жизни в обществе. Главная задача нашей работы – это подарить детям радость от встречи с любимыми героями книг от общений друг с другом, совместного творчества.
В прошедшем году, посвященном году Космоса сельские библиотеки-филиалы провели большую работу.
Турнир эрудитов «Дорога во Вселенную» прошел в Колыонском филиале №10. На мероприятие были приглашены дети 5-6 классов. 16 ребят соревновались за право стать самым эрудированным. Соревновались в 4 тура:
1 тур: «Мы дети галактики» - вопросы первого тура были посвящены Небу и Земле.
2 тур: «Из истории познания вселенной» - перед участниками размещены портреты ученых, внесших вклад в науку о познании Вселенной и ее освоении. Каждому игроку дана карточка с заданием: назвать имена ученых, изображенных на портретах, и рассказать какое научное открытие принадлежит тому или иному ученому.
3 тур: «Космическая эра» - вопросы касались полетов в Космос. Пока участники готовились, болельщики тоже набирали очки, отвечая на вопросы о космосе.
Самым эрудированным участником стала Кузнецова Кристина.
В Троицком филиале№1 прошла игра-соревнование «На космических дорожках».
Цель: закрепить знания ребят о космосе и о космонавтах; воспитывать дружеские взаимоотношения.
В Постниковском филиале№25 прошла гостиная, посвященная дню Космонавтики «На космических виражах».
В библиотечной системе района экологическое просвещение является приоритетным в Троицком. Колыонском, Почитанском и других филиалах. Следует отметить, что познание окружающего мира самая благодатная и любимая тема, как у детской аудитории, так и у сотрудников библиотек, особенно в период летних каникул.
Главная цель и задача мероприятий по экологическому просвещению – показ актуальности проблем охраны окружающей среды, активизация экологической деятельности. Наиболее распространенные в этой связи получают игровые формы работы.
В Берикульском филиале №4 прошла игровая познавательная программа «Берегите речку». Цель: Бережное отношение к природным ресурсам, формирование ответственности за планету Земля.
Устный журнал «Здравствуй лето красное» прошел в Постниковском филиале №25, где ребята вспомнили об исчезающих растениях, о чистоте леса. Цель: бережное отношение к природе.
Интересно подошли к раскрытию экологического направления в филиале №29 станция Иверка, где было показано театрализованное представление «В гостях у жителей подводного царства».
Экологический утренник с элементами театрализации «Берегите землю, берегите!» прошел в Троицком филиале №1.
В клубе «Экопатруль» Колыонский филиал №10 прошел эколого-краеведческий брей-ринг «Мы любим лес в любое время года».
Библиотекари делают всё, чтобы пользователи, познавая окружающий мир, самосовершенствовались, оставляли свои сердца добрыми и открытыми, способными взять на себя груз ответственности за будущее матушки – Природы.
5. Библиотечные фонды. Формирование. Изучение.
5.1. Сумма средств, израсходованных на приобретение документов
в 2011 году 44536
из федерального бюджета 31815
из областного 7750
из местного 4971
5.2. Источники комплектования
- книжные магазины
- книготорговые фирмы
- в дар
5.3. Сведения о количестве названий новых документов поступивших в отчётном году 63.
5.4. Динамика изменения объёма и состава библиотечного фонда по видам документов
(см. приложение).
5.5. В 2011 году библиотека получила:
Количество наименований журналов 8
экземпляров 48
газет 1
экземпляров 10
Будем получать в 1 полугодии 3 наименования журналов
5.6. Перечислите темы и отдельные книги, получившие наибольшее количество отказов.
Булгаков М.А. Морфий, Театральный роман
Заходер Б.В. Памяти моего пса
5.8. В целях сохранности библиотечного фонда планомерно ведётся работа с задолжниками: телефонные переговоры, посещения школ, оповещение родителей, приносят положительный результат и количество задолжников сокращается.
Регулярно приводятся в порядок книги и журналы требующие ремонта.
6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.
6.1. Изменений в справочно-библиографическом аппарате нет.
Электронного каталога нет.
6.2. Справочно-библиографическое обслуживание
виды справок | Выполнено справок | Кол- во отказов | Кол – во консультациий | |||||
Тема | Уточн. | Адресн. | факт | Всего | В т.ч.виртуал. | В т.ч.краевед. | ||
375 | 448 | 147 | 49 | 1019 | - | 211 | - | 291 |
6.3. Библиографическое информирование
Индивидуальное информирование | Групповое информирование | Всего | |||||||||
абонентов | тем | оповещенй | источников | абонентов | тем | оповещений | источников | абонентов | тем | Оповещений | источников |
9 | 9 | 43 | 87 | 4 | 4 | 17 | 196 | 13 | 13 | 60 | 283 |
- платные договорные отношения не существуют
- формы учета абонентов - карточки
6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование:
выставки-просмотры -11
библиографические обзоры -7 (комплексные обзоры –диалоги, обзоры – размышления и др.)
всего обзоров - 50
- Дни, недели информации – 2
Названия тем:
- Особенности познавательного развития детей подросткового возраста.
- Школьная агрессивность младших школьников.
- Художественное слово, как средство интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста.
- Народные праздники.
- Экология.
- Краеведение.
- Творчество писателей.
- Великая Отечественная война.
Показатели работы по формированию информационной культуры личности
Наименование библиотеки | Уроки по формированию основ ИКЛ | Экскурсии (познавательные) | Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ | ||||
кол-во уроков | кол-во человек | кол-во экскурсий | кол-во человек | Дни библиог-рафии (кол-во) | Информины, конкурсы, игры и др. (кол-во) | кол-во посети телей | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Всего | 2 | 47 | 6 | 158 | | 2 | 76 |
6.5.1. планирует каждый работник абонемента и читального зала.
6.5.3. Ведется совместная работа с библиотекарями школьных библиотек, воспитателями дошкольных учреждений.
6.7. Основные формы и методы в области рекомендательной библиографии это экскурсии по библиотеке, обзоры новинок, буклеты «Читать модно», «Сумей защитить себя», «Умом и сердцем», книжные выставки
7. Организационно-методическая работа.
Организационно-методическая работа для сельских библиотекарей осуществляется посредством проведения семинарских занятий, практикумов, производственных совещаний (согласно плана методического отдела), а также выездов в сельские филиалы. Для молодых специалистов систематически проводятся практикумы и стажировки, как на рабочих местах, так и в детской библиотеке.
С целью улучшения массовой работы с детьми на селе в отчётном году были осуществлены выезды на проводимые мероприятия, по результатам которых была оказана конкретная методическая помощь.
Наиболее эффективными формами повышения квалификации, по мнению библиотекарей, являются творческие семинары, показательные мероприятия, областные совещания.
8. Библиотечные кадры.
Есть ли в штатном расписании ставка методиста по работе с детьми:
Нет
Число молодых специалистов | - |
Число сотрудников, обучающихся в учебных заведениях | 1 |
Число работающих пенсионеров | - |
Число ветеранов в библиотеке | |
Персонал, занятый обслуживанием читателей (для расчета нагрузки) | 4 |
Число вакансий | - |
8.1. Показатели нагрузки на одного библиотечного работника в 2011 году:
по числу читателей-детей; 522
по количеству книговыдач; 10851
- по числу посещений. 5605
8.2. Возрастной состав библиотечных работников
| До 25 лет | 25-35 лет | 35-45 лет | 45-55 лет | Свыше 55 |
Кол-во сотрудников | | 1 | 1 | 2 | |
9. Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность.
9.1. Выпущены буклеты: «Читать модно!», «Умом и сердцем», «Сумей себя защитить».
9.2. Работа с местными средствами массовой информации.
Тематика публикаций | Количество публикаций |
история библиотек | |
о деятельности библиотеки в целом | |
реклама библиотечных фондов (о книгах, журналах и т.п.) | |
о деятельности клубов по интересам, кружков в библиотеках и т.д. | 2 |
о библиотечных музеях | |
о мероприятиях для пользователей: тематических вечерах, конкурсах, презентациях, праздниках, фестивалях, недели книги и др. | 4 |
о профессиональных мероприятиях: конференциях, семинарах, «круглых столах» и др. | |
статьи об отдельных библиотечных работниках | |
проблемные статьи о библиотеках | |
о взаимодействии с социальными партнерами, со спонсорами | |
рекламные объявления | |
другое (что именно?) | |
Общее количество публикаций | 6 |
1. Карпович Т. Праздник книги /Т.Карпович// Наша жизнь.- 2011.- 1апреля.- с.2
2.Стручкова Н. На вызовы времени ответить готовы /Н.Стручкова// Библиополе.-2011. №10.- с.53-54
3. Мишута Ю. Человек поднялся в небо /Ю.Мишута// Наша жизнь.- 2011.- 4 мая.-с.4.
4. Мишута Ю. Сплачиваемся для добрых дел / Ю.Мишута// Наша жизнь.- 2011.- 27июля.- с.2
5. Мишута Ю. Как отдыхают дети-сироты / Ю.Мишута// Наша жизнь.-2011.- 27июля.- с.2.
6.Мишута Ю. Мы начинаем КВН /Ю.Мишута// Наша жизнь.- 2011.-7дек..-с.2.
9.3. Разработан ли у вас фирменный стиль в библиотеке1? Как фирменный стиль влияет на создание положительного имиджа библиотеки?
нет
10. Перечень информационных продуктов и услуг.
Платные услуги
Вид оказанной услуги | руб. |
Библиотечные услуги (библиографические, справочные, аудио-видео услуги, продукты творческой деятельности и др.) | |
Интернет, компьютерные, копировальные работы, ламинирование, брошюровка, ремонт книг | |
| |
Рекламно-информационные услуги | |
Запись в библиотеку (оформление читательского билета) | |
Другое (указать) | |
Самостоятельная работа на компьютере | 370 |
Букинистические услуги | 6900 |
Новогодние утренники | 1600 |
ВСЕГО: | 8870 |
11. Автоматизация библиотечных процессов.
11.1. Количество персональных компьютеров в детской библиотеке (филиале) ____1_______.
Из них укажите:
Количество ПК для сотрудников________
Количество ПК для пользователей____1___
11.2. Количество ПК, подключенных к сети Интернет (всего)__НЕТ___
Из них:
Для обеспечения библиотечных процессов___________
Для пользователей_________________
11.3. Базы данных, используемые в библиотеке (филиале)
Справочно-правовые системы: _______________________________________
Иные: ___________________________
11.4. Есть свой библиотечный сайт, ведется блог или Живой Журнал (ЖЖ)?
НЕТ
12. Исследовательская работа.
Провела Дандерфер В.А., библиотекарь читального зала.
Блиц-опрос
«10 книг, которые потрясли твой внутренний мир»
Если принять во внимание, что подростковый и юношеский период не балует легкими ситуациями, районной детской библиотекой был проведен блиц-опрос «10 книг, которые потрясли твой внутренний мир». Именно те, что потрясли, что-то заставили переоценить, где-то вознесли, где-то помогли, где-то удержали. Пусть не десять, а меньше, это неважно. Ведь в основе большинства произведений - тема столкновения с окружающим миром юного человека.
Основная цель исследования – нарисовать портрет читающего подростка.
Хотелось, чтобы ребята откровенно поведали о том, что для них значит книга, какое место занимает чтение в их жизни. Надеемся, что они с нами были откровенны.
В опросе приняли участие 25 респондентов, возраст 14-15 лет. Анализ опроса показал, что первое сильное впечатление детства – «читалось по миллиону раз» и было настольной книгой (76% опрашиваемых) – это сказки А.С.Пушкина, Ш.Перро, Г.Х.Андерсена, сказочные повести А. М. Волкова: «Желтый туман», « Огненный бог марранов» и другие; Л.Кэрролл « Приключения Алисы в стране чудес», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Неслучайно сказка оставила глубокий след в восприятии окружающего мира детей. Ведь здесь добро обязательно торжествует над злом, жестоко наказывается коварство, насилие и измена, обличаются людские пороки и недостатки.
Далее ответы были самые разнообразные в палитре тем и книг.
Это произведения: Д.Дефо « Приключения Робинзона Крузо» -36%,
М.Гершензон «Робин Гуд»- 28%, Ж.Верн: «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан» -28%; М.Твен «Приключения Тома Сойера»-16%, Р. Стивенсон «Остров сокровищ»-16%., «Пираты Карибского моря» -16 %
Лидером чтения оказались самые известные произведения Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер»- 48% ,а также жанра фэнтези роман английского писателя Дж. Толкиена «Властелин колец»
«Властелин колец» - целый мир, в который погружаешься и живешь в нем, как в иной реальности»- таково мнения ребят. Или «Эпоха Гарри Поттера не закончена и в ближайшее время не закончится». Детям это нравиться, сами книги прекрасны и в фильмах им нравится игра актеров.
Удивило, поразило ребят мастерство авторов и сюжеты книг серии «СТАЛКЕР» - 36%. Эту неповторимую атмосферу опасности и неизвестности, которой прониклись писатели, предлагалось ребятам прочувствовать самим.
8% назвали книгу, которая стала культовой для молодежи не только англоязычных стран, но и Франции, Испании, Скандинавии, Японии и Китая – С.Майер « Сумерки». Влюбиться в вампира… Это страшно? Это романтично… Это прекрасно и мучительно…Но это не может кончиться добром – особенно в вечном противостоянии вампирских кланов, где малейшее отличие от окружающих уже превращает вас во врага.
80 % респондентов назвали произведения классиков русской литературы. По мнению ребят, рассматривая произведения Л. Толстой
«Война и мир», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», Тургенев «Муму», Н.М. Карамзин « Наталья, боярская дочь», нельзя оставить без внимания
«диалектику души» героев, их духовный путь. В данных произведениях он
представлен в наилучшем свете. В каждом романе диалектика и путь показан довольно-таки разнообразно. Но все сохраняют общую структуру – начиная путь с кризиса или опустошения, постепенно поднимаются, преодолев многие препятствия и падения.
18% отметили лучшие басни И.А. Крылова. Ведь недаром в самых разных положениях и случаях жизни нам на ум приходят крыловские образы и афоризмы.
Художественная литература влияет на ум, сердце читателей, формирует нравственные качества, заставляет задуматься о смысле жизни и о месте человека в ней, порой развлекает и улучшает настроение. Учитывая это, мы решили подвести некий итог блиц – опроса: что из прочитанного произвело на подростков наибольшее литературное впечатление.
А выглядит он примерно так:
1. Сказки
2. Дж.К. Ролинг «Гарри Поттер» ; Дж. Толкиен «Властелин колец»
3. книги серии «СТАЛКЕР»
4. Д.Дефо «Робинзон Крузо»
5. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
6. И.А.Крылов «Басни»
7. М. Гершензон «Робин Гуд»
8. Ж.Верн «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта»
9. Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»
10. В. Железников «Чучело»
Анализ показал, что читатели подросткового и юношеского возраста проявляют повышенный интерес к «легкой» (в восприятии) литературе, которая не побуждает к глубоким, чувственным переживаниям, размышлениям, а увлекает преимущественно необычными событиями.
Ребята предпочитают мистику, любят жанр научной фантастики и «фэнтези», интересуются русской литературой в плане изучения школьной программы. Появились и новые источники информации, ориентирующие на получение знаний, формирующие утилитарное отношение к знаниям. Около 90 %учащихся для поиска используют Интернет.
Таким образом, если брать за основу обобщенные характеристики чтения респондентов, то портрет читающего подростка поселка Ижморский выглядит примерно так: это тип читателя с достаточно высоким интеллектуальным потенциалом, однако с ограниченным кругом чтения, в основном – художественные произведения. Только в блиц-опросе среди читаемой литературы единично назывались издания исторического жанра, книги по искусству и духовной литературе.
1
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: