NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Отчет о работе школы-интерната за 2012-2013 учебный год


5. Воспитательная работа

В 2012 - 2013 учебном году цель воспитательной работы была: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание личности, умеющей адаптироваться в современном мире.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:

1. Содействие формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в коллективе.

  1. Выявление и развитие творческих способностей воспитанников.

  2. Создание условий для развития разговорной речи обучающихся во внеклассное время.

  3. Пропаганда здорового образа жизни.

Для реализации поставленных  задач были определены  приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:

патриотическое

гражданско-правовое воспитание

духовно-нравственное воспитание

половое воспитание

художественно-эстетическое воспитание

профилактическое:

  • профилактика асоциальных явлений, профилактика употребления ПАВ, алкоголя и табакокурения;

  • профилактика преступлений и правонарушений среди обучающихся; профилактика экстремизма;

  • профилактика самовольных уходов, жестокого обращения и суицидального поведения среди обучающихся;

безопасность жизнедеятельности обучающихся:

  • профилактика детского дорожного травматизма;

  • противопожарная безопасность;

  • личная безопасность обучающихся;

профессионально-трудовое направление;

спортивно-оздоровительное направление;

познавательная деятельность;

работа по повышению качества знаний;

работа детского самоуправления;

работа с родителями

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

С целью совершенствования системы патриотического воспитания разработана и реализуется школьная программа «Стань гражданином». Разработан план и календарь общешкольных мероприятий на учебный год, в который включены все Дни воинской славы России.

Разнообразны формы работы по патриотическому воспитанию - это и конкурсы рисунков, посвященных военно-патриотической тематике, конкурсы поделок, оформление уголков, просмотр и обсуждение фильмов. Но традиционными остаются классные часы, беседы и Уроки Мужества, посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Победы. Большое место было уделено 200-летию победы России в войне 1812 года. Прошли классные часы и беседы, приняли участие и заняли призовое место в городском смотре-конкурсе литературно-музыкальных композиций «Недаром помнит вся Россия...», на областную Олимпиаду детей с ОВЗ было отправлено 20 работ. Одна была отмечена Дипломом 3 степени, остальные грамотами.

Регулярно оформляется стенд «Календарь знаменательных дат», посвященный юбилейным датам. Оформлены новые стенды:

  • Наш музей (информация меняется ежемесячно);

  • Никто не забыт, ничто не забыто, посвященный ветеранам ВОВ и вдовам;

  • Мы эту память сохраним (этапы ВОВ).

Приняли участие в городском митинге, посвященном Дню Победы.

Но не на хорошем уровне была Тимуровская работа. Очень мало посещений ветеранов. В следующем учебном году необходимо пересмотреть данное направление.

Гражданско-правовое воспитание направлено на формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Основой гражданско-правового воспитания является содержание образования – это уроки истории, обществознания, литературы, обж, географии, которые включают в себя знания о политической и правовой жизни, о правах и обязанностях человека и гражданина, об истории и традициях нашей Родины. Задача внеурочной деятельности дополнить и научить детей использовать приобретенных  знания в повседневной жизни. Традиционными мероприятиями стали: подготовки и участие в выставках детского творчества, беседы и классные часы о русской природе, традициях, страничках истории, военных достижениях, героях России и её символах.

Работа по формированию правосознания обучающихся велась согласно плану. Традиционно в школе проходит Единый день правовых знаний, педагоги знакомили воспитанников с основными документами: Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека, Конституцией.

Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа.

Содержанием духовно-нравственного воспитания являются ценности и традиции передаваемые от поколения к поколению.

Основная задача: формирование у обучающихся таких качеств как любовь к Родине, чувство коллективизма, дисциплинированность, толерантность, культура поведения, уважение и развитие семейных традиций. Были проведены традиционные общешкольные праздники и мероприятия: торжественная линейка, посвященная Дню знаний, мероприятия, посвященные дню пожилого человека, дню учителя, юбилею школы, дню матери, дню инвалидов. На высоком методическом уровне прошли мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, международному женскому дню. Ко Дню семьи было проведено общешкольное мероприятие «Гимн семье». По группам прошел цикл бесед по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы): «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью».

Проведенный анализ духовно – нравственной работы показывает, что педагоги школы успешно реализуют комплексный подход к воспитанию детей и подростков в формировании духовно-нравственных качеств.

Половое воспитание заключается в формировании правильного отношения к себе, представителям противоположного пола, любви и браку, подразумевает присвоение определенных семейных ценностей.

Основные формы работы по данному направлению остались классическими: классные часы, индивидуальные беседы, работа с родителями. На классных часах затрагивались проблемы межличностных отношений, обсуждались следующие темы: влюбленность, любовь и взаимные обязательства, общение с противоположным полом.

Художественно-эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов ребенка, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Так как, то, что окружает ребенка с детства, выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Так как дети находятся большую часть времени в школе-интернате мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию обучающихся. Основная цель – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации. Формы работы разнообразны: кружковая работа, экскурсии, беседы, просмотры фильмов, участие в конкурсах, оформлении классов и групп. В этом учебном году на базе школы работало 17 кружков художественно-эстетической направленности. Проведены традиционные конкурсы рисунков и поделок: «Осенние фантазии», конкурс поделок «Мы дарим Вам свою любовь», посвященный Дню учителя, проведен конкурс на лучшую группу. В течение всего учебного года оформлялись выставки рисунков и газет. В мае была оформлена выставка детского творчества, на которой было представлено 70 работ различной техники исполнения: аппликация, вышивка, папье-маше, бумагопластика, из гофрированной бумаги, модульное оригами, квиллинг, гофротрубочки, торцевание. Большое значение в данном направлении играет участие в I-ом открытом городском фестивале детского творчества «Вдохновение Феи-2013», в котором заняли 1 место в номинации «Мода и дизайн». Обучающиеся в течение всего учебного года принимали участие в конкурсах различных уровней: городских, областных, всероссийских. Работы детей занимали призовые места, победители и участники награждались грамотами, благодарственными письмами, ценными призами.

Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Большое значение уделяется ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста.

Профилактическая работа состоит из нескольких направлений:

профилактика асоциальных явлений:

  • профилактика употребления ПАВ, алкоголя и табакокурения

С 2008 года работа по данному направлению ведется по программе «Профилактика употребления ПАВ, алкоголя и табакокурения». С целью активизации профилактической работы были составлены и реализуются планы совместной деятельности с ведомствами и учреждениями профилактики. Проводились беседы, тренинги, индивидуальная работа, просматривали видеофильмы. Данная работа проводилась и среди родителей. С первой четверти по графику проводились интернет-уроки антинаркотической направленности «Имею право знать!». Формы уроков были разнообразны: беседы, уроки с использованием слайдов и видеороликов.

Одним из центральных направлений деятельности школы является профилактика преступлений правонарушений среди несовершеннолетних, которая характеризуется программно-целевой направленностью, постоянством, непрерывностью и последовательностью профилактического воздействия на несовершеннолетних.

Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде правовых знаний среди обучающихся и родителей, регулярно проводятся беседы по воспитанию обучающихся согласно их возрастным особенностям, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями.

В МАСКОУ СКОШ-интернате разработана программа по профилактике правонарушений и преступлений «Дороги, которые мы выбираем». Проведено 6 общешкольных мероприятий «Права и обязанности», «День здоровья «Вместе мы – сила!», вечер встречи выпускников, конкурс семейных рисунков «Имею право!», конкурс новогодних карнавальных костюмов, круглый стол с выпускниками и их родителями «Твой выбор».

Работает школьный Совет профилактики. Все обучающиеся охвачены внеурочной занятостью, работой в Советах.

С целью профилактики экстремизма, разжигания национальных, социальных, религиозных конфликтов, хулиганства, вандализма, т.е. всего, что может подорвать спокойную, стабильную жизнь в МАСКОУ СКОШ-интернате были проведены мероприятия различных форм:

Консультации по данному вопросу

Конкурс рисунков «Я вижу этот мир таким…»

Беседы по группам «Молодежные движения в России»

Тестирование, совместно с КДН.

  • Профилактика самовольных уходов, жестокого обращения и суицидального поведения среди обучающихся;

В течение учебного года работа по данному направлению велась поэтапно:

  • изучение социального состава обучающихся;

  • знакомство с семьями и личными делами вновь поступивших обучающихся;

  • занятость обучающихся во внеурочное время;

  • проведение анкетирования, тестов, опросов, индивидуальных бесед, классных часов.

Результатом профилактической работы стало отсутствие правонарушений и преступлений, самовольных уходов, суицидального поведения, жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

На дату окончания учебного года (30.05.2013)

На учёте в ОДН – 0

На учёте в ПНД – 0

На учёте в КДН – 0

На учёте в школе – 0

Через Совет профилактики за учебный год прошли – 4 человека

Нарушили ПДД - 0

Из социального паспорта школы:

Неблагополучных семей/ в них детей – 0;

Многодетных семей/ в них детей –20/78;

Неполных семей/ в них детей –24/38;

Детей-сирот – 0

Опекаемые – 3 (Артеев В., Ившина Л, Худи А)

Безопасность жизнедеятельности обучающихся:

личная безопасность обучающихся

Одним из определяющих факторов воспитательной работы является обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся. Создание безопасных условий труда и обучения, вопросы охраны здоровья и жизни обучающихся, профилактики травматизма находили место в повседневной деятельности образовательного учреждения. В соответствии с требованиями к осуществлению воспитательного процесса проводились инструктажи по ТБ, беседы по профилактике детского дорожного травматизма и травматизма на ж/д транспорте, противопожарной безопасности, личной безопасности обучающихся, беседы по сохранению и укреплению здоровья. В школе оформлен уголок «Личная безопасность обучающихся». В уголках классных и групповых имеется вся необходимая профилактическая информация.

Работа профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в школе на достаточно высоком уровне. Проводятся занятия в кабинете профилактики, работает отряд юных инспекторов движения, руководитель Шарапова И. В. В функции отряда входит: проведение разъяснительной работы в школе по Правилам дорожного движения; выпуск стенных газет; пропагандистских материалов; организация соревнований, конкурсов, викторин. В течение учебного года прошли мероприятия: неделя детской дорожной безопасности, классные часы, беседы на темы: «Движение пешеходов по дорогам и улицам города», «По дороге в школу», «Сигналам светофора подчиняйся без спора», «Дорожные знаки - средства информации», «Безопасный ремень», «Правила поведения на железнодорожном транспорте», Заняли призовое место в городском конкурсе рисунков «Стань заметней!» и викторине на знание правил движения. Воспитателями и классными руководителями 0-11 классов, были проведены мероприятия по предупреждению несчастных случаев с детьми на железной дороге, соблюдению правил проезда на железнодорожном транспорте и поведения на железной дороге, экскурсии на железную дорогу, так же были проведены беседы с родителями по данному вопросу, проведены повторные инструктажи «По безопасному поведению детей на объектах железнодорожного транспорта».

Пожарная безопасность. В школе работает Дружина юных пожарных, руководитель Цурикова А. А. Проводились плановые инструктажи по пожарной безопасности в школе, беседы, игры, викторины. Организованно проводились тренировочные эвакуационные мероприятия. Оформлен стенд «Огонь – друг, огонь – враг». По пожарной безопасности приняли участие в городском конкурсе газет и рисунков на тему «Пожарная безопасность», заняли 1 место. На областной смотр-конкурс пожарных дружин «Горячие сердца» направлена папка, результаты будут в сентябре 2013г.

Профессионально-трудовое воспитание

В реализации трудового воспитания важным является привитие обучающимся чувства причастности к социально значимой трудовой деятельности. Трудовое воспитание реализуется на уроках технологии, самообслуживающем труде, дежурстве по школе, интернату, кружковых занятиях, участии в экологических субботниках. Помочь обучающимся определиться профессионально, подготовить их к этому выбору - это одна из главных задач школы. Профессиональное ориентирование начинается с начальной школы, педагоги рассказывают о профессиях родителей, проводят конкуры рисунков, сочинений, проводят экскурсии на предприятия. Классные руководители оформляют уголки, проводят беседы и анкетирования «Твой выбор», «Дорог на свете много - выбирать тебе», «Ты и твоя будущая профессия».

Спортивно-оздоровительное направление

Спортивно-оздоровительная работа школы направлена на пропаганду здорового образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика.

В течение года работали две спортивные секции «Волейбол» и «Легкая атлетика». Еженедельно проводились спортивные дни, тренировки по волейболу, футболу, настольному теннису. Обучающиеся участвовали в спортивных соревнованиях различных уровней: Всероссийский уровень – 5, Региональный уровень – 7, городской – 4. Завоевали 36 дипломов 1 степени, 39 второй степени, 32 третьих места.

Работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся осуществлялась согласно программе «Здоровье» и воспитательным планам. Работал Совет физкультуры, иногда проводилась утренняя зарядка. Участвовали в профилактической акции «Областной заряд бодрости», городском конкурсе плакатов «Мы за здоровый город», в городской конкурсе социальной рекламы среди ОУ по теме «Ишим за здоровый образ жизни» в номинации «Лучший плакат – мотиватор, пропагандирующий здоровый образ жизни» заняли призовые места.

Работа по повышению качества знаний

С целью предупреждения неуспеваемости и повышения качества знаний обучающихся классными руководителями ведется целенаправленная работа с учителями-предметниками. Постоянно на контроле посещаемость занятий, консультаций, кружков обучающимися. На общешкольных и классных родительских собраниях поднимались вопросы успеваемости и поведения обучающихся. Регулярно заполняются электронные и ученические дневники, через которые видна обратная связь с родителями. В классных уголках ведется экран успеваемости, который заполняет ответственный за учебную работу класса.

Досуговая занятость

Учитывая интересы и склонности воспитанников, специфику работы школы-интерната в 2012-2013 учебном году на базе школы была организована работа 19 кружков и двух спортивных секций. Работа велась по адаптированным программам кружков и планам реализации программ. Посещая кружки различной направленности, обучающиеся могли использовать свое свободное время в позитивных для развития личности целях. Содержание общешкольных дел было направлено на самореализацию воспитанников, развитие их познавательных интересов, творческих способностей, речевого общения, формирование общечеловеческих ценностей.  Основные формы работы с детьми:

- беседы, классные часы, встречи с интересными людьми, индивидуальные консультации;

- трудовые дела

-занятия в кружках по интересам.

-общешкольные мероприятия (праздники, концерты, познавательные и интеллектуальные программы, викторины, спортивные мероприятия, конкурсы, дни профилактики, походы в музеи, на экскурсии).

- участие в городских мероприятиях;

- участие в городских, областных и всероссийских конкурсах.

Педагоги, ответственные за мероприятия проводили большую подготовительную работу, поэтому все мероприятия проходили на высоком уровне и заинтересовывали воспитанников. За учебный год проведено 11 общешкольных мероприятий: линейка «Здравствуй школа!», осенние мероприятия, новогодние праздники, праздники, посвященные календарным датам (23 февраля, 8 марта), Масленица, итоговое общешкольное мероприятие сказка «Гимн семье».

В прошедшем учебном году педагогический коллектив продолжал работу над вопросами организации самоуправления, как на школьном уровне, так и в классных коллективах. Стала заметна работа ученического самоуправления. Активность обучающихся повысилась, проводились заседания советов.

В школе сохраняется традиция поощрения талантливых ребят путем награждения их на общешкольных линейках, что является хорошим стимулом для всех воспитанников. Также размещение фотографий наиболее активных участников творческих и спортивных дел школы на Доске Почёта.

Мониторинг уровня воспитанности продолжает оставаться одним из основных критериев оценки воспитательной работы ОУ. По данным этого мониторинга: высокий уровень имеют 73% воспитанников, средний – 27%.

Работа с родителями

Работа с родителями и социумом была поставлена на первый план для реализации задачи создания условий «открытости» школы, расширения и укрепления взаимодействия со всеми социальными институтами среды.

Работа велась через:

1.Заседания родительского комитета.

2.Общешкольные родительские собрания.

3. Классные родительские собрания.

4.Организация работы родительского всеобуча

Родители как участники образовательного процесса, активно включены в управление школьной жизнью.

За прошедший период было проведено 4 заседания родительского комитета. На них рассматривались вопросы организационного характера, обсуждались итоги проведенных рейдов и т.д. Родительский комитет тесно сотрудничал с администрацией школы. Совместно с ними проводились рейды: «Внешний вид», «Санитарное состояние столовой» и другие.

Отрадно заметить, что при проведении в школе коллективных мероприятий многие родители не занимали позицию наблюдателя, а являлись активными участниками мероприятий. Сотрудничество с родителями является залогом успешной воспитательной работы.

Необходимо и в будущем поддерживать такие отношения – ведь успехи в воспитании школьников связаны с заинтересованностью родителей в организации жизнедеятельности детей.

Все разделы плана воспитательной работы выполнены. Поставленные задачи воспитательной работы можно считать решенными.

Методическая работа на достаточно хорошем уровне. Работают два методических объединения: МО классных руководителей и воспитателей.

Каждое методическое объединение работало над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы, деятельность которых ориентирована, прежде всего, на обеспечение методической помощи педагогам в организации воспитательного процесса, внедрение новых технологий, изучение нормативных документов.

Все вопросы, рассматриваемые на заседаниях методических объединений, способствовали достижению наилучших результатов в работе, профессиональному росту педагогов.

Прошла методическая неделя, в рамках которой 6 педагогов провели открытые занятия и мероприятия. Все занятия прошли на хорошем методическом уровне.

С целью контроля воспитательного процесса за учебный год было посещено 41 занятие у воспитателей. Была проведена проверка ежедневных планов, папок классных руководителей, протоколов классных и родительских собраний, журналов инструктажей по ТБ, портфолио педагогов. Ведение документации классными руководителями и воспитателями носит системный характер, вся необходимая документация имеется, своевременно заполняется. Проверено оформление групповых и классных уголков. Информация в уголках меняется, согласно требованиям и рекомендациям.

Для того чтобы воспитательная работа в школе приносила положительные результаты и влияла на уровень профессиональной компетентности педагогов классным руководителям и воспитателям необходимо активно участвовать в методической работе, посещать занятия у коллег, на заседаниях ШМО делиться опытом работы по тому или иному направлению, проводить открытые занятия и мероприятия.

Все разделы плана воспитательной работы выполнены. Поставленные задачи можно считать решенными.


Выявленные проблемы:

1. Не на должном уровне велась работа по приобщению обучающихся к социально-значимой трудовой деятельности и расширению контактов с социумом.

2. Единообразие форм работы по формированию фундаментальных нравственных представлений у обучающихся.

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы: