Отчета о работе детских библиотек 2013 год Сведения о цбс название цбс (точно по Уставу)
МБУ «РЦБС Гурьевского района»
Отчёт Районной детской библиотеки
С. Малая Салаирка
2013 год
СХЕМА
отчета о работе детских библиотек
2013 год
Сведения о ЦБС
Название ЦБС (точно по Уставу) | МБУ «РЦБС Гурьевского района» |
Адрес: с. Малая Салаирка, ул. Школьная 4 | |
почтовый индекс | 652774 |
район | Гурьевский район |
населенный пункт | С. Малая Салаирка |
улица, дом | Ул. Школьная 4 |
сайт библиотеки | нет |
электронная почта (e-mail) | bibliot11@ mail.ru (РЦБС) masaldoHYPERLINK "mailto:[email protected]"@HYPERLINK "mailto:[email protected]"mailHYPERLINK "mailto:[email protected]".HYPERLINK "mailto:[email protected]"ru (детская) |
скайп | нет |
Директор ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс) | Кокуровская Татьяна Александровна 384-63-31-326 |
Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс) | Суняйкина Наталья Анатольевна 384-63-31-226 |
Заведующая детской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс) | |
Методист ЦБС (ФИО, тел. с кодом) | Галкина Светлана Владимировна 384-63-31-202(Модельная б-ка) 384-63-31-326(Директор) |
Методист по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом) | нет |
Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом) | нет |
Начальник управления культуры (ФИО, тел. с кодом) | Козленко Светлана Павловна 384-63-5-01-53 |
1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
Какие изменения произошли в 2013 году:
открыты новые библиотеки-филиалы. Где? Когда?
сколько и какие библиотеки-филиалы закрыты, перепрофилированы? Согласно приказу (копия приказа прилагается).
изменения в структуре библиотек, отделов.
В 2013 году в МБУ «РЦБС Гурьевского района» закрылись две библиотеки, это фил.№11 д. Подкопенная и фил.№4 д. Дмитриевка. Книжный фонд фил.№11 был перевезен фил.№15 п. Урск, это 3702 экземпляров книг, книжный фонд фил.№4 перевезли в фил.№12 п. Раздольный, 3764 экземпляра.
1.2. Материально-техническая база детских библиотек.
- сведения о состоянии зданий и помещений
Здание в хорошем состоянии, в 2013 году ремонта не было.
- сведения о проведенных ремонтных работах, затраты, бюджет (областной, местный, собственные средства, спонсорская помощь)
1.3. Приобретено (за счёт каких средств):
мебели;
техники;
Поступило четыре компьютера из Модельной библиотеки.
оборудования;
другое.
2. Работа с читателями-детьми.
Пожалуйста, кратко сформулируйте произошедшие изменения в библиотечном обслуживании (если таковые были)
Координация работы библиотек с социальными партнерами.
Районная детская библиотека тесно сотрудничает со школой, детским садом, районным домом культуры, методическим кабинетом РЦБС и администрацией села.
Изменения, произошедшие в отчетном году в обслуживании пользователей детского возраста (структурные изменения, регламентирующая документация).
Изменений нет.
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные
Заполните таблицу
№ | Кол-во детских библиотек в городе (поселке) | Кол-во жителей | Кол-во детей до 15 лет | Кол-во читателей (всего) | % охвата детского населения | Количество читателей по ЕРК |
1. | Районная детская библиотека | 1450 | 232 | 454 | 195% | 262 |
2.1.1. Увеличилось или уменьшилось число читателей в библиотеках (в сравнении с 2012 годом) Почему? Меры изучения наличия читательского резерва. Проведенные и планируемые мероприятия по привлечению новых читателей.
Число читателей осталось тоже.
2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя, книгообеспеченность одного читателя.
Книгообеспеченность одного жителя - 14
Книгообеспеченность одного читателя -20
Книгообеспеченность одного детского читателя - 15
2.1.3. Средняя дневная посещаемость.
Средняя дневная посещаемость - 21
2.1.4. Обращаемость фонда.
Обращаемость фонда общего– 1
Обращаемость детского фонда – 1,5
2.2. Читательский портрет современного ребенка
Заполните таблицу
Состав читателей по возрастам
| Всего | ЦДБ | БФ № | БФ № | и т.д. | |
Дошкольники | | 44 | | | | |
По классам: | | | | | | |
| 1 | | 37 | | | |
2 | | 40 | | | | |
3 | | 43 | | | | |
4 | | 46 | | | | |
5 | | 26 | | | | |
6 | | 29 | | | | |
7 | | 30 | | | | |
8 | | 33 | | | | |
9 | | 18 | | | | |
10 | | 17 | | | | |
11 | | 17 | | | | |
Студенты | | 0 | | | | |
Работающая молодежь | | 0 | | | | |
РДЧ | | 74 | | | | |
Прочие | | 0 | | | | |
ИТОГО | | 454 | | | |
2.2.1. Наиболее популярные среди читателей новинки (не более 5)
Энциклопедии для детей, романы о любви для девочек, фантастические приключения Дмитрия Емеца, произведения Э. Успенского, Н. Носова, Драгунского, книги из серии "книги мои друзья", "любимые герои" и т.д.
2.2.2. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу
Фонд районной детской библиотеки разнообразен, соответствует читательскому спросу.
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).
2.3.1. Проекты.
Сколько всего разработано проектов в 2013 году? В каких грантовых конкурсах вы участвовали в отчетном году? Какие проекты были поддержаны финансово, какова выделенная сумма?
Наиболее удачные реализованные проекты.
В 2013 году вфил.№10 с. Новопестерёворазработан проект: «Библиомания»
Сроки реализации январь 2013 – январь 2014г.
Цели проекта:
Приобщение детей и родителей к систематическому чтению и регулярному посещению библиотеки и тем самым возрождение традиций семейного чтения.
Задачи проекта.
Воспитание у читателей любви к книге.
Формирование устойчивого интереса к чтению.
Стимулирование читательской активности.
Содержание: На досках объявления развешиваются реклама книги на ней цитата: «Говорят, вовремя прочитанная книга – большая удача. Она может изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг». Эта цитата постоянна. А дальше идёт фото книги и краткое содержание, которое захватывает своей интригой недосказанности. В конце совет библиотекаря, кого может она (книга) заинтересовать. Таким образом, посетители ДК или магазина, куда раскладываются эти рекламки, могут не заходя в библиотеку познакомится с литературой и затем взять её в библиотеке. В проекте проучаствовало 5 книг, выдача составила 32 экз. Проект финансово не поддержен, ввиду отсутствия финансирования.
2.3.2. Сколько всего библиотечных программ в ЦБС? Сколько из них ориентировано на детей?
Далее подробнее описать библиотечные программы (возможно, сделать ссылку и представить полные тексты библиотечных программ в приложении).
Программы:
Название,
срок реализации,
краткое содержание программы или проекта,
цели и задачи программы и проекта,
формы и методы реализации программы или проекта,
полученные или ожидаемые результаты.
Указать, какие программы получили финансовую поддержку, размеры финансирования.
Это могут быть: отдельные программы ЦБС по работе с детьми, программы филиалов или отделов, блоки по работе с детьми в комплексных программах, индивидуальные программы.
Если программная и (или) проектная деятельность в ЦБС не ведется, указать причины и необходимость методической помощи сотрудников КОБДЮ.
Всего в МБУ «РЦБС» 24 программ, 18 программ ориентированы на детей:
Фил.№7 д. Кулебакино.1) Кулебакинская библиотека с 1997 года работает по программе «Сохранение и возрождение народных традиций».
Срок реализации – неограничен;
Цель программы:знание и почитание традиций, обычаев, русского народа. Развитие и укрепление национальной культуры.
Задачи:Приобщать детей к изучению фольклора;
Продолжать традиции русского народа через интересный и содержательный досуг;
Создать условия для развития интереса к данной теме;
Выявлять и развивать творческие способности детей.
Основные принципы программы:
Добиться максимального приближения старины к нашему современному миру.
Ожидаемые результаты: дети будут знать, и почитать традиции русского народа.
Наиболее значимые мероприятия:
1) Детский Рождественский вечер«Зажги свечу на Рождество»;
2) Святочная вечерка «У зимы на святки свои порядки»;
3) Выставка «Гуляет Русь под звоны колокольные».
2) С 2009 года в Кулебакинскойбиблиотекеведется работа попрограмме «Волшебница-речь» по культуре речи и общения.
Срок реализации- 2012-2015г.г.
Краткое содержание программы или проекта:
Цель программы: научить детей правильно и красиво говорить, ясно и четко выражать свои мысли, легко и комфортно общаться.
Задачи: дать общее понятие о культуре речи, как об основной форме человеческого общения;
Заложить основы культуры речевого поведения;
Показать воздействие художественной речи на чувства, мысли воображения человека.
Основные принципы программы:
Учить серьезному увлекательно.
Ожидаемые результаты:детирасширят свои знания в области языкового развития, усовершенствуют навыки владения языком и речью, смогут легко и свободно общаться.
Наиболее значимые мероприятия:
1) Беседа-викторина «Друзьям родного языка»;
2) Беседа-игра «Волшебная страна граммотеев»;
3) Познавательно-игровой час «О словах воспитателях»;
4) Фольклорный час «Русское красноречие».
3) Так же вКулебакинской библиотеке с 2012года стала вестись работа по программе «Театр книги в библиотеке».
Срок реализации-2012-2015
Краткое содержание программы или проекта:
Цель программы:с помощью театрализованных представлений воспитывать интерес и любовь к книге, приобщать читателей к наследию русских и зарубежных писателей.
Задачи: развитие творческих способностей детей;
Создание позитивного образа библиотеки, как центра детского чтения;
Продвижение лучших образцов художественной, познавательной литературы для детей и подростков.
Основные принципы программы: через игру – к чтению.
Ожидаемые результаты:
Творческое прочтение произведений и раскрытие актерских способностей читателей;
Повышение интереса к чтению.
Наиболее значимые мероприятия:
1)Театрализованная постановка «Как две сестрицы, Землица и Водица, Кикимору уму-разуму учили»;
2) Театрализованная постановка по В.Астафьеву «Мать и солдат»;
3) Постановка пьесы С. Михалкова «Зайка-зазнайка».
4) В Кулебакинской библиотеке с IVквартала 2013 года началась работа по программе «Золотая полка юбиляра».
Срок реализации-2013-2016
Цель программы: популяризация классической литературы.
Задачи: пробуждение интереса к чтению, к книге именно художественной.
Превратить чтение в удовольствие, сделать книгу желанной и необходимой, развивая способности эстетического восприятия произведений.
Показать творчество писателей с новой, неизвестной стороны.
Основные принципы программы: максимально использовать самые эффективные формы работы, особенно наглядную информацию.
Ожидаемые результаты:
Вызвать интерес у современного читателя к классике, с тем, чтобы пробудить в нем процесс самосознания, подтолкнуть его к выбору духовной модели поведения.
Наиболее значимые мероприятия:
1) «Книги-юбиляры 2014 года»- издание и распространение буклетов;
2) «Вечная мудрость сказок» - издание и распространение буклетов;
3) Выпуск и распространение книжных закладок из серии: Стихи по случаю - «Любовь и ненависть», «Любовь и счастье», «Три странника», «Притча о добре».
Фил.№12 п. Раздольный.
5) Раздольнинская сельская библиотека работала отчетный год по программе «Жили - были» по нравственно – эстетическому воспитанию для дошкольного возраста.
Срок реализации–неограничен.
Цель программы: Воспитывать у детей любовь к книге, формировать устойчивый интерес к чтению;
Сформировать образ библиотеки как теплого радостного дома.
Задачи: разработать систему мероприятий по приобщению детей к чтению и посещению библиотеки;
Оформить информационное пространство в библиотеке для развития познавательной активности дошкольников через книгу и чтение.
Наиболее значимые мероприятия:
1)Громкое чтение с элементами театрализации «Мойдодыр»
2) Громкоечтениес элементами театрализации «Волк и семеро козлят»
3) Громкое чтение с элементами театрализации «Гора самоцветов»
6) Программа «Радуга чтения» (Раздольнинская библиотека) рассчитана на работу с учащимися 1- 6 классов.
Срок реализации–неограничен.
Цель программы: развитие личности ребенка в процессе чтения; Привитие любви к книге; Повышение культурного уровня учащихся.
Задачи:Воспитание нравственного поведения на примере положительных героев книг; Формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.
Наиболее значимые мероприятия:
1) Громкое чтение с элементами театрализации «Гора самоцветов»
2) Громкое чтение с обсуждением «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Фил.№15 п. Урск.
В Урской библиотеки разработаны и действуют три программы, которые ориентированы на детей.
7)Библиотечная программа по работе с детьми подготовительной группы детского сада: «Чудесная страна библиотека». Программа рассчитана на дошкольный возраст.
Срок реализации: 2013 – 2015г.г.
Цель программы: способствовать формированию интереса у детей к книге, чтению, как к источнику увлекательной и познавательной деятельности, нравственно – эстетическое воспитание детей.
Задачи: приобщение детей к чтению книг и периодических изданий.
Воспитание нравственных ценностей на основе их ознакомления с правилами поведения в обществе, быту.
Формой реализации были различные конкурсы, викторины, громкое чтение, экскурсии в библиотеку, обзор книг.
Ожидаемые результаты:
Привлечение детей к посещению библиотеки. Формирование мнения о библиотеке, как центр образования и развития, нравственно – эстетического воспитания подрастающего поколения.
Наиболее значимые мероприятия:
1)«Детство – прекрасная пора» цикл мероприятий
2) «Открываем книг прекрасный мир»цикл мероприятий
3) «Отдыхаем и играем вместе» цикл мероприятий.
8)Библиотечная программа« Право на выбор»по работе с подростками. Программа рассчитана на возраст с 6-8класс
Срок реализации: 2013
Цель программы: Воспитание зрелой, гармонично развитой личности, способной самостоятельно прогнозировать свое социальное поведение.
Пропаганда здорового образа жизни.
Популяризация библиотеки, привлечение новых читателей.
Формой реализации: были различные конкурсы, викторины, громкое чтение, экскурсии в библиотеку, обзор книг.
Ожидаемые результаты:
Реализация мероприятий позволит улучшить воспитательную работу с детьми из социального приюта. Придает работе плановый характер, а также привлекает подростков к посещению библиотек.
Наиболее значимые мероприятия:
«Моя Родина Кузбасс» (К 70летию)цикл мероприятий
« Здоровье – высшая ценность» цикл мероприятий
« Мы и общество»цикл мероприятий
« Отдыхаем вместе»цикл мероприятий
9)Программа летнего чтения « Отдыхай, но читать не забывай».
Программа рассчитана на школьный возраст с 1-5класс
Цель программы: Развитие творческой, интеллектуальной и познавательной деятельностей детей в летний период на основе книги.
Задачи:
Познакомить читателей с произведениями лучшей литературы для детей.
Сделать летний досуг ребенка ярким, интересным и познавательным.
Привлечь в библиотеку новых читателей.
Участники программы:
Группа пришкольного лагеря, неорганизованные читатели, руководители детского чтения.
Темы, форма проведения мероприятий разнообразные.
Наиболее значимые мероприятия:
1)Игра «Десять испытаний для веселых, начитанных и умелых, или Путешествие в мир сказок»
2) Игра для самых умных «Умным скучно не бывает»
3) Праздник «Созданы для детворы, разноцветные шары»
Фил.№13 с. Сосновка
10) Программа «На своей земле жить тебе и мне».
Срок реализации: неограничен
Цель: Сохранение памяти к участникам войн; воспитание уважения к людям труда; бережное отношение к природе родного края; знакомство с историей и культурой малой Родины.
Задачи:
*Создать условия для развития интереса к данной теме;
*Приобщить детей к изучению истории родного села, района и Кемеровской области;
*Научить бережному отношению к природе родного края;
*Сформировать у детей чуткость, отзывчивость, ответственность;
*Способствовать возрождению семейных традиций;
*Вызвать читательский и познавательный интерес.
Данная программа «На своей земле жить тебе и мне…» предназначена для включения в воспитательный процесс детей дошкольного и младшего школьного возрастов и рассчитана предварительно на один год, в последующем программа будет дополняться.
Ожидаемые результаты:
Путем совместной работы в библиотеке, дети получат представление о богатстве родного края, которое нужно не только эффективно использовать, но и бережно, относиться ко всему, что окружает нас, будут заложены основы уважительного отношения к участникам войн и людям труда, ознакомятся с творчеством талантливых людей родной земли, примут непосредственное участие в возрождении семейных традиций и укладов.
Наиболее значимые мероприятия:
1)Экологическая игра "Экологическая азбука"
2)Час поэзии «Любовь - как настроение, любовь - как наваждение»
11) Программа «Прекрасное пробуждает доброе». Программа нравственно-эстетического воспитания для учащихся 5-7-х классов.
Срок реализации: неограничен
Цели: воспитание культуры поведения, гуманных отношений между детьми и взрослыми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т.п.), воспитание чувства красоты, гармоничности в окружающем мире.
Задачи: Возродить традиции семейного чтения;
сформировать у детей чуткость, отзывчивость, ответственность;
привить детям любовь к искусству;
приобщить детей к пониманию красоты окружающего мира;
вызвать читательский и познавательный интерес.
Наиболее значимые мероприятия:
1)Литературное ассорти«Рады мы всегдадрузьям! Приглашаем в гости к нам!»
2)«Праздник Непослушания» -заседание клуба по интересам «Изюминка».
12) Программа «Помнить, чтобы жить…».
Срок реализации: неограничен
Цели: сохранение памяти о родном селе и его жителях, о традициях и самобытной культуре;
Создание условий для укрепления связи между поколениями;
Создание условий для воспитания гражданственности и чувства патриотизма у детей и юношества.
Задачи: развивать чувство уважения к борцам за освобождение Родины;
Расширять и обогащать знания об истории государства, области, района и родного села;
Формировать представление о жизни, культуре и традициях русского народа.
Рассчитана данная программа на разновозрастную категорию населения. Тесная связь семьи, школы, общественности – одно из непременных условий успешной реализации программы.
Наиболее значимые мероприятия:
1)Беседа «И это не обсуждается»
2) Музейная экскурсия «Помнить, что бы жить».
Фил.№8 д. Маслиха.
13) ВМаслиханскойбиблиотекевторой год ведется работа по программе «Подросток твои права».
Срок реализации: 2012 -2013 учебный год.
Цель программы: Повышение правовой и политической грамотности молодежи.
Формы реализации: Обеспечить наиболее полный сервис информационно- правовых услуг в области права; формировать у населения чувства патриотизма, гражданственности, уважения к национальным традициям.
Ожидаемые результаты: Повышение правовой и политической грамотности населения;
Широкое ознакомление населения с материалами по праву.
Наиболее значимые мероприятия:
1)Беседа «Пока не поздно»
2)Обзор «Закон. Права. Обязанность».
Фил.№10 с. Новопестёрево.
14) В 2012 году Новопестерёвскаябиблиотекаразработалапрограмму «В стране здоровячков»,рассчитанная на пропаганду ЗОЖ среди детей и подростков. В отчётном году данная программа продолжила свою работу. Сроки реализации: 2012 – 2015гг.
Цель программы: достижение физического совершенства и душевного равновесия путём пропаганды ЗОЖ и воспитания ответственности за своё здоровье, свою жизнь.
Задачи программы: помочь детям осознать важность разумного отношения к своему здоровью с самых ранних лет. Помочь детям определить понятия «вредные» привычки и сформировать устойчивое негативное отношение к ним.
Сформировать у детей позитивное отношение к Здоровому образу жизни через художественную научно-популярную литературу.
Полученные или ожидаемые результаты: Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни человек.
Наиболее значимые мероприятия:
1)День жизнерадостного чтения: «Забавы между строк»
2)Утренник«Береги здоровье смолоду»
15) Программа«Библиотечная книга в детском саду».
Срок реализации: Программа является комплексной и представляет собой одно из постоянных направлений работы. Подрастает новое поколение детей, а задачи остаются прежними.
Цель программы: развитие и поддержка интереса к чтению и книги; поддержание высокого престижа чтения.
Задачи:
Пропаганда чтения и знаний
Раскрытие богатейшего потенциала книги и чтения, а также информационных ресурсов б-ки.
Возрождение семейной традиции чтения.
Формы и методы реализации: особое место работы с данной категорией читателей занимает знакомство с книгой.
Наиболее значимые мероприятия:
1)Выставка-обзор«Золотой ключик детства»
2) Громкое чтение книг «Снежная нежная сказка зимы»
16) Название программы «Первоклассные чтения»
Срок реализации: 2009-2014гг.
Краткое содержание:программа представляет собой начальный курс развивающего чтения. Ориентирована применение различных форм и методов библиотечной работы.
Цельпрограммы: приобщение ребёнка к чтению и пониманию прочитанного.
Задачи:
Помощь в овладении техникой чтения
Развить наглядно-образный характер восприятия прочитанного
Обогатить творческое воображение
Приобщить ребёнка к культуре чтения
Полученные или ожидаемые результаты:Данная программа может быть применена в других библиотеках и может получить новое направление работы с детьми 6-8 лет, которые являются наиболее уязвимой категорией читателей. Кроме того, программа может быть механизмом компенсации возрастных проявлениях: страх перед неизвестностью, неуверенность, дефицит знаний. Так как программа осуществляется на базе б-ки, то поможет учителю закрепить пройденный материал, а детям – заинтересовать и облегчить процесс обучения. Программа не имеет финансовой поддержки, в виду отсутствия финансирования.
Фил.№3 с. Горскино.
17) Экологическая программы «В гостях у Матушки Природы».
Название: в 2013 году в Горскинской библиотеке разработана экологическая программа«В гостях у Матушки Природы».Программа рассчитана на учеников начальной школы (1 – 4 класс).
Срок реализации:весь год.
Цель программ:создание условий для воспитания экологической культуры детей начальных классов, посредством формирования активной гуманной позиции по отношению к природе родного края, частичке нашего дома – планеты Земля.
Задачи программы:Экологическое просвещение детей, формирование системы знаний по экологическим темам. Воспитание чувства любви к природе. Формирование умений и навыков защиты окружающей природной среды. Способствовать улучшению отношений детей к окружающей среде с помощью конкретных знаний.
Формы и методы реализации программы: оформление разнообразных книжных выставок по окружающей среде, «турнир знатоков природы», «мозаика леса», утренники: «прогулка по березовой роще» и «лес – наше богатство».
Ожидаемые результаты:подвести читателя к осознанию себя частицей Земли, размышлять над экологическими проблемами, пробуждать в детях неравнодушное отношение к окружающей природе, привлечь их к чтению литературы экологической тематики.
Фил.№14 д. Ур - Бедари.
18) Экологическая программы «Экология природа и мы!».
Название программы: «Экология природа и мы!».
Программа предназначена для включения в воспитательный процесс детей младшего школьного возраста и рассчитана на два года. Программа направленана на формирование интеллектуальных умений и ответственного отношения кокружающей среде.
Срок реализации: не ограничен.
Цель данной программы:
Формирование интеллектуальных умений и ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, предполагающее соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Задачи:
ознакомить детей с природой родного края;
воспитать бережное отношение к окружающему миру, экологическую культуру и ответственность;
научить детей жить в содружестве с окружающим миром;
сформировать читательский интерес;
создать позитивный общественный имидж библиотеки.
Организация сотрудничества:
-обеспечение самообразования и чтения для отдыха;
-привитие навыков коммуникации;
-формирование экологической культуры у детей;
-развитие творческой инициативы.
Ожидаемые результаты: Экологическое воспитание на современном этапе развития - проблема необходимая. Особое внимание к содержанию и методам развития экологической культуры младших школьников определяется необходимостью рассматривать этот процесс как непрерывный исистематический, а также особым значением этого периода детства – его благоприятностью для эмоционального воздействия ребенка с природой.Формирование определенного уровня информированности детей об окружающей природе, развитие эрудиции и познавательных интересов подводит детей к осознанию себя как носителя экологической культуры.
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: