NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Понимание себя и других ббк 74. 9 Р 49 Билл Ридлер

Глава седьмая Наслаждение жизнью

ВАША РЕАКЦИЯ

К этому моменту у вас уже сложилось определенное мнение об информации, представленной в книге. Одним людям грустно: они чувствуют, что потеряли массу драгоценного времени, играя в игры.

Другие испытывают облегчение, осознав, насколько легче жить, никого не обвиняя и не оправдываясь. Они поняли, что, взяв ответственность, они почувствуют себя более живыми и энергичными.

Третьим хочется защищаться. Они прожили довольно нелегкую жизнь. Некоторым из них всего 20 или 30, но у них уже сложились определенные убеждения, и вполне понятно, почему им хочется защищать и отстаивать их.

Четвертые злятся, потому что все, что мы от жизни получаем — и хорошее и плохое, — все это наш выбор.

Пятые говорят: «Да, некоторые идеи показались мне интересными, с некоторыми я не согласен, и есть еще ряд идей, которые я вообще не понял. Ничего особенного!»

Некоторые люди в замешательстве. Они чувствуют себя потерянными. Один из наших клиентов выразил это чувство так: «Это похоже на старый известный трюк, когда выдергивают скатерть из-под стоящей на ней посуды. Только на этот раз выдернули еще и стол. Все в подвешенном состоянии. Теперь, когда я уже больше не хочу играть в эти игры, что мне делать?»

БЫТЬ ВМЕСТЕ

Все эти реакции вполне естественны, потому что всегда, когда вы осознаете, что преследовали в жизни ошибочную цель, равновесие нарушается, потому что теперь вам придется переориентироваться и выбрать иную цель.

Адлер и Дрейкурс рекомендуют выбрать в качестве новой цели социальный интерес. Социальный интерес означает, что мы живем на

135

этой земле для того, чтобы получать радость от совместного сосуществования, а не для того, чтобы всячески самоутверждаться .или пытаться быть лучше других.

КОМУ КАКОЕ ДЕЛО

До сих пор вы тратили массу энергии, доказывая свою правоту и неправоту других, пытаясь контролировать жизнь и надеясь, что сможете переделать других на свой манер. Вы старались заставить других относиться к вам так, как будто вы особенный, или же вы пытались избежать взаимоотношений вообще. Других людей не слишком волнует, преуспеваете вы или терпите крах, богаты вы или бедны, умный вы или глупый. Они просто хотят быть с вами! Точно так же, как в старом анекдоте.

Фред: Как твоя жена, Боб? Вы такая прекрасная пара!

Боб: Мы развелись.

Фред: Это хорошо. Она все равно тебя не стоила.

Боб наверняка провел много часов, переживая о том, что подумают о нем его друзья из-за того, что его брак распался. Фреда это нисколько не волнует. Он готов поддержать друга в любом случае. Он просто хочет быть с Бобом.

ДЕВЯТЬ ШАГОВ ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ САМОГО СЕБЯ

Теперь вам необходимо направить свою энергию на то, что сделает вашу жизнь наполненной и радостной. Окружающие просто хотят быть с вами, а вы — с ними. Теперь, когда вы перестали играть во все те игры, которые не вели вас к цели, вам нужно что-то, что поможет достичь желаемой близости. Ниже приведены девять вариантов переориентации энергии на...

1. Участие.

Мы можем получать огромное удовлетворение от жизни, если будем участвовать в ее процессе как можно больше. Пусть жизнь захватит нас и увлечет за собой.

2. Помощь другим.

Сконцентрируйтесь на том, чем вы можете быть полезны окружающим, а также не забывайте заботиться о себе. Мы можем достичь удовлетворения от помощи другим людям тем, что улучшим их и свою жизнь.

3. Сотрудничество.

Мы еще не представляем себе того, чего мы сможем достичь, если все будем работать в одной команде. Мы должны перестать натравли-

136

вать людей друг на друга. Мы должны перестать сравнивать себя друг с другом. Мы должны научиться подбадривать, вместо того, чтобы унижать. Вот что сказал один наш клиент: «После занятий я осознал, что часто чувствовал желание отдалиться от моей жены. Это происходило каждый раз, когда сталкивались наши желания и возникал конфликт. Я решил стать гибче и уже не впадал в панику, когда мне приходилось отказываться от своих желаний. Я не только обнаружил, что могу пережить, когда что-то не вышло по-моему, но и осознал, какмного я терял, когда не позволял жене планировать наш досуг. Это обогатило мою жизнь и сделало ее красочнее».

4. Удовольствие.

Получайте удовольствие от всего, что происходит в вашей жизни, будь то поход в горы или урок, который вы извлекли из собственной ошибки.

5. Ответственность.

Берите ответственность за все, что происходит в вашей жизни. Если кто-то опоздал на встречу с вами, спросите себя: «Что я смог сделать такого, что ему захотелось опоздать?» или: «В чем я похож на этого человека? Выполняю ли я обязательства?»

6. Строительство своего счастья.

Вы можете думать, что ответственны за свое счастье. Но часто действуете так, как будто это не ваша ответственность.

Для того чтобы вам стало яснее, что такое ответственность за свое счастье, представьте себе следующее...

Вы умерли и попали на Небеса. Вы поднимаетесь по золотой лестнице. Наверху стоит большое красивое здание. Вы карабкаетесь на карниз и заглядываете в окно. Вы видите множество счастливых людей и решаете, что это то место, где вы хотите быть. Вы стучите в дверь, и кто-то в белом открывает вам и спрашивает: «Почему мы должны впустить тебя?»

Вы отвечаете: «Потому что я был действительно хорошим, всегда все делал правильно, я был лучше моей жены и всех моих друзей, я не пил, не курил и ходил в церковь каждую неделю». "Человек в белой одежде спрашивает: «А был ли ты счастлив?»

Вы говорите: «Нет, но я был хорошим».

Он говорит: «Хорошим для кого? Яне могу впускать сюда никого, кто не научился делать себя счастливым. Если ты этого не умеешь, ты можешь сделать всех остальных несчастными. Мы не хотим рисковать этим. Спустись вниз, под лестницу. Там немного темно, но тебе будет хорошо, потому что люди там играют в твою любимую игру. Они все время стараются доказать, что они правы, а другие — нет. Однако, если ты когда-нибудь научишься делать себя счастливым, приходи к нам. Мы будем рады тебя впустить».

137

7. Интерес к другим.

Теперь, когда вам больше не нужно прилагать столько усилий, чтобы самоутвердиться, у вас есть время интересоваться другими людьми и получать от этого удовольствие. Вот замечание одного нашего клиента: «На этой неделе я делал некоторые вещи иначе. Я заметил, что провел больше времени, разговаривая с женой, и больше слушал ее. Обычно, пока она говорила, я придумывал, что ей ответить. Теперь я знаю, что могу сказать все что угодно, не просчитывая это в уме, будет ли это правильным. Если она спрашивает меня, что я думаю, я просто честно отвечаю ей».

8. Открытость.

Делитесь с людьми своими мыслями и чувствами. Некоторые говорят о себе, и это становится скучным, потому что они обвиняют других во всех своих неудачах. Или придумывают алиби, почему они находятся в таком положении. Это не открытость. Вы по-настоящему открыты тогда, когда рассказываете о себе так, что другие смогут от вас чему-то научиться. Например, сравните эти два высказывания:

«В этой глуши так трудно найти кого-нибудь, кто посидел бы с ребенком. Ребята сейчас не хотят зарабатывать деньги. Их больше интересуют вечеринки».

«Мне было так трудно найти кого-нибудь, кто посидел бы с ребенком. Поэтому я спросила себя: "Зачем я все так усложняю?" И я поняла, что не хочу идти на вечеринку. Я сказала об этом Эрику. Мы нашли няню и пошли обедать с друзьями».

Первый пример — это обвинение. Второй — женщина позволила друзьям увидеть ее несовершенство, и они сумели воспользоваться ее опытом.

9. Цель.

Цель — это важная составляющая полноценной жизни.

Не иметь цели — это то же самое, что ходить по магазинам, не зная, что вы хотите купить. Вы бродите между полками туда-сюда. Иногда вам приходится возвращаться, так как вы обнаруживаете, что прошли мимо чего-то нужного. Придя домой, вы вспоминаете, что не купили чего-то очень важного. В результате вы не удовлетворены и расстроены. В жизни все то же самое. Если вы не знаете, чего хотите, вы ходите неприкаянные, не получая радости и удовлетворения.

Иногда отсутствие цели вызвано ошибочными убеждениями о жизни.

Одна женщина пришла к нам на консультацию потому, что ею интересовались мужчины, ищущие лишь кратковременных связей. Когда она была подростком, ей очень хотелось иметь лошадь. Родители согласились купить ей лошадь с тем условием, что она найдет место, где будет ее держать. В последний момент это место было продано. Она

138

Билл Ридлер

была сильно раздосадована и сказала об этом родителям. Они отреагировали словами: «Нуладно, в другой раз». Она пошла в поле и там плакала, так как чувствовала, что родителям наплевать.

На наших занятиях она осознала, что, будучи ребенком, решила: «Яне должна хотеть чего-то по-настоящему, иначе я рискую нарваться на отказ со стороны тех, кому наплевать, а это ужасно больно».

Она также поняла, что, встречаясь с мужчиной, она никогда не показывала ему, что действительно его хочет. Неудивительно, что она привлекала мужчин, которые не хотели серьезных отношений.

Многие люди, у которых нет цели в жизни, ищут удовлетворения бесполезными или разрушительными методами.

Энджи жила с мужем и тремя детьми. Ей надоело быть домохозяйкой, и она стала крутить романы с другими мужчинами. Ее это чрезвычайно возбуждало. Любовные дела, по крайней мере, приносили ей хоть какое-то удовлетворение. Но она никогда не ощущала себя по-настоящему счастливой, скорее, наоборот, —чувствовала себя виноватой. На нашем занятии мы спросили Энджи, в чем, по ее мнению, нуждается семья. Она сказала: «Родителям необходимо больше поддержки».

С нашей помощью она решила вести занятия для родителей. Ей нравилось наблюдать, как люди начинают чувствовать себя лучше и как крепче становятся их семьи. Благодаря нашим занятиям с ней она определила свою цель в жизни и уже больше не стремилась заигрывать с мужчинами на стороне, потому что теперь чувствовала себя значимой.

Но в чем смысл жизни? Только вы можете ответить на этот вопрос. То, что ценно для одного человека, может быть совсем неважно для другого. Чтобы найти свой ответ, задайте себе два вопроса.

Что нужно этому миру, чтобы нам приятнее было в нем жить?

Какой вклад вы смогли бы внести в достижение этой цели?

Вот как одна наша клиентка ответила на эти вопросы: «По-моему, людям легче всего получить то, что они хотят, если они умеют сотрудничать».

Цель: «Учиться и учить других умению сотрудничать».

Цель на один год: «Пройти курс по повышению уверенности в себе. Пройти инструкторский курс».

Пятилетняя цель: «Провести свой курс, обучая людей сотрудничеству».

Мечта: «Я хотела бы написать книгу на эту тему».

Вашей мечтой может быть стремление добиться того, что ваш ребенок перестанет капризничать, или прославиться как частный механик, или стать мэром вашего города — словом все, что вас воодушевляет. Не существует правильных ответов на эти вопросы. Даже ваши ответы могут меняться с течением времени, а могут стать вашим ориентиром на всю жизнь. Это неважно до тех пор, пока вы знаете, в какую

Понимание себя и других

139

сторону двигаться. И не так важно ставить жесткие цели и придерживаться их, как знать свое направление.

Вы, возможно, захотите ответить на эти вопросы. Сделайте это, потом в течение дня или недели посмотрите, как вы себя чувствуете, и затем, если нужно, измените ответы.

Теперь, когда у вас есть цель, хорошо бы научиться следовать ей. Дайте себе обязательство. Это означает посвятить себя достижению цели. Вложите свою душу в это дело. Это не должно быть чувство обязанности, когда от того, выполните вы ее или нет, зависит ваше личное счастье.

Чтобы укрепить ваше обязательство, проведите следующий эксперимент. В течение десяти минут в день думайте: «Что бы я ни делал, этим все равно ничего не добиться» или: «Кому это нужно? Даже нечего и пытаться!» В следующие десять минут измените ход мыслей: «То, что я делаю, имеет огромное значение. Я ценный человек».

Какие десять минут вам понравились больше? Многие из нас просто плывут по течению, прожигая жизнь день за днем. Цель, мечта, приверженность идее делают жизнь значительно красочнее и интереснее. Это — как играть на бирже: если вы не купили акций, то вам все равно, что творится в финансовом мире. А уж если вы вложите кругленькую сумму в какое-нибудь предприятие, вам становится безумно интересно, потому что вы ожидаете отдачу. И в жизни то же самое: чтобы получить отдачу, нужно в нее что-то вложить.

КТО ВИНОВАТ?

Что бы ни случилось в вашей жизни — это именно то, чего вы хотели. Нет необходимости усиленно пытаться скрыть этот факт от окружающих, потому что все, что происходит в их жизни, — это именно то, чего они хотели. Поэтому они не могут винить вас, а вы не можете винить их. На самом деле мы все едины. РАДУЙТЕСЬ тому, что МЫ ВМЕСТЕ.

Курс «Понимание себя и других»

Самоё главное — действовать

Многие, кто прочитал эту книгу, согласны с большинством представленных здесь идей. Они считают эти идеи важными и ценными. Однако часто бывает «легко сказать, да трудно сделать». Не просто применять эти идеи на практике.

Для этого мы разработали практический курс «Понимание себя и других». Он поможет вам воплотить ваши мечты в реальность. Пройдя курс, вы ощутите огромный прилив энергии. У вас появится достаточно сил, чтобы сделать свою жизнь такой, какой вам хотелось бы ее видеть.

История возникновения курса «Понимание себя и других»

Первый курс «Понимание себя и других» я провел в 1971 году. Я тогда жил в Цинциннати, в штате Огайо. У нас только что закончился шестинедельный курс для родителей. На нем присутствовали 40 человек, и многие из них просили меня провести дополнительные занятия, которые были бы направлены на улучшение их личной жизни. Тогда и был создан курс «Понимание себя и других», на котором я объяснял идеи, представленные в этой книге.

Я продолжал вести курс до 1981 года, пока не вышло первое издание этой книги. Написав «Понимание себя и других», я решил перестроить курс и сделать его инструментом, который помогал бы людям ВОПЛОЩАТЬ свои идеи.

Я провел огромную работу, выясняя, в чем главное отличие клиентов и студентов, которые восприняли мои идеи и стали применять их в своей жизни, от тех людей, которым идеи показались прекрасными, но воплотить их в жизнь они не смогли.

Я просмотрел все данные о клиентах и студентах и занес в компьютер информацию о том, чем мы занимались с ними на наших встречах и курсах. Затем я стал сортировать данные. В итоге я понял, что конкретно было сделано, чтобы студенты в течение короткого времени на-v -ого улучшили свою жизнь.

Затем мы в течение трех месяцев создавали курс, основываясь на полученной информации. На нем присутствовали 16 человек- По окончании они были настолько воодушевлены, что привели еще 63 человека на выпускной вечер. На курс записалось столько людей, что нам пришлось вести два курса в месяц. В нашем Центре стало тесно, и мы переехали в помещение, которое было в шесть раз больше.

Потом нас стали приглашать вести курсы в разные города. Чтобы удовлетворить эти просьбы, мы стали продавать фрэнчайзинг. Сегодня у нас насчитывается 50 центров по всей Америке и в других странах. Мы стали проводить программы по обучению инструкторов, и теперь у нас около 500 сертифицированных инструкторов. Наша штаб-квартира располагается на участке в 300 тысяч квадратных метров на берегу озера в Остине, штат Техас.

Особое внимание особенным людям

Одно из самых главных достоинств курса «Понимание себя и других» заключается в том, что он создан для того, чтобы уделить особое внимание некоторым людям. Мы ограничили курс до 24 студентов. Курс ведут два инструктора и несколько помощников.

Предварительно вы заполняете анкету, в которой пишете, чего лично вы хотели бы достичь в любви, в работе, в дружбе и в финансовом положении. Инструкторы собираются до начала курса и изучают ваши анкеты. Наш курс строится в соответствии с вашими желаниями. Поэтому каждый курс — это уникальный и прекрасный опыт.

У каждого студента есть свой «ангел-хранитель» — ассистент, который наблюдает за вашими успехами в течение всего обучения. На курсе у нас есть время для каждого студента. И, благодаря личному вниманию каждый студент может что-то получить не только от инструкторов, но и от студентов. Поэтому у студентов и ассистентов часто завязываются теплые, дружеские отношения. Я не знаю еще такого курса, где уделялось бы столько внимания каждому.

Обычно курс длится два дня, а затем мы устраиваем выпускной вечер.

Миллион долларов

Иногда мы просим выпускников курса составить список из 15 — 20 пунктов того, что они получили от курса. Затем — оценить в денежном отношении каждый пункт. У нас еще не было такого, чтобы в итоге получилось меньше миллиона долларов. А многие вещи они считают бесценными.

Что же такого ценного в этой программе? У студентов есть возможность намного улучшить свое умение взаимодействовать с людьми! Они

начинают глубже понимать себя и окружающих, им легче простить кого-то, легче повлиять на кого-то. Они становятся успешнее и в целом счастливее. Они точнее выражают себя. Они обретают новое чувство свободы. В течение шести месяцев после курса многие студенты говорят о том, что их доходы повысились на 20 процентов. Они испытывают мощный прилив энергии, который помогает им ВОПЛОЩАТЬ в жизнь идеи из книги «Понимание себя и других».

Об авторе

Билл Ридлер является владельцем Всемирных центров взаимоотношений. На данный момент по всей Америке и в разных других странах существует уже 50 центров, помогающих человеку в его личностном росте. Билл обучил более 500 инструкторов. Они ведут курсы, благодаря которым тысячи людей каждый год могут изменить свои личные качества и финансовые дела. Еще у них есть возможность улучшить взаимоотношения с партнером, обогатить свою духовную жизнь, а также научиться работать в команде. Билл разрабатывает и ведет различные курсы и занятия по личностному росту с 1963 года. Если у вас будет возможность познакомиться с ним, вы увидите, насколько это творческий человек. В 14 лет он проходил серию тестов. Результаты говорили о том, что в области творческого мышления он действовал на уровне гения. (В тесте с чернильными пятнами он обнаружил более оригинальное восприятие, чем 99,97 процентов тех, кто когда-либо проходил этот тест!) Мы уверены: прочитав эту книгу и пройдя какой-либо из его курсов, вы убедитесь, что советы Билла оказывают благотворное влияние на многих людей.

Содержание

Предисловие.........................................................................................................б

Глава первая. Как формируется ваша самооценка...............................................7

Каковы ваши «желтые веревки»?.......................................................................7

Мы запрограммированы недооценивать самих себя..............................................8

Управление природой.......................................................................................9

Должно ли в жизни все быть по-вашему? ............................................................9

Вы меняете мир..............................................................................................11

Как себя приободрить.....................................................................................12

Тест «Уверенность в себе»...............................................................................13

Подбадривать окружающих............................................................................. 14

Унижение других............................................................................................14

Жизнь — шутка?............................................................................................15

Боязнь ошибок ..............................................................................................15

Сокрытие ошибок...........................................................................................15

Смелость быть несовершенным........................................................................16

Ошибки — это ценное средство обучения.........................................................21

Глава вторая. Чувства и эмоции.......................................................................23

Созидательная ответственность........................................................................23

Словарь чувств и эмоций.................................................................................23

Примеры к словарным терминам......................................................................26

Пять шагов толкования снов............................................................................41

Почему это работает.......................................................................................42

Сон профессора.............................................................................................42

Глава третья. Наше мнение о себе....................................................................44

Космический корабль.....................................................................................44

Ошибочное понимание....................................................................................45

Порядок рождения.........................................................................................46

Разница в возрасте.........................................................................................48

Пол ..............................................................................................................49

Детское соперничество...................................................................................49

Физические недостатки и проблемы со здоровьем..............................................50

Социальное окружение...................................................................................50

Трагедии в семье............................................................................................51

Семейные ценности........................................................................................51

Реакция родителей.........................................................................................51

Как решения формируют наш образ жизни........................................................52

Ожидания .....................................................................................................53

Детские воспоминания ...................................................................................54

Как интерпретировать воспоминания ...............................................................54

Предположения.............................................................................................54

Воспоминания и текущие проблемы .................................................................56

Ваши воспоминания ....................................................................................... 57

Как работать с детскими воспоминаниями.........................................................57

Изменение воспоминаний...............................................................................57

Как воспоминания поддерживают наш образ жизни...........................................58

Приоритеты...................................................................................................59

Желание быть значимым.................................................................................60

Умение нравиться...........................................................................................60

Покой. Удобство.............................................................................................60

Контроль...............................................................•.......................................61

Таблица приоритетов......................................................................................61

«Я не ощущаю себя значимым»........................................................................63

Покой — значит любовь .................................................................................64

«Я должен угождать»......................................................................................64

«Мне не хватает контроля»..............................................................................65

Процесс изменения........................................................................................65


страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10страница 11


скачать

Другие похожие работы: