NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по литературе 10-11 классов, автор-составитель В.

Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по литературе 10-11 классов, автор-составитель В.Я. Коровина к учебно-методическому комплекту «Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.И. Коровин, В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2010 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.

Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.

Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров. Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегративный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.

Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к.ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.

Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

10 класс – важный период в изучении литературы, так как содержание учебного материала – русская литература XIX века – играет особую роль в формировании русской национальной культуры. Программа включает набор ключевых текстов отечественной классики. В 10 классе изучается история русской литературы с подробным анализом вершинных произведений писателей XIX века. Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.

Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, драматических текстов А.Н. Островского, эпических полотен Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы дает представление об историко-литературном процессе XVIII-XIX веков более объемным и содержательным.

Монографическое изучение творчества великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем и др.

В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в XIX веке в его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох, идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

Главная цель программы для 10 класса – помочь школьнику сделать следующий шаг в своем гуманитарном развитии, от умения осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к умению мыслить исторически и системно, подготовить его к усвоению материала, рассматриваемого в 11 классе.

Задачи изучения курса:

  • научить школьников видеть художественные явления в их развитии;

  • понимать логику литературного процесса;

  • научить самостоятельно читать изучаемые произведения (уметь пользоваться справочным аппаратом учебника);

  • понимать замысел автора, сопоставлять произведения, написанные в одно и то же время;

  • различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение;

  • различные виды пересказа;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

  • подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Календарно-тематический план.

п/п

Наименование раздела и темы уроков. Проектная деятельность.

Коли-

чество часов

Дата проведения

Наглядные пособия, ТСО, ИКТ

Корректировка

10а

10б

план

факт

план

факт









Тема №1. Введение (2 часа, 5 часов в неделю)

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы.

1

04.09










презентация






Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

1

04.09










презентация






Тема №2. Русская литература 18 века (2 часа, 5 часов в неделю)

Г.Р. Державин. Жизнь и творческий путь. Темы и мотивы творчества. Тестирование

1

05.09










Диск «КиМ»






Традиции и новаторство в творчестве Г.Р. Державина. «Фелица», «Соловей». Лирика и сатира в одах Державина.

1

05.09


















Тема №3. Романтизм в русской литературе (7 часов, 5 часов в неделю)

Романтизм в Европе и Америке Проверочная работа

1

06.09


















Романтизм в Европе и Америке

1

11.09










презентация






В.А.Жуковский. Жизнь и творческий путь. Основные лирические жанры

1

11.09










презентация






«Светлана», «Эолова арфа». Романтический характер баллад.

1

12.09










«Золотой фонд поэзии»






К.Н.Батюшков. Жизнь и творческий путь. Анакреонтические мотивы в лирике

1

12.09










«Золотой фонд поэзии»






Философские элегии К.Н. Батюшкова. Драматизм мировосприятия. Тема жизни и смерти.

1

13.09










«Золотой фонд поэзии»






Художественный мир русской романтической поэзии. Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов пушкинской поры

1

18.09










«Золотой фонд поэзии»






Тема №4. Творчество Пушкина (18 часов + 2Р = 20 часов, 5 часов в неделю)

А.С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.

1

18.09


















Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылки.

1

19.09










«Пушкин: последняя дуэль»






«Я пережил свои желанья…», «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (IX. «И спутник усталый на Бога роптал …»), «Демон», Трагизм мировосприятия и его преодоление.

1

19.09


















Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень»

1

20.09










Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий»






Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти» Анализ стихотворения

1

25.09










Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий»






Философская лирика А.С. Пушкина.

1

25.09










Диск «КиМ»-






Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия»

1

26.09










Диск «КиМ»-






Тема дороги в лирике А.С. Пушкина. Философский характер образа дороги. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С. Пушкина

1

26.09










Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий»






Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме.

1

27.09










презентация






Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

1

02.10


















Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

1

02.10










«С.-Петербург» (виртуал. экскурсия)






«Борис Годунов» А.С. Пушкин как историческая драма

1

03.10










Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий»






«Борис Годунов» А.С. Пушкин как историческая драма

1

03.10










презентация






Вечные вопросы бытия в драматическом цикле А.С. Пушкина «Маленькие трагедии»

1

04.10










Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий»






Вечные вопросы бытия в драматическом цикле А.С. Пушкина «Маленькие трагедии»

1

09.10










Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий»






Повторение романа «Евгений Онегин» Тестирование

1

09.10










Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий»






Повторение романа «Евгений Онегин»

1

10.10


















Развитие реализма в прозе Пушкина 30-х годов. «Повести Белкина» как прозаический цикл

1

10.10










Диск «КиМ»






Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина

1

11.10










Диск «КиМ»






Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина

1

16.10










Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий»






Тема №5. Творчество Лермонтова (14 часов, 5 часов в неделю)

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные темы и мотивы лирики.

1

16.10


















Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова

1

17.10










«Прикосновение (Лермонтов на Кавказе»






Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

17.10










Диск «КиМ»

Диск «Лермонтовские Тарханы»






Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире. «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта.

1

18.10










Диск «Поэзия Лермонтова в музыке»






Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. «Я не унижусь пред тобою…» Чтение наизусть

1

23.10










Диск «Поэзия Лермонтова в музыке»






Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова.

1

23.10










Диск «Лермонтовские Тарханы»






М.Ю. Лермонтов. «Демон»: замысел, особенности сюжета и композиции. Герои поэмы.

1

24.10


















Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Демон», «Мой Демон». Проблематика и поэтика поэмы «Демон».

1

24.10










Репродукция картины Врубеля






«Маскарад» как романтическая драма. Проблема гордости и одиночества.

1

25.10










презентация






Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы

1

30.10


















Повторение романа «Герой нашего времени»

1

30.10


















Повторение романа «Герой нашего времени»

1

31.10










Видеофрагмент

Диск «КиМ»






Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

1

31.10










Диск «КиМ»






Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

1

01.11










Тексы к/р






Тема №6. Творчество Гоголя (8 часов + 2Р = 10 часов, 5 часов в неделю)

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество Героическое и комическое в сборнике «Миргород». Проблематика и поэтика повести «Шинель», комедии «Ревизор»

1



















страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: