Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по литературе 10-11 классов, автор-составитель В.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по литературе 10-11 классов, автор-составитель В.Я. Коровина к учебно-методическому комплекту «Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.И. Коровин, В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2010 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.
Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.
Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров. Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегративный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.
Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к.ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.
Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
10 класс – важный период в изучении литературы, так как содержание учебного материала – русская литература XIX века – играет особую роль в формировании русской национальной культуры. Программа включает набор ключевых текстов отечественной классики. В 10 классе изучается история русской литературы с подробным анализом вершинных произведений писателей XIX века. Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.
Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, драматических текстов А.Н. Островского, эпических полотен Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы дает представление об историко-литературном процессе XVIII-XIX веков более объемным и содержательным.
Монографическое изучение творчества великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем и др.
В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в XIX веке в его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох, идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
Главная цель программы для 10 класса – помочь школьнику сделать следующий шаг в своем гуманитарном развитии, от умения осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к умению мыслить исторически и системно, подготовить его к усвоению материала, рассматриваемого в 11 классе.
Задачи изучения курса:
научить школьников видеть художественные явления в их развитии;
понимать логику литературного процесса;
научить самостоятельно читать изучаемые произведения (уметь пользоваться справочным аппаратом учебника);
понимать замысел автора, сопоставлять произведения, написанные в одно и то же время;
различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Календарно-тематический план.
№ п/п | Наименование раздела и темы уроков. Проектная деятельность. | Коли- чество часов | Дата проведения | Наглядные пособия, ТСО, ИКТ | Корректировка | |||
10а | 10б | |||||||
план | факт | план | факт | | | |||
| Тема №1. Введение (2 часа, 5 часов в неделю) Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы. | 1 | 04.09 | | | | презентация | |
| Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. | 1 | 04.09 | | | | презентация | |
| Тема №2. Русская литература 18 века (2 часа, 5 часов в неделю) Г.Р. Державин. Жизнь и творческий путь. Темы и мотивы творчества. Тестирование | 1 | 05.09 | | | | Диск «КиМ» | |
| Традиции и новаторство в творчестве Г.Р. Державина. «Фелица», «Соловей». Лирика и сатира в одах Державина. | 1 | 05.09 | | | | | |
| Тема №3. Романтизм в русской литературе (7 часов, 5 часов в неделю) Романтизм в Европе и Америке Проверочная работа | 1 | 06.09 | | | | | |
| Романтизм в Европе и Америке | 1 | 11.09 | | | | презентация | |
| В.А.Жуковский. Жизнь и творческий путь. Основные лирические жанры | 1 | 11.09 | | | | презентация | |
| «Светлана», «Эолова арфа». Романтический характер баллад. | 1 | 12.09 | | | | «Золотой фонд поэзии» | |
| К.Н.Батюшков. Жизнь и творческий путь. Анакреонтические мотивы в лирике | 1 | 12.09 | | | | «Золотой фонд поэзии» | |
| Философские элегии К.Н. Батюшкова. Драматизм мировосприятия. Тема жизни и смерти. | 1 | 13.09 | | | | «Золотой фонд поэзии» | |
| Художественный мир русской романтической поэзии. Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов пушкинской поры | 1 | 18.09 | | | | «Золотой фонд поэзии» | |
| Тема №4. Творчество Пушкина (18 часов + 2Р = 20 часов, 5 часов в неделю) А.С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. | 1 | 18.09 | | | | | |
| Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылки. | 1 | 19.09 | | | | «Пушкин: последняя дуэль» | |
| «Я пережил свои желанья…», «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (IX. «И спутник усталый на Бога роптал …»), «Демон», Трагизм мировосприятия и его преодоление. | 1 | 19.09 | | | | | |
| Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень» | 1 | 20.09 | | | | Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий» | |
| Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти» Анализ стихотворения | 1 | 25.09 | | | | Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий» | |
| Философская лирика А.С. Пушкина. | 1 | 25.09 | | | | Диск «КиМ»- | |
| Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» | 1 | 26.09 | | | | Диск «КиМ»- | |
| Тема дороги в лирике А.С. Пушкина. Философский характер образа дороги. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С. Пушкина | 1 | 26.09 | | | | Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий» | |
| Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. | 1 | 27.09 | | | | презентация | |
| Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» | 1 | 02.10 | | | | | |
| Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России | 1 | 02.10 | | | | «С.-Петербург» (виртуал. экскурсия) | |
| «Борис Годунов» А.С. Пушкин как историческая драма | 1 | 03.10 | | | | Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий» | |
| «Борис Годунов» А.С. Пушкин как историческая драма | 1 | 03.10 | | | | презентация | |
| Вечные вопросы бытия в драматическом цикле А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» | 1 | 04.10 | | | | Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий» | |
| Вечные вопросы бытия в драматическом цикле А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» | 1 | 09.10 | | | | Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий» | |
| Повторение романа «Евгений Онегин» Тестирование | 1 | 09.10 | | | | Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий» | |
| Повторение романа «Евгений Онегин» | 1 | 10.10 | | | | | |
| Развитие реализма в прозе Пушкина 30-х годов. «Повести Белкина» как прозаический цикл | 1 | 10.10 | | | | Диск «КиМ» | |
| Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина | 1 | 11.10 | | | | Диск «КиМ» | |
| Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина | 1 | 16.10 | | | | Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий» | |
| Тема №5. Творчество Лермонтова (14 часов, 5 часов в неделю) М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные темы и мотивы лирики. | 1 | 16.10 | | | | | |
| Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | 17.10 | | | | «Прикосновение (Лермонтов на Кавказе» | |
| Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | 17.10 | | | | Диск «КиМ» Диск «Лермонтовские Тарханы» | |
| Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире. «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. | 1 | 18.10 | | | | Диск «Поэзия Лермонтова в музыке» | |
| Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. «Я не унижусь пред тобою…» Чтение наизусть | 1 | 23.10 | | | | Диск «Поэзия Лермонтова в музыке» | |
| Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова. | 1 | 23.10 | | | | Диск «Лермонтовские Тарханы» | |
| М.Ю. Лермонтов. «Демон»: замысел, особенности сюжета и композиции. Герои поэмы. | 1 | 24.10 | | | | | |
| Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Демон», «Мой Демон». Проблематика и поэтика поэмы «Демон». | 1 | 24.10 | | | | Репродукция картины Врубеля | |
| «Маскарад» как романтическая драма. Проблема гордости и одиночества. | 1 | 25.10 | | | | презентация | |
| Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы | 1 | 30.10 | | | | | |
| Повторение романа «Герой нашего времени» | 1 | 30.10 | | | | | |
| Повторение романа «Герой нашего времени» | 1 | 31.10 | | | | Видеофрагмент Диск «КиМ» | |
| Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1 | 31.10 | | | | Диск «КиМ» | |
| Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1 | 01.11 | | | | Тексы к/р | |
| Тема №6. Творчество Гоголя (8 часов + 2Р = 10 часов, 5 часов в неделю) Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество Героическое и комическое в сборнике «Миргород». Проблематика и поэтика повести «Шинель», комедии «Ревизор» | 1 | | | | | | |
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: