Рабочая программа по предмету экономика 7 класс Составитель: учитель Мичурина Вера Борисовна 2013-2014учебный год Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Таремское
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______ /Ф.М. Курникова/ протокол №___ от «___» _________201__г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское ________ /В.Г. Коробова/ «___»________________201__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Таремское _________ /Ю.А. Рукосуев/ Приказ №____ от «___»____ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету экономика
7 класс
Составитель: учитель
Мичурина Вера Борисовна
2013-2014учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе Областной программы экономического образования школьников (5-11 класс), составитель И.А. Симонов, Р.С. Лукьянова, 2002 г.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства.
Основные содержательные линии:
Человек и фирма
Человек и государство
Экономика домашнего хозяйства
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у них общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
Цели:
Изучение экономики направлено на достижение следующих целей:
Развитие экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
Воспитание ответственности за экономические решения; уважение к труду и предпринимательской деятельности.
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач;
Задачи:
Овладение системой знаний об экономической деятельности человека, организации, фирмы и государства, об экономике России.
Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях,
Формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.
Поскольку типовая программа полностью соответствует распределению часов по базисному плану рабочая программа изменений не предполагает.
Изучение курса ведётся по учебно-методическому пособию: Экономика 7 кл.: Рабочая тетрадь. – Н. Новгород: НГЦ, 2007.
Изучение курса рассчитано на 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
В результате освоения программы учащиеся получат следующий опыт познавательной и практической деятельности:
Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
Критическое осмысление экономической информации, поступающей из различных источников, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни;
Требования к уровню подготовки учащихся
Данная программа обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующей Стандарту среднего (полного) общего образования по экономике для средних школ на базовом уровне. В соответствии с ним учащийся должен:
:
Знать/понимать:
основные экономические принципы функционирования фирмы, рынка;
иметь понятие о структуре населения, безработице, банковской системе, инфляции; издержках, спросе и предложении;
Уметь:
различать виды издержек, виды инфляции, спрос и величину спроса
приводить примеры видов банков, вкладов, кредитов, факторов роста производительности труда;
решать задачи на расчет простого процента, ИПЦ, производительности труда, издержек и прибыли ;
объяснять последствия роста производительности труда для предприятия, его работников, отрасли, страны; формирование цены
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
совершенствование собственной познавательной деятельности;
Календарно-тематический план
7 класс
№ урока п/п | Наименование тем, уроков | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34,35 | Тема 1. Банки и их роль Банки и причины их появления. Виды банков. Центральный банк и его функции. Основные функции коммерческих банков. Операции коммерческих банков. Механизм получения банковской прибыли. Виды вкладов и кредитов. Расчёт простого процента. Обобщение по теме 1. Тема 2. Инфляция Инфляция и изменение покупательной способности денег. Экономические последствия инфляции: перераспределение богатства. Социальные последствия инфляции: изменения экономической активности, неопределённость. Измерение инфляции. Индекс потребительских цен. Обобщение по теме 2. Тема 3. Безработица. Структура населения: рабочая сила, выбывшие из её состава, занятые, безработные. Безработица и её виды: фрикционная, структурная, циклическая. Меры социальной защиты безработных (служба занятости, пособия по безработице, переподготовка безработных). Последствия безработицы. Обобщение по теме 3. Тема 4. Производство товаров и услуг. Производительность труда. Понятия фирмы и отрасли. Организационно-правовые формы организации бизнеса. Производительность труда. Факторы роста производительности труда. Расчёт производительности труда. Роль повышения производительности труда в экономике страны. Обобщение по теме 4. Тема 5. Затраты на производство и прибыль. Постоянные, переменные, общие затраты и их графическое изображение. Средние постоянные, средние переменные, средние общие затраты. Доходы и прибыль от продажи произведённой продукции. Расчёт доходов через цену и количество проданной продукции. Расчёт доходов через затраты и прибыль. Расчёт прибыли от продажи продукции. Расчёт средней прибыли. Цена единицы продукции как сумма средних общих затрат и средней прибыли. Обобщение по теме 5. Тема 6. Спрос и предложение. Рынок. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Шкала и график спроса. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Шкала и график предложения. Взаимодействие спроса и предложения как основа рыночного механизма. Равновесная цена и равновесное количество. Уравнение равновесия. Конкуренция. Обобщение по теме 6. Резерв времени Итого | 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 2 35 | 02.09 09.09 16.09 23.09 30.09 07.10 14.10 21.10 28.10 11.11 18.11 25.11 02.12 09.12 16.12 23.12 13.01 20.01 27.01 03.02 10.02 17.02 24.02 03.03 10.03 17.03 07.04 14.04 21.04 28.04 05.05 12.05 19.05 26.05 |
Содержание
Понятия | Умения |
Тема 1. Банки и их роль в экономике | |
Банки, их функции. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки: виды, операции. Механизм получения банковской прибыли коммерческими банками. Вклады: текущие, срочные. Кредиты: краткосрочные, долгосрочные. Простые проценты по вкладам и кредитам | Приводить примеры различных видов банков. Перечислять основные функции банков. Приводить примеры различных видов вкладов и кредитов. Решать типовые задачи по расчету простых процентов по вкладам. Различать текущие и срочные вклады. Рассчитывать стоимость кредита. Различать краткосрочные и долгосрочные кредиты. Заполнять приходные и расходные ордера |
Тема 2. Инфляция | |
Понятие инфляции. Инфляция и изменение покупательной способности денег. Экономические и социальные последствия инфляции: перераспределение богатства, неопределенность, изменение экономической активности. Измерение инфляции: индекс потребительских цен | Понимать и использовать информацию о росте цен. Объяснять, кто и почему проигрывает или выигрывает от инфляции в плане перераспределения богатства. Решать типовые задачи по расчету индекса потребительских цен |
Тема 3. Безработица | |
Структура населения: рабочая сила, выбывшие из состава рабочей силы, занятые, безработные. Безработица и ее виды: фрикционная, структурная, циклическая. Меры социальной защиты безработных: служба занятости, пособие по безработице, переподготовка безработных | Классифицировать население по отношению к той или иной группе, приводить примеры. Различать виды безработицы, приводить примеры. Перечислять меры социальной защиты безработных |
Тема 4. Производство товаров и услуг. Производительность труда | |
Понятие фирмы, отрасли. Организационно-правовые формы организации бизнеса. Производительность труда; факторы, влияющие на рост производительности труда; расчет производительности труда. Роль повышения производительности труда в экономике страны | Приводить примеры предприятий, отраслей. Перечислять факторы роста производительности труда. Вычислять показатель производительности труда. Объяснять последствия роста производительности труда для предприятия, его работников, отрасли, страны. Решать типовые задачи на расчет производительности труда |
Тема 5. Издержки производства и прибыль | |
Постоянные, переменные, общие; средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки. Графическое изображение постоянных, переменных, общих издержек. Доходы и прибыль от продажи произведенной продукции. Расчет доходов через цену и количество проданной продукции. Расчет доходов через затраты и прибыль. Расчет прибыли от продажи продукции. Расчет средней прибыли | Различать постоянные, переменные затраты, приводить примеры. Знать формулы; уметь рассчитать и изобразить графически общие, средние общие, средние постоянные, средние переменные затраты. Объяснять, из чего складывается цена. Решать типовые задачи на расчет затрат, доходов и прибыли от продажи продукции |
Тема 6. Спрос и предложение. Рынок | |
Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Шкала спроса. Графическое изображение спроса. Предложёние. Величина предложений. Закон предложения. Шкала предложения. Графическое изображение предложения. Взаимодействие спроса и предложения как основа рыночного механизма. Равновесная цена и равновесное количество. Уравнение равновесия. Конкуренция, или как спрос «договаривается» с предложением | Различать спрос и величину спроса, предложение и величину предложения. Различать изменение спроса и изменение величины спроса, изменение предложения и изменение величины предложения. Изображать графически спрос и предложение по заданной шкале и по уравнению функции. Формулировать законы спроса и предложения. Видеть различное влияние изменения цены на поведение покупателей и продавцов на рынке. Решать типовые задачи с использованием уравнения равновесия |
Формы и средства контроля.
В качестве текущего контроля знаний могут быть использованы следующие способы:
теоретические, практические, проблемные вопросы;
решение задач и выполнение упражнений;
домашние и творческие задания;
экономические тесты, кроссворды;
деловые игры.
Формами промежуточного и итогового контроля знаний могут быть:
опросы;
самостоятельные работы;
собеседование;
олимпиады;
тестирование;
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература основная:
1.Областная программа экономического образования школьников 5-11 классы/Симонов И.А., Лукьянова Р.С., Плетнёва О.В. – Нижний Новгород: НГЦ, 2002.
2.Экономика 7 кл.: Рабочая тетрадь. – Н. Новгород: НГЦ, 2007.
Дополнительная литература:
1.Азимов Л.Б., Журавская Е.В.Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания. - М.:Аспект-пресс,1995.
2.Корюгова Ю.Н., Ларионов М.Л. Деловые игры по экономике. – М.: Вита – пресс,1998.
3.Преподавание экономики в современной школе: теория и практика: Из опыта педагогов Нижегородской области. – Н.Новгород: НГЦ,2004. – 250 с.
Наглядные пособия
№ | Наименование | Кол-во | Тематика |
1 | Плакат | 1 | Фирма и её цели |
2 | Плакат | 1 | Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству |
3 | Плакат | 1 | Банковская система |
Интернет-ресурсы. Экономика:
Российское образование (федеральный портал) http://www.edu.ru/,
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/,
Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент." http://www.ecsocman.edu.ru/
Единая цифровая коллекция образовательных ресурсов.
(Виртуальные практикумы по экономике) http://school-collection.edu.ru/
Федеральная служба государственной статистики России www.gks.ru
Федеральная налоговая служба РФ www.nalog.ru
Сбербанк России www.sbrf.ru , Банк России www.cbr.ru
Российская торговая система www.rts.ru
Российское информационное агентство РИА-Новости http:// rian.ru , ИТАР-ТАСС www.itar-tass.com
Росбизнесконсалтинг www.rbc.ru - новости, курсы валют, мировые финансы, рейтинги и т.д.
Министерство экономического развития и торговли www.economy.gov.ru
Газеты: Коммерсант www.kommersant.ru ,
Экономика и жизнь www.akdi.ru
Журналы: Эксперт www.expert.ru , Эко http://econom.nsc.ru/
Издательство www.vita-press.ru
Некоммерческий фонд «Центр инвестиционного просвещения» www.invest- prosvet.ru
страница 1
скачать
Другие похожие работы: