Рабочая программа по предмету экономика 8 класс Составитель: учитель Мичурина Вера Борисовна 2013-2014учебный год Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Таремское
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______ /Ф.М. Курникова/ протокол №___ от «___» _________201__г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское ________ /В.Г. Коробова/ «___»________________201__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Таремское _________ /Ю.А. Рукосуев/ Приказ №____ от «___»____ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету экономика
8 класс
Составитель: учитель
Мичурина Вера Борисовна
2013-2014учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе Областной программы экономического образования школьников (5-11 класс), составитель И.А. Симонов, Р.С. Лукьянова, 2002 г.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства.
Основные содержательные линии:
Человек и фирма
Человек и государство
Экономика домашнего хозяйства
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у них общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
Цели:
Изучение экономики направлено на достижение следующих целей:
Развитие экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
Воспитание ответственности за экономические решения; уважение к труду и предпринимательской деятельности.
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач;
Задачи:
Овладение системой знаний об экономической деятельности человека, организации, фирмы и государства, об экономике России.
Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях,
Формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.
Поскольку типовая программа полностью соответствует распределению часов по базисному плану рабочая программа изменений не предполагает.
Изучение курса ведётся по учебно-методическому пособию: Экономика 8 кл.: Рабочая тетрадь. – Н. Новгород: НГЦ, 2007.
Изучение курса рассчитано на 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Виды и формы контроля: устный опрос, самостоятельная работа, тест.
В результате освоения программы учащиеся получат следующий опыт познавательной и практической деятельности:
Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
Критическое осмысление экономической информации, поступающей из различных источников, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни;
Требования к уровню подготовки учащихся
Данная программа обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующей Стандарту среднего (полного) общего образования по экономике для средних школ на базовом уровне. В соответствии с ним учащийся должен:
Знать/понимать:
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства;
Уметь:
приводить примеры факторов производства и факторных доходов, общественных благ;
выделять преимущества и недостатки различных типов экономических систем;
объяснять роль роста производительности;
различать спрос и предложение, анализировать последствия отклонения от равновесия на рынке, различать рынки по степени конкуренции;
знать формы собственности;
описывать действие рыночного механизма;
объяснять взаимовыгодность добровольного обмена.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
совершенствование собственной познавательной деятельности;
Календарно-тематический план
8 класс
№ урока п/п | Наименование тем, уроков | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10, 11. 12. 13, 14. 15,16 17,18 19,20 21, 22. 23. 24 25 26. 27. 28. 29. 30. 31, 32. 33. 34. | Тема 1. Что изучает экономика Экономика: наука и хозяйство. Потребности. Классификация потребностей по Маслоу. Ресурсы. Экономические и неэкономические блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость. Тема 2. Типы экономических систем Главные вопросы экономики. Экономическая система: понятия и виды. Преимущества и недостатки типов экономических систем. Смешанная экономика. Российская экономика на современном этапе. Урок-обобщение по темам 1 и 2. Тема 3. Факторы производства Факторы производства и их классификация. Доходы на факторы производства. Тема 4. Производительность факторов производства Понятие производительности. Показатели производительности и факторов производства. Факторы, влияющие на производительность. Урок-обобщение по темам 3 и 4. Тема 5. Спрос Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса. Шкала, функция, график спроса. Тема 6. Предложение Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы предложения. Шкала, функции, график предложения. Тема 7. Взаимодействие спроса и предложения Рыночное равновесие. Рынок покупателя и рынок продавца. Рыночный механизм. Урок-обобщение по темам 5, 6 и 7. Тема 8. Производитель Собственность. Экономические формы собственности: частная и общественная. Суверенитет производителя и частная собственность. Отрасль, фирма и предприятие. Производственный цикл. Основной и оборотный капитал. Амортизация. Тема 9. Фирма и конкуренция Конкуренция и структура рынка. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Издержки производства. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Ценообразование. Урок-обобщение по темам 8 и 9 Итого: | 2 1 1 3 1 1 1 1 2 1 1 3 1 2 1 4 2 2 4 2 2 4 2 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 2 1 2 35 | 04.09 11.09 18.09 25.09 02.10 09.10 16.10 23.10 30.10 13.11,20.11 27.11 04.12,11.12 18.12,25.12 15.01,22.01 29.01,05.02 12.02,19.02 26.02 05.03 12.03 19.03 02.04 09.04 16.04 23.04 30.04,07.05 14.05 21.05,28.05 |
Содержание
Понятия | Умения |
Тема 1. Что изучает экономика? | |
Экономика: наука и хозяйство. Микро- и макроэкономика. Отраслевая и региональная экономика. Потребности и их относительная безграничность. Классификация потребностей по Маслоу. Ресурсы и их ограниченность. Экономические и неэкономические блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость | Понимать взаимосвязь экономической теории и практики. Различать микро- и макроэкономические проблемы. Приводить примеры потребностей, экономических и неэкономических благ. Приводить примеры рационального и нерацио нального хозяйствования. Использовать знание альтернативной стоимости при принятии эффективных решений |
Тема 2. Типы экономических систем | |
Главные вопросы экономики. Понятие экономической системы. Традиционная экономика. Командная экономика. Рыночная экономика. Сравнительная характеристика экономических систем. Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономики. Российская экономика на современном этапе | Выделять преимущества и недостатки различных типов эко- - номических систем. Аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике. Выделять особенности современной российской экономики, понимать трудности перехода от командной экономики к рыночной |
Тема 3. Факторы производства | |
Классификация факторов производства. Доходы на факторы производства: зарплата, рента, процент, прибыль. Понятие предпринимательского дохода | Классифицировать факторы производства и соотносить с доходами на факторы производства. Объяснять особенности и взаимосвязь различных факторов производства |
Тема 4. Производительность факторов производства | |
Понятие производительности. Показатели производительности факторов производства: производительность труда, капиталоотдача, урожайность. Роль производительности. Факторы, влияющие на производительность: НТП, разделение труда, специализация, качество трудовых ресурсов, технологии, организация труда и управления | Объяснять роль роста производительности в увеличении богатства общества и благосостояния людей. Решать типовые задачи на расчет производительности труда |
Тема 5. Спрос | |
Спрос. Величина спроса. Факторы спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Шкала, функция, график спроса. Изменение спроса и величины спроса | Различать спрос и величину спроса. Выделять факторы изменения спроса и величины спроса. Строить график спроса по шкале и по уравнению функции. Различать изменение спроса и величины спроса. Анализировать влияние неценовых факторов |
Тема 6. Предложение | |
Предложение. Величина предложения. Факторы предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Шкала, функция, график предложения. Изменение предложения и величины предложения | Различать предложение и величину предложения. Выделять факторы изменения предложения и величины предложения. Строить график предложения по шкале и по уравнению функции. Различать изменение предложения и величины предложения. Анализировать влияние неценовых факторов |
Тема 7. Взаимодействие спроса и предложения | |
Рыночное равновесие и условия его существования. Равновесное количество и равновесная цена. Отклонения от цены равновесия и их последствия: избыточный спрос и избыточное предложение. Рынок покупателя и рынок продавца. Изменение условий равновесия под воздействием неценовых факторов спроса и предложения. Рыночный механизм | Знать уравнение равновесия. Анализировать последствия отклонения от равновесия. Аналитически определять равновесную цену, равновесное количество, избыточный спрос, избыточное предложение и показывать на графике. Определять характер изменения условий равновесия под воздействием неценовых факторов. Решать типовые задачи на расчёт условий равновесия, определения избыточного спроса и избыточного предложения. |
Тема 8. Производитель | |
Собственность, ее сущность и место в экономической системе. Экономические формы собственности: частная и общественная. Суверенитет производителя и частная собственность. Отрасль, фирма, предприятие. Производственный цикл. Основной и оборотный капитал. Понятие и роль амортизации | Приводить примеры различных форм собственности. Видеть взаимосвязь суверенитета производителя и частной собственности. Приводить примеры отраслей. Определять длительность производственного цикла и его этапы. Приводить примеры основного и оборотного капитала. Решать типовые задачи по использованию основного и оборотного капитала, на расчет амортизационных отчислений |
Тема 9. Фирма и конкуренция | |
Конкуренция и структура рынка. Совершенная и несовершенная, конкуренция (монополистическая, олигополия, монополия). Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Постоянные, переменные, общие, средние, предельные, явные, - неявные, экономические и бухгалтерские издержки. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Ценообразование | Различать рынки по степени конкуренции, приводить примеры. Определять переменные, общие, средние, предельные издержки. Строить графики издержек производства. Различать явные, неявные, экономические, бухгалтерские издержки; экономическую и бухгалтерскую прибыль. Решать типовые задачи на расчет издержек и прибыли |
Формы и средства контроля.
Учебно-тематическим планом предполагается проведение текущего и итогового контроля в разных формах.
В качестве текущего контроля знаний могут быть использованы следующие способы:
теоретические, практические, проблемные вопросы;
решение задач и выполнение упражнений;
домашние и творческие задания;
экономические тесты, кроссворды;
деловые игры.
Формами промежуточного и итогового контроля знаний могут быть:
опросы;
самостоятельные работы;
собеседование;
тестирование.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература основная:
1.Областная программа экономического образования школьников 5-11 классы/Симонов И.А., Лукьянова Р.С., Плетнёва О.В. – Нижний Новгород: НГЦ, 2002.
2.Экономика 8 кл.: Рабочая тетрадь. – Н. Новгород: НГЦ, 2007.
Дополнительная литература:
1.Азимов Л.Б., Журавская Е.В.Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания. - М.:Аспект-пресс,1995.
2.Корюгова Ю.Н., Ларионов М.Л. Деловые игры по экономике. – М.: Вита – пресс,1998.
3.Преподавание экономики в современной школе: теория и практика: Из опыта педагогов Нижегородской области. – Н.Новгород: НГЦ,2004. – 250 с.
Наглядные пособия
№ | Наименование | Кол-во | Тематика |
1 | Плакат | 1 | Потребности человека |
2 | Плакат | 1 | Ограниченность экономических ресурсов |
3 | Плакат | 1 | Факторы производства |
4 | Плакат | 1 | Типы экономических систем |
5 | Плакат | 1 | Спрос |
6 | Плакат | 1 | Предложение |
7 | Плакат | 1 | Рыночное равновесие |
8 | Плакат | 1 | Виды собственности |
Презентации
Спрос.8класс
Интернет-ресурсы. Экономика:
Российское образование (федеральный портал) http://www.edu.ru/,
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/,
Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент." http://www.ecsocman.edu.ru/
Единая цифровая коллекция образовательных ресурсов.
(Виртуальные практикумы по экономике) http://school-collection.edu.ru/
Федеральная служба государственной статистики России www.gks.ru
Федеральная налоговая служба РФ www.nalog.ru
Сбербанк России www.sbrf.ru , Банк России www.cbr.ru
Российская торговая система www.rts.ru
Российское информационное агентство РИА-Новости http:// rian.ru , ИТАР-ТАСС www.itar-tass.com
Росбизнесконсалтинг www.rbc.ru - новости, курсы валют, мировые финансы,
рейтинги и т.д.
Министерство экономического развития и торговли www.economy.gov.ru
Газеты: Коммерсант www.kommersant.ru ,
Экономика и жизнь www.akdi.ru
Журналы: Эксперт www.expert.ru , Эко http://econom.nsc.ru/
Издательство www.vita-press.ru
Некоммерческий фонд «Центр инвестиционного просвещения» www.invest- prosvet.ru
страница 1
скачать
Другие похожие работы: