Рабочая программа по предмету экономика 6 класс Составитель: учитель Мичурина Вера Борисовна 2013-2014учебный год Пояснительная записка
Окончание табл.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Таремское
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______ /Ф.М. Курникова/ протокол №___ от «___» _________201__г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское ________ /В.Г. Коробова/ «___»________________201__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Таремское _________ /Ю.А. Рукосуев/ Приказ №____ от «___»____ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету экономика
6 класс
Составитель: учитель
Мичурина Вера Борисовна
2013-2014учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе Областной программы экономического образования школьников (5-11 класс), составитель И.А. Симонов, Р.С. Лукьянова, 2002 г.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.
Основные содержательные линии:
Человек и фирма
Человек и государство
Экономика домашнего хозяйства
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у них общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
Цели:
Изучение экономики направлено на достижение следующих целей:
Развитие экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.
Воспитание ответственности за экономические решения; уважение к труду и предпринимательской деятельности.
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в экономической жизни общества и государства.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоение экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Задачи:
Овладение системой знаний об экономической деятельности человека, организации, фирмы и государства, об экономике России.
Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам.
Формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.
Поскольку типовая программа полностью соответствует распределению часов по базисному плану рабочая программа изменений не предполагает.
Изучение курса ведётся по учебно-методическому пособию: Экономика 6 кл.: Рабочая тетрадь. – Н. Новгород: НГЦ, 2007.
Изучение курса рассчитано на 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
В результате освоения программы учащиеся получат следующий опыт познавательной и практической деятельности:
Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
Критическое осмысление экономической информации, поступающей из различных источников, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Экономический анализ общественных явлений и событий;
Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни;
Написание творческих работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Данная программа обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующей Стандарту среднего (полного) общего образования по экономике для средних школ на базовом уровне. В соответствии с ним ученик должен:
Знать/понимать:
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства;
Уметь:
приводить примеры факторов производства и факторных доходов, общественных благ, стимулов;
описывать действие рыночного механизма, , основные статьи государственного бюджета, .
объяснять необходимость выбора, взаимовыгодность добровольного обмена, роль государства в экономике, взаимосвязь между налоговыми поступлениями и выполнением государством своих функций
различать типы экономических систем; виды, свойства, функции денег; формы торговли
решать типовые задачи на расчет доходов, прибыли, цены; налога на прибыль и НДФЛ
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
совершенствование собственной познавательной деятельности;
осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Календарно-тематический план
6 класс
№ урока п/п | Наименование тем, уроков | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24,25 26. 27. | Тема 1. Проблема выбора в экономике Выбор как экономическая проблема. Предпосылки выбора. Необходимость выбора. Механизм выбора, цена выбора (альтернативная стоимость). Варианты и критерии выбора. Сетка принятия решения. Тема 2. Типы экономических систем Основные вопросы экономики: что? как? для кого? Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Преимущества и недостатки командной и рыночной экономики. Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономик. Экономические и неэкономические стимулы. Обобщение по темам 1, 2 Тема 3. Экономические ресурсы и факторы производства Экономические ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательство) Факторы производства. Общность и различие факторов производства и экономических ресурсов. Доходы на факторы производства: зарплата, рента, процент, прибыль. Обобщение по теме 3. Тема 4. Производство товаров и услуг. Процесс производства. Затраты на производство товаров и услуг как суммарная стоимость израсходованных в процессе производства факторов производства. Доходы от продажи произведённых товаров (услуг) и прибыль. Цена как сумма прибыли и затрат на производство продукции. Решение задач по теме «Взаимодействие прибыли, доходов и затрат» Обобщение по теме 4. Тема 5. Деньги История возникновения денег. Причины возникновения денег. Деньги в Российском государстве. Свойства денег. Функции денег: средство измерения ценности, средство обмена, средство сбережения, средство платежа. Виды денег. Количество денег в экономике страны. Обобщение по теме 5. Тема 6. Торговля. Торговля как посредник между производителями и потребителями. Оптовая и розничная торговля. Организационные формы торговли: аукцион, биржа, магазины (оптовые и розничные, специализированные и универсальные). Реклама. Рекламная стратегия. Требования к рекламе. Роль рекламы, положительные и отрицательные последствия рекламы. Обобщение по теме 6. | 2 1 1 3 1 1 1 1 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 5 1 2 1 1 | 6А 6Б 06.09 07.09 13.09 14.09 20.09 21.09 27.09 28.09 04.10 05.10 11.10 12.10 18.10 19.10 25.10 26.10 01.11 16.11 15.11 23.11 22.11 30.11 29.11 07.12 06.12 14.12 13.12 21.12 20.12 28.12 27.12 18.01 17.01 25.01 24.01 01.02 31.02 08.02 07.02 15.02 14.02 22.02 21.02 22.02 28.02 01.03 07-14.м /15.03 21.03 22.03 04.04 05.04 |
28. 29. 30. 31. 32. 33. 34,35 | Тема 7. Роль государства в экономике Цель государства в экономике: экономическая свобода, экономическая эффективность, экономическое равенство, экономическая безопасность, полная занятость, стабильность цен, экономический рост, экономическое развитие. Случаи несостоятельности рынка. Внешние эффекты: отрицательные и положительные. Функции государства в экономике. Основные расходы государства. Налоги как источник дохода государства. Необходимость сбора и уплаты налогов. Взаимосвязь между налоговыми поступлениями и выполнением государством своих функций. Налог на прибыль. Подоходный налог. Государственный бюджет как план доходов и расходов государства. Дефицитный, сбалансированный, избыточный бюджет. Обобщение по теме 7. Итого | 7 1 1 1 1 1 1 2 35 | 11.04 12.04 18.04 19.04 25.04 26.04 02.05 03.05 16.05 10.05 23.05 17.05 30.05 24.05 |
Содержание
Понятия | Умения |
Тема 1. Проблема выбора в экономике | |
Выбор как экономическая проблема. Предпосылки выбора. Необходимость выбора. Альтернативная стоимость. Сетка принятия решений: варианты и критерии выбора | Обосновывать необходимость выбора. Приводить примеры ситуаций выбора. Определять альтернативную стоимость. Применять сетку принятия решений для обоснования выбора |
Тема 2. Типы экономических систем | |
Основные вопросы экономики: Что? Как? Для кого? Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Смешанная экономика. Экономические и неэкономические стимулы | Различать, как решаются основные вопросы экономики в различных экономических системах. Различать традиционную, командную, рыночную экономические системы; смешанную экономику. Приводить примеры преимуществ экономических и неэкономических стимулов |
Тема 3. Экономические ресурсы и факторы производства | |
Экономические ресурсы (труд, ’земля, капитал, предпринимательство, информация).Факторы производства. Доходы на факторы производства: зарплата, рента, процент, прибыль | Различать экономические ресурсы и факторы производства. Приводить примеры и классифицировать экономические ресурсы. Выделять предпринимательство как особый фактор производства |
Тема 4. Производство товаров и услуг | |
Процесс производства. Затраты на производство товаров и услуг. Доходы от продажи произведенных товаров и услуг. Прибыль от продажи товаров и услуг. Взаимосвязь прибыли, доходов и затрат. Цена как сумма затрат на производство единицы продукции и прибыли от единицы проданной продукции | Объяснять производство как процесс. Знать, из чего складывается цена. Уметь рассчитать доходы, прибыль. Решать типовые задачи на расчет доходов, прибыли, цены |
Тема 5. Деньги | |
История возникновения денег. Деньги в Российском государстве. Виды денег. Свойства денег. Функции денег: средство измерения ценности, средство обмена, средство сбережения, средство платежа. Количество денег, необходимое для экономики страны | Различать свойства и функции денег. Объяснять роль денег в каждой из четырех функций. Классифицировать деньги по видам и выявлять преимущества различных видов денег. Различать средства обеспечения денег в экономике страны в прошлом и в настоящее время |
Тема 6. Торговля | |
Торговля как посредник между производителем и потребителем. Оптовая и розничная торговля. Организационные формы торговли: аукцион, биржа, магазин (оптовые и розничные, специализированные и универсальные). Реклама, рекламная стратегия, требования к рекламе. Роль рекламы, положительные и отрицательные последствия рекламы | Объяснять выгоду для производителей и потребителей от торговли как посреднической деятельности. Различать оптовую и розничную торговлю по способу организации и ценам; приводить примеры. Приводить примеры товаров, которые можно купить на аукционе, бирже, в магазине. Уметь рекламировать товары (услуги) |
Тема . Роль государства в экономике | |
Цели государства в экономике: экономическая свобода, экономическая эффективность, экономическое равенство, экономическая безопасность, полная занятость, стабильность цен, экономический рост, экономическое развитие. Случаи несостоятельности рынка. Внешние (побочные) эффекты: отрицательные и положительные. Функции государства в экономике: перераспределение доходов, стабилизация экономического развития, защита конкуренции, обеспечение общественными благами, ограничение отрицательных внешних эффектов. Основные расходы государства. Налоги как источник доходов государства. Необходимость уплаты и сбора налогов. Взаимосвязь между налоговыми поступлениями и выполнением государством своих функций. Налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. Государственный бюджет как план доходов и расходов государства. Дефицит, профицит, баланс бюджета | Перечислять цели и функции государства. Доказывать необходимость уплаты налогов. Объяснять взаимосвязь между величиной налоговых поступлений и возможностью государства выполнять свои функции. Решать типовые задачи по расчету налога на прибыль и подоходного налога. Выявлять причины несостоятельности рынка. Приводить примеры положительных и отрицательных внешних эффектов. Приводить примеры общественных товаров и услуг |
Формы и средства контроля.
В качестве текущего контроля знаний могут быть использованы следующие способы:
теоретические, практические, проблемные вопросы;
решение задач и выполнение упражнений;
домашние и творческие задания;
экономические тесты, кроссворды;
деловые игры.
Формами промежуточного и итогового контроля знаний могут быть:
опросы;
самостоятельные работы;
собеседование;
олимпиады;
тестирование;
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература основная:
1.Областная программа экономического образования школьников 5-11 классы/Симонов И.А., Лукьянова Р.С., Плетнёва О.В. – Нижний Новгород: НГЦ, 2002.
2.Экономика 6 кл.: Рабочая тетрадь. – Н. Новгород: НГЦ, 2007.
Дополнительная литература:
1.Азимов Л.Б., Журавская Е.В.Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания. - М.:Аспект-пресс,1995.
2.Корюгова Ю.Н., Ларионов М.Л. Деловые игры по экономике. – М.: Вита – пресс,1998.
3.Преподавание экономики в современной школе: теория и практика: Из опыта педагогов Нижегородской области. – Н.Новгород: НГЦ,2004. – 250 с.
Наглядные пособия
1 | Плакат | 1 | Факторы производства |
2 | Плакат | 1 | Типы экономических систем |
3 | Плакат | 1 | Функции денег |
Презентации
История возникновения денег.6класс
Современные средства защиты денег. 6 класс
Интернет-ресурсы. Экономика:
Российское образование (федеральный портал) http://www.edu.ru/,
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/,
Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент." http://www.ecsocman.edu.ru/
Единая цифровая коллекция образовательных ресурсов.
(Виртуальные практикумы по экономике) http://school-collection.edu.ru/
Федеральная служба государственной статистики России www.gks.ru
Федеральная налоговая служба РФ www.nalog.ru
Сбербанк России www.sbrf.ru , Банк России www.cbr.ru
Российская торговая система www.rts.ru
Российское информационное агентство РИА-Новости http:// rian.ru , ИТАР-ТАСС www.itar-tass.com
Росбизнесконсалтинг www.rbc.ru - новости, курсы валют, мировые финансы,
рейтинги и т.д.
Министерство экономического развития и торговли www.economy.gov.ru
Газеты: Коммерсант www.kommersant.ru ,
Экономика и жизнь www.akdi.ru
Журналы: Эксперт www.expert.ru , Эко http://econom.nsc.ru/
Издательство www.vita-press.ru
Некоммерческий фонд «Центр инвестиционного просвещения» www.invest-prosvet.ru
страница 1
скачать
Другие похожие работы: