Пояснительная записка «Воспитывать значить организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети»
Отдел по образованию Курьинского района
Муниципальное учреждение «Дом детского творчества»
«Организация исследовательской и проектной деятельности в условиях дополнительного образования»
Номинация: «Педагогическая инициатива края – навстречу 75- летию АКДТиМ»
Авторы проекта:
Сметюкова Галина Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
МУ ДОД «Дом детского творчества»
Тел. 8 (385 76)22-1-57
Зубова Виктория Николаевна
педагог дополнительного образования,
МУ ДОД «Дом детского творчества»
КУРЬЯ 2011 год
Пояснительная записка
«Воспитывать - значить организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети»
Л. С. Выготский
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера , в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители, а также общество и государство.
Дополнительное образование детей способно влиять на качество жизни, так как приобщает молодёжь к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно. Включаясь в работу различных детских общественных объединений по интересам, школьники оказываются в пространстве разновозрастного общения, могут проявлять свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывать интересы других, получать квалифицированную помощь по различным аспектам социальной жизни.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ребёнка основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.
Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.
У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.
Важным направлением деятельности при работе с одаренными детьми является четкая организация сферы научной деятельности. Педагог должен заинтересовать, показать преимущества различных форм и методов научно-исследовательской деятельности.
Сегодня в практику работы образовательных учреждений вводится метод проектов как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся. Вместе с тем, проект (как сложная дидактическая система) - это объект, для реализации которого требуется совокупность интегрированных умений. Решающая роль принадлежит наглядно иллюстративным методам.
Для того чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской и проектной работе, необходимо сформировать исследовательскую мотивацию. Ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек социален, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.
Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей. При этом выделяют три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Для одарённых детей должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ребёнка; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора.
Эти условия побудили нас к созданию программы работы с одаренными детьми в рамках воспитательно-образовательного процесса дополнительного образования. Эта система включает в себя следующее:
МИССИЯ: создание условий для выявления и поддержки одарённых учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей.
Тенденция: система поддержки развития одарённых детей в условиях дополнительного образования.
Цель программы: Создание устойчивой системы работы с одарёнными детьми в рамках образовательного пространства района.
Основные задачи программы:
Создать условия для повышения качества дополнительного образования одарённых детей в районе;
Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка путём совершенствования исследовательского поведения и развития исследовательских способностей;
Совершенствовать навыки продуктивной коллективной деятельности;
Использовать разнообразные формы организации деятельности детей в дополнительном образовании (движения, проекты, игровые и досуговые программы, праздники, лагеря, научные общества, олимпиады и т.д.).
С учетом поставленных задач предлагаются следующие основные направления программы:
1. Развитие детских общественных организаций и детских социально-значимых инициатив молодёжи;
2. Развитие навыков самоорганизации, самоуправления, делового общения в процессе обсуждения и организации научных проектов;
3. Содействие в профессиональном самоопределении одарённых детей;
4. Развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ.
Основные принципы работы с одаренными детьми:
Реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития личности как субъекта творческой деятельности;
Использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;
Психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
Развитие одарённых детей внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;
Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей одарённых детей;
Максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
Увеличение роли внеурочной деятельности с одарёнными детьми;
Индивидуализация обучения;
Дифференциация обучения;
Совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.
Формы работы с одаренными детьми:
Лидер – клуб «Ровесник»;
Районный конкурс «Ученик года»;
Номинации «Самый интеллектуальный ученик»;
Конкурс «Отличник – отличный от других»;
Продвижение в СМИ (газета «Патриот Алтая»);
Творческие конкурсы «Народный артист» и «Авторское произведение»;
День самоуправления;
Традиционные общешкольные дела и акции;
Портфолио достижений ученика;
Факультативы;
Интеллектуальный марафон;
Участие в олимпиадах;
Научно-практические конференции;
Сотрудничество с другими школами, ВУЗами;Проектно-исследовательская деятельность.
В связи с внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода и переходом образовательных учреждений к профильному обучению, основное внимание педагога должно быть направлено на расширение проектной деятельности. Формирование ключевых компетенций у учащихся через научно-исследовательскую и проектную работу является приоритетным направлением в профессиональной деятельности педагога. Успех ученика в научном исследовании или проектной деятельности в большей мере определен грамотным руководством научно-исследовательской работой со стороны педагога.
Руководитель научно-исследовательской работы должен стремиться научить каждого ребёнка:
определять цель научно-исследовательской работы;
уметь выделять основные задачи по реализации поставленной цели в исследовательской работе;
уметь определять гипотезу в проекте;
уметь определять идеи и способы решения поставленных задач; уметь прогнозировать результаты проекта (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные меры по их устранению) и предложить критерии их оценки;
уметь определить допустимые сроки исполнения проекта;
уметь работать с литературой, выделять главное;
грамотно использовать в своей работе материалы сайтов Internet; знать правила оформления научной работы;
уметь грамотно оформить работу;
уметь подготовить доклад для выступлений на научно-практической конференции;
грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы;
уметь подготовить тезисы для публикаций по результатам работы;
Основная цель руководства научно-исследовательской работой учащегося -стремление передать знания, ценности, прогрессивный опыт творческой и научно-исследовательской деятельности каждому ученику.
Научное общество учащихся (НОУ) «Первые шаги» действует с сентября 2008 года в рамках районной программы «Одарённые дети» с целью выявления и воспитания одарённых детей и подростков. В состав научного общества входят преподаватели разных предметов: истории, географии, экологии, русского языка и начальных классов. Задачи научного общества учащихся: объединение наиболее талантливых, пытливых ребят для работы в секциях НОУ, формирование единого школьного научного общества со своими традициями; раннее раскрытие интересов и склонностей, участие в научно-исследовательской деятельности, подготовка к ней; ознакомление с методами и приёмами простейших научных исследований, экспериментов; оказание помощи школе во внеклассной работе, направленной на расширение научно-технического кругозора учащихся, пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства; воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
НОУ - добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определённой области науки, искусства, техники, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской деятельности. Научное общество учащихся является средством повышения социального статуса знаний.
Работой научного общества руководит учёный совет, который состоит из кураторов секций. Высшим органом общества является конференция, которая проводится один раз в год. Составляется программа исследований и тематика работ членов секции, рецензируются доклады, готовится научно-практическая конференция. Итоговая конференция проводится 15 мая. Принимают участие учащиеся всех образовательных ступеней школы. В начальной школе мы практикуем выполнение реферативных работ, в среднем звене - реферативных работ с элементами исследования, а в старших классах научно - исследовательских работ.
Во главе каждой секции стоит руководитель-педагог. Участвовать в работе секций Научного общества могут все учащиеся, проявившие склонность к научному творчеству; каждый член общества имеет право посещать занятия 1-2 секций; получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя; публиковать результаты своей работы в печатных органах общества; принимать участие в секционных и общих конференциях общества; добровольно выйти из состава.
Собранные материалы помогают преодолеть однотипность уроков, развивать интерес к знаниям прививают стремление заглянуть за пределы учебника и вместе с учащимися;
готовить общешкольные мероприятия; конференции, семинары, КВН, деловые игры.
Наши школьники участвуют в районных, краевых и Всероссийских конкурсах. Где показывают высокие результаты. Нам есть кем и чем гордиться!
Результативность
Участие в конкурсах | 2006 – 2007 учебный год | 2007-2008 учебный год | 2008-2009 учебный год | 2009 – 2010 учебный год |
- «Первые шаги» г. Москва | Гран – при (медаль Галуа) | Гран – при медаль Галуа | 2 Диплома 2 степени | Краевой: 5 дипломов 1 степени |
- «Старт в науку» г. Москва- г. Долгопрудный | | | Диплом 1 степени | 3 диплома 1 степени, 1 диплом 3 степени |
- « Молодёжь России исследует окружающую среду» г. Санкт - Петербург | Грамота | | | 1 диплом участника |
- «Юность, наука, культура» г. Обнинск | Диплом 1 степени | Диплом 2 степени | 2 Диплома 2 степени; 2Диплома 3 степени | 2 диплома 1 степени, 2 диплома 2 степени, благодарственное письмо |
- «Алтай» на базе АКЦДЮТиК | 3 место | 2 место | | 2 диплома 1 степени |
- «Мой край родной» на базе АКДЭЦ | | | Диплом 3 степени | 3 диплома 1 степени, 1 диплом 2 степени, 2 диплома 3 степени |
Национальный конкурс «Водных проектов» | | | Диплом 3 степени | 1 диплом 1 степени, 1 диплом 1 степени и 1 диплом 2 степени в г. Москве. |
Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования МУ ДОД «Дом детского творчества»
Форма | Задачи |
Факультатив |
|
Ученическая научная конференция |
|
Научное общество учащихся |
|
Кружки, студии, объединения, спортивные секции и т.п. |
|
Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми.
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у детей творческое и исследовательское мышление | постоянно | Зам.директора |
2 | Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы. | постоянно | Руководители НОУ |
3 | Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей | В течение периода реализации программы | Директор |
4 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников | постоянно | Руководители НОУ, педагоги дополнительного образования |
5 | Совершенствовать работу научного общества учащихся - Создание нормативной и методической базы - Подготовка педагогических кадров, создание совета общества, его членов, разработка программ, планов - Организация исследовательской деятельности | 2009-2010 постоянно | Руководители НОУ |
6 | Участие школьников в районных, областных, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах | постоянно | Руководители НОУ, педагоги дополнительного образования |
7 | Проведение школьной и участие в районной научно-практической конференции школьников | ежегодно | Руководители НОУ, педагоги дополнительного образования |
8 | Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников | По особому плану в течение периода | Руководители НОУ, педагоги дополнительного образования |
9 | Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год | Ежегодно, август | Руководители НОУ, педагоги дополнительного образования , директор |
1 | Создание банка творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | в течение периода | Руководители НОУ, педагоги дополнительного образования |
1 | Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми | По итогам года | Руководители НОУ |
1 | Размещение на сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети» | 2009-2011 | Директор |
1 | Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого ребёнка, составление индивидуальной программы обучения | 2009-2010 | Педагоги дополнительного образования |
Ожидаемые конечные результаты:
Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;
Повышение ответственности и профессионального мастерства педагогов при организации работы с одаренными детьми, активизация участия родителей и окружающего социума;
Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми;
Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской и проектной деятельности, увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Контроль за исполнением программы:
Реализация целевых подпрограмм проекта;
Внутренний контроль ДДТ по линиям программы.
Контроль качества обучения в ДДТ.
Система собеседования с педагогами ДДТ по результатам учебного года.
Эффективность научно- методической службы в ДДТ.

страница 1
скачать
Другие похожие работы: