Начальное общее образование I. Пояснительная записка
ПРОГРАММА
формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни
(начальное общее образование)
I. Пояснительная записка
Здоровый образ жизни – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Современная школа должна обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на начальной ступени обучения (далее – Программа) – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цели: Реализация комплексной системы мер по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в условиях школы, создание санитарно-гигиенических условий в сочетании с грамотным просвещением и соблюдением принципов природосообразности и целостности развития личности ребенка.
Задача программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье ( формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формирование представлений о правильном( здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в знаниях физической культуры;
- формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- формирование представления с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей ( сниженная двигательная активность, переутомление, инфекционные заболевания и т.п.) , о существовании и причинах возникновении зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья на основе использования навыков личной гигиены;
- сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного их анализа и адекватного поведения, то есть грамотные действия в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на жизненном пути;
- сформировать у детей устойчивые привычки дисциплинарного, осторожного поведения на улицах, дорогах, в быту, навыки самоконтроля, самоорганизации в определенных жизненных ситуациях;
- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей.
Определяя основные цели и задачи деятельности по здоровьесбережению в МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Нормативно-правовой и документальной основой данной Программы являются следующие документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПин, 2.4.21178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002), раздел 2.9.;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Концепции систем учебников «Школа России».
Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 г. Челябинска (МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска).
В разработанной Программе учтены следующие факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие в образовательном учреждении, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей от первого к последнему году обучения;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
чувствительность детей к воздействиям различного рода;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Данная Программа разработана на основе принципов научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Вместе с тем, учитывая, что одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями обучающихся, в Программе предусмотрено проведение мероприятий по привлечению родителей к совместной работе по формированию у детей устойчивого навыка здорового и безопасного образа жизни.
Кроме того, в Программе определены планируемые результаты деятельности участников образовательного процесса по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, разработанные по каждому году обучения в соответствии с моделью организации работы школы по данному направлению. При этом необходимо отметить, что определяемые планируемые результаты соотнесены с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа обеспечивает достижение обучающимися воспитательных результатов, то есть тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся в следствии участия в учебной и внеурочной деятельности (некоторые знания о себе и окружающем мире, опыт самостоятельного действия в различных ситуациях), а также воспитательных эффектов, то есть развитие личности ребенка, формирование его социальной компетентности.
Исходя из этого, Программой определены следующие воспитательные результаты:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социального здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья;
первоначальный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание о негативном влиянии компьютерных игр, рекламы, телевидения на здоровье человека.
Программа здорового и безопасного образа жизни состоит из следующих разделов: пояснительная записка, модель организации работы школы по формированию у обучающихся культуры здоровья и безопасного образа жизни; направления реализации Программы по формированию культуры здорового о безопасного образа жизни, критерии и мониторинг реализации Программы по формированию культуры здорового о безопасного образа жизни.
II. Модель организации работы школы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Модель организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования разработана на основе анализа имеющейся образовательной среды и учитывает сложившиеся традиции школы в воспитании у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и высоких нравственных устоев.
При выборе типа модели была учтена выстроенная в МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска структура здоровьесберегающей среды, обеспечивающая эффективную работу педагогического коллектива, службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, родительского комитета и взаимодействие с социумом.
Структурно-функциональная модель организации работы школы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни состоит из четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов:
целеполагающего;
организационно-содержательного;
диагностико-результативного;
функционального.
Целеполагающий компонент разработанной модели представлен:
требованиями государства, общества и родителей к организации работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на начальной ступени образования;
целью работы школы в направлении здоровьесбережения;
задачами, стоящими перед школой в условиях реализации нового образовательного стандарта.
Организационно-содержательный компонент представлен этапами и направлениями деятельности участников образовательного процесса по формированию здорового и безопасного образа жизни, а также отражает типовые виды и формы работы по данной проблеме. Содержательный компонент модели представляет собой алгоритм действий педагогического коллектива по решению поставленных задач на основе системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.
Диагностико-результативный компонент рассматривается через критерии оценки сформированности компетенций обучающихся начальной ступени образования.
Функциональный компонент определяет функции отдельных специалистов школы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной ступени образования.
Структурно-функциональная модель организации работы школы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена на рисунке 1.

ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЙ



Требования ФГОС, общества, родителей и обучающихся
ЦЕЛЬ: формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья и безопасности обучающихся
ЗАДАЧИ:
Сформировать у обучающихся:
личностную культуру;
социальную культуру;
семейную культуру


ДИАГНОСТИКО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ
Распределение по группам здоровья
Охват горячим питанием
Пропуски уроков по болезням
Занятость во внеурочное время





ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
Заместитель руководителя ОУ по УВР
Учителя начальных классов
Педагоги дополнительного образования
Педагог-психолог
Педагог-логопед; педагог-дефектолог
Воспитатели ГПД






Рисунок 1. Модель организации работы МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся начальной ступени образования
III. Направления реализации Программы по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков, содержательное наполнение которых представлено ниже, и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО
И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ





Здоровьесберегающая инфраструктура
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
Эффектиная организация физкультурно-оздоровительной работы
Реализация дополнительных образовательных программ
Просветительская работа с родителями (законными представителями)
Рисунок 2. Н
Направления реализации Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
3.1. Здоровье сберегающая инфраструктура МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска включает в себя следующее:
Расписание, соответствующее нормам санитарно-гигиенических требований, составлено с учетом того, что уроки в образовательном учреждении начинаются с 8.00 и заканчиваются в 17.55 (в школе организовано обучение во вторую смену, которая начинается в 12.55). При этом во второй половине дня предусмотрена работа групп продленного дня с 12.00 до 16.30 и внеурочная деятельность в форме факультативов,
творческих объединений и секций с 15.00 до 18.00.
Состояние и содержание здания и помещений школы соответствует санитарным и гигиеническим нормам, а именно: здание и помещения школы оборудованы пожарной сигнализацией, имеются запасные выходы, тревожная кнопка, ежегодно проводится инструктаж с работниками школы по действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Школьная столовая, рассчитанная на 100 мест, включает пищеблок, один обеденный зал, а также помещения для хранения продуктов питания. Для обучающихся начальной ступени образования организовано горячее питание (завтрак, обед), дополнительное питание: молоко, сок, в том числе горячие завтраки для учащихся, обеды для учащихся 1-х классов и групп продленного дня. Организована продажа буфетной продукции, а также питьевого режима учащихся.
Учебные кабинеты (21 кабинет) школы оснащены необходимым оборудованием, из них 8 кабинетов начальной школы, а также 1 кабинет группы продленного дня. Учебные кабинеты начальной школы оснащены: АРМ учителя (4 шт.), телевизором (2 шт.) и видеомагнитофонами (2 шт.), дидактическим материалом, специальной мебелью, в наличии имеются тренажеры для глаз, медиатека фикультминуток и физкультпауз. Во всех кабинетах соблюдается режим освещенности.
Уроки физической культуры по ШУПу – 3 часа в неделю, в том числе плавание, лыжи, в зависимости от программ педагогов.
Спортивные залы школы (1 спортивный зал и 1 тренажерный зал) оснащены гимнастическим оборудованием, игровые площадки (волейбол, баскетбол, гандбол) - спортивным инвентарем (сетки, мячи, стойки), школьный стадион имеет беговую дорожку, игровое футбольное поле.
Анализ учащихся по распределению по группам здоровья показывает, что к основной группе относятся 70,0% обучающихся начальной ступени обучении а к подготовительной – 30,0%. Основные проблемы связаны с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, органов зрения, опорно-двигательного аппарата, а также частыми простудными заболеваниями.
Медицинский и процедурный кабинеты школы оснащены необходимым медицинским оборудованием, имеют лицензию, в них работают квалифицированные специалисты.
Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учитель-логопед, учитель-дефектолог, учителя физической культуры, педагоги-психологи, медицинские работники.
3.2. . Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся школы, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеурочной нагрузки;
Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;
Введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
Индивидуализацию обучения ( учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования .
Данный вид деятельности школы отражен в следующих положениях.
В школе соблюдены гигиенические нормы и требования к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки.
Для обучающихся работают группы продленного дня, объединения по интересам, факультативы по предметам; во внеурочное время реализуются дополнительные образовательные программы физкультурно-оздоровительной направленности.
В образовательном процессе используются методы и методики обучения адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся начальной ступени образования. Новые педагогические технологии обучения проходят тщательное изучение с позиций здоровьесбережения детей (игровые, развивающие, технологии дифференцированного и личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные технологии). Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способ действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
Организована постоянная работа Службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса по вопросам учета индивидуальных особенностей развития детей, темпа их развития и темпа деятельности.
Профилактическая работа с учащимися организована по следующим направлениям:
- профилактика дорожного травматизма;
- профилактика употребления ПАВ;
- поведение в чрезвычайных ситуациях;
- профилактика правонарушений.
Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках используют 100 % педагогов школы.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обеспечивает достижение обучающимися воспитательных результатов, то есть духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в урочной и внеурочной деятельности, а также воспитательных эффектов, то есть развитие личности ребенка, формирование его социальной компетентности.
Педагогический коллектив МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. в используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
В программе определены основные виды и формы работы с обучающимися, обеспечивающие достижение познавательных и личностных планируемых результатов выпускников на ступени начального общего образования и представленные в таблицах 1 и 2.
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: