NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении




Содержание образовательной программы:
Обязательная часть основной общеобразовательной Программы

  1. Пояснительная записка

    1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

    2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)

    5. Принципы и подходы к формированию Программы

  2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

  3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

  4. Содержание коррекционной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.

  5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

  6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

  7. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса

  8. Взаимодействие с семьями воспитанников

  9. Условия реализации образовательной Программы



    1. Пояснительная записка


Актуальность разработки образовательной программы определяется обязательностью данного документа, определенной п.5 ст.14 Закона Российской Федерации «Об образовании», где отмечается, что «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно».

Во исполнение Закона РФ и в соответствие с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) разработана образовательная программа МАДОУ «Детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида» п. Демянск.

Документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной Программы являются:

  • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принципы государственной политики в сфере образования ст. 2; п. 2.1., 2.2., 2.3, 2.4, 2.5; общие требования к содержанию образования ст. 14; требования к охране жизни и здоровья воспитанников ст. 51; права и обязанности родителей (законных представителей) ст. 52; права работников образовательных учреждений ст. 55);

  • Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования». Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 г.

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003)

  • Федеральные Государственные Образовательные стандарты начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373);

  • Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 г. № 1155);

  • Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164

  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утверждена в январе 2010 г.

  • Свидетельство об аккредитации ДОУ (серии АА № 156210 от 05 июля 2007 года регистрационный номер № 793)

  • Лицензия на ведение образовательной деятельности (серия А № 296157 регистрационный номер № 953 от 20.05.2008 г. действительна до 19.05.2013 г.).

Программа обеспечивает разностороннее комплексное развитие дошкольников по основным направлениям развития – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей семей воспитанников, а так же с учетом сложившихся в МАДОУ социальных и культурно-образовательных традиций.

Программа направлена на охрану жизни, физического и психического здоровья, на формирование общей культуры дошкольников, развитие их индивидуальных способностей и возможностей, удовлетворение потребности детей раннего и дошкольного возраста в активном движении, познании окружающего мира, достижение воспитанниками готовности к школе.

Образовательной целью Программы является развитие у воспитанников основ ключевых компетентностей (здоровьесберегающей, социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной), их проявления определяются появлением у детей таких личностных качеств как самостоятельность, инициативность, активность в решении жизненных, образовательных, поисково-практических, игровых и других характерных для дошкольного детства видах деятельности и культурно-образовательных традиций детского сада.
1.1.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Дошкольное детство является важнейшим периодом, в котором происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменениями в развитии человека. Детство - период жизни, который рассматривается педагогами и психологами как самоценное явление со своими законами, как счастливая, полная приключений и открытий жизнь. Этот период жизни играет большую роль в становлении личности, закладывает основу дальнейшей жизни человека.

Сам по себе возраст не определяет какого-то стандартного развития личности, так как возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными.

Индивидуальные особенности личности - это такие особенности, которые отличают данную личность от всех других. На их формирование оказывают существенное влияние природные задатки человека, социальная среда, общий уровень развития, направленность личности, характер взаимоотношения различных свойств и качеств. Индивидуальные особенности - особенности, свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности, делающие его неповторимым, уникальным. Поэтому важно при организации образовательного процесса (в разных видах детской деятельности и режимных моментах, самостоятельной деятельности) учитывать не только возрастные, но и опираться на индивидуальные возможности, способности и интересы ребенка.

Исследования, проведенные в рамках Проекта ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», говорят о том, что современные дети совершенно другие. Какие же они - современные дети?

В раннем возрасте дети нуждаются в повышенной потребности в получении разнообразной информации; у них больше объем долговременной памяти; с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие мира и речи, которое основано на восприятии образов.

В дошкольном возрасте: развитие мыслительных операций происходит комплексно (дети мыслят блоками, модулями, квантами); выше уровень интеллекта, если раньше высокий уровень составлял 100 IQ, у современных детей - 130; дети 2-3 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 4-5 лет. Дети отличаются повышенной потребностью к восприятию информации, информационный перегруз многих из них явно не беспокоит; объем долговременной памяти больше, а проходимость оперативной выше, что дает возможность воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Многие владеют техникой (Интернетом, компьютером, мобильным телефоном и пр.) У современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры.

Таким образом, при разработке образовательной Программы учитываем, что с учетом на индивидуальные особенности современный ребенок обладает потенциальными способностями, которыми должен обладать человек для развития и саморазвития, для приобретения и проявления основ ключевых компетентностей: коммуникативной, социальной, деятельностной, здовровьесберегающей и информационной.

Ранний период жизни (1,5-3 года)

В возрасте от 1,5 до 3-х лет продолжают совершенствоваться строение и функции внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной систем. Повышается работоспособность нервных клеток.

Совершенствуется ходьба, развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх и плясках дети сами учатся координировать свои движения.

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия, которые воспроизводят после показа взрослого и путём подражания с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками.

Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушки на другие. К концу 2-го года в игровых действиях ребёнка отражается привычная для него жизненная последовательность: погуляв с куклой, её кормят и укладывают спать.

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. У ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.

Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, то есть в соответствии с собственной логикой предмета, скрытой в нем функции. Возникает предметное отношение к действительности, когда ребенок не только освоил назначение предметов, но и знает их функцию, а также к возникновению личного действия, осознанию «Я сам». Создаются условия для формирования самостоятельности ребенка (культурно-гигиенические навыки, умение одеваться, разобрать и собрать пирамидку, попрыгать на ножках, нарисовать птичку и др.).

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении. В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

К 3-м годам ребенок начинает понимать принадлежность к человеческому роду (мальчик, девочка, какие глазки, цвет волос и пр.).

Младший дошкольный возраст (3-5 лет)

Любимым выражением ребёнка становится «я сам». Ребёнок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого — характерная черта кризиса 3 лет. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности.

Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы.

Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребёнок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребёнка быть независимым от взрослого и действовать, как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности.

Дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерётся»). Поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться норм и правил.

К концу младшего возраста детям характерно появление групповых традиций: кто, где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днём рождения, элементы группового жаргона, выражений и т. п.

В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу, по отношению к детям другого пола, их привлекают гендерные роли.

Ребенок овладевает навыками самообслуживания — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, справлять свои естественные нужды. В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате.

Высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Этот возраст также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости). К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Цепкая память позволяет ребёнку 4—5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике. К 5 годам дети начинают правильно произносить звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («У лысого голова босиком», «Смотри, какой ползук» (о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают, а затем сочиняют подобные. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и, прежде всего, причинно-следственные отношения.

Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно, его устойчивость проявляется по-разному. К 5 годам внимание становится всё более устойчивым. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания.

Мышление детей 4—5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Однако образы у ребёнка 4—5 лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий, поскольку ещё отсутствуют целенаправленные действия воображения.

К концу 4-ого года должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Ребенок знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин.

Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, универсаме покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, самолёт, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник и т.д.), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, песок сыпучий).

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка — носитель определённой общественной функции. Если игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни - это скорее игра рядом, чем вместе, то к концу 5-го года в игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.

Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных со взрослым играх.   В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи. Активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы; умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения; высказывается в двух-трёх предложениях об эмоционально значимых событиях; начинает использовать в речи сложные предложения.

Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. В 3-4 года работы схематичны, детали отсутствуют — трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Важным показателем развития ребёнка является изобразительная деятельность. К концу 4 года круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.

В лепке дети могут создавать продукт, используя прием отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в аппликации — располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический (согласованный и единый) характер. Восприятие музыкальных образов происходит в синтезе искусств - при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям). Развитию исполнительской деятельности способствует преобладание в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

К семи годам базисные характеристики личности становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование и т. п.) и стойкая мотивация достижений. Ответственный ребенок стремится хорошо выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других; испытывает при этом чувство удовлетворения.

К пяти годам у ребенка появляется способность удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему выстраивать представления о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготовления какой-либо вещи, приготовления кулинарного блюда

Пятилетний возраст — возраст идентификации ребенком себя со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики — мужчин. Это подходящий возраст для того, чтобы приучать детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда. У детей формируется элементарное сотрудничество в совместной деятельности.

Пятилетние дети влюбчивы, причем объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Дети очень ранимы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно. Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то в пять лет акцент его внутреннего, душевного внимания смещается на взаимоотношения людей. Пятилетки обладают прекрасным чутьем на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды проявил ее.

В играх детей теперь можно видеть полноценный развернутый сюжет, протяженный во времени. Они могут развивать действие, играя в игру с продолжением в течение многих дней. Усложняются сюжеты игр, она приобретает более творческий характер. 

У детей появляется произвольность как новое особое качество основных психических процессов — внимания, памяти. Теперь ребенок уже может принять и попытаться выполнить задачу запомнить, сосредоточиться.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать игры с правилами. Эти игры имеют большое значение для преодоления инфантильности и эгоцентризма.

В старшем дошкольном возрасте происходит осмысление и осознание многих закономерностей, которые ребенок уже успешно использует в практике, но пока не рефлексивно.

Старший дошкольный возраст — период многоаспектной социализации ребенка. Одной из ее сторон является формирование первичной идентификации с широкой социальной группой — своим народом, своей страной. Воспитание патриотических чувств и убеждений — важная цель работы с детьми данного возраста.

Теперь он может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других, может получать удовольствие и чувствовать гордость от преодоления физических трудностей: «Я ушибся, но не плакал», «Мне было страшно, но я же не трус!».

На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребенка на красоту окружающего мира.

У ребенка формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть его недостатки, принимать и реализовывать замечания и указания взрослого по их исправлению.

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году жизни продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются изменения в его представлениях о себе, его образе Я.

Возраст шести-семи лет является сензитивным периодом для морального развития детей. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Дети могут соблюдать нормы при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям и интересам.

Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола в соответствии с этикетом, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и других видах деятельности. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого. При этом если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются мальчишеским обществом, девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков. В 5—6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом.

В эстетическом развитии происходит сочетание двух противоположных тенденций - высокий творческий потенциал и стремление к подражательности, нормативности.

Физически ребенок более подвижен, уравновешенней и устойчивей. Двигательная активность более целенаправленна и осмысленна. 

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: