NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Максименко Любовь Анатольевна, заместитель директора по вр, в соавторстве с педагогическим коллективом детского дома «Огонёк» г. Оленегорск 2013 год содержание пояснительная записка


Государственное областное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Оленегорский детский дом «Огонёк»

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

ГОБОУ «Оленегорский

детский дом «Огонек»

_____________Т.М.Третьяковой

№ 66/1 от «03» июня 2013г.

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников в условиях детского дома «Огонек».

Возраст обучающихся: 7-18 лет

Срок реализации: 1 год

Принято решением педагогического совета № 5 от «31» мая 2013 года

Составитель:

Максименко Любовь Анатольевна,

заместитель директора по ВР,

в соавторстве с педагогическим коллективом

детского дома «Огонёк»

г.Оленегорск

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………........................3

2. Цель и основные задачи духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников………………………………………………….4

3. Основные направления и ценностные установки

духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников……6

4. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников в детском доме

4.1. Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания и социализации……………………………………………………………………...7

4.2. Особенности организации содержания духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников в детском доме…………………..7

4.3. Совместная деятельность детского дома и общественности

по духовно-нравственному воспитанию и социализации……………………..9

4.4. Содержание духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников по направлениям ………………………………………………12

5. Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников (по каждому из направлений)……………20

6. Мониторинг эффективности реализации программы духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников…………….21

Приложения:

1.Примерный план реализации программы.

2. Руководство по использованию технологии отслеживания динамики развития ребенка.

3. Проект «Лестница успеха».

4. Программа дополнительного образования «Основы декоративно-прикладного творчества».

5. Программы дополнительного образования «Компьютер для начинающих», «Компьютерный пользователь».

6. Комплексные программы физического воспитания.

7. Подпрограмма «Истоки русских традиций».

8.Подпрограмма гражданско-правовой подготовки воспитанников детского дома на этапе выпуска.

9. Подпрограмма «Семейный очаг».

10.Подпрограмма «Кулинарная студия».

11.Подпрограмма «Волшебная нить».

12.Подпрограмма «Вязание».

13. Подпрограмма «Салон красоты».
1. Пояснительная записка.

Направленность программы: социально-педагогическая

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы детского дома, ориентированную на духовно-нравственные ценности.

Проблема падения нравственности остается одной из острейших проблем в России. На повышение эффективности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения направлена современная политика российского государства. На сегодняшний день в массовую педагогическую практику введены новые федеральные государственные образовательные стандарты. Методологической основой новых образовательных стандартов стала Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:

- в области формирования личностной культуры;

- в области формирования социальной культуры;

- в области формирования семейной культуры.

В нашем детском доме условия жизни максимально приближенны к семейным: дети объединены в группы-семьи, где их количество не превышает 8 человек, за каждой группой-семьей закреплены два основных воспитателя, которые вместе с детьми стараются создать семейную атмосферу. Все дети посещают образовательные учреждения города. Реализуемые в детском доме образовательные программы направлены на педагогическую поддержку самоопределения личности, развития ее способностей, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации воспитанников. Но этого не достаточно для свободного развития и социальной зрелости личности. Так как речь идёт о детях, с ранних лет видевших падение нравственности: проявления жестокости и насилия со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество. Такой ранний детский опыт способствует развитию искаженного представления у большинства воспитанников о нравственных ценностях, снижению уровня их духовной культуры, а также формированию одного из серьезнейших феноменов сиротства - утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к социализации. По данным статистики  только 10% выпускников находят свое место в жизни, остальные - становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками, бездельничают и бродяжничают. И среди наших выпускников-юношей часты случаи совершения уголовных преступлений, девушки нередко становятся матерями-одиночками, многие выпускники не имеют постоянной работы и не стремятся к этому, состоят на бирже труда или перебиваются случайными заработками.

Поэтому возникла потребность создания комплексной программы с опорой на базовые национальные ценности. Программы, которая направлена на формирование у воспитанников доброты, порядочности, честности, правдивости, справедливости, трудолюбия, т.е. всего того, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. 

В основу разработки комплексной программы «Духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников в условиях детского дома «Огонёк» легла Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начального школы из Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Отличительные особенности.

Комплексная программа включает все направления воспитательной системы учреждения. В основу реализации комплексной программы положен принцип интегративности программ и подпрограмм учреждения. Важнейшим условием реализации программы является постоянное взаимодействие и тесное сотрудничество детского дома с другими субъектами социализации – социальными партнерами детского дома.

Нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273–ФЗ)

  • Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г. №120-ФЗ, с изменениями от 01.12.2007 г.).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (от 06.10.2009 №373).

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков).

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 г. №795).

  • Устав ГОБОУ «Оленегорский детский дом «Огонёк».

2. Основной педагогической целью  является формирование социальной компетентности воспитанников посредством освоения духовно-нравственных ценностей.

Задачи духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников

в области формирования личностной культуры:

  • содействие развитию духовно-нравственной личности, создание условия для реализации творческого потенциала в разных видах деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

  • развитие способности воспитанников осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла обучения;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению труд­ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей;

  • осознание воспитанниками ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих воз­можностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

в области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и культуре;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • создание условий для формирования коммуникативной компетентности и социализации воспитанников посредством сотрудничества с организациями образования и культуры города и области;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • воспитание общественно-полезных установок личности обучающихся;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга­низациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

в области формирования семейной культуры:

  • создание условий для осознания и принятия обучающегося социальной роли семьянина,

  • формирование ценностного отношения к семье;

  • создание условий овладения навыками семейного взаимодействия;

  • знакомство воспитанников с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.


3. Основные направления и ценностные установки

духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников.

В результате экспериментальной работы «Духовно-нравственное воспитание как основа успешной социализации воспитанников детского дома» педагогами детского дома были  определены следующие направления, которые требуют особого внимания, где необходимо добиться значительной позитивной  динамики:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к Отчизне, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

Ценности:  нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. 

Ценности: экологическая грамотность; экологическая безопасность; экологическая ответственность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; здоровый и безопасный образ жизни.


4. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников в детском доме.

4.1. Особенности организации содержания духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников в детском доме.

При планировании воспитательной работы, выборе конкретных мероприятий, соответствующих направлениям программы учитываются особенности воспитательной работы в детском доме:

- разновозрастные коллективы групп-семей;

- различное время пребывания воспитанников в детском доме;

- различный жизненный опыт воспитанников (проживание в кровной семье, проживание в приёмной семье, проживание в сиротских учреждениях).

Перечисленные особенности ведут к тому, что воспитанники имеют разное представление о духовно-нравственных ценностях, разный уровень культуры, разные способности к социализации. Поэтому необходимо применить комплекс программ, подпрограмм в организации содержания духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников в детском доме, которые позволяют охватить всех воспитанников детского дома с учётом вышеназванных особенностей.

В основу разработки содержания данной комплексной программы были положены результаты экспериментальной работы педагогического коллектива детского дома на тему «Духовно-нравственное воспитание как основа успешной социализации воспитанников детского дома». Каждый из педагогов выбрал направление п.3 работы в рамках темы эксперимента и как результат работы представили программы, конспекты занятий, методические разработки и т.д. Таким образом, было разработано содержание и примерный план (Приложение №1) реализации данной программы по основным направлениям. Содержание программы предполагает реализацию комплекса программ, подпрограмм, которые охватывают различные возрастные категории воспитанников, учитывая их жизненный опыт и срок пребывания в учреждении, обеспечивает приобретение духовно-нравственных знаний, опыта в той или иной деятельности и предполагает применение следующих принципов.

  4.2. Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания и социализации.

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников;

  • следования нравственному примеру;

  • принципа диалогического общения;

  • принципа сотрудничества;

  • социально-педагогического партнерства.



Принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное развитие и воспитание воспитанников должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Интеграция содержания различных видов деятельности осуществляется в рамках следующих программ, подпрограмм:

  • Программа дополнительного образования «Основы декоративно-прикладного творчества»;

  • Программы дополнительного образования «Компьютер для начинающих», «Компьютерный пользователь»;

  • Комплексные программы физического воспитания;

  • Подпрограмма «Кулинарная студия»

  • Подпрограмма «Истоки русских традиций»;

  • Подпрограмма гражданско-правовой подготовки воспитанников детского дома на этапе выпуска;

  • Подпрограмма «Семейный очаг;

  • Подпрограмма «Волшебная нить»;

  • Подпрограмма «Вязание»;

  • Подпрограмма «Салон красоты»

Например: реализация проекта «Лестница Успеха» предполагает совместную и созидательную творческую, информационно-коммуникационную, трудовую, познавательную, общественно-полезную, учебную деятельность педагога и ребенка.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание воспитательной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения педагогов детского дома. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностей.

Принцип диалогического общения.  В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение. Воспитанники детского дома испытывают особую потребность в общении со сверстниками, педагогами и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе детского дома делает возможным его организацию на диалогической основе.

Принцип сотрудничества. Воспитание, направленное на объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь.

Принцип  социально-педагогического партнерства. Преодоление социальной изоляции воспитанников детского дома, обеспечение полноценного социального созревания до выпуска из детского дома. Необходимо стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем не только в рамках детского дома, но и в других коллективах при совместной деятельности.

Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.  Организация социально-педагогического партнерства осуществляется путем совместной деятельности детского дома и общественности по духовно-нравственному воспитанию и социализации воспитанников (см.п.4.3)

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу воспитательного процесса детского дома.

4.3. Совместная деятельность детского дома и общественности

по духовно-нравственному воспитанию и социализации

Содержание духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников по направлениям предполагается осуществлять посредством тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования культуры и спорта города, членами попечительского совета, общественными организациями, православным Приходом Дмитрия Прилуцкого.

Взаимодействие детского дома с различными социальными партнерами является важным условием для решения задач духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников детского дома.

Уже много лет друзьями и попечителями детского дома являются Мотоклуб «Murman Riders», ОАО ДНБ Банк, ОАО «Олкон»:

- члены мотоклуба «Murman Riders» участвуют в мероприятиях детского дома, организовывают досуг детей, экскурсии, участвуют в культурно-развлекательных программах детского дома, обеспечивают воспитанников сладкими подарками, помогают в укреплении материальной базы детского дома;

- управляющая ОАО ДНБ Банк участвует в заседаниях Совета детского с целью назначения стипендии лучшим воспитанникам детского дома, участвует в общих сборах детского общественного объединения «Компания ВиД»; сотрудники банка дарят воспитанникам подарки к праздникам и дням рождения;

- ОАО «Олкон»: оказывает материальную помощь воспитанникам и учреждению; участвуют в организации профориентационных мероприятий.

Расширение партнерских взаимоотношений с общественными организациями и попечителями осуществляется посредством привлечения их к активной деятельности в составе Попечительского Совета детского дома, а также через организацию совместной воспитательной деятельности путем проведения мероприятий, акций, экскурсий, праздников:

- воинская часть №16605 п. Протоки - военнослужащие проводят ряд мероприятий для воспитанников, таких как экскурсии, спортивные соревнования, игры, праздничные концерты, обеспечивают воспитанников подарками;

- православный приход Дмитрия Прилуцкого - в 2012 году подписано официальное соглашение о сотрудничестве между детским домом и приходом Дмитрия Прилуцкого, что способствовало решению некоторых задач духовно-нравственного воспитания посредством участия воспитанников детского дома в программе Воскресной школы, организации совместных мероприятий, праздников, экскурсий.

С целью формирования ЗОЖ, нравственного, патриотического воспитания и обеспечения досуга воспитанников налажено сотрудничество:

- МДЦ «Полярная звезда» (посещение кинопоказов и культурно-массовых мероприятий на бесплатной основе);

- Дворец культуры (посещение концертов, спектаклей на бесплатной основе; участие в праздничных мероприятиях детского дома);

- Центр внешкольной работы (участие в праздничных мероприятиях детского дома; подготовка воспитанников к участию в соревнованиях различного уровня по самбо и дзюдо);

- Центральная детская библиотека (участие в программах, конкурсах, беседы и лекции);

- МУС «Учебно-спортивный центр» (договор о посещении городского бассейна и катка «Ледового Дворца» на бесплатной основе);

- городской клуб «Патриот» (участие в программе клуба, участие в слетах, соревнованиях, социально значимых акциях, таких как восстановление памятников, экскурсии по местам боевой славы);

- городское молодежное волонтерское движение (совместное проведение акций, декады «SOS», творческих фестивалей);

- КДН и ЗП, МОМВД РФ «Оленегорский» - реализация межведомственных индивидуальных программ по профилактике правонарушений и самовольных уходов воспитанников; реализация плана совместных действий по профилактике правонарушений и самовольных уходов.

- образовательные учреждения города - организация совместных мероприятий, праздников, акций (например: спортивный праздник ко Дню защитника Отечества - соревнования между детским домом, коррекционной школой-интернатом и социальным приютом; военно-спортивная игра «Зарница» между детским домом, коррекционной школой-интернатом, школой №13 п. Высокий и т.п.).

Информационная поддержка осуществляется Оленегорским городским телевидением, городской информационной газетой «Заполярная руда», еженедельником «Мурманский вестник», журналом «Беспризорник».

ГОБОУ «Оленегорский детский дом «Огонек» с целью повышения квалификации педагогов и создания развивающей среды для воспитанников детского дома сотрудничает:

  • ГОУДПО «Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры» - повышение квалификации педагогов, информационная и консультативная поддержка по теме эксперимента «Духовно-нравственное воспитание как основа успешной социализации воспитанников» (2012-2013 учебный год);

  • НОУ «Центр развития семейных форм устройства детей» - обучение педагогов детского дома по программе «PRIDE»;

  • ГОБОУ «ЦПМСС» - проведение обучающих семинаров, конференций, методические разработки;

  • ГОЦДОД «Лапландия» - создание развивающей среды для педагогов и воспитанников (конкурсы, семинары, конференции и т.д.)

4.4. Содержание духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников по направлениям

Направления, ценности

Содержание

Организация деятельности,

формы работы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.


- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

- представления о символах государства;

- элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, области, города;

- стремление активно участвовать в делах детского дома, школы, своего села, города;

любовь к  своему городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

- умение отвечать за свои поступки;

- негативное отношение к нарушениям порядка в детском, доме, на улице, к невыполнению своих обязанностей.

- участие в программе городского клуба «Патриот»;

- реализация подпрограммы «Семейный очаг»;

- реализация подпрограммы

гражданско-правовой подготовки воспитанников детского дома на этапе выпуска;

Формы работы:

- беседы,

- чтение книг,

- экскурсии по историческим и па­мятным местам,

- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания,

- творческие конкурсы, 

- праздники,

-социальные проекты,

- встречи с ветеранами и военнослужащими,

- просмотр фильмов военно-патриотического содержания;

- коллективно-творческие дела,

- реализация плана

совместных мероприятий с ПДН МВД по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые дела: 

- КТД «Изготовление венка «Освободителям Заполярья»;

- Праздничное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества;

- Праздничное мероприятие ко Дню Победы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь,мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.


- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

- различие хороших и плохих поступков;

- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

- элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережное, гуманное отношение ко всему живому;

- знание правил вежливого поведения, культуры речи, стремление быть опрятным, чистым, аккуратным;

- восприятие свободы как нравственного выбора, обеспечивающего самоактуализацию личности;

- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. 

- участие в программе Воскресной школы;

-реализация подпрограммы «Семейный очаг»;

- реализация подпрограммы «Истоки русских традиций»

Формы работы:

- беседы,

- экскурсии,

- участия в коллективно-творческой деятельности,

- театральные постановки,

- художественные выставки,

- встречи с религиозными деятелями,

- просмотр и обсуждение фильмов по формированию моральных норм, обсуждение ситуаций и поступков поведения разных людей;

- участие в акциях милосердия,

- реализация проектов.

Ключевые дела:

- Праздничное мероприятие ко Дню народного единства;

- КТД декоративно-прикладного творчества «Рождественская выставка»;

- традиционное мероприятие «Встреча с Детством»;

- День любви и добра;

- Праздник Масленицы;

- Международный женский день 8 марта;

- Празднование Светлой Пасхи;

- День Славянской культуры и письменности.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

Ценности:  нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.



- первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- элементарные представления об основных профессиях;

- ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- первоначальные навыки коллективной работы;

- умение проявлять дисциплинированность, целеустремлённость;

- умение соблюдать порядок в детском доме, комнате, на рабочем месте;

- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к имуществу детского дома, учебникам, личным вещам.

- реализация подпрограммы гражданско-правовой подготовки воспитанников детского дома на этапе выпуска;

- реализация подпрограммы «Семейный очаг»;

- реализация программы «Основы декоративно-прикладного творчества»;

- реализация программы «Кулинарной студии».

- реализация программы «Волшебная нить»;

- реализация программы «Вязание».

Формы работы:

- просмотр и обсуждение фильмов по воспитанию трудолюбия,

профориентационные занятия и экскурсии,

- конкурсы,

- участие в разработке и реализации различ­ных проектов,

- встречи и беседы с выпускниками детского дома, успешными в профессии и др.

Ключевые дела: 

- КТД «Мы расстаемся, чтобы встретится вновь» (выпускной);

- Профориентационные мероприятия;

- Первомайский субботник;

- КТД «Изготовление поделок к Пасхе».

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры, эстетическое воспитание.

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.


- представление о душевной и физической красоте человека;

- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного;

- умение видеть красоту природы, труда и творчества;

- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; - интерес к занятиям художественным творчеством;

- стремление к опрятному внешнему виду.

 

 

- реализация подпрограммы «Истоки русских традиций»;

- реализация программы «Салон красоты»;

- реализация программы «Основы декоративно-прикладного творчества»;

-реализация подпрограммы «Кулинарной студии» Формы работы:

-экскурсии в музеи,

-посещение театров, выставок,

- просмотр фильмов,

- шефство над памятниками культуры города,

- участие в конкурсах,

- участие в художественных мастерских,

- художественное оформление групп-семей,

- реализация культурно-досуговой программы педагога-организатора детского дома.

Ключевые дела: 

-Книжная выставка «Что есть красота»;

-Конкурсная программа «Мисс Огонек».

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. 

Ценности: экологическая грамотность, экологическая безопасность, экологическая ответственность, физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье, здоровый и безопасный образ жизни.


- ценностное отношение к природе;

- элементарный опыт природоохранительной деятельности;

- бережное отношение к растениям и животным; - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью педагогов, сверстников;

- элементарные представления о взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья группы-семьи и коллектива детского дома);

- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;

- интерес к здоровому образу жизни;

- представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

- реализация подпрограммы гражданско-правовой подготовки воспитанников детского дома на этапе выпуска;

- реализация комплексных программ по физическому воспитанию и плаванию;

- программы «Компьютер для начинающих», «Компьютерный пользователь».

Формы работы:

- экологические акции; беседы;

- экс­курсии,

- прогулки в лесопарк;

- высадка растений на приусадебном участке, семейные выезды на природу (отдых и очистка территорий от мусора); 

- просмотр фильмов;

- Дни Здоровья;

- занятия в спор­тивных секциях города;

- туристические похо­ды,

- участие в спортивных соревнованиях;

- реализация плана

совместных мероприятий с ПДН МВД по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Ключевые дела: 

- Декада «SOS»;

- «Смех-это здоровье»;

- Всемирный День Здоровья;

- День защиты детей;

- Акция «Берегите природу!» (семейный выезд на природу)




  1. 5. Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников (по каждому из направлений).

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека в рамках воспитательной подпрограммы «Семейный очаг», подпрограммы гражданско-правовой подготовки воспитанников детского дома на этапе выпуска, программы городского дополнительного объединения «Патриот».

Планируемые результаты воспитательной деятельности:

- уважительно относятся к большой и малой Родине, своему народу, государственной символике, законам РФ, народным традициям, старшему поколению, культурному наследию;

- имеют представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

- выполняют все нормы поведения в детском доме, школе, отвечают за свои поступки;

- знают об ответственности за нарушение административного и уголовного права;

- знают основы трудового, гражданского, семейного права.

Развитие нравственных чувств и этического сознания в рамках воспитательных подпрограмм «Семейный очаг», «Истоки русских традиций», программы Воскресной школы.

Планируемые результаты воспитательной деятельности:

- имеют представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;

- имеют представление о традиционных религиях;

- неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- умеют анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни в рамках воспитательной подпрограммы гражданско-правовой подготовки воспитанников детского дома на этапе выпуска, «Семейный очаг», «Кулинарная студия», программы дополнительного образования «Декоративно-прикладное творчество», программы «Волшебная нить», программы «Вязание».

Планируемые результаты воспитательной деятельности:

- понимают ценность труда и творчества;

- имеют опыт участия в различных видах деятельности;

- умеют готовить простые блюда, знают различные хозяйственно-бытовые приборы;

- умеют самостоятельно выполнять уборку по дому, создавать в доме уют и красоту, беречь имущество;

- имеют представления о различных профессиях;

- осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- умеют приобретать продукты в магазине, ориентируются в ценах, знают, как и где заплатить за квартиру, телефон и другие услуги;

- знают о роли мужчин и женщин в организации семейно-бытового труда и ведения хозяйства.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание в рамках воспитательных подпрограмм «Истоки русских традиций», «Кулинарной студии», программы дополнительного образования «Основы декоративно-прикладного творчества», программы «Салон красоты», программы «Волшебная нить», программы «Вязание».

Планируемые результаты воспитательной деятельности:

- имеют представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- умеют эстетически оформить продукты своей деятельности;

- соблюдают аккуратность во внешнем виде;

- проявляют эстетические переживания к окружающему миру и самому себе.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в рамках воспитательной подпрограммы гражданско-правовой подготовки воспитанников детского дома в предвыпускной период», комплексных программ по физическому воспитанию, программ «Компьютер для начинающих» и «Компьютерный пользователь», межведомственных программ по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, плана совместных мероприятий с ПДН МВД по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Планируемые результаты воспитательной деятельности:

- ценностное отношение к природе;

- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- понимание роли физической культуры и спорта для здоровья человека;

- соблюдение режима детского дома;

- знания о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- понимание роли здорового образа жизни.
6. Мониторинг эффективности реализации программы духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников.

Оценить эффективность духовно-нравственного воспитания и социальную компетентность воспитанников детского дома невозможно, если не учитывать все составляющие развития здоровой духовной и социальной личности. Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной деятельности воспитанников осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагогов, медицинского персонала, психолога и в тесном сотрудничестве с воспитателями группы-семьи. Поэтому для исследования и комплексной оценки развития духовной и социальной личности целесообразно применить разработанную для различных возрастных категорий и адаптированную в детском доме «Огонек» технологию отслеживания динамики развития ребёнка «Круг развития», в которой ведущими методами являются: наблюдения педагогов, медиков, экспертные суждения, различные тестовые инструменты, диагностики, анкеты (Приложение №2).

Критерии эффективности воспитательной программы

Компетенции

Показатели

Способы оценки

Учебно-познавательная

деятельность

- умение определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль:

- навыки учебного труда;

- учебные достижения;

- проявления самостоятельности и творческой активности.

Технология отслеживания динамики развития ребёнка «Круг развития» - наблюдение;

Анкета Лускановой Н.Г. (Овчаров стр.25);

Тест Векслера (детский вариант) «Иматон», ШТУР (с 16 лет);

Методика изучения уровня школьной тревожности Филипса;

Шкала тревожности Прихожан «Психология сиротства» стр.330;

Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л.Ханина (Шкала самооценки уровня тревожности);

«Эффектон» пакет «Личность»;

Проект «Лестница успеха».

Личностное совершенствование

- наличие соответствующего уровня физического здоровья, потребности в ведении здорового образа жизни; нравственный компонент: восприятие и понимание нравственных ценностей, знание и выполнение нравственных норм поведения: потребность в здоровом образе жизни; понимание нравственных ценностей и норм поведения;

дисциплина и организованность.

Технология отслеживания динамики развития ребёнка «Круг развития» - наблюдение;

Методика определения уровня внутренней свободы, разработанная в НИИ им.Бехтерева (СD «Амалтея» с 16 лет); диагностическая карта социально-гражданской компетентности и компетентности в сфере собственного здоровья;

Дембо-Рубинштейн «Психология сиротства» (вариант для младших школьников - стр.294., вариант для подростков- стр.298);

Проект «Лестница успеха»;

анализ случаев асоциального поведения.

Общекультурный уровень воспитанности

- культура поведения, уровень эмоционального развития, творческие способности, культура речи, внешний вид, аккуратность, бесконфликтность общения:

- интересы, увлечения, участие в кружках;

- соблюдение правил личной гигиены и самообслуживания, внешний вид и аккуратность.

Технология отслеживания динамики развития ребёнка «Круг развития» - наблюдение;

Проект «Лестница успеха».

Социально-бытовая компетенция

- навыки обустройства быта, навыки самообслуживания, осознание собственной индивидуальности,

- подготовка к семейной жизни.


Технология отслеживания динамики развития ребёнка «Круг развития» - наблюдение; диагностическая карта социально-гражданской компетентности и компетентности в сфере собственного здоровья;

карта социальной компетентности (Прихожан «Психология сиротства» стр.371) экспертная оценка.


Коммуникативная

компетентность

- умение сотрудничать, взаимодействовать с людьми, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией:

- исполнительская дисциплина;

- этическая культура;

- общественная активность.


Технология отслеживания динамики развития ребёнка «Круг развития» -

наблюдение;

Проект «Лестница успеха».


Применять данную технологию отслеживания динамики развития ребёнка «Круг развития» следует три раза в год, чтобы сформулировать актуальные задачи развития, воспитания и методы их достижения.





страница 1


скачать

Другие похожие работы: