NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка


Анализ результатов психологической диагностики. Общие замечания по проведению анализа

Спецификой анализа результатов психологического обследования является выделение наиболее существенных показателей, характеризующих развитие и психический (психологический) статус ребенка на момент обследования, т.е. определение актуальных характеристик развития ребенка, определяющих особенности формирования отдельных психических функций (в том числе особенности отклоняющегося развития этих функций) в их взаимосвязи и соотношении друг с другом.

Анализ результатов является промежуточным этапом между непосредственным обследованием (заполнением протокола или нескольких протоколов в ходе проведения различных диагностических процедур) и формулированием, составлением обобщающего заключения по результатам психологического обследования. Последнее должно содержать в достаточно краткой форме самое главное, что необходимо знать о ребенке, чтобы адекватно оценить его состояние и, с одной стороны, определить образовательный маршрут, индивидуализировать программу его обучения, с другой — создать общий сценарий необходимой дополнительной развивающе-коррекционной работы как психолога, так и других специалистов.

Итогом такого обобщающего заключения является соответствующий особенностям развития ребенка психологический диагноз, а также (на основе этого диагноза) вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка. Подобный прогноз должен учитывать разные варианты условий (образовательных, лечебно-оздоровительных, социокультурных и т.п.), благоприятных или неблагоприятных для дальнейшего развития.

Приложение 4.1.
Схема анализа результатов углубленного психологического обследования
Поведение ребенка в процессе обследования

Описывается специфика поведения ребенка в процессе работы с психологом: принятие ситуации обследования или совместной игры, особенности вступления в контакт, ориентированность на взрослых и их реакции или на самостоятельную работу, критичность к результатам выполнения того или иного задания. Отмечается темп работы ребенка, характеристики его работоспособности. Анализируется заинтересованность в правильном выполнении заданий, ведущий тип мотивации. Отмечаются проявления элементов негативного отношения к самому обследованию или к взрослым, или только к определенным видам работы, а также характер взаимодействия со специалистом.

Характер деятельности

Оцениваются возможности целенаправленной деятельности ребенка, сосредоточения его на конкретном задании (игре). Отмечается импульсивность в выполнении заданий или, наоборот, инертность или ригидность способа действия при выполнении того или иного задания (игры), степень ориентации на родственников, а также возможность критически отнестись к результатам выполнения того или иного задания, адекватность реакции на неуспех или похвалу. Отмечаются изменения характера стиля деятельности на фоне признаков утомления.

Работоспособность

В процессе всего обследования отмечаются колебания работоспособности, время, в течение которого ребенок может достаточно продуктивно и целенаправленно работать, отмечаются проявления усталости, изменение темповых характеристик деятельности (например, возникновение импульсивности или резкой расторможенности). Также отмечаются изменения эмоционального фона (проявления плаксивости, неадекватного смеха, негативизма как результата утомления).

Моторная ловкость

Анализируется в первую очередь общая моторная ловкость, способность делать ритмические и координированные движения, бег на месте, различные виды прыжков, а также умение бросать и ловить мяч, играть в "ладушки" (перекрестные поочередные движения) и т.п. Анализ этих характеристик дает возможность оценить такой уровень произвольной регуляции, как произвольность двигательной сферы.

Особое внимание уделяется анализу сформированности мелкой моторики (скоординированным движениям пальцев, манипуляциям с мелкими предметами, а также моторным навыкам в графической деятельности: анализируются относительные размеры отдельных частей рисунка или письма, характер прорисовки линий, их четкость и «твердость»). Здесь необходимо отметить такие, важные особенности, как умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и т.п.).
Особенности внимания

Анализируются особенности (трудности) сосредоточения, переключения и распределения внимания по ряду признаков в заданиях игрового характера, связь устойчивости внимания с объемом восприятия (например, значительные трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала) и временем работы ребенка, а также временем суток и разных посторонних шумов и помех, характер изменения внимания на фоне утомления, возбуждения или негативизма ребенка.
Характеристика речи

При оценке речевых параметров психолог должен отметить речевую активность (слабая, адекватная, чрезмерная), качество звукопроизношения, объем активного и пассивного словаря и разницу между этими объемами. Анализируется степень развернутости речевого высказывания, наличие аграмматизмов, наличие в речи так называемых «детских» слов «бибика» и т.п.). Необходимо особое внимание обратить на сформированность диалогической речи в режиме «вопрос — ответ», степень развернутости ответов, а также трудности инициации речевого высказывания, латентность (отсроченность) ответов.

Следует обратить внимание на эмоциональность высказываний, их адекватность, соотнесенность с содержанием высказывания.

Все характеристики оцениваются с учетом микросоциальной речевой среды, в которой растет ребенок (двуязычие, нарушения речи и/или слуха у родителей, особенности речи родителей, людей, проживающих с ребенком).
Особенности мнестической деятельности

Анализируются объем непосредственной слухоречевой памяти, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения, наличие привнесенных или видоизмененных стимулов как в непосредственном, так и в отсроченном воспроизведении.

Оценивается возможность опосредованного запоминания с помощью доступных для ребенка методов, сопоставляется объем материала, запоминаемого опосредованно и непосредственно. Определяется наличие фактора интерференции, способности к удержанию последовательности ряда стимулов.
Сформированность представления о пространственных и

временных отношениях

Оцениваются знания ребенка о взаиморасположении объектов в пространстве, правильный показ или правильное употребление предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения на конкретных предметах, называние ребенком наиболее часто употребляемых предлогов, сформированность представлений ребенка о некоторых временных соотношениях. Анализируются возможность актуализации сериальных (автоматизированных) рядов (времена года, месяцы, дни недели, время суток, в том числе и в варианте "что перед?..", "что после?.."), возможность создания сравнительных степеней прилагательных (близко- ближе, темно-темнее и т.п.), понимание и формирование квазипространственных характеристик.
Гнозис

Одним из основных показателей анализа является оценка сформированности зрительного гнозиса, особенностей восприятия отдельных деталей целостной картины в целях дифференциации невозможности воспринять предложенные рисунки (в том числе последовательность событий, сюжетные картинки и т.п.) или невозможности выполнить предложенные задания с тем же стимульным материалом, для определения причин ошибок при работе с материалом тетрадного и учебного листа. Анализируется специфика зрительного восприятия изображений, в том числе сюжетных картин, графических стимулов, специальных "зашумленных" или недорисованных предметов.
Интеллектуальное развитие

Определение уровня актуального интеллектуального развития и анализ результатов работы с методиками, направленными на исследование интеллектуальной сферы, производится стандартным способом. Определяется уровень сформированности (его соответствие возрасту) наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления, понимание рассказов со "скрытым" смыслом, метафор, поговорок, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать, прогнозировать, креативность мышления и т.п.

Обязательно отмечаются такие специфические характеристики мышления, как самостоятельность, активность, абстрактность или оригинальность. Учитываются особенности и характерные черты мыслительной деятельности ребенка: критичность мышления, возможность опосредования, а также изменение динамики мыслительной деятельности, "соскальзывания" в процессе мышления, инертность, ригидность процесса мышления и т.п.

Анализируется в целом развитие обобщающей функции.
Конструктивная деятельность

Оцениваются возможности конструирования аналогичных образцу объектов (на любом материале), сформированность системы анализа частей сложных объектов, характер восприятия целостности объекта.

Определяется сформированность представлений об относительном размере фигуры, ее форме, пространственных соотношениях частей объекта (плоскостных и объемных). Оценивается возможность анализа пространственных отношений.

Учитывается характер творческих работ ребенка, выполненных на занятиях по труду, рисованию, их соотнесенность с возрастными нормативами.
Развитие графической деятельности, рисунка

Рисунок оценивается только с позиций сформированности графической деятельности в соответствии с возрастными этапами развития рисунка по степени овладения основными формами. Отмечается, на какой стадии находится рисунок ребенка, а также возраст возникновения содержательного рисунка.
Исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка

Помимо анализа заинтересованности ребенка в выполнении заданий на протяжении всего обследования, его реакций на успех или неудачу, адекватности этих реакций, необходимо отметить такие особенности ребенка, как признаки аффективной расторможенности, негативизма.

Уточняется общая характеристика направленности интересов ребенка (на игру или общение, на материальные удовольствия: «что-либо съесть», эгоистические тенденции), проанализировать роли, выбираемые им, в том числе быть опекаемым или, наоборот, опекать. Определяется степень сформированности самооценки и уровня притязаний, возможность адекватной оценки своих результатов, критичности.

Необходимо отметить (в том случае, если это имеет место) такие неспецифичные для возраста ребенка личностные особенности, как излишняя погруженность в себя, «мудрствование» и «философствование», выхолощенность речевых и в особенности эмоциональных высказываний, трудности эмоциональных дифференцировок или эмоциональная уплощенность.

Одной из важных характеристик, анализируемых психологом, должно быть выявление характера привязанности к матери и другим родственникам, эмоциональное восприятие себя и других членов семьи, а также поведение ребенка среди сверстников, особенности формирования коммуникативных навыков, общения в целом.

Оценивается отношение к педагогам (воспитателям), другим взрослым. Важным показателем анализа является выявление тенденции к лидерству или конформность, адекватность стиля общения личностным особенностям (например, выраженные тенденции к лидерству у незрелого, импульсивного ребенка, конфликтующего со сверстниками, как неадекватный стиль взаимодействия).

Приложение 4.2.
Технология составления заключения но результатам психологического обследовании

После анализа полученных данных, оценки уровня актуального разви­тия, состояния ВПФ, а также анализа поведения ребенка в целом составляется обобщенное заключение по результатам анализа.

Общая структура схемы заключения предполагает разделы:

Общая часть заключения

1. Основные паспортные данные ребенка.

2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, которые сопровождали ребенка на консультацию.

3. Раздел, посвященный наиболее важным анамнестическим данным.

4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, и том числе его аффективное, эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).

5. Сформированность регуляторных функций.

6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).

7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.

8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.

Специальная часть

1. Психологический диагноз.

2. Вероятностный прогноз развития.

3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Общая часть заключения ориентирована не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив в целом (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения) — тех, кто имеет непосредственный контакт с ребенком, с целью ориентации их не только на трудности и особенности развития ребенка, но и методы, на которые они могут опереться в своей работе.

Специальная часть заключения адресована непосредственно психологам и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка, оказании ему специальной помощи.
Технология составления общей части психологического заключения

В общей части заключения обязательно должны быть отражены общие и специфические особенности внешнего вида, двигательной активности (общей моторики) и поведения ребенка, в том числе характеристика критичности и адекватности поведения как в целом, так и по отношению к результатам своей деятельности. Это необходимо для того, чтобы при прочтении данной преамбулы другим специалистом (для которого, в основном, и пишется заключение) ребенок становился «виден». Здесь же необходимо отметить адекватность/неадекватность (в том числе какие-либо выделяющиеся особенности) аффективных реакций ребенка.

В самом начале общей описательной части заключения следует также привести такие наиболее общие характеристики ребенка, как общая мотивация, ее особенности, темповые характеристики деятельности, в частности характеристики работоспособности. Важно отметить их изменения в процессе исследования ребенка с течением времени, при воздействии каких-либо помех и т.н. Точно так же фиксируются и обобщенно описываются любые другие значимые изменения поведения ребенка.

Далее целесообразным является описание развития когнитивного звена ВПФ. Заключение по развитию когнитивной сферы традиционно включает особенности слухоречевой памяти, характеристику параметров внимания (особенности переключения, распределения, наличие инертности и пр.). Далее описываются особенности мыслительной деятельности, в том числе выполнение заданий вербального и невербального характера (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического и конструктивного плана), их результативность по сравнению с качественными условно нормативными показателями.

Отмечается объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого и обучаемость ребенка в целом новым видам деятельности, возможность переноса на аналогичный материал. Отмечается уровень сформированности произвольной регуляции психической активности, в первую очередь — двигательной регуляции.

Далее отмечаются особенности сформированности пространственных, пространственно-временных представлений, сформированность их вербального звена. Здесь же необходимо отметить, какой уровень пространственных представлений сформирован полностью и на каком уровне развития возникают проблемы.

В рамках описания состояния эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений ребенка следует отметить все выявленные особенности. В первую очередь должна быть кратко описана феноменология: общий эмоциональный фон том числе сензититость ребенка, эмоциональная лабильность), изменение этого фона на протяжении обследования. Необходимо описать, какие эмоции превалируют, преимущественный тип эмоционального реагирования, характер реагирования ребенка на реальные стрессогенные ситуации (в том числе на те, которые в том или ином виде будут «смоделированы» в процессе обследования). Следует также отметить наличие выраженного аффективного сопровождения идей и фантазий, наличие патологического фантазирования, выраженность аффективных переживаний (по отношению к собственной деятельности, к реакциям окружающих, «зонам» своих интересов и т.п.).

Из общих наблюдений за ребенком или с помощью специально организованного эксперимента делается вывод о сформированности самооценки, ее особенностях, характере уровня притязаний, в том числе на лидерство в детском коллективе и т.н.
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Результатом целостного представления о ребенке и особенностях его развития должно стать результирующее определение, которое даст возможность применить к данному конкретному ребенку одну из имеющихся развивающих или коррекционных технологий, а также с большой долей вероятности определит прогноз его дальнейшего развития. Такое «определение» имеет четкое название: «психологический диагноз», т.е. конечный результат деятельности психолога, направленной на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности.

Вероятностный прогноз развития опирается на понимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей схеме отклоняющегося развития. Здесь подразумевается понимание не только места конкретного варианта развития, но и возможности, вероятности девиации развития в сторону той или иной группы отклоняющегося развития или девиации непосредственно внутри самой группы.

Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание обшей динамики развития ребенка, представление о компенсаторных возможностях. Большое влияние имеют также и особенности функциональной организации мозговых процессов, в частности специфика индивидуального профиля функциональной ассиметрии. Как наличие того или иного вида атипичности развития является осложняющим фактором прогноза развития, точно так же большое влияние на характер прогноза имеет и непосредственно состояние центральной нервной системы, наличие (пусть даже и минимальных) нарушений нейродинамики, органического поражения ЦНС.

Рекомендации составляют наиболее важный раздел заключения и представляют собой обоснованную последовательность включения в работу с ребенком тех или иных специалистов, определение направления и последовательности собственно психологической коррекционной работы (использование тех или иных развивающих или коррекционных программ) с учетом типа отклоняющегося развития, специфики формирования базовых составляющих и хотя бы примерное определение длительности и формы коррекционно-развивающей работы. Кроме этого рекомендации должны включать предложения по организации обучения ребенка (определяется или обосновывается необходимость режима, типа или формы обучения). Здесь же определяются сроки повторного (динамического) обследования.

В тех случаях, когда ребенку не может быть оказана необходимая психологическая помощь, должны быть даны рекомендации по обращению в учреждение соответствующего профиля.
Примечание. Консультация и рекомендации родителям даются, как правило, в развернутой устной форме. В случае несогласия родителей с предложенными мероприятиями отказ родителей должен быть зафиксирован.
Схема заключения

Заключение по результатам психологического обследования

Ф.И.О. ребенка___________________________________________________________

Возраст__________________________________________________________________

Д/сад, № _________________ группа_________________________________________

Запрос специалистов / родителей____________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Внешний вид и поведение в ситуации собеседования

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Темп работы и работоспособность___________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Особенности речевого развития

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Особенности латерализации________________________________________________

________________________________________________________________________

Характеристика моторики, в том числе графической деятельности (письмо, рисунок)_________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Характеристика внимания__________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Особенности запоминания, мнестической деятельности_________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Сформированность пространственных представлений__________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Понимание сложных речевых инструкций, употребление предлогов______________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Характеристика интеллектуального развития__________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Особенности мотивационно-волевой сферы, ведущий тип мотивации_____________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Эмоционально-личностные особенности, включая специфику межличностных взаимодействий____________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Заключение психолога_____________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Вероятностный прогноз развития____________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Рекомендации____________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Дата________________________________Подпись психолога___________________

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы:

Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.


Пояснительная записка

Пояснительная записка: 4 стр.


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.