NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Принципы работы с детьми и подростками

Позитивность взаимодействия


Всем нам хорошо известно «золотое» правило воспитания: «правило кнута и пряника», или «правило поощрения и наказания». Остро дискутируемый вопрос о пользе наказания в работе по преодолению девиантного поведения должен решаться только с позиции полезности наказания для выработки у ребенка новых форм поведения. Если критика негативного поведения сочетается с верой в силы и возможности ребенка, то она может выступить в виде того «кнута», который позволяет сдвинуться с мертвой точки.

Позитивность взаимодействия предполагает следующее.

Постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.

Например, бессмысленно от ребенка с холерическим темпераментом добиваться плавных движений, равномерных усилий и ровного, спокойного поведения в течение всех учебных занятий в школе. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности поведения и развития волевого контроля, что может выразиться, например, в обучении ребенка поднимать руку, перед тем как что-то сказать или спросить на уроке.

Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»; «приходить в школу вовремя» вместо «перестать опаздывать» и т.д.).

Опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения.

Ребенок, часто нарушающий поведение, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негативные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я — плохой». Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий. Тогда девиации будут просто притягиваться, чтобы доказать правоту сценария.

Важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл (например, упрямство может свидетельствовать об упорстве; драка — о стремлении отстоять справедливость; курение — о желании быть взрослым).

Поощрение положительных изменений


Традиционно в нашей культуре принято вознаграждать за «высокие успехи» с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением тройки по русскому языку, но если твердая тройка получена после бесконечных двоек? Тогда надо праздновать!

Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения. Ведь путь на вершину складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Вам предстоит, возможно, долгий путь, и, чтобы не сбиться с него, следует помнить о правиле позитивности.

Привлекательная альтернативность


Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы.

Важно, чтобы ребенок не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникший «позитив», с точки зрения ребенка, и позволяет достичь значимых целей.

Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций. Проверка значимости своей роли в компании без выполнения принятых «девиантных ритуалов» или способности противостоять группе по отдельным вопросам также могут оказаться привлекательными альтернативами.

Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Именно поэтому важно предпринять шаги по реализации того или иного решения.

При работе с подростком можно использовать стратегию

«Предотвращение рецидива», которая заключается в следующем.


  1. Обсуждение в деталях выбранного поведения, а также признаков, по которым можно определить, что произошел срыв.

  2. Выявление ситуаций, лиц, мест, событий, которые могут провоцировать срыв.

  3. Выявление лиц, обстоятельств, условий, которые помогут придерживаться желаемого поведения.

  4. Выявление факторов, которые помогут пережить трудные ситуации или срыв.

  5. Выявление (тренировка) навыков и качеств, которые необходимы, чтобы удержаться от негативных поступков.

  6. Подробное перечисление будущих выгод от нового поведения.

  7. Разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хорошо выполненную работу — реализацию нового поведения.

Разумный компромисс


Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.

Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой — любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка.

Так, во время одной из лагерных смен для «трудных» подростков выявился «ночной житель» — подросток, который долго не засыпал сам и «заводил» отряд и лагерь. Вмешательство воспитателей только раззадоривало подростка, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.


страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 8страница 9


скачать

Другие похожие работы: