Принципы работы с детьми и подростками
Гибкость
Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.
Исследование возможностей психологической помощи несовершеннолетним преступникам показало, что при психотерапии тревожных детей с чувством вины и ощущением неадекватности необходимо проявлять интерес к их чувствам.
В работе же с несговорчивыми правонарушителями эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.
Правило гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.
Индивидуальный подход
Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
Индивидуальный подход означает выявление в каждом конкретном случае психологических механизмов, лежащих в основе детских проблем (вместо гипотетических построений, основанных на теоретических подходах), выбор соответствующих данному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, а также корректировку выбранной стратегии в зависимости от реакции ребенка на те или иные воздействия.
Системность
При оказании психологической поддержки ребенку нужно также создавать позитивную воспитывающую среду.
Постарайтесь выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Выясните и постарайтесь по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга.
Превентивность
Помните, что всегда легче предупредить, чем исправить.
Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении. Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Умеешь ошибиться, умей и поправиться.
Русская народная пословица
Психологическая работа с детьми и подростками может осуществляться в различных формах: профилактической индивидуальной беседы; интервью; психологического консультирования; индивидуальной психотерапии; групповой психокоррекции.
Наиболее распространенным видом помощи подросткам с девиантным поведением является психологическое консультирование.
Основные характеристики данной работы идентичны характеристикам психологического консультирования других категорий подростков (см. табл. 1).
Психологическое консультирование — это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина определяются прежде всего необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого.
Мы выделяем ряд типичных этапов (или блоков) психологического консультирования. Успешное решение задач предыдущего этапа, как правило, является условием для перехода на следующий этап, однако в ряде случаев решение задач последующих этапов требует возвращения к задачам предыдущего этапа. Так, иногда, продвинувшись в поиске решений, приходится вернуться к уточнению ролей консультанта и консультируемого или коррекции состояния.
С

Таблица 1
Основные характеристики психологического консультирования
Назначение | Психологическое обеспечение консультируемому оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации его ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений |
Предмет | Внутренний психологический мир: самоотношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития и т.д. |
Условия использования | Желание консультироваться, то есть получать помощь в решении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами. Готовность консультируемого принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации |
Основные принципы | Гуманность, позитивность, адекватность, системность, реалистичность, гибкость |
Характер | Совместная деятельность психолога-консультанта и ребенка, направленная на достижение той или иной цели |
Цель | Разрешение актуальных личностных, жизненных, социальных трудностей ребенка за счет преодоления психологических затруднений |
Профессиональные (психологические) задачи | Обусловлены поставленной целью, индивидуальными особенностями ребенка (в том числе уровнем и характером девиации) |
Результат | Изменение внутреннего психологического мира консультируемого, способствующее адаптации и самореализации последнего. В качестве конкретных результатов могут выступать: повышение информационности; понимание причин затруднений; отреагирование накопившегося напряжения; выработка нового взгляда на себя и ситуацию; поиск и актуализация собственных ресурсов; изменение самооценки, самоуважение; освоение новых способов поведения и способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов; разрушение негативных установок и норм поведения; формирование новых целей, ценностей, перспектив |
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5 ... страница 8страница 9
скачать
Другие похожие работы: