NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Принципы работы с детьми и подростками

Гибкость


Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.

Исследование возможностей психологической помощи несовершеннолетним преступникам показало, что при психотерапии тревожных детей с чувством вины и ощущением неадекватности необходимо проявлять интерес к их чувствам.

В работе же с несговорчивыми правонарушителями эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.

Правило гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.

Индивидуальный подход


Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.

Индивидуальный подход означает выявление в каждом конкретном случае психологических механизмов, лежащих в основе детских проблем (вместо гипотетических построений, основанных на теоретических подходах), выбор соответствующих данному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, а также корректировку выбранной стратегии в зависимости от реакции ребенка на те или иные воздействия.

Системность


При оказании психологической поддержки ребенку нужно также создавать позитивную воспитывающую среду.

Постарайтесь выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Выясните и постарайтесь по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга.

Превентивность


Помните, что всегда легче предупредить, чем исправить.

Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении. Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ


Умеешь ошибиться, умей и поправиться.

Русская народная пословица
Психологическая работа с детьми и подростками может осуществляться в различных формах: профилактической индивидуальной беседы; интервью; психологического консультирования; индивидуальной психотерапии; групповой психокоррекции.

Наиболее распространенным видом помощи подросткам с девиантным поведением является психологическое консультирование.

Основные характеристики данной работы идентичны характеристикам психологического консультирования других категорий подростков (см. табл. 1).

Психологическое консультирование — это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина определяются прежде всего необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого.

Мы выделяем ряд типичных этапов (или блоков) психологического консультирования. Успешное решение задач предыдущего этапа, как правило, является условием для перехода на следующий этап, однако в ряде случаев решение задач последующих этапов требует возвращения к задачам предыдущего этапа. Так, иногда, продвинувшись в поиске решений, приходится вернуться к уточнению ролей консультанта и консультируемого или коррекции состояния.

Соблюдение правила субъектности предполагает, что консультируемый подросток активен, он самостоятельно разрешает собственные затруднения, но с помощью консультанта. В связи с этим мы сочли важным рассмотреть задачи, решаемые на разных этапах как консультируемым, так и консультантом (см. табл. 2).
Таблица 1
Основные характеристики психологического консультирования


Назначение

Психологическое обеспечение консультируемому оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации его ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений


Предмет

Внутренний психологический мир: самоотношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития и т.д.


Условия использования

Желание консультироваться, то есть получать помощь в решении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами. Готовность консультируемого принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации


Основные принципы


Гуманность, позитивность, адекватность, системность, реалистичность, гибкость


Характер


Совместная деятельность психолога-консультанта и ребенка, направленная на достижение той или иной цели


Цель

Разрешение актуальных личностных, жизненных, социальных трудностей ребенка за счет преодоления психологических затруднений


Профессиональные

(психологические)

задачи


Обусловлены поставленной целью, индивидуальными особенностями ребенка (в том числе уровнем и характером девиации)


Результат

Изменение внутреннего психологического мира консультируемого, способствующее адаптации и самореализации последнего. В качестве конкретных результатов могут выступать: повышение информационности; понимание причин затруднений; отреагирование накопившегося напряжения; выработка нового взгляда на себя и ситуацию; поиск и актуализация собственных ресурсов; изменение самооценки, самоуважение; освоение новых способов поведения и способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов; разрушение негативных установок и норм поведения; формирование новых целей, ценностей, перспектив


страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5 ... страница 8страница 9


скачать

Другие похожие работы: