NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Проблемное обучение при достижении планируемых результатов


Пахомова Т.А.,

ГБОУ СОШ пос.Октябрьский г.о.Похвистнево Самарской области

Проблемное обучение при достижении планируемых результатов

Наша школа является экспериментальной площадкой Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова по проблеме «Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания», поэтому представим особенности проблемного обучения в рамках данной модели.

Слайд 2

Особенности реализации принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели образовательного процесса:

Слайд 3

1) Цели проблемного обучения (достигаются совместными усилиями обучающего и обучающихся):

- овладение обучающимися знанием, как ориентировочной основой деятельности;

- развитие теоретического мышления;

- формирование познавательной мотивации;

- создание возможностей исследовательского отношения к научному знанию и способам использования его в контексте своего практического действия и поступка.

Слайд 4

2) Основная задача обучающего: приобщение обучающихся к противоречиям научного знания, способам их разрешения и использования знания для решения проблем.

3) Основная задача обучаемого: в диалоге (внутреннем и внешнем) с обучающим «открыть» для себя знания как способ полагания себя в будущем (это не одно и тоже, что открыть «ставшие» знания: законы, правила, алгоритмы и т.д., которые являются прошлым чужим опытом).

Организация проблемного обучения в рамках модели компетентностно-контекстного образовательного процесса предполагает реализацию принципа проблемности в содержании обучения и в процессе его развертывания в диалогическом общении обучающего и обучаемого.

Слайд 5

4) Содержание проблемного обучения:

- наиболее важное и сложное для понимания и усвоения в контексте его использования;

- отражающие объективные и субъективные противоречия на пути их практической реализации;

- раскрывающие логику появления и суть научной идеи, теории и способов ее использования для решения проблем;

- учитывающие познавательные возможности обучающихся;

- доступное по уровню трудности для понимания обучающимися;

- представленное как основная и соподчиненные ей проблемы и задачи.

Слайд 6

5) Способы личностного, диалогического включения обучающего в общение с обучающимися:

- обучающий не «законодатель», а собеседник;

- делится своим личностным и интеллектуальным достоянием, а не «передает» информацию;

- заинтересован в суждениях обучающихся;

- истинность информации демонстрирует посредством доказательства;

- обсуждает разные точки зрения на проблему и ее разрешение;

Слайд 7

- подводит обучающихся к самостоятельным выводам, делает их соучастниками поиска разрешения противоречий;

- использует информационные и проблемные вопросы;

- стимулирует поиск обучающимися собственных ответов;

- добивается совместного думания с обучающимися;

- задает проблемные вопросы для обсуждения на последующих занятиях и самостоятельной проработки.

Т.о. в компетентностно-контекстной модели обучения осуществляется внутренний (мысленный) и/или внешний диалог обучающего и обучающихся на проблемно представленном содержании.

Покажем, как реализуется принцип проблемности в содержании обучения и диалогическом общении обучающегося и обучаемого на примере темы «Решение уравнений» в 5 классе.

Слайд 8

На доске (плакате или экране) представляется таблица до начала урока. Дети с ней могут познакомиться еще до начала урока. В таблице содержатся все основные понятия об уравнении из начальной школы, которые пока не несут признаков проблемности.

Решение уравнений

x + a = b

x - a = b

a - x = b

x · a = b

x : a = b

a : x = b

x = ba

x = b + a

x = a-b

x = b:a

x = a·b

x = a:b

Учитель начинает урок, с объявления темы. Например, так: тема сегодняшнего урока «Решение уравнений».

Слайд 9

А затем с помощью методических приемов строит работу по управлению процессом мышления. К таким приемам относятся:

- постановка проблемных и информационных вопросов;

- выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение;

- побуждение обучающихся к совместному размышлению;

- обращение к обучающимся за помощью;

- ведение минидискуссии с обучающимися.

Прежде, чем представлять дальнейший ход урока определим, что мы понимаем под проблемными и информационными вопросами как средством управления мыслительной деятельностью обучающихся:

Слайд 10 - 11

- информационные вопросы - направлены в «прошлое», к усвоенному на предшествующих занятиях материалу;

- проблемные вопросы – направлены в будущее, к тому неизвестному (обучающемуся), новому (для обучающегося) знанию, как средству собственного действия и поступка.

Вернемся к уроку. После объявления темы учитель обращает внимание учащихся на другую запись на доске (или экране). Причем таблица с видами уравнений так же находится перед учащимися.

Слайд 12

х+15 = 75; y – 15 = 75; h -15:3; (27 + 35) – 15; k+2·18

60 – z = 15; а+34+23; b · 15 = 45; c : 15 = 3; 60 : d = 15; 2(5x + 3) = 26

Учитель обращает внимание учащихся на ряд указанных выражений и предлагает в совместной деятельности выполнить следующее задание: Среди указанных выражений найдите уравнения и решите их.

Выполнение этого задания организуется в форме фронтальной работы с использованием информационных вопросов (тех, на которые учащиеся могут ответить на основе уже имеющихся знаний). Так как на данном этапе организуется свободный диалог, то его трудно запротоколировать. Можно только описать примерный ход варианта одной из минидискуссий:

Учитель: Что вы можете сказать по поводу первого выражения в свете решаемой задачи: х+15 = 75?

Примерный вариант разворачивания минидискуссии:

Ученик: это уравнение.

Учитель: как Вы можете доказать свою точку зрения?

Ученик: Уравнение – это равенство, содержащее переменную.

Учитель: Можете ли Вы решить данное уравнение?

Ученик: Да. Х = 60

Учитель: Объясните, как вы нашли данный ответ, и как его можно назвать.

Ученик: В данном уравнении неизвестным является слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Найденное число, называется корнем уравнения.

Приведенный диалог разворачивается на информационных вопросах. В нем участвуют все учащиеся. Вполне возможно, что на некоторые вопросы отвечают хором. Если затрудняются при ответе, учитель напоминает необходимые правила. Поправляет некорректные ответы и речевые ошибки. Диалог как правило проходит динамично, все вовлечены в разговор, так как понимаю о чем речь, им нравится показать свои знания и быть успешными.

По такому же сценарию разворачивается беседа по каждому выражению. Только уже в сжатой форме. Например,

Учитель: что Вы можете сказать по поводу второго выражения: y – 15 = 75?

Ученик: это уравнение, так как содержит равенство с переменной. Неизвестным является уменьшаемое. Чтобы его найти, нужно к разности прибавить вычитаемое. Корень уравнения: 90.

Или

Ученик: h -15:3 – не является уравнением, так как содержит переменную, но нет равенства. Это буквенное выражение.

При анализе последнего выражения 2(5x + 3) = 26 учащиеся делают вывод, что перед ними уравнение. Но вопрос, как его решить. Неважно поставлен ли он учителем или самим учащимся, является проблемным, так как у них нет знаний по способам решения данных уравнений.

Учитель побуждает учащихся к совместному поиску метода решения данного уравнения и предлагает высказать гипотезы.

Каковы бы не были гипотезы детей. Учитель обсуждает их с одной точки зрения: никаких других правил решения уравнений у нас, кроме записанных на доске нет. Проанализируй (или докажи), что предложенный вариант строится на данных правилах.

Задача диалога на данном этапе урока: раскрыть перед учащимися логику и суть научной идеи (решения уравнений с помощью использования

связи между компонентами действий) и способов ее использования для решения проблем (в данном случае нового вида уравнений). То есть с данного момента урока привычное содержание стало для обучающихся проблемным. Диалог на данном этапе протоколировать практически невозможно, он развивается в указанной выше логике, но результат его следующий.

Учитель резюмирует результат дискуссии в виде следующего алгоритма.

Слайд 13

1. Убедиться, что решаемое уравнение имеет вид:

x + a = b, x - a = b, a - x = b, x · a = b, x : a = b, a : x = b, где в качестве неизвестного может выступать выражение, содержащее переменную.

2. Применить соответствующее правило нахождения неизвестного компонента действия.

3. Применить п.п.1 и 2 до тех пор, пока не будет найдено значение неизвестной переменной.

4. Записать ответ.

Дальнейшее продолжение урока строится на основе проблемного содержания, так как сам обобщенный алгоритм содержит в себе проблемность: как его применять? К какому классу задач? Как определить, что в данной ситуации применим именно данный алгоритм действия?

Учитель предлагает учащимся еще ряд выражений:

Слайд 14

1) х + (1200-900) = 1500

2) (50 · 30) : y = 15

3) 432:36 – n = 11

4) m · (16 + 32) = 1920

5) 27х -14х + 38 +15х = 990

6) 1620 : (19 – х : 36) = 10

7) (16х – 10х + 3) = 132

8) (346 – (х : 16 - 398)) : 7 = 42

9) (7z – 93) : 48 : 8 = 24:12

Слайд 15

А задание решить данные уравнения создает проблемную ситуацию –состояние мыслительного взаимодействия человека с предметом познания, направленного на поиск, «открытие» и овладение новым знанием относительно научных фактов, принципов, закономерностей и условий собственного действия и поступка.

Слайд 16

Субъективными признаками проблемной ситуации являются:

- переживание интеллектуального затруднения в условиях собственного действия и поступка;

- вопрос к себе о неизвестном знании, способе или условии действия или поступка.

Учащиеся оказываются в проблемной ситуации при решении указанных уравнений в процессе фронтальной работы.

Учитель также как и в начале урока предлагает решить учащимся уравнения. Однако в данном случае вопрос относительно каждого уравнения «Как решить это уравнение?» носит не информационный, а проблемный характер. Несмотря на то, что алгоритм решения и основные правила нахождения неизвестного компонента действия известны, решение каждого из предложенных уравнений переводит проблемную ситуацию

Слайд 17

в результате анализа ее условий в проблему, которая фиксирует противоречивость теоретической или практической ситуации, ее компонентов и условий. Проблема и является основной единицей содержания компетентностно-контекстной модели обучения.

В рассматриваемом случае, при решении каждого из предложенных уравнений, основной проблемой является поиск способа применения известного алгоритма и правил в конкретной ситуации.

Приведем пример возможной минидискуссии обучающего и обучающихся:

Слайд 18

Учитель: Как будем решать уравнение 27х -14х + 38 +15х = 990?

Ученик: данное уравнение не является уравнением одного из искомых видов.

Учитель: ваши предложения по сведению его к искомому виду.

Ученик: можно попробовать упростить левую часть уравнения, тогда мы получим уравнение вида: 28х + 38 = 990. Данное уравнение является уравнением вида: x + a = b, где в качестве неизвестного слагаемого выступает выражение 28х.

Тогда 28х = 990 – 38; 28х = 952.

Мы получили уравнение вида: x · a = b.

х = 952 : 28; х = 34.

На этом совместная деятельность обучающего и обучающих завершается.

Слайд 19

Необходимо только отметить формы активности субъектов деятельности:

- обучающий с помощью выше указанных педагогических средств (проблемного содержания, информационных и проблемных вопросов и т.д.) управлял мышлением обучающихся;

- обучающийся проявлял такие формы активности как:

- активное слушание и понимание;

- ведение записей;

- постановка вопросов обучающему или другому обчающемуся, или самому себе для последующего поиска ответов.

После того, как все уравнения решены в совместной деятельности обучающего и обучающихся, учитель предлагает выполнить следующие задания:

1) с : (1200 : 2) = 3

2) z + 42 · 9 = 630

3) (524 - m) – 133 = 207

4) 927 - (627 + n) = 349

5) 2(6х + 8) – 3х = 3

6) 630 : (63х - 42х) + 53 = 68

7) 78 + (84 - m) – 13 = 92

8) 69 – (97 - (28 +n)) = 45

9) Числа x и y связаны формулой y = 3(7x +6) найдите х, если y = 122

10) Какие из чисел 2, 4, 6 являются корнями уравнения х + 8 : х = 6

11) Задумали некоторое число. Разность задуманного числа и 56 больше суммы 45 и 32 на 17. Найдите задуманное число.

12) Каким числом необходимо заменить а, чтобы корнем уравнения 35 – (а + 12) = х + 12 было число 7?

13) Известно, что y =(2x – a):b выразите a, в и х из этой формулы.

14) При каком значении переменой 35 и 7х меньше 23х на 29?

15) Какими натуральными числами необходимо заменить a и b, чтобы корнем уравнения (х - а) + (12 - b) = 18 было число 8?

Данное задание выполняется обучаюшимися самостоятельно в коллективной деятельности. Повторимся и акцентируем внимание на том факте, что содержание несет в себе проблемность относительно способов использования знания в конкретной ситуации и выполняется вновь в диалоге, только на уровне ученик-ученик. Обучающий выступает на данном этапе тьютором, сопровождающим процесс самореализации обучающихся.

Слайд 20

В заключении отметим, что эффективность проблемного обучения в компетентностно-контекстной модели обучения определяется:

- педагогическим мастерством обучающего;

- методически грамотной реализацией принципа проблемности в содержании;

- личностным, пристрастным отношением обучающеего к содержанию;

- организацией продуктивного диалога с обучающимися;

- отражением в содержании предметного и инструментального контекста деятельности;

- обеспечением условий, порождающих личностно-смысловое отношение обучающихся к содержанию усваиваемого материала в противовес пассивному слушанию.

Слайд 21

И подчеркнем закономерность: чем выше диалогичность (внутренняя и /или внешняя) обучения, тем выше его эффективность

страница 1


скачать

Другие похожие работы: