«Проектная деятельность в начальных классах» (из опыта работы)
Методическое объединение учителей начальных классов Пугачёвского района Саратовской области
«Проектная деятельность в начальных классах»
(из опыта работы)
Выступление
учителя начальных классов
МОУ СОШ с.Давыдовка
Пугачёвского района
Саратовской области
Хмелюк Лидии Андреевны
на секции учителей начальных классов
26 августа 2012 года.
г.Пугачёв – 2012г.
Проектная деятельность в начальной школе.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
1)Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.
5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.
В 1 классе учу выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, придти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам проекта. Учимся искать нужную информацию. Учу оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.
Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
-оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
-рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
-менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.
Показателями готовности младших школьников к проектной деятельности выступают следующие умения:
-коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
-интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);
-оценочно-самооценочный.
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1 этап. Погружение в проект.
На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
2 этап. Организационный.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
Расскажу о проектах из опыта свое работы.
Один проект был создан в 1 классе в 2010 – 2011 учебном году.в рамках районного семинара начальных классов, который проводился на базе Давыдовской школы
На основе первого опыта ученикам 1 класса было предложено заняться подготовкой заинтересовавшего их проекта по теме «Книга». Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов. Этот проект достаточно объёмный и долгосрочный.
Источниками добываемой информации послужили: книги; фильмы; беседы со взрослыми; наблюдения.
В классе – 9 учеников. Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.
Наша работа состояла из следующих этапов:
-погружение в проект. Определение практически значимой цели, формулировка задачи. Основная цель проекта: издание книг и определение, какое издание наиболее трудоёмкое?
-Организационный.
Класс был разделён на 2 группы.
Конечным результатом проектной деятельности должны стать книги. 1 группа учащихся, которая называлась «Издательство «1 класс», должна была выпустить книгу ручной работы, как это делалось в старину. 2 группа учащихся «Издательство «Первоклассник», должна издать книгу современным типографским способом.
-Обсуждение реализации поставленной цели и осуществление деятельности.
1. Экскурсия в школьную библиотеку. Беседа на тему «Издание книг в прошлые века. Первые книги». Поиск пословиц о книге. Правила бережного обращения с книгами.
2. Экскурсия в сельскую библиотеку. Беседа на тему «Издание книг в наше время». Поиск: из каких частей состоит книга?
3. Экскурсия в типографию районной газеты «Новое Заволжье». Беседа на тему «Как работает типография». Поиск: кто работает в типографии?
4. Классный час на тему «Как получают бумагу?» Поиск: кто участвует в издании книги?
На этом первый блок работы над проектом заканчивается – сбор сведений по теме проекта. Начинается второй блок проекта – работа над самим проектом «Издание книги». 1 группа учащихся работала над изданием книги ручной работы. Выбор темы. Так как вся работа проводилась в феврале и марте, дети решили маме и назвали её «Наша мамочка». Определили содержание книги: взяли стихи Благининой Е.А., Самченко Е.А., Саконской Н., Кисякова И.И., Гамзатова Р. Распределили роли в группе: кто-то перепмсывал стихотворение, кто-то делал иллюстрации, кто-то – титульный лист и страницу с содержанием.
2 группа учащихся работала над изданием книги современным способом – на компьютере. Тема выбрана в соответствии с календарём «Весна, весна!». Отобрали для своего сборника стихи поэтов: Баратынского Е.А., Есенина С.А., Тютчева Ф.И., Толстого А.К. на каждой странице книги поместили портрет поэта, иллюстрацию по содержанию стихотворения.
-Обработка и оформление результатов проекта, презентации.
Свои работы ребята представили на внеклассном мероприятии «Книжкины именины». Каждая группа с помощью родителей закончили работу над книгами: собрали во единое целое страницы своих книг и представили их зрителям.
-Обсуждение полученных результатов, выставка и оценка работ.
Конечный результат:
1. Книга «Стихи о маме», изданная вручную.
2. Книга «Весна, весна!», изданная на компьютере.
В заключении был сделан вывод, что издание книги вручную трудоёмкое занятие, поэтому в настоящее время используют современные технологии, позволяющие издавать книги в большом количестве за малый период времени.
Работа над проектом позволила учащимся:
- освоить первичные методы исследования;
- дала возможность применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов;
- развития интереса к чтению и процессам познания в целом.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
Другой проект был создан во 2 классе в 2011 – 2012 учебном году в рамках районной акции «Минувших дней святая память», посвящённой 67-летию Победы в Великой Отечественной войне. Этот проект краткосрочный.
Учащимся было предложено принять участие в конкурсе «Письмо ветерану». Учащиеся класса откликнулись на это предложение. Провели исследовательскую работу о работе полевой почты во время войны. Для этого они посещали библиотеки, школьный музей, работали со справочным материалом и историческими источниками, воспользовались информацией из Интернета. На уроках технологии учились складывать треугольные письма, на занятиях по риторике обсуждали содержание писем ветеранам и написали письма. Лучшие работы были представлены на районный конкурс. Письмо Просветовой Валерии было отмечено комиссией, девочка была награждена Грамотой победительницы, а письмо было вручено ветерану Великой Отечественной войны. В канун празднования Дня победы учащиеся класса подготовили общешкольное мероприятие на тему «Письма с фронта» и выступили на общешкольной линейке, где они защищали свой проект «Письмо ветерану».
Из опыта работы я могу утверждать, что использования проектной деятельности в вызывает у обучающихся интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе создаётся положительный психологический климат.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: