Программа кружка Курс «Человек и его здоровье»
Программа кружка
Курс «Человек и его здоровье»
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка программы
Здоровье человека – это главное богатство не только страны, но и конкретного человека. Среди причин, влияющих на здоровье человека, удельный вес образа жизни составляет около 50 %. Следовательно, уже с детства необходимо заботиться о своем здоровье. Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у обучающихся знаний, которые являются основой сохранения здоровья людей и охраны среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену следует изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями.
Кроме того, курс «Человек и его здоровье» имеет профориентационную направленность, помогает подготовиться к олимпиадам по биологии, экологии, медицине. Отсюда вытекает следующая
Цель программы: углублённое изучение биосистемы «человек», его анатомического строения, физиологических функций и законов, правил гигиены, а также воспитание экологически грамотного отношения к своему здоровью, окружающей обстановке и её компонентам.
Задачи:
- Расширение знаний о человеке
- Формирование анатомо-биологических, психологических, экологических понятий и навыков
- Обучение элементам научной и исследовательской деятельности.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, эвристические беседы, игры, работа с наглядными пособиями, викторины, экскурсии.
На занятиях предусматривается демонстрация схем, таблиц, видеофильмов, электронных пособий, раздаточного материала. Представленная программа кружка рассчитана на применение в системе дополнительного образования, ориентирована на учащихся 7-11 классов. Программа курса рассчитана на 35 часов: теоретические занятия – 22 ч, практические занятия – 4 ч, самостоятельных-3, лабораторных-3, зачет-4 Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу. Сроки проведения: с сентября по май.
Содержание программы
Программа включает в себя 10 тем:
Введение: науки (анатомия, физиология, гигиена, психология, экология человека), методы (самонаблюдение, наблюдение, лабораторный анализ, микрокопирование, описание, УЗИ), отрасли
Тема 1 Строение организма человека
Место человека в животном мире: систематическое положение человека. Происхождение человека: доказательства животного происхождения, рудименты, атавизмы, стадии эволюции человека (дриопитеки, австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы). Строение клетки: органоиды, сравнение животной и растительной клеток. Химический состав клетки: неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ). Способы деления клетки: митоз, мейоз, амитоз. Биохимические реакции клетки: катаболизм, анаболизм. Вирусы, вирусные заболевания, их профилактика. Ткани: эпителиальные, мышечные, нервная, соединительные, их виды. Органы, системы органов, аппараты органов. Способы регуляции деятельности организма: нервная, гуморальная.
Практическая часть Работа с микроскопом (строение, правила), рассматривание микропрепаратов тканей, строение животной и растительной клетки
Тема 2 Опорно-двигательный аппарат
Пассивная часть ОДА Скелет: отделы, типы соединений, виды костей, связки, сухожилия, мениски. Скелет туловища, черепа конечностей. Филогенез и онтогенез ОДА. Особенности ОДА человека.
Активная часть ОДА Мышцы: виды, форма, функции. Работа и сила мышц, мышечный тонус, утомление, работы Сеченова. Значение физических упражнений в формировании ОДА. Развитие мышц. Заболевания ОДА, их профилактика.
Практическая часть Определение степени гибкости позвоночника, правильности осанки, наличия плоскостопия, координации движения ,быстроты реакции.
Тема 3 Дыхательная система
Строение, функции дыхательной системы человека. Жизненная емкость легких. Развитие системы в фило- и онтогенезе. Заболевания дыхательной системы, их профилактика.
Практическая часть Дыхательные движения. Расчет ЖЕЛ. Задержка дыхания.
Тема 4 Сердечно-сосудистая система
Строение, работа сердца и её регуляция. Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры. Круги кровообращения: малый, большой. Движение крови по сосудам. Пульс. Давление в кровеносных сосудах. Лимфатическая система и лимфообращение. Развитие ССС в фило- и онтогенезе. Заболевания ССС и их профилактика.
Практическая часть Подсчет пульса. Решение задач на работу сердца. Работа с тонометром.
Тема 5 Внутренняя среда организма
Кровь: состав, функции. Форменные элементы крови: тромбоциты, лейкоциты, эритроциты, их функции. Механизмы воспаления и свертывания крови. Заболевания крови, их профилактика.
Практическая часть Рассматривание крови лягушки и человека
Тема 6 Пищеварительная система
Строение и функции органов пищеварительного тракта, пищеварительных желез. Типы пищеварения животных и человека. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и их заболевания. Пищеварение в желудке, методы изучения пищеварения. Пищеварение в кишечнике. Заболевания пищеварительной системы, их профилактика.
Практическая часть Обнаружение крахмала. Денатурация белков. Действие слюны на крахмал.
Тема 7 Эндокринная система
Железы внутренней секреции, гуморальная регуляция, гормоны. Гипофиз, заболевания, их профилактика. Щитовидная железа, заболевания, профилактика. Надпочечники, заболевания, их профилактика Паращитовидные железы, заболевания, их профилактика. Поджелудочная железа, заболевания, профилактика. Эпифиз.
Тема 8 Выделительная система
Строение и функции выделительной системы. Механизм работы почек. Заболевания выделительной системы, их профилактика. Фило- и онтогенез развития выделительной системы.
Тема9 Половая система
Мужские и женские половые органы. Гаметогенез: сперматогенез и овогенез. Гигиена половой системы. Беременность. Эмбриональный период развития человека.
Тема 10 Нервная система
Рефлекторный принцип работы нервной системы. Виды рефлексов Спинной мозг и головной мозг, нервы. Заболевания нервной системы
Реферативно-исследовательская работа Виды рефератов и научно-исследовательских работ, требования к оформлению
Практическая часть Выбор темы работы, работа с различными источниками информации: выход в библиотеку, поиск в Интернете, корректировка текста работы, написание выступления-защиты, тезисов, создание компьютерной презентации, защита
Формы контроля промежуточных результатов: | По окончании обучения обучающиеся: |
|
|
Литература для учителя
Литература для обучающихся
Планирование занятий кружка Курс «Человек и его здоровье»
РЕЦЕНЗИЯ На программу кружка «Человек и его здоровье», руководитель Пятаева Т.Л. Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у обучающихся знаний, которые являются основой сохранения здоровья людей и охраны среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену следует изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями. Кроме того, курс «Человек и его здоровье» имеет профориентационную направленность, помогает подготовиться к олимпиадам по биологии, экологии, медицине. Содержание занятий соответствует цели и раскрывает поставленные задачи. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, эвристические беседы, игры, работа с наглядными пособиями, викторины, экскурсии. Подобранные методы помогают учащимся овладеть коммуникативными навыками, научить самостоятельно ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы), определять приемы работы и инструменты, контролировать свою работу Содержание занятий определяется в соответствии с общими тематическими блоками педагогической деятельности, с учетом интеграции всех видов деятельности. Программа кружка соответствует требованиям, предъявляемым к разработке программ содержит:
Достоинством представленной программы является формирование углубленных знаний биосистемы «человека», его анатомического строения, физиологических функций и законов, правил гигиены, а также воспитание экологически грамотного отношения к своему здоровью, окружающей обстановке и её компонентам. Рекомендую план работы кружка «Человек и его здоровье» для утверждения на педагогическом совете. «Рекомендовано к работе» Муниципальное методическое Объединение учителей химии Руководитель ________ Кудряшова Н.П. «_____»____________ 2011-2012 уч. год |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: