Программа курса внеурочной деятельности «исследователи»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Нижний Новгород
Нижегородский институт развития образования
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках реализации ФГОС НОО начальная школа должна создавать условия для осуществления образовательного процесса на основе системно-деятелъностного подхода, предполагающего организацию детской самостоятельной и инициативной исследовательской деятельности, ориентацию на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов, ритмичную организацию образовательного процесса.
Психолого-педагогической основой программы внеурочной деятельности младших школьников являются базовые принципы образовательной системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.
Цель программы — становление личности младших школьников в условиях развивающей образовательной среды.
Для достижения цели программы актуально решение следующих задач:
-создание условий для развития креативности младших школьников
на основе реализации идей Д. Б. Эльконина — Давыдова;
-обеспечение развития познавательной мотивации у детей процессе решения творческих задач;
-развитие готовности к сотрудничеству с другими участниками образовательного процесса, построенному на основе правил нравственного поведения.
Структура программы внеурочной деятельности состоит из трех модулей: «Я познаю мир», «Искусство феи Фантазии», «Игра дело серьезное».
Основной предпосылкой для успешной реализации программы является креативная среда, созданная в образовательном учреждении.
Под креативностью в программе понимается способность человека к конструктивному, нестандартному, «сильному» мышлению и поведению. «Креативность — это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности» (М. А. Холодная). В соответствии с этим креативная среда понимается как специально созданная среда, особенностью которой является опора на собственный опыт ребенка, его личную эмоциональную оценку. Такая среда способна выступать как «инструмент добывания, узнавания, творения нового знания» (В. В. Давыдов).
Модуль 1
«Я познаю мир»
(Исследовательская деятельность учащихся как средство развития креативности)
Цель модуля: формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в различных сферах человеческой культуры.
Задачи:
* создать новую образовательную среду, системы управления, контроля и оценки, соответствующие новому пониманию образовательных результатов;
* использовать формы обучения, основанные на учебном сотрудничестве младших школьников, работающих без непосредственной помощи и руководства учителя (опора на групповые формы обучения);
* применять педагогические технологии, направленные на формирование основ оценочной самостоятельности ребенка (безотметочное оценивание).
Схема организации исследовательской деятельности учащихся может быть представлена следующим образом:
Идея —> Структурирование деятельности —> Проведение исследования —> Презентация исследования —> Анализ результатов (рефлексия) —> Образовательно-воспитательный эффект.
Раскроем содержание этих понятий.
* Идея: рождение идеи в результате познавательных потребностей.
* Структурирование: составление плана исследования.
* Непосредственная деятельность (проведение исследования):
- поиск информации, организация работы консультативных
пунктов и творческих лабораторий;
— исследовательская деятельность (дети работают с информацией в классе, дома, в библиотеке);
- практическая деятельность в исследовательских лабораториях.
* Презентация исследования. «Обучая других, обучаешься сам» — эта мысль, высказанная великим педагогом и гуманистом И. А. Коменским, является одной из главных идей в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Оценивать детские исследовательские работы можно по принципу простого ранжирования, присуждая им дипломы 1, 2, 3-й степени, а можно отличать работы по номинациям. Например: «За самую оригинальную тему», «За самый логичный доклад», «За лучшее историческое исследование» и т. д.
* Анализ результатов деятельности (рефлексия). Осуществляется в разных видах деятельности: познавательной, учебной, коммуникативной. Может проводиться в разных формах: например, анкетирование, видеопросмотр заседания «Академии Маленького Умника», комментарии руководителей лабораторий, учителей-предметников, родителей, психолога.
Особое внимание уделяется структурированию исследовании то есть организации четкой последовательности действий:
1. После того как идея сформулирована, выбираем конкретную тему исследования.
2. Придумываем возможные варианты вопросов, проблем, которые важно исследовать в рамках темы. Важно, чтобы с подачи педагога дети делали это сами. Удачным здесь может быть применение приема «мозговой штурм» с последующим коллективным обсуждением.
3. Дети распределяются по подгруппам в зависимости от ш бранных ими тем. Важно обсудить задачи исследования в этих подгруппах, возможные методы исследования (наблюдение, эксперимент, поиск информации — работа с книгой, Интернет).
4. Далее следует этап самостоятельной работы детей по групповым и индивидуальным планам.
5. Проведение сборов группы для промежуточного обсуждения собранной информации.
6. Защита исследования, когда уточняется, насколько хорошо дети усвоили тему, что осталось для них непонятным. Продумывать эту работу лучше заранее, но возможен и такой вариант, как составление тестов и викторин на основе интересных фактов по ходу защиты исследования.
7. Завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов внешней оценки и формулированием выводов.
8. Заключительный этап — анализ всего исследования — лучше проводить через день-два после защиты, когда у детей уже сформировано отношение к проведенной работе, определено удачное и неудачное в ней.
После этого работу над исследованием можно считать законченной. По времени от начала до конца работы проходит не менее
одного месяца.
Ожидаемые результаты работы в системе исследовательской деятельности:
- появление новых идей;
- изменение способов взаимодействия внутри класса;
- возрастание познавательного интереса школьников;
-появление новых умений и навыков.
Самым важным педагогическим результатом является бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, приобретение ребенком новых знаний и умений, составляющих целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Модуль 2
«Искусстиво феи Фантаазии»
(Развитие творческого мышления на основе РТВ и ТРИЗ)
В основе идей ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РТВ (развития творческого воображения) лежит переход от метода проб и ошибок в творчестве к целенаправленному применению различных приемов анализа и решения задач. Эти приемы были разработаны на базе глубоких исследований творчества, и которых анализу подвергались объективные результаты творческого труда. Результаты исследований показали, что не обязательно в процессе творчества искать решение сложных задач методом проб и ошибок. Достаточно знать и использовать общие закономерности развития систем (будь то технические, социальные, научные или иные системы) и правила анализа и разрешения противоречий, разработанные в ТРИЗ.
Применение ТРИЗ предполагает серьезные изменения в мышлении и жизненной позиции человека. Всегда сложно отказаться от простого перебора вариантов, заменив этот малоуправляемый процесс на четкую последовательность приемов и правил. Не меньшие психологические сложности связаны с признанием того, что мир изменяем и каждый из нас способен его в чем-то
менять.
Именно эти проблемы делают необходимым обучение методам ТРИЗ в школе.
Программа рассчитана на детей 8—10 лет. По своему содержанию она принципиально отличается от существующих программ для младших школьников, в которых важнейшая роль отводится игре. Ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте становится учебная. Поэтому необходимо выстраивать систему заданий, опираясь на учебную деятельность как на ведущую и не отвергая при этом игровую деятельность, но используя ее на этапах закрепления материала и в целях релаксации. Учет общего уровня развития детей, использование новых методов и приемов позволят развивать у ребенка системное видение и взаимосвязь всех учебных дисциплин, тем самым создавая мотивацию к дальнейшему освоению различных предметов в школе.
Цель модуля: развитие системного видения взаимосвязей окружающего мира.
Задачи:
- развивать творческие способности и мышление учащихся, способность к логическому и интуитивному мышлению;
- формировать системное видение мира;
-учить выявлению и решению различных проблем;
-развивать любознательность детей, создавать мотивацию обучения и изучения новых дисциплин;
- развивать способность к обучению и самообучению;
-прививать интерес к исследовательской деятельности;
- учить принимать решения в постоянно изменяющихся условиях.
Ожидаемые результаты
Ребенок научится:
- видеть сущность проблем и находить оригинальные и принципиально новые решения;
- видеть и устанавливать неочевидные взаимосвязи предметов и явлений;
- не бояться незнакомых областей деятельности и смело браться за решение проблем из незнакомой области знаний;
-моделировать различные явления природы и техники;
- применять разнообразные методы и приемы решения проблем;
- делить мысленные процессы на определенные шаги, что упорядочивает процесс мышления и позволяет находить решение
проблем;
- оценивать принимаемые решения;
- решать исследовательскую задачу на основе различного
предметного содержания (физического, химического, биологического и др.).
Модуль 3
«Игра – дело серьезное»
(Формирование креативности через систему интеллектуальных игр)
Согласно схеме, разработанной Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и Д. Б. Элькониным, выделяется следующая последовательность формирования ведущих видов деятельности:
* непосредственно эмоциональное общение;
* предметно-манипуляторная деятельность;
* игровая деятельность;
* учебная деятельность;
* общественно полезная деятельность;
* учебно-профессиональная деятельность.
В процессе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований. Это, прежде всего, воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ребенку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие.
На этой основе у него развивается ориентация на общий смысл и характер человеческих отношений. Ребенок выделяет и особую роль этих отношений, и то определенное значение, которое имеют для них те или иные действия человека, его поступки. Вместе с тем у ребенка появляется осмысленная ориентация в собственных переживаниях и способность к их обобщению, на основе чего могут быть сформированы навыки их культурного выражения. Это позволяет ребенку эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.
Игра является незаменимым средством для того, чтобы всеобщие основания математических, лингвистических и прочих понятий наполнились для младшего школьника личным смыслом, стали собственной его логикой. Но таким средством может быть ни любая, а специфическая (интеллектуальная) игра, для которой должны создаваться особые условия.
Интеллектуальная игра позволяет сделать наглядной теоретическую абстракцию. Действуя в пространстве игры, ребенок, естественно, поступает по логике игровых понятий. Такая игра становится эмоционально-символическим входом в теоретическое мышление для многих учеников начальных классов с ведущим игровым типом ценностей.
Именно в игре проявляется свободный характер ребенка. Это продиктовано свободой в выборе замысла, средств, способов самовыражения, ценностью самого процесса ее, отношением к результату как к ценности вне зависимости от оценки.
Поэтому, работая над задачей развития креативности младших школьников, целесообразно использовать именно игровые формы деятельности, наполняя их новым содержанием.
Цель модуля: формирование на основе игровой деятельности психологических новообразований, способствующих развитию учебной деятельности как предпосылки развития учебной самостоятельности.
Задачи:
- развивать у учащихся познавательные интересы как важную предпосылку успешности обучения;
- развивать творческие способности как составляющую «сильного» мышления;
-совершенствовать лежащие в основе учебной деятельности психологические механизмы;
-выявлять наиболее одаренных детей для оказания посильной помощи в полном раскрытии их потенциальных возможностей.
Структура модуля
Этап | Название игры | Сроки проведения |
1 | Интеллектуально-творческий марафон «Зри в корень» | Сентябрь — май |
2 | Интеллектуально-творческий турнир « Эрудит» | Сентябрь — ноябрь |
3 | Интеллектуальное состязание «Умники и умницы» | Декабрь - — май |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль 1. «Я познаю мир»
(Исследовательская деятельность учащихся как средство развития креативности)
1-й класс
Дата | Тема | Цель |
Сентябрь — октябрь | Практике - теоретическое исследование «Как приходит осень?» Почему с деревьев опадают листья? Получи отпечаток коры. Зачем растениям свет? Почему листья меняют цвет? Облака в кувшине. Почему идет дождь? | Учить устанавливать связи между изменениями времени года и природными явлениями |
Декабрь — январь | Практико-теоретическое исследование «Куда течет вода?» «Кожа» воды. Как получают мыльные пузыри. То нет или не тонет. Весы открывают тайну. Превращение воды | Ознакомиться со свойствами воды; уметь использовать полученные знания в практическом применении. |
Дата | Тема | Цель |
Март -апрель | Практико-теоретическое исследование «Как приходит весна?» Лучи света осветили весь земной шар. Почему небо меняет свой цвет? Как рождается растение? Тепло против холода. Лабиринт для картофеля. Мини - оранжерея. Размножение растений. Какого цвета свет? | Показать влияние солнечного света на развитие и рост растений |
Май | Практико-теоретическое исследование «Сверху вниз» Почему предметы падают вниз? Что такое вес предмета? Что происходит с телом, падающим на поверхность? Движутся ли тела только прямолинейно? | Развивать исследовательские навыки; устанавливать причины и следствия |
2-й класс
Дата | Тема | Цель |
Сентябрь — октябрь | Практико-теоретическое исследование «Космос» Что такое Солнце? Планеты солнечной системы. Вселенная. Галактика | Познакомить с практикой использования справочных изданий для поиска информации по теме и различными их видами |
Декабрь — январь | Практико-теоретическое исследование «Растительный и животный мир Земли» Северный и Южный полюсы. Животный и растительный мир тропиков. Красная книга. Животные и растения на гербах городов и стран | Установить, как природные условия местности влияют на развитие животного и растительного мира |
Март-апрель | Практико-теоретическое исследование «Человек» Первые люди. Что внутри нас? (Строение организма.) Что внутри нас? (Чувства, эмоции, настроения.) Мы все так похожи. (Люди разных стран.) | Посредством практической деятельности (изготовление моделей сердца, легких...) познакомить со строением, функциями и значением внутренних органов человека |
Май | Практико-теоретическое исследование «Великие путешествия и открытия» Земля — шар? Неведомая Южная земля. За полярным кругом. Кто открыл Америку? «Человек с Луны» (Н. Н. Миклухо-Маклаи) | Развивать исследовательские навыки |
3-й класс
Дата | Тема | Цель |
Сентябрь — октябрь | Практико-теоретическое исследование «Мое генеалогическое древо» Что такое генеалогия? Зачем составляют генеалогическое древо? Какой характер своих предков унаследовал ты (наследственность). Семейные традиции. Герб моей семьи | Развивать исследовательские навыки |
Декабрь -январь | Практико-теоретическое исследование «Народные промыслы России» (Золотая хохлома» (просто ли бить баклуши, долгий путь от чурки до ковша...). «Городецкое донце». «Забава яркая и пестрая» (народные игрушки). «Золотая нить». Долгий век «седой глины» | Создать условия для работы в практических мастерских с целью изучения темы (работа с глиной, роспись изделий, вышивка) |
Февраль- март | Практико-теоретическое исследование «Путешествие в мир русской живописи» Русская средневековая живопись (иконопись). Портретная живопись. Пейзажи. Исторические события на полотнах художников. «Сказка про сказку» (художники-сказочники) | Познакомить с различными жанрами русской живописи (портрет, пейзаж, исторические сюжеты…), выявить их характерные особенности |
Май | Практико-теоретическое исследование «Русский язык» 'Дар богов. Из далекого далека. Странности древнерусской грамматики. Реформа языка. «Великому и могучему» — быть! | Научить работать со справочной литературой |
4-й класс
Используемые в четвертом классе темы в зависимости от интересов класса и каждого ребенка могут быть различными. Предлагаем возможный вариант защиты индивидуальных исследовательских проектов. Каждое исследование состоит из трех разделов: исследование, презентация, собственная деятельность.
Дата | Тема+собственная деятельность | Цель |
Октябрь | Екатерина Великая. Костюмы эпохи. История русской фотографии (А. О. Карелин, М. П. Дмитриев). Выставка фоторабот «Мои любимые места» | Развитие общеучебных навыков (самостоятельная работа с книгой и современными средствами информации, практическая работа в различных видах деятельности, развитие монологической речи, умение оппонировать и т. д.), создание условии для их реализации во внеурочной деятельности, социализация учащихся, формирование мобильности детей, расширение их кругозора, интеллектуальное развитие |
Ноябрь | Спортивная слава России (пловец А. Попов). Классная спартакиада. П. И. Чайковский. Влияние музыки на духовное развитие человека. Домра. Концерт из произведений композитора | |
Декабрь | Русский писатель Лев Толстой. Опыт создания маленького рассказа. Как литература влияет на мою жизнь. Мой любимый поэт. Ю. Друнина. Опыт создания собственного стихотворения | |
Январь | Наш земляк изобретатель И. П. Ку-либин (история жизни и изобретений). Собственная модель. Изобретатель радио А. С. Попов. Проблема изобретения радио | |
Февраль | С. П. Королев. Выставка собственных моделей. М. П. Лазарев — русский путешественник. Организация похода с классом | |
Март | В. Ломоносов. «Он сам наш первый русский университет». Разработка классной интеллектуальной игры. Осуществленная мечта. Э.Циолковский. Модель самолета | |
Апрель | Петр I — первый русский император. («Здесь будет город заложен» «Морская слава России»). Макет города будущего. А. П. Бородин. Две грани одного таланта. Исследовательская работа «Для чего нужен химический анализ ? » | |
Май | Г. К. Жуков — человек и военачальник. Военная игра «Марш Победы». И. Е. Репин — великий русский художник. Опыт создания художественного произведения |
Модуль 2
«Искусство феи Фантазии»
(Развитие творческого мышления на основе РТВ и ТРИЗ)
Курс рассчитан на 102 часа и состоит, с учетом возрастных особенностей школьников, из предварительной диагностики и двух содержательных блоков.
Блок предварительной подготовки (80 часов)
В этот период необходимо обеспечить общее развитие способностей детей, поэтому много времени отводится на развитие их ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти. Кроме того, необходимо развивать речь, умение делать логические умозаключения, творческое воображение.
Используемые методы:
-развитие творческого мышления;
-решение научно-технических задач.
Блок процесса изобретательства (20 часов)
Используемые методы:
- поиск решения задач;
-решение изобретательских задач.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Ожидаемый результат |
1 | Диагностика | 2 | Определение степени готовности ребенка к работе по программе |
2 | Предварительная подготовка | 80 | Развитие качеств творческой личности для изобретательства |
2.1 | Методы развития творческого мышления | 60 | Развитие творческого мышления по отдельным анализаторам, а затем комплексное |
| Природа творчества | 2 | Развитие интуиции и ее роль в природе |
| Методы развития творческих способностей | 8 | Развитие ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, логики |
| Методы развития творческого воображения | 22 | Развитие тренировкой различных видов анализаторов, вербального и комплексного воображения и фантазии. Развитие зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и тактильного анализаторов для изобретательства. Тренировка вкусового, кинестетического, болевого, температурного, органического, статико-кинетического и вибрационного анализаторов. Они могут использоваться в других видах творчества и для общего развития. Придумывание сказок и фантастических ситуаций |
| | | Знакомство со структурой системы, ее составляющими, окружением и взаимосвязями и взаимовлиянием системы и ее частей на окружающую среду и окружающей среды на нее. Знакомство с диалектическими |
| | 28 | законами развития природы на |
| Методы развития системного и диалектического мышления | | основе дидактических игр, тренировка в переносе знаний законов с одной системы на другую. |
| | | |
| | | |
2.2 | Методы решения | 20 | Использование полученных зна- |
| научно-техниче- | | ний при решении научно-технических задач |
| ских задач | | |
| Методы активи- | 4 | Использование методов при сборе |
| зации творчес- | | идей |
| кого процесса | | |
| (мозговой штурм, | | |
| морфологический | | |
| анализ и др.) | | |
| Теория решения из обретательских задач (структур- | 10 | Использование законов развития технических систем, проведение анализа и отработка алгоритма |
| ный анализ, алго- | | решения |
| ритм решения | | |
| изобретательских | | |
| задач) | | |
| Информационный фонд изобрета- | 2 | Наблюдение и фиксирование путей разрешения противоречий в |
| тельства (физиче- | | различных задачах и жизненных |
| ские, химические, | | ситуациях |
| биологические и | | |
| геометрические | | |
| эффекты) | | |
| Методы систем- | 2 | Установление системной иерархии, |
| ного проектиро- | | взаимосвязи и взаимодействия |
| вания | | системы с надсистемой, окружаю- |
| | | щей средой и их взаимовлияния |
| Методология | 2 | Использование ресурсов различ- |
| использования | | ных систем |
| ресурсов | | |
3 | Процесс изобретательства | 20 | Знакомство с этапами изобре-гательства |
3. 1 | Поиск решения чадач | 8 | Развитие умений выявлять недостатки в имеющихся системах, составлять список контрольных вопросов, использовать функциональный подход, законы развития технических систем, системный анализ, методы определения потребностей |
| Метод выявления недостатков в технических системах | 1 | Умение оценивать ситуацию |
Список контрольных вопросов | 1 | Умение пользоваться списком контрольных вопросов | |
Функциональный подход | 1 | Определение целевого и функционального назначения системы | |
Использование законов развития технических систем | 2 | Использование правил развития систем | |
Системный анализ | 2 | Умение воспринимать систему в «девятиэкранке» | |
Определение потребностей | 1 | Умение определить необходимость разрешения проблемы | |
3.2 | Решение изобретательских задач | 12 | Применение каждого из методов решения научно-технических задач, способов оценки полученного решения и путей проработки этих решений |
Классификация задач | 2 | Классификация по способу разрешения противоречий |
| Особенности решения различных видов задач | 2 | Формулирование противоречия п выяснение причинно-следственых связей |
Методы получения легковнедряемых решений | 3 | Применение приемов разрешении противоречий | |
Методы оценки решений | 1 | Оценивание правильности выбранного решения | |
Практические задачи | 4 | Тренировка в решении задач |
Модуль 3. «Игра – дело серьезное»
(Формирование креативности через систему
интеллектуальных игр)
(137 часов)
1-й этап
Интеллектуальная игра «Зри в корень»
(65 часов)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Мониторинг | 2 |
2 | Подготовительный этап | 32 |
2.1 | Математика | 10 |
Знакомство с жизнью и деятельностью великих математиков | 2 | |
Формирование простейших эвристических умений | 4 | |
Формирование элементов творческого мышления, развитие сообразительности | 4 |
№ | Раздел | Кол-во часов |
2.2 | Русский язык | 10 |
Знакомство и работа со словарями | 2 | |
Формирование общих речевых (языковых) умений | 4 | |
Формирование элементов творческого мышления, развитие чувства гармонии, языковой наблюдательности | 4 | |
2.3 | Область общих знаний | 12 |
Знакомство с окружающим миром (6 презентаций) | По 2 на каждую презентацию | |
3 | Основной этап | 23 |
3.1 | Презентация личных достижений по изучаемым темам | 20 |
3.2 | Интеллектуальные состязания в различных формах: «Звездный час». «Самый умный». «Своя игра», «Интеллектуальное ассорти» | 3 |
4 | Заключительный этап | 8 |
4.1 | Формирование команд | 1 |
4.2 | Командный тренинг | 5 |
4.3 | Финальная игра «Счастливый случай» | 2 |
Ожидаемый результат: ребенок тренирует свои волевые качества в преодолении трудностей; совершенствует базовые знания, развивает гибкость и образность мышления, логическую интуицию, фантазию и воображение. Он учится систематизировать накопленные знания. Работая в разновозрастной команде, приобретает коммуникативные навыки.
2-й этап
Интеллектуально-творческий турнир (27 часов)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Приобретаемые умения и навыки |
1 | Подготовительный | 16 | |
1.1 | Курс «Формирование логического мышления» | 8 | Ребенок учится сознательно использовать мыслительные операции, сравнивать и находить закономерности, классифицировать, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы |
| а) выделение признаков, различия и сходства, существенных признаков | 2 | |
| б) классификация, придумывание вопросов, работа по алгоритму | 2 | |
| в) логические задачи, закономерности, причинно - следственные цепочки | 2 | |
| г) отношения между понятиями, аналогии, рассуждения | 2 | |
1.2 | Курс «Мир фантазии» | 8 | Ребенок учится сочинять загадки, сказки, осваивает приемы морфологического анализа, метод фокальных объектов, учится преодолевать психологическую инерцию |
| а) развитие ассоциативности | 2 | |
| б) приемы обобщения, объединения, морфологический анализ | 2 | |
| в) придумывание сказок, загадок, нелепиц | 2 | |
№ | Раздел | Кол-во часов | Приобретаемые умения и навыки |
| Решение поисковых и творческих задач | 2 | Ребенок учится в нужный момент использовать тот или иной алгоритм рассуждения, обретает уверенность в своих силах |
2 | Основной этап | 11 | Ребенок учится работать в разновозрастной группе, слушать и уважать мнение других членов команды, аргументированно отстаивать свою точку зрения, расширяет границы познания |
2.1 | Мониторинг, творческая олимпиада | 2 | |
2.2 | Формирование команд | 1 | |
2.3 | Командный тренинг | 3 | |
2.4 | Турнир | 5 |
3-й этап
Интеллектуальная игра
«Умники и умницы» (45 часов)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Приобретаемые умения и навыки |
1 | Подготовительный этап | 32 | Ученик выбирает тему, учится планировать, анализировать свою деятельность, выделять главное, находить материалы из разных источников. Овладевает навыками речевой деятельности, языковой коммуникации, учится контролировать и оценивать свою работу |
1.1 | Знакомство с положением о состязании. Постановка целей | 1 | |
1.2 | Этап самостоятельной работы: | 10 | |
| сбор информации | | |
| оформление | | |
1.3 | Защита проектов | 20 | |
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Приобретаемые умения и навыки |
1.4 | Подведение итогов. Отбор основных участников | 1 | |
2 | Основной этап | 12 | Ребенок учится самостоятельно работать с различными источниками информации, развивает произвольность поведения, расширяет кругозор |
| Проведение агонов по темам | 12 | |
3 | Заключительный этап | 1 | У ребенка развивается познавательный интерес, формируется стремление к размышлению и поиску |
| Проведение финала. Награждение победителей | 1 |
Общие ожидаемые результаты реализации программы
* Предметные результаты, предполагающие освоение различного содержания, средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы решать внеучебные задачи;
* универсальные учебные действия, которые в начальной школе проявляются в умении учиться, в информационной грамотности;
* социальный опыт (личностные результаты), который ученик приобретает во внеурочной практической деятельности.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: